ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"
рабочая программа по теме

Ильина Олеся Николаевна

"ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obrazovaniya_zanimatelnaya_ekonomika.docx78.31 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

«Детский сад №17 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида

Рузаевского муниципального района

П Р О Г Р А М М А

 дополнительного образования

«Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе формирования нравственных представлений

об окружающем мире.

Занимательная экономика»

для детей 5-7 лет

Автор:

воспитатель

ИльинаО.Н.

г. Рузаевка, 2017г.

№ п.п.

Содержание

стр.

I

Целевой раздел

1.

Пояснительная записка

3

1.1

Новизна и актуальность программы

3

1.2

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования

3

1.3

Цели и задачи реализации программы

4

1.4

Этапы реализации программы

5

1.5

Ожидаемые результаты обучения

5-6

1.6

Мониторинг усвоения экономических знаний

  II

Содержательный раздел

2

Перечень экономических разделов программы

7

2.1

Учебно-тематический план программы дополнительного образования

7-8

2.2

Содержание программы дополнительного образования

9-15

 III

Организационный раздел

3

Основные формы организации  деятельности детей по экономическому воспитанию

16-17

3.1

Формы работы с родителями

17

3.2

Методы и приемы, используемые при реализации программы

17-18

3.3

Приемы обучения

18

3.4

Список литературных источников

19

Конспект занятия «Тропинка в экономику»

20-22

Пояснительная записка

В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.
       Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.

         Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития. А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь»

         Новизна программы  заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

         Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Отсутствие системы в работе по экономическому образованию в дошкольных учреждениях, отсутствие бережного отношения к вещам, не принадлежащим лично детям, труду других людей, результату трудовой деятельности,  недостаточная материально-техническая база дошкольных учреждений в создании предметно-развивающей среды способствовали созданию программы экономического воспитания дошкольников.

           Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них, а также ценить труд. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством  экономического воспитания ребёнка 5-7 лет.

     Целью программы является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры в процессе формирования нравственных представлений об окружающем мире, а также повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

    Задачи:

  • Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями,  знакомство с современными рыночными отношениями).
  • Формировать  умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей.
  • Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями.
  • Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
  • Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей), человеческих взаимоотношений.
  • Дать представления про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой.
  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их трате.
  • Пробуждать здоровый интерес к деньгам, учить бережному отношению с деньгами;
  • Учить решать простейшие экономические задачи;
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.

     Отличительной особенностью данной программы является то, что педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по принципу «педагог - ребенок - родитель», при специально созданной предметно-пространственной среде.

По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет.

      Срок реализации программы 2 года.

      Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию.

Продолжительность занятий: 1 раз в две недели, в старшей группе – 25 минут,

в подготовительной группе – 30 минут.

       Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный этап. Цель: Создание условий для реализации программы.

Формы работы: ролевые игры; групповые работы; беседы; экскурсии; викторины;  просмотр мультфильмов и анкетирование родителей. Результат: создание условий для реализации программы, анкетирование родителей.

  1. Основной этап. Цель: Создание благоприятных условий для самореализации дошкольников в процессе экономического воспитания и формирования нравственных представлений об окружающем мире. Формы работы: коллективные и индивидуальные работы; самостоятельный и совместный поиск экономических решений. Результат: осознание собственных возможностей.
  2. Итоговый этап. Цель: подведение итогов реализации данной  программы. Формы работы: подведение итогов программы производится в форме игр-конкурсов, коллективных обсуждений, блиц-опросов. Результат: адаптированная программа для старших дошкольников.

      Основными формами реализации программных задач является игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, просмотр обучающих мультфильмов, проектная деятельность, а также поручения для родителей, создание проблемных ситуаций, которые необходимо решить совместными усилиями «родитель-ребенок».

    Ожидаемые результаты для 1-го года обучения ориентированы на:

  • необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
  • умение считать (в прямом арифметическом смысле);
  • экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
  • экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).

    Ожидаемые результаты для 2-го года обучения ориентированы на:

  • знание о соотношении стоимости вещей (услуг);
  • умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.);
  • умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты);
  • повышение самооценки, чувства собственного достоинства (чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях, механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок);
  • познание себя (иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали – все это ведет к рефлексии);
  • познание других (чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем);
  • радость благотворительности, безвозмездной помощи другим (пожертвовать часть своих средств на добрые дела – хороший тест для родителей – кого же мы вырастили и что нас ждет в старости?);
  • возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь – база для становления субъектности ребенка.
  • знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. (современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере);
  • умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.

     Мониторинг усвоения экономических знаний осуществляется на основе  методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются  такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, анкетирование родителей.

Учебно-тематический план

Перечень разделов:

В старшей группе (дети 5-6 лет) – происходит изучение 4-х экономических разделов:

- потребности;

- труд;

- товар;

- деньги.

В подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет) – идёт процесс усвоения 7-ю экономическими разделами:

- экономика;

- потребности;

- труд (профессии);

- выгода и убыток;

- деньги;

- реклама;

- бизнес и капитал.

Для старшей группы (дети 5-6 лет)

Месяц

Темы занятий

Количество занятий (по 25 минут каждое)

Всего

Теория

Практика

1

Сентябрь

Вводное занятие. Что такое экономика

2

2

2

Октябрь

В гостях у гнома Эконома

2

1

1

3

Ноябрь

Потребности: «хочу», «надо»

2

1

1

4

Декабрь

Производство, производитель

2

1

1

5

Январь

Торговля.

2

1

1

6

Февраль

Ярмарка идей.

2

1

1

7

Март

Цена, зарплата.

2

1

1

8

Апрель

Всюду деньги, деньги, деньги

2

1

1

9

Май

Капитал. Что такое сберегательный банк.

2

1

1

Всего занятий для детей старшей группы

18

10

8

Для подготовительной к школе группы (дети 6-7 лет)

Месяц

Темы занятий

Количество занятий (по 30 минут каждое)

Всего

Теория

Практика

1

Сентябрь

Что такое экономика

2

2

2

Октябрь

Экономическая азбука

2

1

1

3

Ноябрь

Я - потребитель. Иерархия потребностей.

2

1

1

4

Декабрь

Знакомство с основными профессиями рыночной экономики

2

1

1

5

Январь

Реклама и бизнес

2

1

1

6

Февраль

Семейная экономика

2

1

1

7

Март

Экономная хозяйка

2

1

1

8

Апрель

Аукцион экономических знаний

2

1

1

9

Май

Итоговое занятие. «MiniBoss».

2

1

1

Всего занятий для детей подготовительной группы

18

10

8

Содержание программы

Для старшей группы (дети 5-6 лет)

Тема 1. Вводное занятие. Что такое экономика.

Теория.

Что такое экономика.

Цель: познакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности.  

Задачи: Дать понятие, что такое экономика. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать речь, умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

Формировать знания и представления учащихся о правилах занятий, подвижных игр, о правилах безопасного поведения.

Тема 2. В гостях у гнома - Эконома.

Практика.

 Игра «В гости к гному-Эконому» (в игровой форме моделируют основные экономические действия).

Цель: в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания.

Задачи: Формировать понятие «экономика». Формировать представления о денежных знаках.  Способствовать созданию комфортной атмосферы в группе. Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию, воображение. Закреплять умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются.

Тема 3.Потребности: «хочу, «надо»

Теория.

Потребитель, потребление – понятия. Формирование потребностей.

Цель: Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении,  формирование семейных потребностей, общие потребности человека, понимать различие между словами «хочу» и «надо».

Задачи: учить, как можно отказаться от потребности « я хочу», и понять, что есть необходимость покупки «надо», дать представления о потребностях в экономических и духовных благах. Дать понятие, что такое товар, цель его существования, возможности его приобретения.

Практика.

 Дидактические игры «Я потребитель», «Строим пирамиду потребностей». Ролевая игра «В магазине».

Цель: расширение кругозора детей; формирование и   закрепление       знаний  по  данным понятиям.

        Задачи: повторение и закрепление пройденных понятий (потребитель, пирамида потребностей) в игровой форме.

Тема 4. Производство, производитель.

Теория.

Производство, производитель – понятия. Формы, этапы производства.

Знакомство с профессиями.

Цель: Расширять экономические знания детей о том, что все, что нас окружает, является результатом труда многих людей. Воспитывать ценностное отношение к продуктам их деятельности, уважение к труду и профессиям.

Задачи:  научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессий человека.

Практика.

Игра «Все работы хороши». Упражнение «Узнай профессию по картинке». Блиц-опрос «Кем я хочу быть».

Цель: сформировать и развить представления детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Задачи: уточнение представлений о профессиональной деятельности, продолжать закреплять знания детей о том, что все нас окружает является результатом труда людей.

Тема 5. Торговля.

Теория.

Понятие цены и как ее надо назначать. Как можно торговать и какой способ торговли выгоднее.

Цель: сформировать знания детей о том, что является товаром.

Дать представление о многообразии товаров. Закрепить знания о магазине, о работе продавца.

Задачи: закрепление навыков счета в пределах 10 и знание цифр, совершенствование речевой формы (согласование числительного с существительным), ориентирование в пространстве, классификация предметов, составление описательного рассказа.

Тема 6. Ярмарка идей.

Теория.

 Должны ли дети зарабатывать карманные деньги. Как  определить цель и ее достичь.

Цель:   воспитание интереса к предмету; формирование экономического мировоззрения; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Задачи: закрепление теоретического материала по теме: «Производство, производитель»; закрепление умений и навыков применения полученных знаний в конкретных ситуациях; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Практика.

Упражнение «Моя цель и что я делаю, чтобы ее достичь».

Цель: закрепить и практически применить полученные знания в форме экономической игры.         

Задачи:  развитие самостоятельности  мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач; развитие умений работать в группе.

Тема 7. Цена, зарплата.

Теория.

Понятие цены и как ее надо назначать. Как можно торговать и какой способ

торговли выгоднее.

Цель: Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним. Учить составлять семейный бюджет.

Задачи: раскрыть принципы формирования семейного бюджета;

Практика.

 Имитационная игра «Как Миша назначал цену на свой товар»

Цель: воспитывать организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав, бережливость, аккуратность, ответственность за порученное дело, уважение к труду.

Задачи: формировать представления о потребностях в экономических и духовных благах;  формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

Тема 8. Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги - там и тут...

Теория.

Понятие и виды денег. Деньги любят счет. 

Цели: познакомить воспитанников с историей денег;

показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций; раскрыть основные функции денег;

Задачи: способствовать формированию и развитию экономической культуры детей; развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации. Карманные деньги. Воспитание правильного отношения к деньгам, как к предмету жизненной необходимости (деньги, как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).

Практика.

Упражнение «Зарабатываем и тратим карманные деньги».

Цель: закрепить и практически применить полученные знания в форме экономической игры.         

Задачи: Подводить детей к пониманию того, что люди разных профессий работают, за свой труд получают зарплату, которую тратят для нужд семьи.

Расширять знания о значении тепла, света, газа в жизни человека, экономное их использование.

Тема 9.Капитал. Что такое сберегательный банк.

Теория.

Как деньги не только хранятся в банке, но и «растут».

Цель: Раскрыть понятия: банк, банкир, кредит, проценты, капитал.

Задачи: Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о существовании государственных и коммерческих банков.

Практика.

Экскурсия в банк.

Цель: Закрепить знания о правилах дорожного движения; расширить знания о пассажирском транспорте, о специальных площадках - местах остановки общественного транспорта; о правилах посадки и высадки из общественного транспорта.

Задачи: узнать, для чего существуют банки; профессии людей, которые работают в банковском деле;

Итоговое занятие «Ярмарка»

Цель: Обобщать знания детей, полученных в течение года и закрепление экономических понятий.

Задачи: Учить классифицировать товары. Формировать нравственное поведение в торговых заведениях, выполняя, роль продавца. Закрепление  понятия «цена»; учить сравнивать цены: дешево — дорого.

Содержание программы

Для подготовительной к школе группы (дети 6-7 лет)

Тема 1. Что такое экономика.

Теория.

 Инструктаж по технике безопасности. Что такое экономика.

Цель: Формировать знания и представления учащихся о правилах занятий, подвижных игр, о правилах безопасного поведения.

Задачи: Вспомнить, что такое экономика. Уметь выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

Тема 2. Экономическая азбука.

Теория.

 Экономическая азбука - раскрытие основных экономических понятий.

Цель: продолжать знакомить детей с экономическими понятиями,  способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности.  

Задачи: Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать речь, воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

Практика.

 Игра «Экономическая азбука». Игры на знакомство. Игра-тест «Что такое экономика».

Цель: В игровой занимательной форме закрепить знание детьми различных экономических понятий: профессии, труд, товар, покупатель , продавец, бартер, реклама и т. д. ;

Задачи: развивать связную речь, умение обосновывать свои ответы;

развивать смекалку, сообразительность.

Тема 3. Я - потребитель. Иерархия потребностей.

Теория.

Потребитель, потребление – понятия.

Цель: Раскрыть понятие потребитель.

Задачи: познакомить детей с элементарными  экономическими  представлениями о современной жизни,  развивать социально – нравственные качества личности (трудолюбие, бережливость), обогащать словарный запас, прививать взаимопомощь и доброе отношение друг к другу.

Практика.

Дидактические игры «Я потребитель», «Строим пирамиду потребностей».

Ролевая игра «В магазине».

Цель: создание социальной ситуации развития личности ребёнка в ходе игр.

Задачи: создать условия для выполнения соответствующих игровых действий, для нахождения в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, для подведения детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

Тема 4. Знакомство с основными профессиями рыночной экономики.

Теория.

Знакомство с профессиями рыночной экономики, актуальные профессии.

Цель: Формировать представление детей о актуальных видах профессий

Задачи: Уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии дизайнера, архитектора, банкира, экономиста, юриста и т.д.

Практика.

Игра «Все работы хороши». Упражнение «Узнай профессию по картинке».

Блиц-опрос «Кем я хочу быть».

Цель: вызвать интерес к труду взрослых разных профессий.

Задачи: создать условия для формирования умения распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;

создать условия для выполнения соответствующих игровых действий, для нахождения в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, для подведения детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;

Тема 5. Реклама и бизнес.

Теория.

Понятие рекламы и бизнеса. Как лучше организовать рекламу.

Цель: формировать представления о финансовых категориях: реклама, бизнес. В доступной форме надо знакомить детей с рекламой,

Задачи: Формировать представление о товарах и товарно-денежных отношениях.

Практика.

 Упражнение «Поможем Мише продать товар».

Цель: составить и нарисовать рекламу товара для Миши самостоятельно.

Задачи: Рассказывать детям о цели рекламы, источниках рекламирования товаров: виды рекламы; учить рекламировать товар.

Тема 6. Семейная экономика. Формирование семейного бюджета.

Теория.

Экономика в семье.

 Цель: Формирование основ финансовой грамотности детей.

Задачи: Дать детям первоначальные представления о семейном бюджете;

Обогащать словарь детей за счет слов: семейный бюджет, доходы и расходы семьи, экономия, товар, зарплата;

 Развивать умственные способности детей, речь, познавательный интерес.

Практика.

Дидактическая игра  «Составляем семейный бюджет» (как сэкономить

семейный бюджет, зачем нужно экономить, на чем можно сэкономить).

Цель: учить выделять первоочередные нужды семьи;

Задачи: научить экономно использовать электроэнергию, воду, газ; познакомить с тем , что компьютер и калькулятор помогают в ведении семейного хозяйства.

Тема 7. Экономная хозяйка. Как сэкономить семейный бюджет.

Теория.

Цель: иметь представление о товарно-денежных отношениях, уметь осуществить покупку, классифицировать товар, понятия «дешево-дорого»

Задачи: Создавать ситуации для закрепления знаний о правилах экономного использования электроэнергии некоторыми приборами (холодильник, утюг, телевизор, лампочка), сохранение тепла, экономного использования воды. Подводить детей к пониманию того, что рациональное использование электроэнергии, воды, газа экономит средства семьи. Воспитывать бережливость, умение соотносить свои желания с возможностями.

Практика.

 Ролевая игра «Экономная хозяйка» (как экономно организовать и провести

день рождения).

Цель: Учить выделять первоочередные нужды, собственные и потребности семьи.

Задачи: Расширять знания о рациональном использовании остатков продуктов питания (из хлеба можно приготовить гренки; крошки дать птичкам; кости отдать собакам; остатки от чая использовать как удобрение для комнатных растений).

Тема 8. Аукцион экономических знаний.

Теория.

 Правила игры. Деление на команды.

Цель:вызвать интерес к игре в команде

 Задачи: создать условия для выполнения игровых действий.

Игра «Аукцион экономических знаний».

Цель: Формировать у детей основы экономической культуры.

Задачи: Учить преодолевать трудности и жизненные неурядицы; воспитывать настойчивость, компетентность.

Тема 9. Итоговое занятие. «MiniBoss». Моделирование собственного бизнеса.

Теория.

Где можно получить знания по экономике.

Цель: Создавать экономические игровые ситуации для получения и закрепления  знаний об экономике.

 Задачи: найти ответы на главные вопросы экономики: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?», «Как экономить?».

Практика.

Экономическая игра «MiniBoss». Подведение итогов. Коллективное

обсуждение, чему научились.

Цель: осознать правила экономической деятельности.

Задачи: закрепить умение детей планировать игру и самостоятельно подбирать игровой материал, находить в реальной жизни экономические понятия и находить им практическое применение.

Методическое обеспечение

          Основными формами организации деятельности детей по экономическому воспитанию являются:

  • совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»;
  • проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;
  • создание обогащённой развивающей среды в группах;
  • информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
  •  включение детей в социоигровые ситуации
  • участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, выставки);
  • дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.
  • организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;
  • сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
  • Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».

  • Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».

  • Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

  • Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».

  • Чтение и обсуждение сказок о рекламе.

Народных: «Лиса и козел».

Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»

  •  Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».

Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

  • подборка пословиц и поговорок о труде, о деньгах, о цене, о купле-продаже, о бережливости, о товаре

Формы работы с родителями

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка, считает Голуб Л.А., — это идея о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов.

Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления.

Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.

  • анкетирование (цель: определение мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования  у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений);Информационные листы (памятки, советы, мини-консультации);
  • участие в конкурсах, выставках, ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания;
  • родительские собрания (цель: вовлечь родителей в процесс экономического образования детей, разъяснить необходимость привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным  возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации);
  • индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку, и т.д.);
  • участие родителей в  дидактических играх экономического содержания.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

Приемы организации детей в процессе обучения:

  • Работа небольшими группами;
  • Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приемы активизации умственной активности детей:

  • Включение игровых упражнений;
  • Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
  • Выполнение нетрадиционных заданий;
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций

Приемы обучения:

  • Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
  • Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
  • Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  • Вопросы к детям.

        Список литературы

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

11.Шатова, А.Д. Дошкольник и  экономика //Обруч. – 1999. – №1. – с. 29-31.

12. Шатова, А.Д.Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – с. 179-18

13. Шатова, А.Д. Становление начал ценностных ориентаций: [Об экономическом воспитании дошкольников] // Образование и рынок. – 1997. № 1. – с. 4-7.

14. Шведова, И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992. Вып. 1

Конспект занятия

«Тропинка в экономику»

        Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Задачи:

  •  Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;
  •  Пробуждать здоровый интерес к денежным средствам;
  •  Познакомить с элементарными экономическими понятиями;
  •  Учить решать простейшие экономические задачи;
  •  Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;
  •  Создать условия для формирования элементарных экономических знаний  у детей 5-6 лет;
  •  Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).

        Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через практическую деятельность, приближенную к реальному социальному миру.

        Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Практическая значимость

Экономическое воспитание дошкольников это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера, поэтому опыт работы может быть использован воспитателями в своей профессиональной деятельности.

         Материал для мероприятия адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями.

         При составлении данного мероприятия опиралась на известные работы Г. Н. Годиной, Л. А. Голуб, Т. В. Дробышевой, Т. А. Шорыгиной, А. Н. Орешиной, И. А. Сасовой, А. А. Смоленцевой, А. Д. Шатовой и других авторов           по экономическому образованию и воспитанию дошкольников.

Раздаточный материал:

  •   столы для проведения опытно-экспериментальной деятельности с набором  предметов: детские бумажные купюры и монеты, емкости с водой и  грунтом, салфетки бумажные, салфетки тканевые;
  •   цифры-пазлы;
  •  халаты для работы в лаборатории;
  •     касса, сладкие товары для совершения покупок;

Примечание: учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, вся работа была выстроена мной в игровой форме

ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте, дети.  (Сюрпризный момент: за спиной гелиевый шарик, его не видно, воспитатель медленно отпускает его, и он оказывается над головой).

Дети удивляются.

Гелька: Привет всем! (воспитатель говорит за него, измененным голосом)

Воспитатель: Это мой друг – Гелька!  Он всегда и везде со мной. Он очень любопытный и задает мне такие вопросы! Интересно какой вопрос ты приготовил для меня сегодня?

Гелька: Я вчера смотрел телевизор и услышал новое слово – «экономика», я его запомнил! А что оно означает, Олеся Николаевна?

Воспитатель: Ну и задал, ты мне задачку, Гелька! А вы  знаете, что такое экономика? (нет). Сейчас я вам расскажу. Экономика очень широкое понятие и для детей определения не придумали. Я это могу объяснить так: слово экономика означает - дом, хозяйство. А вести хозяйство – это у нас продукты, товары, деньги, труд, профессии и многое другое. Скажите, а ваши родители работают? Кем? А какие профессии вы еще знаете? (ответы детей)

Гелька: А зачем ваши родители ходят на работу? Могли бы и дома сидеть, с вами играть, ТВ смотреть…(предполагаемый ответ детей: получают з/плата). А что такое з/плата? (предполагаемый ответ детей: деньги).

Гелька: Понятно, все кто работает, получают деньги. А за деньги можно покупать одежду, еду.

Воспитатель: А какие бывают деньги? (предполагаемый ответ детей: бумажные и металлические) Объясняю, что бумажные - это купюры, металлические – монеты.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, какими денежными средствами удобнее пользоваться: монетами или купюрами. И для этого я вас приглашаю

 в   лабораторию, поработать учеными и поэкспериментировать с деньгами. А отправимся мы туда по тропинке экономики.

А что, с тропинкой?  (тропинка представляет собой, цифры-пазлы, но в данный момент все цифры, разбросаны не по ряду).

Гелька: Я знаю что делать, нужно собрать тропинку в один ряд, при этом расставить все цифры от 1 до 9 в прямом порядке.

Воспитатель: Отлично справились! Вот мы и в нашей лаборатории.

ЛАБОРАТОРИЯ

Воспитатель: Чтобы нам стать настоящими учеными, мы наденем халаты.

На заранее оборудованных для экспериментальной деятельности столах дети  рассматривают предметы, с которыми им предстоит совершать действия.

Воспитатель задаёт уточняющие вопросы: Мы с вами знаем, что деньги сделаны из бумаги и металла.

  • Как называются бумажные деньги?
  • Как называются металлические деньги?

Опыт №1.

Воспитатель: Уважаемые ученые займите ваши места и приступим к нашему исследованию. Перед вами емкость с водой. Сейчас мы выясним, что станет с деньгами, если мы опустим их в воду. В чашу с водой опустите сначала монету, а затем купюру. Что случилось с монетой? А с купюрой? (ответы детей) Теперь возьмите пинцет, достаньте деньги и положите их перед собой. Протрем их салфеткой. Что стало с монетой? Что стало с купюрой? (ответы детей)

Опыт №2.

Воспитатель: Приступим ко второму опыту. При помощи пинцета в емкость с грунтом кладем купюру и монету. Немного прижимаем и достаем наши деньги. Какие следы на купюре и на монете оставил грунт? (ответы детей)  Попробуйте её  убрать салфеткой. В каком случае это делается легче? (ответы детей)

Физкультминутка

Поработали, ребятки

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно

Нам еще работать нужно!

Опыт №3.

  Воспитатель: Для проведения следующего опыта, превратимся в сильный

Ветер, и подуем на купюру и монету. Что произошло? Почему купюра      улетела? (ответы детей)   А знаете, есть такая пословица «Бросать деньги на ветер». Как вы думаете, что она означает? (ответы, рассуждения детей)

Опыт №4.

Воспитатель: А теперь в левую руку возьмите монету, в правую – купюру и сожмите их. Что изменилось, а что осталось прежним? (ответы детей)  Попробуйте разгладить то, что смято.

Воспитатель:Ребята, что же мы узнали в ходе исследования?

Предполагаемые ответы детей:«В воде монета тонет, а купюра плавает»;  «В воде купюра погибает, а монета живёт», «на купюре остаются следы грязи, а на монете нет», «бумажная купюра может улететь и помяться, а монета остается такой же» и т.п. В итоге делается вывод, что деньги нужно беречь.

Гелька: Какие вы умные, ребята!

Воспитатель: Мы с вами славно потрудились и как настоящим работникам нам положена з/плата.  Воспитатель- кассир  выдает всем деньги.

Гелька: Раз уж мы получили з/плату, нам нужно их потратить. Может пойдем в супермаркет?

МАРКЕТ

Игра «Что можно купить, что нельзя».

Воспитатель задает вопросы: березу можно купить, а молнию, радугу. (ответы детей). Вот, ваш друг Сережа - его можно купить? (ответы детей)

Воспитатель – продавец. На полках разложены: печенья, «Барни», сок, «Чокопай» и т.п. Дети выбирают себе по вкусу, расплачиваясь, соблюдая вежливые правила (спасибо, пожалуйста, здравствуйте и т.д)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? (ответы детей). Теперь мы все узнали, что такое деньги, какие они бывают, как их можно заработать, потратить. Спасибо вам! Мне было очень приятно с вами работать.

Гелька тоже прощается.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»

Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

программа дополнительного образования для дошкольников в области экономики

Дополнительная общеразвивающая программа «Экономика для малышей» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерац...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КРУЖКЕ «МИР ЭКОНОМИКИ»

     Современный мир за последнее десятилетие сильно изменился.        Произошедшие перемены диктуют новые требования к содержанию образования....

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Занимательная экономика"

Программа дополнительного образования для работы с воспитанниками в ДОО . Расчитана  на 1 учебный год....