Занятие по пластилинографии "Путешествие на остров Буян"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Путешествие на остров Буян.

Задачи:

1. Учить детей новому приёму лепки – пластилиновой растяжке на плоскости, показать его возможности для изображения моря.

2. Развивать умение искать способы решения художественной задачи: передать движение ветра на море (т.е. показать, как он по морю гуляет и кораблик подгоняет).

3.Коррекционные задачи: автоматизировать звук [Ч] в чистоговорке, развивать сенсорную чувствительность, мелкую моторику, координацию движений рук.

4. Воспитывать самостоятельность и инициативу в выборе средств выразительности при реализации замысла.

Предварительная работа:

1.Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

2. Знакомство с творчеством художников-маринистов.

3. Беседа о море, рассматривание иллюстраций.

4. Выкладывание корабликов из геометрических фигур и деталей конструктора.

5. Занятие по аппликации «По морям, по волнам».

6. Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие».

 Материалы к занятию

1. Коробки с пластилином на каждого ребёнка (белый цвет обязательно).

2. Картон-основа разного цвета.

3. Набор стек на каждого ребёнка.

4. Клеёнки, салфетки бумажные и тканевые на каждого ребёнка.  

5. Бисер, стеклярус, рис.

6. Репродукции морских пейзажей.

7. Бутафорский корабль с волнами из атласных ленточек, вентилятор.

Дети находятся в зале, часть которого отгорожена ширмой. На стене – декорации сказочного острова. За ширмой в кресле сидит кот, с учёным видом читая книгу «Сказки» Пушкина. О существовании кота дети до поры до времени не догадываются.

                                 

.Воспитатель: Дорогие ребята, согласитесь, что нет, наверное, человека, который бы не читал сказки. Во всяком случае, надеюсь, что среди вас таких нет. Потому, что только любители и поклонники всего волшебного смогут сегодня отправиться в одно не совсем обычное  путешествие. Нам предстоит  побывать на острове, о котором мало кто знает.

В это время за ширмой  раздаётся мяуканье.

Воспитатель: Мне показалось? Кто-то мяукнул. Признавайтесь, кто принёс кошку?

- Это не я.

- Это там, за ширмой.

 Воспитатель: - Вы говорите это там, за ширмой?

(Отодвигает ширму и все видят кота) Что Вы здесь делаете, уважаемый кот?

Кот:  - Сочиняю сказку. Я, между прочим, не какой-то Барсик или Мурзик. Я знаменитость, у меня есть учёная степень, я с Пушкиным на дружеской ноге. Я у него в одной сказке по золотой цепи гуляю: направо… налево… Вы меня узнали?

Дети: Да, вы Кот учёный из Лукоморья!

Кот: Ну, наконец-то, люблю умных детей. А вы знаете, что Лукоморье не что иное, как сказочный остров Буян?

Воспитатель: Но ведь именно туда мы сейчас и собираемся отправиться!

Кот: Ничего у вас не выйдет.

Воспитатель: Почему?

Кот: Остров Буян лежит посреди моря-океана, как  вы туда попадёте? Воспитатель: Дети, как вы думаете, как мы можем туда добраться?

Дети:  - Можно полететь туда на самолёте.

            - Можно поплыть туда на корабле.

Воспитатель: Прекрасный корабль для дальнего путешествия! Только волны застывшие, будто заколдованные. Кто, волны вас остановил? Кто сковал ваш бег могучий? Не отвечают. Может быть, ты кот знаешь, почему волны застыли?

Кот: Волны не простые, а волшебные, не каждый может попасть на сказочный остров. Чтобы волны оживить, надо нарисовать картину,  как «ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». И тогда вы сможете попасть на остров.

Воспитатель: - А у нас сегодня занятие по лепке и есть только пластилин. Как же мы нарисуем такую картину?

Кот, ты нам поможешь?

Кот: - Нет, мне нужно дописывать сказку. А у вас всё равно ничего не получится. Пластилином не рисуют!

 Воспитатель:  - Дети, а вы как думаете,  можно рисовать с помощью пластилина?

Дети: -   Я думаю, что нельзя.

           - А я думаю, что можно на пластилине стекой нарисовать волны и кораблик.

Воспитатель: Да, дети, можно поступить и так, а ещё можно слепить картину, на которой и кораблик, и волны будут совсем плоские, будто нарисованные. Хотите, я научу вас лепить такую картину?

Дети соглашаются.

Воспитатель: Прежде, чем мы начнём лепить, вспомните, что сказал нам кот? Нам надо показать, как ветер по морю гуляет. Давайте ещё раз посмотрим на эти морские пейзажи художника И. К. Айвазовского. Они висят у нас в группе несколько дней, и мы с вами их уже рассматривали.

Скажите, как художник изображает ветер на море?

Дети:   -  Художник рисует много маленьких волн. Кажется, что дует лёгкий ветерок.

Дети:   -  Художник рисует большие волны, как будто дует сильный ветер.

Дети:   -  Художник рисует шторм на море.  Волн мало и они огромные.

Воспитатель: Да, художник изображает море в разную погоду, поэтому и волны на его картинах такие разные. Он использует краски, чтобы изобразить море в шторм или в ясную погоду, а я покажу вам, как можно вместо красок использовать пластилин.

Воспитатель подзывает их к себе и знакомит с новым приёмом – цветовой растяжкой.

Воспитатель: - Возьму кусок пластилина нужного цвета. А если нет нужного оттенка, как поступить?

Дети:  -  Нужно пластилин смешать.

 Воспитатель: - Да, вы уже умеете смешивать пластилин. Теперь скатаю пластилин в длинный столбик, намечу линию моря и слегка прижму его, чтобы граница воды стала шире. Большим или указательным пальцем  я размазываю пластилин круговыми движениями – получаются маленькие волны. А большие волны я сделаю из коротких столбиков. Приложу к линии моря, сглажу соединение пальчиками, загну кончик столбика. А теперь буду размазывать пластилин влево и вправо, получилась большая волна. Если я хочу сделать пену, возьму кусочек белого пластилина и сделаю мазок поверх волны.

А как можно сделать кораблик, вы догадаетесь сами, если посмотрите, какие инструменты приготовлены для вас на столах.

Физкультминутка

Воспитатель: Тот, кто бывал на море, конечно же видел такую картину.

 Ходят волны на просторе,

Вы узнали? Это – море.

Чайка над волной взмывает

Чайка чайку догоняет.

Посмотрите пароход

По волнам плывёт вперёд.

Я в бинокль свой посмотрю,

Что увижу, расскажу.

А рядом вижу чьи-то спины:

Плывут в волнах ко мне дельфины.

Стал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль, то в трубу –

Вправо, влево, за корму.

 

Воспитатель: Дети, для нашего занятия я приготовила для вас  картон разного цвета. Вспомните ещё раз, как художник изображает море в разную погоду. Подумайте, какая погода на море будет у вас на рисунке, где будет плыть кораблик, чем можно дополнить свою работу. Выбирайте себе картон-основу и материалы, нужные для работы и проходите за столы.

Дети работают.

Воспитатель: Дети, я вижу ваши пальчики устали. Давайте их разомнём, но сначала вспомним, над каким звуком мы работаем.

Дети: Над звуком «Ч».

Пальчиковая гимнастика.

Чу-чу-чу – садись на лодке прокачу.

Чи-чи-чи – только ноги не мочи.

Ча-ча-ча – над морем огромная туча.

Чок-чок-чок – в дали светит маячок.

Ча-ча-ча – чайка встретила грача.

Очи-очи-очи – поплывём мы в город Сочи.

По окончании работы выставляются.

Кот:-  Что за шум? Вы мне мешаете сочинять!

Воспитатель: - Учёный кот, посмотри, что у нас получилось! Нравится тебе?

Кот:  (одевает очки) - Ой, неужели это всё из пластилина?

Воспитатель: Подойди поближе и посмотри.

Кот: - И правда из пластилина. Что-то я не пойму, где же тут ветер, который гуляет по морю?

Воспитатель: Дети, кто хочет показать коту ветер на море?

Дети: Вот на этой и этой картине (показ) – сильный ветер, шторм. Видишь, кот, какие высокие волны?

Кот: А вот на этих картинках волны поменьше, значит, ветра тут нет.

Дети: Нет, кот, ветер тут тоже есть, просто он не такой сильный, поэтому и волны поменьше.

Кот: Но зато вот тут-то точно ветра нет совсем!

Дети: Здесь тоже есть ветер, только он лёгкий и волны маленькие. Но кораблик всё равно бежит по волнам.

Воспитатель: Ну что учёный кот, справились дети с твоим заданием?  

Кот: А давайте посмотрим, смогли вы оживить волны или нет?

 В это время звучит музыка (пьеса К. Сен-Санса «Аквариум» из «Карнавала животных»), волны «катятся» и парус на корабле раздувается с помощью вентилятора.

Кот: Спасибо вам, дети, за вашу работу, угодили вы учёному коту. Теперь мы вместе сможем отправиться в путешествие на остров Буян. Садитесь на корабль, а свои картины берите с собой. Приедут заморские гости, увидят такую красоту и разнесут славу о Лукоморье и о вас по всему белу свету. Дети вместе с котом садятся в корабль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие «Путешествие на волшебный остров»

Конспект интегрированного открытого занятие в старшей группе....

Конспект психологического занятия Игра «Путешествие на остров взаимопонимания»

К вспомогательным средствам общения, используемым на психогимнастике, относят рисование и музыку.Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливает эффект от...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Остров Сокровищ»

Интегрированное занятие включающее в себя три направления развития детей: ФЭМП, развитие речи, экология. Дети путешествуют по острову, преодолевая препятствия выполняют различные задания....

Интегрированное занятие-игра "Путешествие на остров сокровищ"

МАДОУ д/с № 165 г. Тюмени. Подготовил и проводил воспитатель Иванова Е.В....

Конспект образовательной деятельности по лепке в нетрадиционной технике пластилинографии в подготовительной к школе логопедической группе на тему: «Путешествие на остров Буян»

В своей работе хочу предложить, как можно использовать в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Лепка" нетрадиционные техники пластилинографии - раст...

конкурс "чудеса на песке": остров Буян

в нашем детском саду каждое лето проводится конкурс песочных фантазий. предлагаю вашему вниманию отчеты по этому разделу...

НОД «Путешествие на остров Буян» по сказкам А.С. Пушкина

В данном НОД дети отправятся в увлекательное путешествие по сказочному острову Буян, где с помощью игр закрепят знания о сказках А.С.Пушкина...