Конспект НОД ОО "Коммуникация", "Художественное творчество" "Рукам работа – душе праздник"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательным областям "Коммуникация", "Художественное творчество"  

«Рукам работа – душе праздник»

 

Программное содержание:

1.Дать детям сведение о глине как художественном материале: что такое глина, свойства глины, заготовка глины; учить детей лепить из глины кружки ленточным способом, используя приёмы скатывания, сплющивания и примазывания, передавать основные пропорции и характер формы.

2.Развивать у детей эстетическое восприятие,  мелкую моторику, умение следить за движением обеих рук, расширять словарь детей народными терминами.

3.Приобщать детей к прекрасному, воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glin.posuda2.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Рукам работа – душе праздник»

(Интегрированное занятие в подготовительной группе.)

Программное содержание:

1.Дать детям сведение о глине как художественном материале: что такое глина, свойства глины, заготовка глины; учить детей лепить из глины кружки ленточным способом, используя приёмы скатывания, сплющивания и примазывания, передавать основные пропорции и характер формы.

2.Развивать у детей эстетическое восприятие,  мелкую моторику, умение следить за движением обеих рук, расширять словарь детей народными терминами.

3.Приобщать детей к прекрасному, воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству.

Методические приёмы:

  • Показ иллюстраций
  • Словесный приём (рассказ)
  • Игровой
  • Частичный показ с объяснением
  • Поисковые вопросы
  • Использование театрализации, музыки.

Материал:  музыка, иллюстрации, деревянный ручной круг, глиняная посуда, глина, заготовки из глины для показа, вода для мытья рук.

Народные термины: сени – коридор, полати – доски над печкой, дресва – мелкий камень.

Ход:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на выставку посуды. Но посуды не той, из которой вы пьёте молоко и компот, кушаете кашу и суп, а посуда у нас сегодня необычная-глиняная. А можно ли из неё пить молоко и компот, вы узнаете, когда побываете на выставке глиняной посуды. Итак, наше путешествие начинается (дети под музыку входят в зал, осматривают посуду).

- Проходите, усаживайтесь поудобнее.

(спор глиняной посуды)

  Заспорили как-то кружка с кувшином

  Кто в жизни главнее: она или он.

  Кто первым, по их мнению,

  Был для людей гончаром слеплён?

  Кувшин похвалялся: «Я нужный, красивый,

  Храню молоко, и сметану, и квас.

  Из глиняных братьев я самый важный,

  Хозяйки во мне всё хранят про запас.»

  А кружка-подружка захохотала:

  «Быть важным, красивым, ведь этого мало.

  Люди, когда на стол накрывают

  И воду, и молоко по кружкам разливают.»

  Тут в спор вступила глиняная ваза:

  «Таких глупцов не видела ни разу.

  Я всех изящней и стройней,

  И тонкостью стенки я славлюсь своей.

  Вздохнул и глиняный горшочек:

  «Смотрите, ведь во мне растёт цветочек!

  Живой, зелёный, вон как листья вьются,

  Все люди им любуются.

 (растение лучше растёт в глиняном горшке, т.к. глина пропускает воду)

  Спор разрешил подносмолчаливый:

  «Наверное, братцы, я самый счастливый.

   На мне хлеб-соль преподносят гостям,

   И пироги подают малышам.»

  Каждый по-своему нужен и важен,

  Чтоб быт у людей был удобен, налажен.

  Ведь мастер-гончар когда посуду  лепил,

  Всю душу свою в работу вложил.

  Чтоб красота и польза были рядом,

  И люди той посуде были рады!

  Только просим вас запомнить всех, ребята,

  Обращаться с нами надо аккуратно!

- Мы с вами на выставке глиняной посуды, из какого материала она изготовлена? Изготавливать посуду люди научились очень и очень давно, когда подметили её замечательные свойства. Ребята, а что же такое глина? (возможные ответы детей)

Глина – это осадочная горная порода. Соединяясь с водой, она делается мягкой и вязкой, способной принимать любую форму и, высыхая, сохранять её. Глина очень легко поддаётся обработке: из неё можно вылепить всё, что угодно. А как же заготавливали глину? Вот как об этом рассказывает С.И. Рябов – один из гончаров, который занимался изготовлением глиняной посуды.

«Глину заготавливаю летом: зимой замёрзнет, летом не пробьёшь. Набью кусочков глины, она у меня в сенях лежит – в ведро положу и ставлю его к печи. Когда оттает, кипятком залью – глина вся разбухнет. Руками её разминаешь, пока не сделается мягкой, вязкой. Раньше, когда ещё посуду глиняную делали, глину клали в особое корыто и деревянной дощечкой её месили, затем выкладывали на пол, на рассыпанную мелкую дресву, начинали мять голыми ногами, выбирая попавшие камешки. Когда глина делалась тягучей, её резали на полосы и на ручных деревянных кругах лепили горшки. Деревянный круг делался просто: на скамью гвоздь, а на него круг, вертишь его. Посуда дня два сохла на полатях, потом ещё дня три на печи. Затем с водой разводили дёготь и наносили его тонким слоем на каждую посудинку при помощи крылышка, чтобы облив был ровный, а сверху ещё и мучкой свинцовой обсыпали для блеску. Обжигали посуду в специальной печи. Дрова готовили сосновые, сушили их заранее. Поначалу чурочки жгли, чтоб глина в жаре по обвыклась, закалилась, а затем уже прибавляли жару.»

Талантливы руки человека и трудолюбивы. Всё сделанное нашими северными мастерами отмечается ярко выраженным народным характером, беломорскими традициями. Качество изделий отличное, мастера настоящие. Великолепная глиняная посуда славилась тонкостью стенки, красотой форм, тщательностью отделки, глубоким коричневым тоном и великолепным обжигом. Затем готовую посуду продавали.

Физкультминутка:

Вот большой стеклянный чайник,             (одна рука на поясе, другая - как носик)

Очень важный, как начальник

Вот фарфоровые чашки,                             (присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                           (кружатся)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки                                (руки вверх, сомкнуты над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот и глиняный поднос,                              (руки через стороны, вниз)

Он посуду нам принёс.

- Ребята, вы хотели бы изготовить посуду своими руками, как это делали настоящие мастера-гончары? Тогда сейчас вы на некоторое время превратитесь в настоящих гончаров. А лепить мы с вами будем кружку. Что есть у кружки? (дно, стенка, ручка).

Что нужно изготовить сначала, а что потом?

Дно лепится очень просто: скатываем шар, путём сплющивания делаем диск, выравниваем края. Для стенки скатываем валик, кладём на доску и сплющиваем рукой до нужной ширины (длина валика должна быть такой же, как длина окружности). Лентообразную форму присоединяем к краям дна и примазываем. Для ручки скатываем тонкий валик, слегка сплющиваем, прикрепляем к основе. Кружка готова.

Присаживайтесь на свои места и приступайте к работе, как говорится «Рукам работа – душе праздник» (под музыку дети выполняют работу). Кружки готовы, да какие все красивые. А вот наш горшочек что-то заскучал, давайте-ка мы его развеселим, поиграем с ним.

Игра «Горшочек»

Чинарики – чинары, покупатель будешь ты!

Чинарики – чинары за работу гончары.

Долго глину мы месили,

Круг гончарный раскрутили,

Получился точно в срок,

Замечательный горшок.

В печи жаркой закалили,

В холодочке остудили,

Расписали как могли,

И на ярмарку свезли.

Поют:  

Собирайся народ,

Здесь торговля идёт.

Вот какой у нас базар,

Бери глиняный товар.

Все горшочки хороши,

Выбирайте от души.

Покупатель: «У вас горшок хорош любой, этот заберу с собой»

Дети: «Прежде чем его забрать, должен ты его поймать»

- Ребята, скажите пожалуйста, можно ли пить молоко или компот, а также хранить воду в глиняной посуде? Глина после высыхания становится прочной, твёрдой и не пропускает воду. Также глина является экологически чистым продуктом, из неё не только лепят посуду, сувениры, но и используют в медицине и косметологии.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Рукам работа душе праздник"

Второе родительское собрание (нетрадиционная форма )совместно с родителями в старшей логопедической группе №4 от 13.02.2013г.14.02.2013г. Тема: « Рукам работа – душе праздник» Цель:  *Оптимиз...

Проект по ручному труду для детей подготовительной к школе группе "Рукам работа - душе праздник".

  Название проекта:  «Рукам работа – душе праздник».    Вид проекта:   созидательный, групповой, средней продолжительности.   Тип проекта...

Конспект НОД по художественному творчеству (аппликация) во второй младшей группе на тему: "Новогодний праздник для лесных жителей"

Конспект НОД по художественному творчеству (аппликация) во второй младшей группеТема: «Новогодний праздник для лесных жителей»Цели: Развивать у детей интерес к аппликации; учить детей выполнять действ...

Авторское наглядное пособие:«Рукам работа - душе праздник»

Данное пособие можно использовать для ознакомления детей с видами трудовых поручений,с инвентарем который используется в разных видах деятельности; как информационный материал для родителей о приобщен...

"Где работаем,живем,тепло,свет,воду бережем." (конспект занятия познание-художественное творчество ).

Программые задачи: продолжать формировать представления о зависимости состояния окружающей среды от поведения; закладывать основы экологически грамотного поведения.Вызвать интерес к созданию коллектив...

Рабочая программа по трудовому воспитанию старших дошкольников «Рукам - работа, душе – праздник» (хозяйственно – бытовой труд)

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленнос...

Конспект НОД по художественному творчеству: Аппликация обрыванием «Модная шляпка для мамы», посвящённое празднику «День Матери»

Занятие по художественному творчеству детей (аппликация), посвящённое празднику "День Матери".Дети изготавливают красивые шляпки, чтобы подарить их мамам. Так же, на занятии дети знакомятся ...