Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе логопедической группе "Большое путешествие в космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Туливетрова Ольга Александровна

Пояснительная записка с указанием программы детского сада, конспект ООД с целями, задачами, оборудованием, разнообразные методы и приемы работы, а также элементы использования средств ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к конспекту организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной старшей подготовительной к школе логопедической группы:  «Большое космическое путешествие»

Автор: О.А. Туливетрова

Воспитатель логопедической группы

Представленный конспект  предназначен для проведения организованной образовательной деятельности в разновозрастной старшей  подготовительной к школе коррекционно — развивающей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Всем известно, что осуществление программных требований даже в условиях массовой разновозрастной группы является делом более сложным. Оно требует от педагогов знания программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями всех воспитанников, способности правильно распределять свое внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу, направлять развитие детей согласно задачам воспитания и их возможностям. А насколько сложнее, все это, оказывается, осуществить в коррекционной группе для детей с  нарушениями речи, где дети разные не только по возрасту, но и по физическим возможностям, по речевым характеристикам.

Основной базой для разработки данной ООД является:

1.Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С. (М., 2014) .

В процессе  организованной образовательной деятельности происходит интеграция следующих образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие».

Работа представлена по познавательному  развитию дошкольников.

Приоритетная образовательная область - «Познание».

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • Принцип интеграции (взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности).
  • Принцип последовательности и систематичности (новый материал подается частями с опорой на имеющиеся знания детей, и, во взаимосвязи с ранее изученным).
  • Принцип непрерывности (ООД построена на основе предыдущих совместных действий педагога и детей).
  • Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес).
  • Принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, уровню подготовки, уровню развития речи и познавательных психических процессов).
  • Принцип психологической и физической комфортности (смена динамических поз и видов детской деятельности, гимнастика для развития мелкой моторики, динамическая пауза). Для достижения цели и решения поставленных задач используются такие методы и приемы: 
  • Наглядные: показ  слайдов из  мультимедийной презентации для детей «Большое космическое путешествие», эпизода видеофильма: «Такой  загадочный космос»).
  • Словесные: беседа, объяснение, загадки, обращение к опыту, выразительное исполнение.
  • Игровые: игра «Доскажи строчку», «Новое созвездие», сюрпризный момент «Запуск ракеты в космос», проведение опыта «Невесомость».
  • Практические: конструирование «Созвездий»,  графическое упражнение (рассматривание «Солнечной карты для детей»), коллективное создание коллажа.
  • Прием эмоциональной заинтересованности (игра-путешествие, шуточная словесная игра, использование фрагментов «космической» музыки).

Конспект ООД могут использовать воспитатели логопедических групп, дефектологи, логопеды в подгрупповой работе.

Конспект организованной  образовательной деятельности

по познавательному развитию

в разновозрастной старшей  подготовительной  к школе логопедической  группе

Форма ООД:  большое  космическое путешествие.

Классификация ООД:  основана на реализации задач воспитания и обучения посредством сочетания нескольких видов деятельности детей.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель – закрепление знаний детей о том, что мы живем на планете Земля, в космосе есть другие планеты, звезды, космические тела.

Тема - «Большое космическое путешествие».

Задачи.  

Обучающие — обеспечить формирование умения применять полученные 
знания в предметно — практической и игровой деятельности.

 -расширить и обобщить знания детей о космосе, людях, его осваивающих;

 - познакомить с понятием «невесомость», значением слова «телескоп»;

- систематизировать представления о планетах, созвездиях, ракетах, космическом пространстве;

- закрепить знания детей о первом космонавте Ю.А. Гагарине;

Коррекиионные - способствовать совершенствованию навыка употребления 
слов данной тематики;

-активизировать и пополнять словарь по теме; вызывать интерес к исследовательской деятельности;

Развивающие — способствовать развитию навыков общения детей со 
сверстниками, чувства эмпатии; способствовать развитию наблюдательности, фантазии, 
творческого воображения, мелкой моторики.

 Воспитательные — создать условия для воспитания 
доброжелательности по отношению друг к другу, самостоятельности, 
инициативности, желания выполнять совместные задания, интереса к 
разнообразию природного мира; для воспитания чувства гордости за нашу 
страну, которая смогла первая послать человека в космос.

Форма организации детей: подгрупповая.

Предварительная работа.  Беседы «Космос -  пространство из загадок», «Солнце – источник тепла и света», «Планета Земля – наш общий дом»; чтение: Н. Кургузов «В солнечном царстве, в космическом государстве», «Кто на нас с небес смотри»; Ю. Гагарин «Вижу Землю». Заучивание стихов о Космосе. Изготовление ракет из бумаги методом оригами.

Оформление группы.  На тематической стене звезды, планеты, созвездия, медиа проектор.

Вспомогательные материалы и оборудование.

Оборудование:  мультимедийное оборудование,  презентация в PowerPoint , видеофильм  «Такой загадочный Космос» иллюстрации на космическую тематику, звездочки, опытнический набор: банка с водой, контейнер с грузом, деревянная палочка, ножницы, клей, цветная бумага и картон, заготовка для коллажа космического пространства, космическая музыка, карта «Солнечная система для детей».

ХОД ООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А вот куда, вы узнаете, отгадав мои загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

Белые цветочки вечером расцветают.

А утром увядают (Звезды)

Над домами у дорожки висит кусок лепешки? (Луна)

Воспитатель: Звезды, Солнце, Луна – это всё космические тела. А где находятся космические тела?

Дети: в космосе.

Воспитатель: значит,  путешествие у нас будет космическое.

(На экране проектора представляются  слайды с изображением космических тел)

Воспитатель: Весь необъятный мир, который находится за пределами земли, называют космосом, или Вселенной. Вы с родителями наблюдали за небом в вечернее время. Как вы представляете себе размеры Вселенной? Что вы там видели?  Что вы почувствовали в это время? Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и созвездий, планет, комет, других небесных тел. В космосе  носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.

Слайд карты:  «Солнечная система для детей». Рассмотрите её,  что вы видите? (ответы детей)

Воспитатель: хотите на время стать космонавтами и отправиться в космическое пространство?

Дети: Да!

Воспитатель: ребята, а кто был первым космонавтом? (на экране фотография Ю.А. Гагарина). Первым космонавтом, был Юрий Алексеевич Гагарин, произошло это 12 апреля 1961 года в нашей стране.

Воспитатель: прошу космонавтов занять свои рабочие места и чтобы наши руки хорошо справлялись с управлением ракет, необходима разминка.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну. 

Звучит космическая музыка.

Воспитатель: космонавты в ракеты, ракеты на старт! Три, два, один! Пуск!

(На экране проектора космическое пространство)

Воспитатель сопровождает показ рассказом: мы очутились в бесконечном, безвоздушном, темном пространстве. Давайте рассмотрим, что здесь есть.

Дети: планеты, звезды, другие ракеты, спутники  (показываю указкой)

Воспитатель: обратите внимание, некоторые звезды объединяются в общий рисунок, это созвездия (показ слайда  с изображением созвездий)

Воспитатель: люди придумывали им названия, ориентировались по ним на местности. Наиболее известным является Большая Медведица, которое ещё называют Ковшом. Также можно ночью на небе увидеть созвездие Малой Медведицы и другие (слайды с созвездиями)

Воспитатель: а хотели бы мои космонавты открыть новые созвездия? Приглашаю всех принять участие в игре «Новое Созвездие» (дети получают в руки звездочки и под космическую музыку объединяются в группы, образуя общий рисунок)

(Проводим анализ полученных фигур, прошу ребят придумать названия своим созвездиям, выбрать наиболее удачные)

(На экране слайд, с изображением  вида  из космоса на планету Земля)

Воспитатель: вот эту планету знает каждый землянин, потому что она – его дом! Так выглядит наша Земля из Космоса. Какая она?

Дети: голубая, большая, теплая, родная, добрая.

Воспитатель: кроме планеты Земля в Космосе ещё     8    планет. Кто знает, как они называются? У них трудные, но интересные названия: Сатурн, Юпитер, Венера, Марс, Плутон, Уран, Меркурий, Нептун и Земля.

Воспитатель: молодцы, вы много знаете о Космосе. Каждый космонавт должен быть крепким, сильным, ловким. В этом нам поможет наша динамическая пауза………..

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Космос»

Один, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть)

долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.

(ходьба на месте).

Воспитатель: космонавты, которые  в полете,  находятся в состоянии невесомости. Их тела, любые предметы не имеют своего веса, летают беспорядочно по космическому кораблю. Для человека трудно быть в таком состоянии долгое время, поэтому их тренируют в специальных бассейнах. Давайте проведем опыт и посмотрим, как своеобразная модель космонавта ведет себя в воде (показываю пластмассовый контейнер от киндер – сюрприза с небольшим грузом)

Проводится опыт: воспитатель опускает в банку с водой герметично закрытый контейнер с  грузом внутри, с помощью палочки воздаёт движение воды. Контейнер не тонет, а при движении воды вращается вместе с ней)

Воспитатель: примерно так перемещаются все предметы, находящиеся  на космическом корабле во время полета. Поэтому все предметы прикрепляют. Космонавты тоже летают свободно. Если они хотят оставаться на одном месте, то закрепляют свое тело специальными ремнями.

(Воспитатель показывает слайд,  с изображением прибора - телескоп) Это специальный прибор, с помощью которого с Земли можно увидеть космическое пространство с множеством звезд, созвездий и спутников. Он называется телескоп. В  нём располагается специальное стекло, которое во много раз  увеличивает изображение из космоса, так что, заглянув в него, можно рассмотреть космические тела.

Воспитатель: но время нашего полета подходит к концу, нам пора возвращаться домой. Просьба всех космонавтов занять свои места. Внимание! Обратный отсчет: пять, четыре, три, два, один, пуск! С возвращением на Землю! Как прошел полет? (ответы детей)

Воспитатель: какие у нас умные, сильные и смелые космонавты. Наша игра «Закончи строчку» поможет вам вспомнить все то, что мы сегодня узнали нового о Космосе:

Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный……..(телескоп)

Только лучше звезд видна,

В небе полная …..(луна)

До Луны не может птица, долететь и прилуниться,

Но зато умеет это делать быстрая…..(ракета)

У ракеты есть водитель- невесомости любитель.

По – английски, астронавт, а по-русски, …..(космонавт)

Космические тела летят, врассыпную, как хотят.

Очень здоровенная, вся эта -…..(Вселенная)

Воспитатель:  а теперь, давайте с земли, как- будто в телескоп, ещё раз полюбуемся загадочным Космосом. Все готовы  заглянуть в волшебное стекло телескопа? (прикладывают к глазу руки, сложенные трубой и смотрят на экран)

(На экране эпизод из видеофильма: «Такой загадочный Космос» 1,5 – 2 мин.)

Воспитатель: ребята, сколько новых впечатлений мы сегодня  получили, сколько узнали! Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей).  Давайте закрепим наши впечатления коллективной работой. Я предлагаю вам лист ватмана черного цвета – это  темное космическое пространство, а вы из цветной бумаги, картона подготовите различные космические тела, о которых мы сегодня говорили. После все ваши творческие работы мы разместим на нашем космосе.

(Дети с воспитателем принимают участие в изготовлении коллективного коллажа «Наше космическое пространство» Педагог оказывает индивидуальную помощь в вырезывании космических деталей, планет, кораблей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня проявили свой ум и сообразительность, ловкость и смекалку. Я думаю, вы готовы пополнить отряд юных космонавтов. Растите, учитесь и тренируйтесь. Далекие планеты ждут вас!!!