Конспект образовательной деятельности по лепке в нетрадиционной технике пластилинографии в подготовительной к школе логопедической группе на тему: «Путешествие на остров Буян»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Саввина Наталья Петровна

В своей работе хочу предложить, как можно использовать в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Лепка" нетрадиционные техники пластилинографии - растяжка. Она помогает детям научиться передавать пейзаж в движении, развивает мелкую моторику рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_na_ostrov_buyan_.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 33 г. Ельца

Конспект образовательной деятельности

 по лепке в нетрадиционной технике пластилинографии

в подготовительной к школе логопедической группе

 на тему: «Путешествие на остров Буян»

Саввина Наталья Петровна

воспитатель высшей квалификационной категории

Программное содержание:

Обучающие:

1. Учить детей новому приёму лепки – пластилиновой растяжке на плоскости, показать его возможности для изображения моря.

2. Развивать умение искать способы решения художественной задачи: передать движение ветра на море (т.е. показать, как он по морю гуляет и кораблик подгоняет).

3. Коррекционные задачи: автоматизировать звук [Ч] в чистоговорке.

Развивающие:

  1. Развивать сенсорную чувствительность, мелкую моторику, координацию движений рук.
  2. Развивать творческое воображение.

Воспитательные:

1.  Воспитывать самостоятельность и инициативу в выборе средств выразительности при реализации замысла.

Предварительная работа:

1.Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

2. Знакомство с творчеством художников-маринистов.

3. Беседа о море, рассматривание иллюстраций.

4. Выкладывание корабликов из геометрических фигур и деталей конструктора.

5. Занятие по аппликации «По морям, по волнам».

6. Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие».

 Материалы к занятию

1. Коробки с пластилином на каждого ребёнка (белый цвет обязательно).

2. Картон-основа разного цвета.

3. Набор стек на каждого ребёнка.

4. Клеёнки, салфетки бумажные и тканевые на каждого ребёнка.  

5. Бисер, стеклярус, рис.

6. Репродукции морских пейзажей.

7. Бутафорский корабль с волнами из атласных ленточек, вентилятор.

Ход образовательной деятельности:

Дети находятся в зале, часть которого отгорожена ширмой. На стене – декорации сказочного острова. За ширмой в кресле сидит кот, с учёным видом читая книгу «Сказки» Пушкина. О существовании кота дети до поры до времени не догадываются.                                

Воспитатель: Дорогие ребята, согласитесь, что нет, наверное, человека, который бы не читал сказки. Во всяком случае, надеюсь, что среди вас таких нет. Потому, что только любители и поклонники всего волшебного смогут сегодня отправиться в одно не совсем обычное путешествие. Предлагаю побывать на острове, о котором мало кто знает.

В это время за ширмой  раздаётся мяуканье.

Воспитатель: Мне показалось? Кто-то мяукнул. Признавайтесь, кто принёс кошку?

- Это не я.

- Это там, за ширмой.

Воспитатель: Вы говорите это там, за ширмой? (Отодвигает ширму, и все видят кота). Что Вы здесь делаете, уважаемый кот?

Кот: Сочиняю сказку. Я, между прочим, не какой-то Барсик или Мурзик. Я знаменитость, у меня есть учёная степень, я с Пушкиным на дружеской ноге. Я у него в одной сказке по золотой цепи гуляю: направо… налево… Вы меня узнали? (Да, вы Кот учёный из Лукоморья!)

Кот: Ну, наконец-то, люблю умных детей. А вы знаете, что Лукоморье не что иное, как сказочный остров Буян?

Воспитатель: Но ведь именно туда мы сейчас и собираемся отправиться!

Кот: Ничего у вас не выйдет.

Воспитатель: Почему?

Кот: Остров Буян лежит посреди моря-океана, как вы туда попадёте? Воспитатель: Дети, как вы думаете, как мы можем туда добраться?

Дети: Можно полететь туда на самолёте.

           Можно поплыть туда на корабле.

Воспитатель: Прекрасный корабль для дальнего путешествия! Только волны застывшие, будто заколдованные. Кто, волны вас остановил? Кто сковал ваш бег могучий? Не отвечают. Может быть, ты кот знаешь, почему волны застыли?

Кот: Волны не простые, а волшебные, не каждый может попасть на сказочный остров. Чтобы волны оживить, надо нарисовать картину, как «ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». И тогда вы сможете попасть на остров.

Воспитатель: А у нас сегодня занятие по лепке и есть только пластилин. Как же мы нарисуем такую картину?

Кот, ты нам поможешь?

Кот: Нет, мне нужно дописывать сказку. А у вас всё равно ничего не получится. Пластилином не рисуют!

Воспитатель: Дети, а вы как думаете, можно рисовать с помощью пластилина? (Я думаю, что нельзя. А я думаю, что можно на пластилине стекой нарисовать волны и кораблик.)

Воспитатель: Да, дети, можно поступить и так, а ещё можно слепить картину, на которой и кораблик, и волны будут совсем плоские, будто нарисованные. Я предлагаю вам вылепить такую картину?

Воспитатель: Прежде, чем мы начнём лепить, вспомните, что сказал нам кот? Нам надо показать, как ветер по морю гуляет. Давайте ещё раз посмотрим на эти морские пейзажи художника И. К. Айвазовского. Они висят у нас в группе несколько дней, и мы с вами их уже рассматривали.

Скажите, как художник изображает ветер на море?

Дети:  Художник рисует много маленьких волн. Кажется, что дует лёгкий ветерок.

Дети: Художник рисует большие волны, как будто дует сильный ветер.

Дети:  Художник рисует шторм на море.  Волн мало и они огромные.

Воспитатель: Да, художник изображает море в разную погоду, поэтому и волны на его картинах такие разные. Он использует краски, чтобы изобразить море в шторм или в ясную погоду, а я покажу вам, как можно вместо красок использовать пластилин.

Воспитатель подзывает их к себе и знакомит с новым приёмом – цветовой растяжкой.

Воспитатель: Возьму кусок пластилина нужного цвета. А если нет нужного оттенка, как поступить? (Нужно пластилин смешать.)

Воспитатель: Да, вы уже умеете смешивать пластилин. Теперь скатаю пластилин в длинный столбик, намечу линию моря и слегка прижму его, чтобы граница воды стала шире. Большим или указательным пальцем я размазываю пластилин круговыми движениями – получаются маленькие волны. А большие волны я сделаю из коротких столбиков. Приложу к линии моря, сглажу соединение пальчиками, загну кончик столбика. А теперь буду размазывать пластилин влево и вправо, получилась большая волна. Если я хочу сделать пену, возьму кусочек белого пластилина и сделаю мазок поверх волны.

Воспитатель: А как можно сделать кораблик, вы догадаетесь сами, если посмотрите, какие инструменты приготовлены для вас на столах.

Физкультминутка

Воспитатель: Тот, кто бывал на море, конечно же видел такую картину.

Ходят волны на просторе,                    (имитация волн руками)

Вы узнали? Это – море.

Чайка над волной взмывает                 (показать как чайка летит)

Чайка чайку догоняет.

Посмотрите пароход                             (изобразить пароход)

По волнам плывёт вперёд.

Я в бинокль свой посмотрю,                (смотреть в бинокль)

Что увижу, расскажу.

А рядом вижу чьи-то спины:

Плывут в волнах ко мне дельфины.      (показать как прыгают дельфины)

Стал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.                 (рука ко лбу, повороты вправо, влево)

То в бинокль, то в трубу –                     (имитация бинокля, трубы)

Вправо, влево, за корму.

Воспитатель: Дети, для нашего занятия я предлагаю картон разного цвета, который вам будет необходим для своей работы. Вспомните ещё раз, как художник изображает море в разную погоду. Подумайте, какая погода на море будет у вас на рисунке, где будет плыть кораблик, чем можно дополнить свою работу. Выбирайте себе картон-основу и материалы, нужные для работы и проходите за столы.

Дети работают.

Воспитатель: Дети, я вижу ваши пальчики устали. Давайте их разомнём, но сначала вспомним, над каким звуком мы работаем? (Над звуком «Ч».)

Пальчиковая гимнастика.

Чу-чу-чу – садись на лодке прокачу.

Чи-чи-чи – только ноги не мочи.

Ча-ча-ча – над морем огромная туча.

Чок-чок-чок – в дали светит маячок.

Ча-ча-ча – чайка встретила грача.

Очи-очи-очи – поплывём мы в город Сочи.

По окончании работы выставляются.

Кот: Что за шум? Вы мне мешаете сочинять!

Воспитатель: Учёный кот, посмотри, что у нас получилось! Нравится тебе?

Кот:  (одевает очки) Ой, неужели это всё из пластилина?

Воспитатель: Подойди поближе и посмотри.

Кот: И правда из пластилина. Что-то я не пойму, где же тут ветер, который гуляет по морю?

Воспитатель: Дети, кто хочет показать коту ветер на море?

Дети: Вот на этой и этой картине (показ) – сильный ветер, шторм. Видишь, кот, какие высокие волны?

Кот: А вот на этих картинках волны поменьше, значит, ветра тут нет.

Дети: Нет, кот, ветер тут тоже есть, просто он не такой сильный, поэтому и волны поменьше.

Кот: Но зато вот тут-то точно ветра нет совсем!

Дети: Здесь тоже есть ветер, только он лёгкий и волны маленькие. Но кораблик всё равно бежит по волнам.

Воспитатель: Ну что учёный кот, справились дети с твоим заданием?  

Кот: А давайте посмотрим, смогли вы оживить волны или нет?

В это время звучит музыка (пьеса К. Сен-Санса «Аквариум» из «Карнавала животных»), волны «катятся» и парус на корабле раздувается с помощью вентилятора.

Кот: Спасибо вам, дети, за вашу работу, угодили вы учёному коту. Теперь мы вместе сможем отправиться в путешествие на остров Буян. Садитесь на корабль, а свои картины берите с собой. Приедут заморские гости, увидят такую красоту и разнесут славу о Лукоморье и о вас по всему белу свету. Дети вместе с котом садятся в корабль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Защитники Отечества»

Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защитившим страну от врагов. Обогащение речи признаками, синонимами. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников р...

Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Зимние виды спорта.»

Тема: «Зимние виды спорта.» Цели занятия:коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;- учить детей давать сравнительную характеристику зву...

Конспект открытого интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Посуда».

Предлагается конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе по теме "Посуда". Материал адресован логопедам, психологам, воспитателям....

Конспект образовательной деятельности по формированию основ избирательного права (подготовительная к школе логопедическая группа) Тема: «Мы - Россияне»

Великая духовная потребность в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день,и если в ребенке с детства не воспитывать это качество,не стоит ожидать, что оно появится у взрос...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе логопедической группе "Большое путешествие в космос"

Пояснительная записка с указанием программы детского сада, конспект ООД с целями, задачами, оборудованием, разнообразные методы и приемы работы, а также элементы использования средств ИКТ....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для детей подготовительной к школе логопедической группы Тема: "А вот и весна!»

Программное содержание:-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, учить размышлять;-создать необходимые условия для полной реализации детских возможностей;-обобщать представ...