проект "Санкт-Петербург: первые шаги"
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Михайлова Татьяна Витальевна

Проект по социально-личностному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Санкт-Петербург" (основная деятельность детей - художественное творчество)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sankt-peterburg_-_2.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekty_k_proektu.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проектной работы

1

Группа

Подготовительная к школе

2

Воспитатель

Михайлова Татьяна Витальевна

3

Название проекта

«Санкт-Петербург»

4

Руководитель проекта

Михайлова Татьяна Витальевна

5

Образовательная область, в рамках которой проводятся работы по проекту

Художественное творчество

6

Состав проектной группы

Михайлова Татьяна Витальевна, воспитатель

Алешкова Галина Геннадьевна, музыкальный руководитель

7

Тип проекта

По тематике: информационно-творческий

По составу участников: коллективный

По срокам: средней продолжительности (месяц)

8

Цель проекта:

Расширить представления детей о родном городе Санкт-Петербурге

9

Задачи проекта:

1) Дать детям представление о родном городе как о городе-музее, городе-герое

2) Организовать деятельность детей в оснащенных материалами и оборудованием центрах активности по предложенной теме

3) Ознакомить с историей основания города,

4) Познакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга

5) Познакомить с климатическими и географическими особенностями города

6) Развивать навыки изобразительного искусства, навыки конструирования, ручного труда

7) Создать мини-музей «Санкт-Петербург», оформить отдельный уголок по петербурговедению в группе, используя работы детей и родителей

8) Развивать музыкальные способности детей в играх «По болоту Петр шел», «Сфинкс»

9) Воспитывать любовь к родному городу, патриотические чувства, чувство гордости за родной город.

10

Конечный результат

Детский праздник «Осенние прогулки по Санкт-Петербургу»

Модель 3-х вопросов

Что знаю?

Что хочу знать?

Как узнать?

Я живу в Санкт-Петербурге

Почему так называется?

Спросить у воспитателя

У нас в городе много музеев

Санкт-Петербург самый главный в России?

Почитать в книжке

Наш город очень красивый

Хочу посмотреть на самое красивое

Попросить у родителей сходить куда-нибудь

У нас в городе почти всегда холодно, приходится куда-нибудь уезжать

Почему в Турции всегда жарко, а у нас всегда холодно?

Спросить у взрослых

У нас в городе была война и блокада

Сколько лет нашему городу?

Посчитать

У нас всегда идет дождь

Кто самый главный в Петербурге?

Посмотреть по телевизору

Эрмитаж — я там был

Где сидит президент?

Посмотреть новости

Наша команда - «Зенит»

Мы побеждали когда-нибудь?

Спросить взрослых

В нашем городе много кинотеатров

У нас все вороны и воробьи, есть еще птицы какие-нибудь?

Съездить за город

Мама сказала, наш город - столица

Что такое «Алые паруса?»

Почитать в книге

Самая длинная улица — Невский проспект

А какая самая короткая?

Посмотреть на карте

Я видел, как ночью летом мосты разводят, всем нравится.

Дедушка называет Санкт-Петербург Ленинградом, почему?

Спросить у воспитателя

Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта

Предварительная работа

1) Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей

2) Оснащение уголков группы материалами по теме проекта

3) Планирование НОД в рамках проекта и календарное планирование

4) Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту)

Непосредственно образовательная деятельность

1) Познание (ознакомление с окружающим): «Мой город, моя страна, моя планета», «Город, в котором я живу»

Цель: дать представления о городе, его особенностях, символике, характерных признаках

2) Художественное творчество (рисование): «Достопримечательности Санкт-Петербурга»,  «Река Нева», «Мосты», «Дворцы»

Цель: предложить детям в рисовании отразить красоту достопримечательностей Санкт-Петербурга, угляблять и расширять представления детей о родном городе

3) Художественное творчество (лепка): «Герб Санкт-Петербурга», «Лев», «Сфинкс», «Конь»

Цель: углублять, расширять представления детей о символах города

4) Художественное творчество (аппликация): «Стрелка Васильевского острова (коллективная работа)», «Дворцовая площадь» (коллективная работа)»

Цель: создать с детьми объемную модель самых красивых мест в нашем городе

5) Ручной труд «Ростральные колонны»

цель: продолжать учить детей работать с бросовым материалом, развивать воображение, фантазию

Центры активности, уголки

Уголок природы

1) Картотека растительного и животного мира Санкт-Петербурга и Ленинградской области (растения, птицы, животные, насекомые)

2) Календарь наблюдений за погодой в Санкт-Петербурге за 2010 год (к вопросу о климатических особенностях)

Книжный уголок

1)Иллюстрации по достопримечательностям Санкт-Петербурга

2) Календари «Санкт-Петербург с высоты птичьего полета», «Ночной Санкт-Петербург», «Пригороды Санкт-Петербурга»

3) Книга «Санкт-Петербург — детям»

4) Картотека загадок «Санкт-Петербург»

Искусство

1) Раскраски с образцом раскрашивания для самостоятельного творчества

2) Заготовки всех поделок и схемы для самостоятельного творчества (лепка, аппликация, ручной труд)

3) Бросовый материал — открытки, для самостоятельного вырезания и изготовления моделей с видами города

Игры

1) Лото «Санкт-Петербург»

2) Игра-»ходилка» «Прогулки по Санкт-Петербургу»

3) Атрибутика к музыкальным играм «По болоту Петр шел», «Сфинкс» (барабан, треуголка Петра I, накидка для сфинкса)

Взаимодействие с социумом

Выезд на экскурсию по городу, общение с экскурсоводом

Взаимодействие с семьей

1) Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту)

2) Приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала «Санкт-Петербург — детям» с последующим оформлением мини-музея в группе

3) Приглашение родителей на отчетный концерт «Осенние прогулки по Петербургу»

4) Помощь родителей в организации экскурсии по городу



Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по петербурговедению в подготовительной к школе группе.

Ручной труд

«Ростральные колонны»

Цель: расширять представления детей о символах родного города

Задачи:

  1. Углубить знания детей об одном из символов Петербурга — Ростральных колоннах
  2. Конкретизировать знания детей о родном городе
  3. Продолжать учить детей работать с бросовым подручным материалом
  4. Развивать воображение, эстетическое восприятие детей
  5. Воспитывать любовь и гордость к родному городу

Материалы: по 2 рулончика от туалетной бумаги, красная и оранжевая бумага, по 4 заготовки для ростров, ножницы, клей, тонкий скотч, по 4 напечатанных якоря каждому ребенку, серые круги из картона подходящего размера длч основания колонны, наглядные пособия — картинки с видом ростральных колонн.

Ход занятия:

-Ребята, мы с вами начали говорить о нашем любимом городе. Напомните мне, как же он называется? А почему он так называется? Мы говорили с вами, что у каждого города есть свои символы. Какие же главные символы нашего города вы можете назвать? (герб, гимн и флаг). Да, все верно. Но есть кое-что еще. Символом города можно назвать то, без чего город потеряет свой необыкновенный, непохожий на остальных, облик. Символами города можно назвать и памятники архитектуры, которые есть только в этом городе, и какие-то необыкновенные места. Как вы считает, можно ли назвать символом нашего города памятник Петру I “Медный всадник»? Конечно, можно, ведь без него наш город утратил бы часть своего неповторимоо облика, стал бы менее красивым и интересным. Ведь только у нас стоит этот замечательный памятник. С одним из таких необыкновенных мест мы сегодня с вами познакомимся поближе. Это Стрелка Васильевского острова. Посмотрите на картину, и попробуйте описать то, что вы здесь видите (рассказы детей с опрой на уже имеющиеся знания). Так что же это за странные красные столбы? (если кто-то из детей может рассказать, дать ему высказаться, затем уточнить). Это так называемые ростральные колонны.


-Ростральные колонны символизируют морские победы и морскую славу страны. Они представляют собой отдельно стоящие колонны, ствол которых украшен носами побежденных кораблей или их скульптурными изображениями. В Санкт-Петербурге ростральные колонны украшают ансамбль Стрелки Васильевского острова, олицетворяя морское могущество России. Триумфальные кирпичные колонны-маяки высотой 32 метра были спроектированы архитектором Тома де Томоном. Они украшены декоративными носами кораблей, изображениями наяд и якорей. Скульптурные фигуры у подножия ростральных колонн символизируют четыре великие русские реки - Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

На вершинах колонн установлены металлические треножники с чашами: в 19 веке в них заливалось масло, которое зажигалось с наступлением сумерек, и ростральные колонны служили в качестве маяков при подходе к Петербургскому морскому порту. Доступ к чашам осуществлялся по винтовым лестницам, находящимся внутри колонн. В наши дни на ростральных колоннах тоже зажигается огонь, но это случается во время особых празднеств или торжеств. Вместо масла сегодня используется газ, который подается к металлическим треножникам по специальной трубе.

Как видите, ребята, ростральные колонны, хоть и не сужат нам уже маяками, остались в городе для сохранения его исторического облика, для напоминания о морской славе Петербурга. Нравятся они вам? А хотите своими руками сделать такие же колонны из всякого подручного материала? Думаете, это невозможно? Давайте попробуем!

Описание работы (воспитатель совместно с детьми):

1) 2 рулончика необходимо приложить друг к другу и скрепить тонким скотчем.

2) Обклеить получившуюся колонну красной бумагой

3) Вырезать из заготовок ростры и приклеить их в шахматном порядке (сверяясь с образцом) на колонну

4) Вырезать якоря и приклеить их на колонну строго между рострами

5) Крепко приклеить колонну на картонную основу

6) Из оранжевой бумаги дать детям самостоятельно вырезать языки пламени и приклеить их к верху поделки, имитируя огонь.

-А сейчас я проверю, кто внимательно меня слушал сегодня. Перед вами ваши собственноручно изготовленные ростральные колонны. Кто мне скажет, так они выглядят всегда, или только по определенным дням? (нет, не всегда, только на городских праздниках, потому что только по праздникам на них зажигают огонь). Молодцы. Следующий вопрос:

1) Для чего были построены эти колонны, какую функцию они выполняли в нашем городе? (служили маяками)

2) Почему ростральные колонны так называются? (ростры — носы побежденных кораблей)

3) Зачем их оставили в нашем городе, хоть они уже и не служат маяками? (чтобы сохранить облик города и напоминать о морской славе города)

4) Где в нашем городе они установлены? (на Стрелке Васильевского острова)

Молодцы, ребята, теперь вы много знаете о Стрелке Васильевского острова и мы можем смело ехать туда на экскурсию.

По итогам занятия оформляется выставка «Праздник в городе на Неве»

Конспект занятия  по петербурговедению в подготовительной к школе группе.

Лепка

«Герб родного города»

Цель: знакомить детей с символами родного города

Задачи:

  1. Познакомить детей более подробно с гербом Санкт-Петербурга, историей его создания и особенностями внешнего облика
  2. Совершенствовать приемы пластилинографии
  3. Продолжать учить работать с образцом
  4. Воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма

Материалы: заготовки из картона красного цвета в форме геральдического щита по количеству детей, белый пластилин, образцы на столе, рубль (монета) на каждый стол.

Ход мероприятия:

-Ребята, мы с вами продолжаем рассматривать, изучать, постигать тайны нашего любимого города Санкт-Петербурга. Сегодня я предлагаю вам сделать нашему городу подарок — создать герб нашего великого города из пластилина. Но это не такое простое дело. Давайте я вам немного расскажу про наш герб. (достается герб, демонстрируется детям). Итак, посмотрите внимательно, что вы видите на гербе? (ответы детей). Все вы правы. Но давайте посмотрим повнимательнее. Вы увидели 2 якоря. Они одинаковые? Нет, разные. Один из них речной — с четыремя  зубцами, другой — морской — с двумя. По-настоящему эти зубцы называются лапами. А острие моряки называют «носок». Якоря перекрещиваются. Это символ могущества Санкт-Петербургского флота. Ведь изначально наш город строился как город-порт, с выходом в море. Петр I построил много кораблей, одержал много побед в морях. Посередине изображен скипетр — символ царской власти. Присмотритесь, ребята, что изображено у основания скипетра? Верно, это двуглавый орел. Он же изображен на гербе России. Как же он оказался на гербе Санкт-петербурга? Верно, ребята, ведь тогда наш город был столицей России, и двуглавый орел на нашем гербе — это знак величия нашего города. И весь наш герб помещен на так называемый геральдический щит. Посмотрите, на что похожа основа герба? Действительно, на щит, символ воинской славы. Вот какой наш герб, сколько символов он в себе объединяет. Как вы думаете, кто его придумал? Верно, сам Петр I. И герб Петербурга оставался неизменным много лет, и таким же дошел до наших дней. Ну что, попробуем сделать его самостоятельно?

Изготовление герба в технике пластилинографии:

  1. Методом скатывания колбаски выкладываем по образцу 2 якоря, обращаем внимание детей на количество «лап», шток и скобу.
  2. Прикладываем к каждой «лапе» «носок»
  3. Посередине формируем из колбаски скипетр, обращаем внимание детей на утолщение посередине.
  4. Монеткой (рублем) делаем оттиск в основании скипетра — двуглавый орел.

Проводится обсуждение работ, формируется выставка.

-Молодцы, ребята, вы сделали отличный подарок нашему городу. Скажите мне, что же это за символ такой на нашем гербе — 2 скрещенных якоря? (символ могущества петербургского флота). А скипетр? (символ царской власти). Что заложено в основание скипетра? (символ нашей страны — двуглавый орел, ведь Санкт-Петербург в то время был столицей России).

Молодцы, ребята, вы славно потрудились, а теперь помогите мне оформить выставку ваших работ.

Конспект занятия  по петербурговедению в подготовительной к школе группе.

Аппликация

«Красивейшие площади Петербурга»

Цель: расширить представления детей о красоте родного города

Задачи: 

  1. Расширять представления детей о родном городе
  2. Вспомнить и закрепить содержание экскурсии по городу
  3. Учить детей работать с картой
  4. Развивать пространственное воображение
  5. Продолжать учить работе с ножницами и клеем
  6. Продолжать изучать историю родного города

Материалы: наглядное пособие «Построй город. Санкт-Петербург», ножницы и клей каждому ребенку, 4 подробные карты площадей Санкт-Петербурга, разрезные картинки, картинки с изображением достопримечательностей города, наборное полотно «Санкт-Петербург» на каждый стол (4 площади — Дворцовая, Декабристов, Стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость).

Ход мероприятия:

-Ребята, сегодня мы вновь поговорим о своем любимом городе. И не просто поговорим, а создадим красивые макеты 4 самых известных мест нашего города. Посмотрите на свои столы. На каждом столе вы найдете карту с изображением достопримечательного места в Санкт-Петербурге. Назовите эти места (4 площади — Дворцовая, Декабристов, Стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость). Там же, на столе вы увидите пустые макеты этих пощадей. Нам надо их заполнить, вырезая достопримечательности каждой плащади. Для этого нам надо выбрать, кто какой макет будет делать. Я приготовила для вас разрезные картинки. Соберите эти картинки, и на обратной стороне увидите номер стола, за которым вы будете работать. (Дети собирают разрезные картинки с изображением символов Санкт-Петербурга, определяют номер стола, за которым будут работать, рассаживаются).

-Давайте посмотрим, как же надо выполнить эту аппликацию (индивидуальная работа с каждым столом — рассматривание карты, пустого макета, вырезание памятников, находящихся на предложенном месте, наклеивание их на макет в соответствии с картой). Что ж, ребята, у вас получились отличные макеты. Теперь давайте их внимательно рассмотрим, для этого поменяемся столами по часовой стрелке (дети подгруппами переходят от одного стола к другому, рассматривая чужие макеты, делая замечания относительно правильности выполнения работы).

Вторая часть занятия: Теперь давайте украсим наши макеты дополнительными деталями: где мы можем расположить деревья? (в парковой зоне, как на карте), где расположить экипажи? (на дороге), где расположить фонари? (вдоль дорог, по тропинкам в парке). Работа выполняется в соответствии с картой местности.

Закрепление:

-Какие же места нашего города мы сегодня вспомнили и создали?

-Какие самые примечательные памятники архитектуры на Дворцовой площади? На площади Декабристов? На Стрелке Васильевского острова? У Петропавловской крепости?

-Чем еще мы можем украсить наш город?

-Как вам кажется, ребята, мы создали сегодня макеты с современными видами города, или более старинными? (старинными). Почему? (конные экипажи вместо автомобилей, эпизоды построения судов в Петропавловской крепости).

-Молодцы, ребята, вы создали отличные макеты родного города. Теперь мы можем сшить их вместе и получить прекрасно иллюстрированную книгу про наш город. (страницы сшиваются, получается альбом с видами красивейших мест Санкт-Петербурга)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Первые шаги в мир театра» (первая младшая группа)

Материал на основе русской народной сказки "Курочка ряба" позволяет развивать речь детей и интерес к театральной деятельности....

Презентация Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги» Первая младшая группа

Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяют...

Памятка для родителей «Первые уроки школы плавания» I часть «Первые шаги»

Консультация для родителей «Первые уроки школы плавания»Уважаемые родители!Многие родители хотят научить своего ребенка плавать. Главное условие для начала занятий в воде – это психо...

Родительский клуб " В науку первые шаги. Химия в детском шагу"

Конечно, это не секрет.На все вопросы мы ответВ курсе химии найдем,Учебник лишь перелистнем!Сегодня знает стар и млад,Что нитраты – это яд,А жизнь поддерживает в нас,Кислород, бесцветный газ.Куд...

Проект для детей первой младшей группы "Первые шаги в математику"

Математическое развитие  имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в ран...

Диагностические карты первой младшей группы по "Первым шагам"

Диагностические карты первой младшей группы по "Первым шагам"...

Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры «Первые шаги в математику» для первой младшей группы.

СП ГБОУ СОШ №1 д\с «Теремок» с. Приволжье       Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры...