ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КРУЖКЕ «МИР ЭКОНОМИКИ»
методическая разработка (старшая группа)
Современный мир за последнее десятилетие сильно изменился. Произошедшие перемены диктуют новые требования к содержанию образования. Оно переходит на новый уровень своего развития, где объектом для исследования становятся такие области знаний, как предпринимательская деятельность, рекламный бизнес, маркетинг, менеджмент.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 110 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В КРУЖКЕ «МИР ЭКОНОМИКИ»
Пояснительная записка:
Направленность: экономическое образование дошкольников.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Современный мир за последнее десятилетие сильно изменился. Произошедшие перемены диктуют новые требования к содержанию образования. Оно переходит на новый уровень своего развития, где объектом для исследования становятся такие области знаний, как предпринимательская деятельность, рекламный бизнес, маркетинг, менеджмент.
Дошкольники все чаще слышат понятия: цена труда, проценты, деньги, услуги, проект, спрос, бартер и т. д. . Данные области знаний изучаются на каждом уровне образования, в высшей школе, в профессиональных учебных заведениях, в общеобразовательной школе (в том числе, предмет «Экономики» изучается детьми близлежащих школ - МОУ Лицей № 82, школа № 9).
Повышение интереса к экономическому развитию дошкольников также является закономерным, так как ребенок поневоле встречается с экономическими вопросами в повседневной жизни.
Помочь получить ответы на такие вопросы – задача педагогов и родителей. Кроме того, дети быстро впитывают атмосферу реальности, лучше взрослых адаптируются в ней. Практикой отмечено повышение интереса самих детей к знаниям в области экономики.
Включение вопросов экономического развития детей старшего дошкольного возраста в педагогический процесс МДОУ, поможет своевременно заложить основу экономической культуры ребенка.
Таким образом, введение экономического развития в систему дошкольного образования – это не модное течение, а «необходимость в дошкольном детстве дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей».
Цель дополнительной образовательной программы: приобщение дошкольника к экономической действительности.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с доступным знаниями из области экономики (семейная экономика, мир товаров, ресурсы, экономика моего города, моей страны).
- Развивать базисные качества экономической деятельности (экономность, бережливость, элементы рациональности и трудолюбия) у дошкольников.
Отличительные особенности данной программы:
А.Д.Шатова в своей программе значительное место отводит трудовой деятельности человека. Автор считает, что «труд - основная деятельность человека, источник его существования». Через ознакомление с трудом взрослых, усваиваются понятия «продукт труда», «стоимость продукта труда». «деньги» и т.д.
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года.
Формы и режим занятий: подгрупповые занятия кружка 1 раз в неделю вечером.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- имеют четкое представление о целостной картине мира, правильно ориентируется в «экономической» действительности;
- самостоятельно, творчески действуют в различных жизненных ситуациях, реально «экономически» мыслят;
- проявляют ценностно-гуманное отношение к окружающему миру.
Способы определения результативности:
В рамках деятельности творческой группы были разработаны критерии оценки уровня экономического развития детей, которые включали в себя:
* интерес детей к экономике;
*уровень отношений к экономическим знаниям и нормам поведения;
*освоенность экономических знаний;
*овладение экономическими понятиями;
*уровень логических умений на экономическом материале.
Формы подведения итогов:
- педсоветы интеллектуального направления;
- заседания районного методического обеспечения старших воспитателей и воспитателей старших групп.
- публикация опыта в книгах. (2000 год - учебное пособие А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику», 2004 год - книга А.А.Смоленцевой «Экономика в сказках»)
Данный материал вошел в книгу А.А.Смоленцевой «Экономика в сказках», опубликованной в 2004 году. Автор книги выражает благодарность коллективу ДОУ в лице заведующей З.Е.Орловской, старшему воспитателю И.Н.Бушуевой, старшему воспитателю Е.В.Прокофьевой. Работа над задачей включала не только теоретическую, но и практическую деятельность (создана «Беседка Белоснежки» для изучения экономических понятий в знакомых детям сказках).
1 год обучения:
Учебно – тематический план
№ | Перечень разделов: | № тем | Темы: | Всего часов | Теоретич. | Практич. |
1. | Знакомство с экономикой | 3 | 2 | 1 | ||
1.1. | Что такое экономика? | 1 | 1 | - | ||
1.2. | В гостях у семьи экономистов. | 2 | 1 | 1 | ||
2. | Труд-продукт | 6 | 2 | 4 | ||
2.1. | Волшебные помощники | 2 | 1 | 1 | ||
2.2. | Труд людей, профессии людей. | 3 | 1 | 2 | ||
2.3. | Какие бывают товары? | 1 | - | 1 | ||
3. | Деньги, цена (стоимость) | 6 | 3 | 3 | ||
3.1. | Понятие о деньгах. Виды денег. | 2 | 1 | 1 | ||
3.2. | Где хранятся деньги. | 2 | 1 | 1 | ||
3.3. | Цена, стоимость товара и услуг. | 2 | 1 | 1 | ||
4. | Реклама: желания и возможности | 9 | 3 | 6 | ||
4.1. | Реклама – как социальное явление. | 3 | 1 | 2 | ||
4.2. | Виды рекламы. | 3 | 1 | 2 | ||
4.3. | Процесс создания рекламы. | 3 | 1 | 2 | ||
5. | Потребности | 8 | 3 | 3 | ||
5.1. | Заветные желания. | 2 | 1 | 1 | ||
5.2. | Потребности человека | 3 | 1 | 2 | ||
5.3. | Потребности растений и животных. | 3 | 1 | 2 | ||
Методическое обеспечение программы:
Игры экономического содержания:
- «Вещи, которые нас окружают». Цель: Знакомить детей с техническим прогрессом. Пополнять словарный запас. Развивать творческое мышление и воображение. Развивать умение классифицировать, обобщать. Воспитывать бережливость.
- «Волшебные помощники». Цель: Учить детей называть предметы бытовой техники, уточнить её роль в домашнем хозяйстве. Развивать выдумку поддерживать проявления творческого начала. Воспитывать бережливость.
- «Сколько дел в домашнем хозяйстве». Цель: Учить называть домашние дела, членов семьи. Закреплять представления о том, что в семье каждый выполняет ту работу, которую может делать хорошо. Воспитывать трудолюбие.
- «Бюджет семьи». Цель: учить детей определять составляющие бюджета семьи. Развивать экономическое мышление. Воспитывать трудолюбие.
- «Доход семьи». Цель: Дать представления о совокупности дохода. Развивать экономическое мышление. Воспитывать трудолюбие.
- «Расход семьи». Цель: Учить определять обязательный и необязательный расход. Развивать умение планировать расход. Развивать экономическое мышление. Воспитывать трудолюбие.
- Модели «Доход», «Расход». Цель: учить определять понятия доход и расход
- «Домик-копилка». Цель: подвести к сущности понятий сбережения, накопления. Воспитывать разумное отношение к деньгам.
- Назови профессию». Цель: знакомить детей с разными видами профессий. Развивать умения определять орудия труда. Прививать уважительное отношение к труду людей.
- «Прогулка по городу». Цель: Дать сведения об окружающем мире, созданном руками человека. Учить называть объекты социальной среды района, города. Развивать внимание, память, мышление, речь.
- «Нижний Новгород». Цель: знакомство с достопримечательностями великого русского города Нижнего Новгорода, с традициями и обычаями. Воспитывать любовь к родному городу.
- Модель «Нижний Новгород». Цель: познакомить детей с районами родного города, с Гербом города и эмблемой нашего района. Дать знания о производстве полезных товаров в разных районах города.
- «Подбери картинку». Цель: учить детей группировать предметы, выделять существенные признаки, аргументировать свой выбор, воспитывать бережное отношение к вещам.
- «Мир товаров». Цель: познакомить детей с некоторыми видами товаров. Вызвать интерес и желание классифицировать товар, выделяя существенные признаки. Воспитывать бережное отношение к вещам.
- «Товарный поезд». Цель: учить детей объединять предметы (товары) по определенному признаку, собирать из товарных вагонов логический поезд. Развивать умение классифицировать и группировать предметы (товары). Воспитывать бережное отношение к вещам.
- «Что быстрее купят?». Цель: учить устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом. Воспитывать разумное отношение к покупкам.
- «Кому, что нужно?». Цель: закреплять знания детей о потребностях человека и называть их. Развивать умение определять общие потребности и частные (индивидуальные потребности). Воспитывать уважение к товарищам.
- «Потребности человека». Цель: учить называть жизненно-важные потребности для человека.
- «Потребности». Цель: учить различать общие потребности для всего живого и человека. Развивать самостоятельность мышления, умение обосновать свой выбор. Воспитывать самостоятельность.
2 год обучения:
Учебно – тематический план
№ | Перечень разделов: | № тем | Темы: | Всего часов | Теоретич. | Практич. |
1. | Знакомство с экономикой | 3 | 1 | 2 | ||
1.1. | Золотые правила экономики | 2 | 1 | 1 | ||
1.2. | Путешествие по стране Экономике. | 1 | - | 1 | ||
2. | Труд-продукт | 5 | 3 | 2 | ||
2.1. | Содержание труда людей разных профес-сий | 3 | 1 | 2 | ||
2.2. | Товары родного города | 2 | 2 | - | ||
3. | Деньги, цена | 6 | 3 | 3 | ||
3.1. | Откуда взялись деньги. | 2 | 1 | 1 | ||
3.2. | В стране обмени. | 2 | 1 | 1 | ||
3.3. | Что такое валюта? | 2 | 1 | 1 | ||
4. | Бюджет семьи | 6 | 3 | 3 | ||
4.1. | Из чего состоит бюджет. | 2 | 1 | 1 | ||
4.2. | Доходы и расходы | 2 | 1 | 1 | ||
4.3. | Где взять ссуду? | 2 | 1 | 1 | ||
5. | Виды торговли | 4 | 2 | 2 | ||
4.1. | Торговля в розницу. | 2 | 1 | 1 | ||
4.2. | Торговля оптом. | 2 | 1 | 1 | ||
6. | Блага | 8 | 3 | 3 | ||
5.1. | Заветные желания. | 2 | 1 | 1 | ||
5.2. | Потребности человека | 3 | 1 | 2 | ||
5.3. | Потребности растений и животных. | 3 | 1 | 2 | ||
ё
Методическое обеспечение программы:
Игры экономического содержания:
1. «Моя квартира». Цель: Формирование знаний детей о характерных предметах обстановки квартиры. Развитие экономического мышления, сообразительности, умения объяснить и аргументировать свой выбор. Воспитывать самостоятельность.
2. «Эволюция обычных вещей». Цель: знакомство с историей развития осветительных и обогревательных приборов, одежды, жилища. Развивать логическое мышление. Воспитывать бережливость.
3. «Сколько дел в домашнем хозяйстве». Цель: Учить называть домашние дела, членов семьи. Закреплять представления о том, что в семье каждый выполняет ту работу, которую может делать хорошо. Воспитывать трудолюбие.
4. «Бюджет семьи». Цель: учить детей определять составляющие бюджета семьи. Развивать экономическое мышление. Воспитывать трудолюбие.
5. Модели «Доход», «Расход». Цель: учить определять понятия доход и расход.
6. «Сосчитай денежные сбережения». Цель: учить выполнять арифметические действия, сравнивать величину. Воспитывать разумное отношение к деньгам.
7. «Путешествие рубля». Цель: познакомить с денежными средствами разных стран. Воспитывать разумное отношение к деньгам.
8. «Монетный двор». Цель: дать сведения о производстве денежных знаков
(купюр и монет). Воспитывать разумное отношение к деньгам.
9. Модель «Банкомат». Цель: учить определять последовательность выполнения операции по получению денег. Воспитывать разумное отношение к деньгам, экономность.
10. «Профессии». Цель: Учить определять особенности профессий. Называть предназначение различных орудий труда. Воспитывать уважительное отношение к труду.
11. «Расскажи про свой город». Цель: знакомство с объектами социальной и культурной сферы города. Развивать умение определять значение среды в жизни человека. Развитие воображения и мышления. Воспитание любознательности.
12. «Нижний Новгород». Цель: знакомство с достопримечательностями великого русского города Нижнего Новгорода, с традициями и обычаями. Воспитывать любовь к родному городу.
13. «Города Нижегородской области». Цель: Познакомить с производством полезных товаров в Нижегородской области, с развитием промысла и использованием природных ресурсов. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Развивать экономическое мышление. Воспитывать экономность, бережливость.
14. «Из чего мы сделаны?». Цель: Расширить знания об окружающем мире, развивать экономическое мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам.
15. «Что дороже, что дешевле». Цель: формировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения. Воспитывать бережное отношение к товарам.
16. «Разные товары». Цель: закреплять знания детей о месте изготовления товара, классифицировать товары по месту производства. Развивать умения различать товары по их принадлежности к определенной группе. Воспитывать бережное отношение к товарам.
17. Модель «Экспорт-импорт». Цель: познакомить детей с необходимостью перемещения (путешествия) товаров в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к вещам.
18. «История Москвы». Цель: познакомить детей с городом Москва. Дать представление об экономических ресурсах города. Развитие гармонизации внутреннего мира ребенка.
19. «Народы мира». Цель: познакомить с народами ближнего зарубежья. Дать представления об образе жизни разных народов. Воспитывать уважение к людям разных национальностей.
20. «Страны и континенты». Цель: дать представления детям о странах и континентах. Развивать экономическое мышление.
21. «Народы России». Цель: Познакомить с народами России, дать представления об образе жизни, обычаях и традициях. Воспитывать уважение к людям разных национальностей.
22. «Экономические аналогии». Цель: учить определять виды ресурсов и
результат их использования человеком. Определять последовательность трудовых
процессов. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
23. «Природные ресурсы». Цель: учить называть природные ресурсы. Знать возможности их использования в хозяйстве человека. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
24. «Что откуда появилось?». Цель: учить устанавливать причинно-
следственные связи: город-промышленность, ресурсы - природа, промыслы.
Воспитывать бережное отношение к ресурсам.
25. «Парочки». Цель: закреплять знания детей о ресурсах. Учить определять природную основу экономических ресурсов. Воспитывать бережное отношение к ресурсам.
Список используемой литературы:
- Евменова Г.М., Меньшикова О.И. Детский экономический словарь или маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. Москва. 1993
- Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей. Москва.1994.
- Костюкова И.М., Лукьянова Р.С. Экономика в сказках и играх. Нижний Новгород. 1994.
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. Москва.2002.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: для детей младшего и школьного возраста. Москва. 1992.
- Попова Т.Л., Меньшикова О.И.. «Сказка о царице Экономике и злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях».
- Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. Москва 1997.
- Райзберг Б.А. Экономика для детей в играх, задачах и примерах.
- Рузанова Т.Знакомство с семейным бюджетом.// Обруч.1997 №4.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику. Нижний Новгород. 2000.
- Смоленцева А.А. Экономика в сказках. Нижний Новгород. 2004.
- Шатова А.Д. Дошкольник и экономика. Программа. Москва. 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»
Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...
программа дополнительного образования для дошкольников в области экономики
Дополнительная общеразвивающая программа «Экономика для малышей» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерац...

Программа дополнительного образования "Занимательная экономика"
формирование основ экономической компетентност и финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возратса...

Программа дополнительного образования по финансовой грамотности "Занимательная экономика"
программа дополнительного образования...

Программа дополнительного образования "Малышам об экономике"
Актуальность знаний по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребён...

