ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КРУЖКЕ «МИР ЭКОНОМИКИ»
методическая разработка (старшая группа)

Филькина Наталья Николаевна

       Современный мир за последнее десятилетие сильно изменился.        Произошедшие перемены диктуют новые требования к содержанию образования. Оно переходит на новый уровень своего развития, где объектом для исследования становятся такие области знаний, как предпринимательская деятельность, рекламный бизнес, маркетинг, менеджмент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernyy_plan_ekonomiki.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В  КРУЖКЕ «МИР ЭКОНОМИКИ»

Пояснительная записка:

Направленность: экономическое образование дошкольников.

Новизна,  актуальность, педагогическая целесообразность: 

       Современный мир за последнее десятилетие сильно изменился.        Произошедшие перемены диктуют новые требования к содержанию образования. Оно переходит на новый уровень своего развития, где объектом для исследования становятся такие области знаний, как предпринимательская деятельность, рекламный бизнес, маркетинг, менеджмент.

         Дошкольники все чаще слышат понятия: цена труда, проценты, деньги,  услуги, проект, спрос, бартер и т. д. .  Данные области знаний изучаются на каждом уровне образования, в высшей школе, в профессиональных учебных заведениях, в общеобразовательной школе (в том числе, предмет «Экономики» изучается детьми близлежащих школ - МОУ Лицей № 82, школа № 9).

    Повышение интереса к экономическому развитию дошкольников также является закономерным, так как ребенок поневоле встречается с экономическими вопросами в повседневной жизни.

    Помочь получить ответы на такие вопросы – задача педагогов и родителей. Кроме того, дети быстро впитывают атмосферу реальности, лучше взрослых адаптируются в ней. Практикой отмечено повышение интереса самих детей к знаниям в области экономики.

    Включение вопросов экономического развития детей старшего дошкольного возраста в педагогический процесс МДОУ, поможет своевременно заложить основу экономической культуры ребенка.

      Таким образом, введение экономического развития в систему дошкольного образования – это не модное течение, а «необходимость в дошкольном детстве дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей».

Цель дополнительной образовательной программы: приобщение дошкольника к экономической действительности.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с доступным знаниями из области экономики (семейная экономика, мир товаров, ресурсы, экономика моего города, моей страны).
  2.  Развивать базисные качества экономической деятельности (экономность, бережливость, элементы рациональности и трудолюбия) у дошкольников.

Отличительные особенности данной программы:

         А.Д.Шатова в своей программе значительное место отводит трудовой деятельности человека. Автор считает, что «труд - основная деятельность человека, источник его существования». Через ознакомление с трудом взрослых, усваиваются понятия «продукт труда», «стоимость продукта труда». «деньги» и т.д.

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года.

Формы и режим занятий: подгрупповые занятия кружка 1 раз в неделю вечером.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники:

  • имеют четкое представление о целостной картине мира, правильно ориентируется в «экономической» действительности;
  • самостоятельно, творчески  действуют в различных жизненных ситуациях, реально «экономически» мыслят;
  • проявляют ценностно-гуманное отношение к окружающему миру.

Способы определения результативности:

    В рамках деятельности творческой группы были разработаны критерии оценки уровня экономического развития детей, которые включали в себя:

       * интерес  детей к экономике;

       *уровень отношений к экономическим знаниям и нормам поведения;

        *освоенность  экономических знаний;

        *овладение экономическими понятиями;

        *уровень логических умений на экономическом материале.

Формы подведения итогов:

  • педсоветы интеллектуального направления;
  • заседания районного методического обеспечения старших воспитателей и воспитателей старших групп.
  • публикация опыта в книгах.  (2000 год - учебное пособие А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику», 2004 год -   книга А.А.Смоленцевой «Экономика в сказках»)

               

Данный материал вошел в книгу А.А.Смоленцевой «Экономика в сказках», опубликованной в 2004 году. Автор книги выражает благодарность коллективу ДОУ в лице заведующей З.Е.Орловской, старшему воспитателю И.Н.Бушуевой, старшему воспитателю Е.В.Прокофьевой. Работа над задачей включала не только теоретическую, но и практическую деятельность (создана «Беседка Белоснежки» для изучения экономических понятий в знакомых детям сказках).

1 год обучения:

Учебно – тематический план

Перечень разделов:

№ тем

Темы:

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Знакомство с экономикой

3

2

1

1.1.

Что такое экономика?

1

1

-

1.2.

В гостях у семьи экономистов.

2

1

1

2.

Труд-продукт

6

2

4

2.1.

Волшебные помощники

2

1

1

2.2.

Труд людей, профессии людей.

3

1

2

2.3.

Какие бывают товары?

1

-

1

3.

Деньги, цена (стоимость)

6

3

3

3.1.

Понятие о деньгах. Виды денег.

2

1

1

3.2.

Где  хранятся деньги.

2

1

1

3.3.

Цена, стоимость товара и услуг.

2

1

1

4.

Реклама: желания и возможности

9

3

6

4.1.

Реклама – как социальное явление.

3

1

2

4.2.

Виды рекламы.

3

1

2

4.3.

Процесс создания рекламы.

3

1

2

5.

Потребности

8

3

3

5.1.

Заветные желания.

2

1

1

5.2.

Потребности человека

3

1

2

5.3.

Потребности растений и животных.

3

1

2

Методическое обеспечение программы:

Игры экономического содержания:

  1. «Вещи, которые нас окружают». Цель: Знакомить детей с техническим прогрессом. Пополнять словарный запас. Развивать творческое мышление и воображение. Развивать умение классифицировать, обобщать. Воспитывать бережливость.
  2. «Волшебные помощники». Цель: Учить детей называть предметы бытовой техники, уточнить её роль в домашнем хозяйстве. Развивать выдумку поддерживать проявления творческого начала. Воспитывать бережливость.
  3.  «Сколько дел в домашнем хозяйстве». Цель: Учить называть домашние дела, членов семьи. Закреплять представления о том, что в семье каждый выполняет ту работу, которую может делать хорошо. Воспитывать трудолюбие.
  4. «Бюджет семьи». Цель: учить детей определять составляющие бюджета семьи. Развивать экономическое мышление. Воспитывать трудолюбие.
  5. «Доход семьи». Цель: Дать представления о совокупности дохода. Развивать экономическое мышление. Воспитывать трудолюбие.
  6.  «Расход семьи». Цель: Учить определять обязательный и необязательный расход. Развивать умение планировать расход. Развивать экономическое мышление. Воспитывать трудолюбие.
  7. Модели «Доход», «Расход». Цель: учить определять понятия доход и расход
  8. «Домик-копилка». Цель: подвести к сущности понятий сбережения, накопления. Воспитывать разумное отношение к деньгам.
  9. Назови профессию». Цель: знакомить детей с разными видами профессий. Развивать умения определять орудия труда. Прививать уважительное отношение к труду людей.
  10.  «Прогулка по городу». Цель: Дать сведения об окружающем мире, созданном руками человека. Учить называть объекты социальной среды района, города.  Развивать внимание, память, мышление, речь.
  11.  «Нижний Новгород». Цель: знакомство с достопримечательностями великого русского города Нижнего Новгорода, с традициями и обычаями. Воспитывать любовь к родному городу.
  12.  Модель «Нижний Новгород». Цель: познакомить детей с районами родного города, с Гербом города и эмблемой нашего района. Дать знания о производстве полезных товаров в разных районах города.
  13.  «Подбери картинку». Цель: учить детей группировать предметы, выделять существенные признаки, аргументировать свой выбор, воспитывать бережное отношение к вещам.
  14. «Мир товаров». Цель: познакомить детей с некоторыми видами товаров. Вызвать интерес и желание классифицировать товар, выделяя существенные признаки. Воспитывать бережное отношение к вещам.
  15.  «Товарный поезд». Цель: учить детей объединять предметы (товары) по определенному признаку, собирать из товарных вагонов логический поезд. Развивать умение классифицировать и группировать предметы (товары). Воспитывать бережное отношение к вещам.
  16.  «Что быстрее купят?». Цель: учить устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом. Воспитывать разумное отношение к покупкам.
  17.  «Кому, что нужно?». Цель: закреплять знания детей о потребностях человека и называть их. Развивать умение определять общие потребности и частные (индивидуальные потребности). Воспитывать уважение к товарищам.
  18. «Потребности человека». Цель: учить называть жизненно-важные потребности для человека.
  19. «Потребности». Цель: учить различать общие потребности для всего живого и человека. Развивать самостоятельность мышления, умение обосновать свой выбор. Воспитывать самостоятельность.

2 год обучения:

Учебно – тематический план

Перечень разделов:

№ тем

Темы:

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Знакомство с экономикой

3

1

2

1.1.

Золотые правила экономики

2

1

1

1.2.

Путешествие по стране Экономике.

1

-

1

2.

Труд-продукт

5

3

2

2.1.

Содержание труда людей разных профес-сий

3

1

2

2.2.

Товары родного города

2

2

-

3.

Деньги, цена

6

3

3

3.1.

Откуда взялись деньги.

2

1

1

3.2.

В стране обмени.

2

1

1

3.3.

Что такое валюта?

2

1

1

4.

Бюджет семьи

6

3

3

4.1.

Из чего  состоит бюджет.

2

1

1

4.2.

Доходы и расходы

2

1

1

4.3.

Где взять ссуду?

2

1

1

5.

Виды торговли

4

2

2

4.1.

Торговля в розницу.

2

1

1

4.2.

Торговля оптом.

2

1

1

6.

Блага

8

3

3

5.1.

Заветные желания.

2

1

1

5.2.

Потребности человека

3

1

2

5.3.

Потребности растений и животных.

3

1

2

ё

Методическое обеспечение программы:

Игры экономического содержания:

1. «Моя квартира». Цель: Формирование знаний детей о характерных предметах обстановки квартиры. Развитие экономического мышления, сообразительности, умения объяснить и аргументировать свой выбор.  Воспитывать самостоятельность.

2. «Эволюция обычных вещей». Цель: знакомство с историей развития осветительных и обогревательных приборов, одежды, жилища. Развивать логическое мышление. Воспитывать бережливость.

3. «Сколько дел в домашнем хозяйстве». Цель: Учить называть домашние дела, членов семьи. Закреплять представления о том, что в семье каждый выполняет ту работу, которую может делать хорошо. Воспитывать трудолюбие.

4. «Бюджет семьи». Цель: учить детей определять составляющие бюджета семьи. Развивать экономическое мышление. Воспитывать трудолюбие.

5. Модели «Доход», «Расход». Цель: учить определять понятия доход и расход.

6. «Сосчитай денежные сбережения». Цель: учить выполнять арифметические действия, сравнивать величину. Воспитывать разумное отношение к деньгам.

7. «Путешествие рубля». Цель: познакомить с денежными средствами разных стран. Воспитывать разумное отношение к деньгам.

     8. «Монетный двор». Цель: дать сведения о производстве денежных знаков

      (купюр и монет). Воспитывать разумное отношение к деньгам.

9. Модель «Банкомат». Цель: учить определять последовательность выполнения операции по получению денег. Воспитывать разумное отношение к деньгам, экономность.

10.  «Профессии». Цель: Учить определять особенности профессий. Называть предназначение различных орудий труда. Воспитывать уважительное отношение к труду.

11. «Расскажи про свой город». Цель: знакомство с объектами социальной и культурной сферы города. Развивать умение определять значение среды в жизни человека. Развитие воображения и мышления. Воспитание любознательности.

12. «Нижний Новгород». Цель: знакомство с достопримечательностями великого русского города Нижнего Новгорода, с традициями и обычаями. Воспитывать любовь к родному городу.

13. «Города Нижегородской области». Цель: Познакомить с производством полезных товаров в Нижегородской области, с развитием промысла и использованием природных ресурсов. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Развивать экономическое мышление. Воспитывать экономность, бережливость.

14. «Из чего мы сделаны?». Цель: Расширить знания об окружающем мире, развивать экономическое мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам.

15. «Что дороже, что дешевле». Цель: формировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения. Воспитывать бережное отношение к товарам.

16. «Разные товары». Цель: закреплять знания детей о месте изготовления товара, классифицировать товары по месту производства. Развивать умения различать товары по их принадлежности к определенной группе. Воспитывать бережное отношение к товарам.

17. Модель «Экспорт-импорт». Цель: познакомить детей с необходимостью перемещения (путешествия) товаров в жизни человека.  Воспитывать бережное отношение к вещам.

18. «История Москвы». Цель: познакомить детей с городом Москва. Дать представление об экономических ресурсах города. Развитие гармонизации внутреннего мира ребенка.

19. «Народы мира». Цель: познакомить с народами ближнего зарубежья. Дать представления об образе жизни разных народов. Воспитывать уважение к людям разных национальностей.

20. «Страны и континенты». Цель: дать представления детям о странах и континентах. Развивать экономическое мышление.

21. «Народы России». Цель: Познакомить с народами России, дать представления об образе жизни, обычаях и традициях. Воспитывать уважение к людям разных национальностей.

    22. «Экономические аналогии». Цель: учить определять виды ресурсов и  

    результат их использования человеком. Определять последовательность трудовых

    процессов. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

23. «Природные ресурсы». Цель: учить называть природные ресурсы. Знать возможности их использования в хозяйстве человека. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

    24. «Что откуда появилось?». Цель:  учить устанавливать причинно-

    следственные связи: город-промышленность, ресурсы - природа, промыслы.

    Воспитывать бережное отношение к  ресурсам.

25. «Парочки». Цель: закреплять знания детей о ресурсах. Учить определять природную основу экономических ресурсов. Воспитывать бережное отношение к  ресурсам.

Список используемой литературы:

  1. Евменова Г.М., Меньшикова О.И. Детский экономический словарь или маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. Москва. 1993
  2. Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей. Москва.1994.
  3. Костюкова И.М., Лукьянова Р.С. Экономика в сказках и играх. Нижний Новгород. 1994.
  4. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. Москва.2002.
  5. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: для детей  младшего и школьного возраста. Москва. 1992.
  6. Попова Т.Л., Меньшикова О.И.. «Сказка о царице Экономике и злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях».
  7. Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. Москва 1997.
  8. Райзберг Б.А. Экономика для детей в играх, задачах и примерах.
  9. Рузанова Т.Знакомство с семейным бюджетом.// Обруч.1997 №4.
  10. Смоленцева А.А. Введение в мир  экономики или как мы играем в экономику. Нижний Новгород. 2000.
  11. Смоленцева А.А. Экономика в сказках. Нижний Новгород. 2004.
  12.  Шатова А.Д. Дошкольник и  экономика. Программа. Москва. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»

Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

программа дополнительного образования для дошкольников в области экономики

Дополнительная общеразвивающая программа «Экономика для малышей» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерац...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Занимательная экономика"

Программа дополнительного образования для работы с воспитанниками в ДОО . Расчитана  на 1 учебный год....

Программа дополнительного образования "Малышам об экономике"

Актуальность знаний по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребён...