Главные вкладки

    Программа дополнительного образования "Уроки занимательного труда"
    рабочая программа (аппликация, лепка, средняя группа) по теме

    Морозова Раиса Юрьевна

        Необходимо привлекать детей к ручному труду как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1.docx29.92 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                   

       Программа дополнительного образования детей

    «Уроки занимательного труда»

                                         Средняя группа (4-5 лет)

                                          2013-2014 учебный год

                                           

                                                           

                                                                                                  Подготовила

                                                                                                  воспитатель:

                                                                                                  Морозова Р.Ю.

                                                 г. Апрелевка.

                                                      2013г.

                                                      Пояснительная записка

       «Рукоделие» - это когда начинают работать руки, вместе с ними мысль, глаз, творческий порыв к исполнению своего замысла.

        Необходимо привлекать детей к ручному труду как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков. Доказано, что условия хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки и мелкой моторики. По зрелости детской руки специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которые связаны с его расширением деятельности и двигательной манипуляцией предметов. Ребёнок познаёт мир руками, а мозг фиксирует все ощущения: зрительные, слуховые, обоняние, образы и представления.

    В настоящее время у многих детей  недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело  держат  карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук  затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

         Известно, что дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребёнке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того окружения, в котором растёт и развивается ребёнок. Множество развивающих, образовательных задач можно решить, занимаясь с детьми ручным трудом.

      Занятия с бумагой, тканью, нитками, пластилином, ватой способствуют:

      - Воспитывать у ребёнка художественный вкус, пространственное и комбинированное мышление (посредством развития способности сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали)

      - Развивать мелкую моторику пальцев (путём умением приклеивать, раскатывать, выполнять поделки из природного материала, ниток, ткани)

      - Освоить разные методики и приёмы работы с бумагой, тканью, нитками, картоном при изготовлении плоскостных и полу объёмных поделок с использованием основных приёмов.

      - Оригами способствует воображению, развитию мелкой моторики, мышления.

      - Пластилин развивает мелкую моторику, глазомер, воображение, фантазию.

    Активная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей, развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.

       Цели дополнительной образовательной программы:

    1. Образовательные:

    - Создание условий для самореализации ребёнка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

    - Расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

    - Освоение системы знаний по художественному ручному труду и русскому народному творчеству.

    1. Развивающие:

    - Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

    - Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умения планировать свою деятельность, предвидеть результат.

    1. Воспитательные:

    - Воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства.

    - Учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению.

    - Приобщить к уважению выполненных работ с детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

       Задачи:

    1. Образовательные:

    - Формировать компоненты учебной деятельности (произвольное внимание, умение    ставить цель и добиваться её выполнения, аккуратность при выполнении работы, усидчивость).

    - Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками, бумагой и простейшими инструментами.

    - Обогащать знания о свойствах различных материалов, возможностях их применения.

    - Совершенствовать умения навыков работы с бумагой, природным и бросовым материалом.

    - Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

    1. Развивающие:

       - Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным

       движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать

       глазомер.                    

    - Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении.

    - Повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ.

    - Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения.

    - Развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций.

    1. Воспитательные:

    - Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

    - Соблюдение правил техники безопасности.

    - Стремление к поиску, самостоятельности.

    - Формировать умения работать в коллективе.

    Принципы построения программы:

    - От простого к сложному.

    - Доступность.

    - Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

    - Системность знаний.

    - Воспитывающая и развивающая направленность.

    - Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

    - Активность и самостоятельность.

    - Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

    Что должен уметь ребёнок в результате работы кружка на конец года:

                               Средняя группа:

    - Уметь правильно держать ножницы и пользоваться ими.

    - Уметь вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника.

    - Плавно срезать и закруглять углы.

    - Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящие из нескольких частей.

    - Использовать всё многообразие усвоенных приёмов лепки.

    - Знать о свойствах различных материалов, возможностях их применения.

    Срок проведения с 1 сентября по 31 мая.

    Возрастная группа: дети 4-5 лет.

    Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

    Форма организации занятий: подгрупповая.

    Длительность занятий: 20 минут.

    Место проведения кружка: творческая комната.

    Формы предоставления результатов:

    1. Фотовыставка кружка «Уроки занимательного труда»
    2. Диагностика
    3. Презентация результатов работы на родительском собрании

       Дидактический материал:

    1. Аудиозаписи
    2. Использование образцов (муляжи, игрушки, макеты)
    3. Использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации книг и др.)

       Техническое оснащение:

    1. Дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, пайетки, кусочки ткани, ракушки, шишки и др.)
    2. Инструменты для аппликации (ножницы, клей)

    Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы (средняя группа)

    Месяц

    Тема

    Программные задачи

    Сентябрь

    1.Заготовка бросового и природного материалов.

     2.Лесная открытка

     3.Цыплёнок

     4.Кувшинка

    Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок.

    Октябрь

    1. Звери и птицы по желанию детей
    2. Композиция из листьев, цветов, косточек, семян
    3. Портрет Осени
    4. Панно(тарелка)

    Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца.

    Ноябрь

    1. Платочек
    2. Шапочки для гномиков
    3. Преобрази кусочек ткани (по желанию)
    4. Красивый шарфик

    Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления  клеем; умение радоваться полученному результату.

    Декабрь

    1. Снежинки
    2. Цепочки
    3. Елочки
    4. Маски

    Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию.

    Январь

    1. Снежки
    2. Гусеница
    3. Детский сад
    4. Аппликация “Птичья столовая”

    Закрепить знания детей о поролоне и его свойствах; способствовать созданию уже знакомых поделок, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца.

    Февраль

    1. Домики
    2. Роботы
    3. Таблетки для игры в больницу
    4. Открытка в подарок папе

    Обогатить знания детей о разнообразии бросового материала и его использование при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности в работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

    Март

    1. Кулон
    2. Цветок
    3. Открытка в подарок маме
    4. Конверт

    Учить детей делать поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

    Апрель

    1. Кораблики
    2. Вертушки
    3. Самолеты
    4. Собачка

    Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом, применяя знакомые приемы и методы, проявлять творчество, фантазию, инициативу, дружеские взаимоотношения

    Май

         1.Рыбка

         2.Вишня

         3.Мышка

         4.Аквариум

    Учить создавать выпуклые формы

    Учить приклеивать детали к конусу

    Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

    Программа дополнительного образования "Занимательные шашки"

    Аннотация к программе«Занимательные  шашки в ДОУ» педагога дополнительного образования, Шабуриной А.В.Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашк...

    Программа дополнительного образования "Занимательная сенсорика"

    Формирование  у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств; обогащение чувственного опыта детей младшего дошко...

    Программа дополнительного образовани "Занимательная математика"

    Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и е...

    Программа дополнительного образования "Занимательный англииский"

    Программа  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста...