дополнительная образовательная программа "Занимательная экономика"
рабочая программа (старшая группа)

Палочкина Елена Витальевна

формирование основ экономической компетентност и финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возратса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc705.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

Аннотация……………………………………………………………………………2

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
  2. Основные цели и задачи по реализации программы…………………..5
  3. Связь с другими областями……………………………………………...6
  4. Формы работы по реализации программы……………………………..7
  5. Принципы и подходы к реализации программы……………………….8
  6. Планируемые результаты освоения программы………………….......10
  1. Содержательный раздел.
  1. Возрастные особенности детей 5-6 лет…………………………………11
  2. Содержание образовательной деятельности…………………………..12
  1. Организационный раздел.        
  1. Тематическое планирование…………………………………………….14
  2. Управление и обеспечение программы…………………………………23

Список литературы………………………………………………………………24                                                

Аннотация.

Программа направлена на развитие экономической культуры личности дошкольника, на формирование представлений о таких экономических категориях и нравственных качествах как бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности.

В ходе реализации программы дети получают начальные , базовые понятия из мира  экономики и денег, видят их роль в нашей жизни, на что они тратятся и как с умом управлять ими, как защищаться от мошенников и ещё о многом другом.

  1. Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и умение управлять деньгами.

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше, и поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они буду зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, в частности, о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, реклама, кредит, долги и др. финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через нравственные базовые представления: добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать детям понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – я «бережливый ребёнок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Отсюда правило: представление о нормах финансового поведения формируется на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

  1. Основные  цели и задачи реализации программы.

Цель данной программы – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Программа составлена в соответствии с принципами, определёнными ФГОС ДОО: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьёй и направлена на достижение следующих задач:

- формирование экономических представлений и компетенций;

- развитие экономического мышления дошкольников;

- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;

- обучение правильному обучению к рекламе, умению разбираться в ней;

- обучение правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;

 Реализация задач экономического воспитания предполагает следующие направления и этапы работы:

• проведение анализа уровня экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста;

 • обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;

 • создание картотеки игр;

 • организация и проведение интегрированных занятий с использованием игр с экономическим содержанием;

 • накопление информационной базы по теме;

 • составление плана работы;

 • взаимодействие с родителями.

  1. Связь с другими областями.

Организация кружковой работы по данному направлению строится с учетом принципа интеграции. Занятия построены таким образом, что вплетаются во все образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие (беседы во время занятий, просмотры видео роликов, организация сюжетно-ролевых и сюжетно-дидактических игры и т.д.).
  2. Познавательное развитие (расширение кругозора  путем знакомства с миром экономики и финансов, развитие логического мышления в ходе разрешения проблемных ситуаций, обсуждение прочтенных произведений по теме и т.п.).
  3. Речевое развитие (развитие диалогический речи в ходе бесед и ролевых игр, пополнение словаря некоторыми экономическими понятиями и терминами,  .и т. п.)
  4. Художественно-эстетическое развитие (чтение рассказов и сказок по теме,  проведение музыкально динамических пауз, изготовление атрибутов и материалов для сюжетных игр, выполнение коллажей и рисунков в ходе занятий и т. п. )
  5. Физическое развитие (проведение подвижных игр, динамических пауз, физкультминуток, занятий в форме квеста).

  1. Формы работы по реализации основных задач программы.

Организация кружковой работы по данному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого дошкольника.

Методы и приёмы в программе реализуются через различные виды и формы работы организации детской деятельности:

  • сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • увлекательные ситуационные задачи;
  • разгадывание загадок и кроссвордов;
  • игры-квесты;
  • экскурсии;
  • изготовление атрибутов для игр;
  • просмотр презентаций и видеороликов;
  • рассказы и беседы.

  1. Принципы и подходы к реализации программы.

Теоретической основой программы являются идеи развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.А. Занкова, проблемного обучсения М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, М.Н. Скаткина, В.С. Безрукова и личностно-ориентированной модели воспитания М.В. Клариной, В.И. Логиновой, Н.Н. Подьякова).  Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:

  • Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
  • Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
  • Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
  • Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно- коммуникативных технологий).
  • Деятельностный  подход (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
  • Здоровьесберегающий  принцип  (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником  образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;
  • Сотрудничество с семьёй;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Принцип дифференциации (развитие творческих способностей по различным направлениям);
  • Принцип коллективизма;
  • Принцип интеграции (развитие речи, познавательная деятельность, изобразительная и художественно-творческая деятельность);

Основными подходами в реализации программы являются:

Деятельностный подход, предполагающий развитие ребёнка в деятельности, включающей такие компоненты как целеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;

Подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребёнку;

Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребёнка и создания условий для её развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;

Опосредованный подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

1.6. Планируемые результаты освоения программы.

Дошкольник должен:

  • знать основные финансово-экономические понятия и категории4
  • иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;
  • обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;
  • воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • иметь здоровый интерес к деньгам, осознания правил их честного потребления, взаимосвязи понятий «труд»- «деньги»;
  • уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
  • уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
  • уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

  1. Содержательный раздел.

2.1. Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Старший дошкольный возраст - это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками, где игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

 К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения. Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.

В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно. Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела». Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

2.2. Содержание образовательной деятельности.

Программа реализуется в течение 1 года, состоит из 5 блоков, взаимосвязанных между собой целями и задачами:

БЛОК

Количество часов

Результаты  освоения

  1. Потребности и ресурсы

4

Дети усвоили понятия «потребность» и «ресурс». Понимают жизненно-важные потребности  всех живых организмов (тепло, вода, пища, свет).

  1. Труд и продукт труда.

8

Знают о том , что труд – это неотъемлемая часть жизни человека, а результат труда- это продукт (изделие , товар).

  1. Деньги и цена.

6

Понимают, что любой товар стоит денег. Цена товара зависит от его качества.

  1. Полезные экономические привычки.

4

Проявляют в быту бережное и  осознанно правильное отношение к ресурсам (електроэнергия, теплоэнергия, водоснабжение).

  1. Реклама.

8

Знакомы с разными видами рекламы. Имеют представление о рекламе, как о двигателе торговли.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в вечернее время. Программа включает в себя 30 занятий (за год 30 часов).

Октябрь 4 часа

Ноябрь 4 часа

Декабрь 4 часа

Январь 2 часа

Февраль 4 часа

Март 4 часа

Апрель 4 часа

Май 4 часа.

III.  Организационный раздел.

3.1.Тематическое планирование.

Блоки

Непосредственно образовательная деятельность

Виды самостоятельной деятельности детей

Оборудование

тема

задачи

 1 Блок Потребности и ресурсы.

1.Что нужно человеку?

Формирование понятия, что такое потребность.

Работа со схемой, рассматривание иллюстраций. Д/и «Кому что нужно» , игра «Различие в потребностях».

Схема «Потребности человека» (тепло, вода, пища, воздух и общение).

Октябрь

2. На благо человека.

Формирование бережного отношения ко всему, что создано природой.

Д/и «Что из чего сделано». Рассматривание альбома правила поведения в природе.

Д/и «Доскажи словечко».

Предметы, изготовленные из разного материала.

3.Сохраним и преумножим.

Воспитывать бережное отношение к природе и животным. Дать детям понятие «природные ресурсы».

Рассматривание иллюстраций растений и животных, занесенных в «Красную книгу». Рисование на тему «Редкие растения и животные».

Плакат с изображением редких растений.

Бумага, цветные карандаши.

4.Квест-игра «Необитаемый остров».

Закрепить знания о  потребностях человека (пища, тепло, одежда…) и о товарах первой необходимости.

Решение проблемных ситуаций.

Телевизор.

Карта.

Карточки с заданиями.

Набор предметов и вещей.

2 Блок.

Труд и продукт труда.

1. Чем пахнут ремёсла?

Познакомить детей с разнообразием профессий, воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Чтение стихотворения Д. Родари  «Чем пахнут ремесла?» Рассматривание иллюстраций и орудий труда.

Просмотр видеоролика по теме.

Предметы, относящие к разным профессиям (доктор, кондитер, маляр)

Ноябрь

Декабрь

2. «Все профессии нужны, все профессии важны»

Уточнить знания детей: «Люди, каких профессий производят еду, жилище, обувь и т. д.?»

Рассматривание иллюстраций на тему «Труд взрослых».

Д/и «Чей предмет?».

Д/и «Кто  что делает?»

Телевизор, иллюстрации по теме.

Картинки с изображением предметов и орудий труда.

3. «Откуда хлеб пришел»

Сформировать представление о ценности хлеба, воспитание уважительного  отношения к людям которые его производят.

Составление рассказа с помощью схемы-модели.

Рассматривание сельскохозяйственной техники, просмотр мультфильма «Легкий хлеб», заучивание пословиц о хлебе.

Телевизор,

Набор картинок «Сельскохозяйственная техника».

4.Профессии моей семьи.

Сформировать понятие о том, что труд – это важное условие жизни человека.

Чтение басни Крылова «Стрекоза и муравей».

Составление рассказа о профессии с помощью схемы-модели.

Доска, маркеры.

Альбом «Профессии».

5.Заводы г. Рыбинска

Дать представления о крупных промышленных предприятиях нашего города.

Рассматривание альбома «Мой город».  Беседа о том, какую продукцию и товары производят у нас в городе.

Альбом с фотографиями.

6.Товар и изделие.

Подвести к тому, что результат любого труда – продукт, изделие, товар. Расширить представление детей о многообразии товаров и магазинов.

Просмотр развивающего мультика «Магазин».

Д/и «Что не так?».

Рисование продуктов и товаров.

Альбомные листы, краски.

Телевизор.

7.Бережное отношение к товарам и вещам.

Воспитывать бережное отношение к продуктам питания и товарам. Любой товар стоит денег.

Решение и обсуждение проблемных ситуаций.

Д/и «Разложи товар по полкам».

Полка для товаров.

Набор игрушек и предметов для игры.

8.«Очень нужен нам с тобою продавца нелёгкий труд».

Расширить представления о профессии продавца, и о других работниках магазина.

Разгадывание загадок.

Беседа.

Иллюстрации по теме .

3 Блок.

Деньги и цена.

1.Откуда пришли деньги.

Познакомить с историей появления денег. Показать, что каждая вещь стоит денег.

Д/и «Ты мне - я тебе».

Заучивание пословиц о деньгах.

Просмотр презентации «Товарообмен»

Детская энциклопедия.

Телевизор.

Январь

2. Купюра, монета, карта

Дать сведения о производстве денег.

Рассматривание монет и купюр, просмотр видеоролика «Производство денег». Изготовление денег для игры в магазин.

Телевизор.

Настоящие монеты и купюры.

Ножницы и бумага, восковые карандаши.

Февраль

1.Семейный бюджет

Дать представление об источниках дохода родителей, познакомить с понятиями

«расходы», «доходы», «бюджет».

Составление схем «Доходы» и «Расходы».

Д/и «Что для чего?»

Игра «Экономические загадки».

Доска и маркеры.

2. Цена, товар, качество.

Учить соотносить цену и качество товара.

Д/и «Дорого - дёшево».

Решение проблемных ситуаций.

Книги разные по качеству и цене.

3.Карманные деньги.

Закрепить понятия «цена», «стоимость», «сдача».

Сюжетно-ролевая игра «Аукцион».

Обсуждение пословиц по теме.

4. Дом, в котором живут деньги.

Дать элементарные представления о работе банка и его сотрудниках. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Просмотр презентации «Банк».

Обыгрывание  и моделирование разных ситуаций.

Телевизор.

Белая рубашка..

Бэйджики.

4.Блок

«Полезные экономические привычки».

Март

1.Учимся экономить:

«Копеечка рубль бережет».

Познакомить с понятием «экономия».

Закреплять представления об экономии тепла, электроэнергии и воды.

Интерактивное занятие.

Доска, маркеры,  

Карточки для рисования схем-памяток, фломастеры.

2.Вторая жизнь вещей.

   Закрепить представления о том, что такое мусор, о его  пользе и вреде для человека.

Беседа о мусоре,

Презентация «Планета в опасности».

Д/и «Разбери мусор».

Д/и «Подари мне вторую жизнь».

Телевизор.

Пластиковые цветные контейнеры, картинки с изображением мусора.

3.Творческая мастерская.

Развитие творчества и фантазии.

Поделки из бросового материала.

Капсулы от киндер-сюрпризов, пластилин, картон, пуговицы.

4.Я – бережливый ребёнок.

Познакомить с понятием «бережливость», формировать бережное отношение к вещам, нетерпимость к неряшливости.

Решение проблемной ситуации.

Составление схемы-модели «Что мы бережем».

Рисование «Любимая игрушка».

Доска, маркеры.

Бумага, цветные карандаши.

5 Блок «Реклама».

Апрель

1.Реклама – двигатель торговли?

Дать представление о рекламе.

Просмотр рекламных роликов и буклетов.

Д/и «Угадай, что рекламируют»

Телевизор.

2. Виды рекламы.

Познакомить с видами рекламы:TV реклама, реклама-этикетка, рекламный буклет, уличный баннер.

Беседа, обсуждение ситуаций из опыта детей

Рисование  «Рекламный буклет».

Бумага, карандаши, фломастеры, старые журналы.

3.Игра «Продай товар».

Познакомить с особенностями рекламного рассказа, развитие связной речи.

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство». Игровая ситуация «Продай товар».

4.Сочиняем рекламу.

Научить составлять короткие рекламные стихи с опорой на схему.

Игра «Вставь слово по смыслу».

Картинки, карточки.

Май

1.Сказочная экономика.

Развивать умение подмечать в сказках экономические явления.

Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

Обсуждение.

Игровая ситуация «Продай корову».

Телевизор.

2.Сказочная экономика.

Развивать умение подмечать в сказках экономические явления, закрепить понятия «качество», «дорого», «дешево».

Обсуждение сказки «Три поросенка».

Конструирование «Дом для поросят».

Книга «Три поросенка»
Конструктор «Лего»

3. Срез знаний.

Интеллектуальная викторина «Занимательная экономика».

Закрепление

пройденного материала.

Разгадывание загадок, решение проблемных ситуаций.

Картинки для игр, иллюстрации, схемы.

4. «Ярмарка» совместное детско-родительское мероприятие.

Закрепить полученные экономические знания, привлечение родителей к экономическому воспитанию детей.

Дети устанавливают цену на товар, рекламируют и продают родителям продукты своего труда.

Поделки, изготовленные детьми.

Оборудование для сюжетно-ролевой игры.

3.2. Управление и обеспечение программы

Нормативно-правовые материалы:

  • статья 9 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" «..организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях..»
  • типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительно образовательной программы; 
  • санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному образовательному учреждению от 15мая 2013 года N 26
    санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 
  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
  • письмо Минобрнауки РФ «О методических рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к определенному виду»;
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 .
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г

Финансовое:

Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований ДОУ (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ (изготовление наглядных и дидактических пособий и др.)

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления в групповой комнате зоны для сюжетно-ролевых игр экономической направленности, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов.

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • ТСО (телевизор, компьютер, проектор и т.д.);
  • Методическая и  художественная литература;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др.;
  • Художественная литература по темам;
  • Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
  • Буклеты, наборы открыток и иллюстраций;

Кадровое:

- воспитатели и специалисты ДОУ



Список литературы.

  1. Воспитателям .ру  [Электронный ресурс] : сайт для воспитателей дет.  садов. – Режим доступа: - vospitateliam/ru
  2. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
  3. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
  4. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
  5. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
  6. Смоленцова А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику.: учеб. метод. пособие /А. А. Смоленцева. – СПб.: Детство – Пресс,2001.
  7. MirZnanii. Com

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Занимательная экономика"

Программа предназначена для проведения кружковой деятельности с детьми подготовительной группы....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...

Дополнительная образовательная программа «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами экономики»

Программа  программы предназначена для  единый детей 5-7 лет  формирование и реализуется в течение 2 лет.Программа  упражнение реализуется в ходе  дидактическая дополнительной...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»

Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...

Дополнительно-образовательная программа кружка «Тропинка в экономику»

        Дополнительно-образовательная программа кружка «Тропинка в экономику» направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...