Проект календарно-обрядовые посиделки в детском саду "Руками работа-душе праздник".
проект (подготовительная группа)
Приобщение детей к истокам народной культуры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект календарно-обрядовые посиделки в детском саду
«Рукам работа – душе праздник».
Вид проекта:информационно-творческий
Продолжительность:долгосрочный
Разработчик и участники проекта:воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Срок реализации:октябрь 2021-март 2022гг.
В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.На посиделки приходили после трудового дня и считали их настоящим праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это.Да и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево, сплести корзину, смастерить вещь, нужную в хозяйстве, этим тоже занимались на посиделках.Вот такие были правила и традиции у русского народа.
Приобщение детей к истокам народной культуры очень значимо, оно становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважению к труду и таланту мастеров. Организация фольклорных посиделок предполагает участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки, и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создать эмоционально-положительную обстановку. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку, художественную литературу, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду.
Поэтому, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. Так, моральная ценность труда утверждается в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и в связи с этим в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного, эмоционального развития, такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.
И поэтому, мы считаем, что данное мероприятие будет направленно на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.
Оно позволит формировать эмоционально – окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, интегрированного свойства личности, которое позволяет себе на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических событий, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Актуальность.Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в образовании дошкольников трудно переоценить.
Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Постановка проблемы.Включение народного фольклора в программу образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
Цель:Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, средством интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям к народным играм.
Задачи:Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Активизировать представления детей о народных посиделках, обычаях и традициях русского народа.
Развивать воображение, творческие и актерские способности.
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.
Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
Расширять представления детей о жизни в старину.
Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями.
Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального, декоративно-прикладного народного творчества.
Материально-техническое обеспечение:
Аудио, видео системы, фотоаппаратура, телевизор.
Библиотека для детей и родителей.
Подбор исторической литературы,
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
Выставки книг, рисунков, поделок,
Создание условий для проведения мероприятий (оформление раздевалки).
Необходимые условия реализации проекта:
Интерес детей и родителей;
Методические разработки,
Интеграция со специалистами детского сада.
Ожидаемые результаты по проекту:
Дети:имеют представление об особенностях жизни и быта русского народа, о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим. Развито умение трудиться в коллективе; проявляют интерес, любовь и уважение к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа; воспитание трудолюбия, умения доводить начатое до конца; воспитание уважительного отношения к результатам чужого и своего труда; воспитание самостоятельности, аккуратности, взаимовыручки, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело.
Взаимодействуют с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенкупреодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью; дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором. У детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.
Педагоги: реализованы воспитательные, развивающие и обучающие задачи через освоение детьми образовательных областей; создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта; создание условий для самостоятельного отражения детьми полученный знаний, умений и навыков; пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме проекта;эмоциональная вовлеченность педагогов к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
Родители: установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей; родители активно вовлечены к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей; обеспечивается взаимодействие педагога детского сада и семьи в процессе реализации содержания воспитательно - образовательного процесса.
Этапы реализации проекта.
I. Организационно-подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к труду
II. Основной
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
Обобщение результатов работы;
Анализ деятельности;
Презентация итогов работы.
План мероприятий проекта«Рукам работа – душе праздник».
Октябрь. Листопад. «Русский наряд». | Беседа «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов. Моделирование русского костюма – развивать умение устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой, вызвать интерес к процессу преобразования и изменения одежды. Дидактическая игра «Что для чего»,«Что сначала, что потом» - развивать диалогическую речь, участвовать в беседе, выражать свою точку зрения. Рассуждение на тему поговорок «Встречают по одежке», «Какова пряха, такова на ней и рубаха» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь образными выражениями. Слушание русских народных песен «Во кузнице», «Лен зеленой», «Прялица» - воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность Беседа «Веселая ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности Подвижные игры: «Капуcта», «Аленький платочек», «Зайка»- совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость.Происхождение праздника «Покров» -расширять знания о празднике Покров, формировать культуру общения на основе русских традиций. | Изготовление атрибутов к инсценировке сказки «Маша и медведь». Конкурс «Изготовление русских народных костюмов». Выставка «Осенние дары». |
Ноябрь. Грудень. «Рукам работа – душе праздник». | Рассматривание предметов труда и рукоделия- познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа. Экскурсия в Краеведческий музей (с родителями)- формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа. Дидактические игры: «Что для чего»,загадки о предметах труда - обогатить знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа, развивать умение анализировать текст загадки. Общение по теме пословиц «Умелые руки не знают скуки», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» - формировать культуру речевого общения, обогащать речь образными выражениями. Подвижные игры: «Змея», «У дядюшки Трифона»- учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры; развивать двигательную активность. «Подарок мам и бабушек» - воспитывать желание порадовать близкого человека. | Папка- передвижка «Сказкотерапия». Консультация «Что такое традиционная культура?». |
Декабрь. Студень. «Мило тому, у кого много всего в дому». | «Русская изба» - обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми. Д/и «Что сначала, что потом» - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения. Рассуждение на тему поговорок «Домом жить – обо всем тужить», «Не красна изба углами, а красна пирогами» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями. Подвижные игры «Нынче праздничек», «Подушечка» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями. Конкурс «Самая новогодняя группа» - развивать умение оказывать помощь в оформлении группы вместе с взрослыми. «Новогодний праздник» - получить положительные эмоции от праздника, удовлетворение от участия, сплочения. | Конкурс семейного творчества «Новогодние чудеса». Помощь родителей в оформлении группы к Новогоднему празднику. |
Январь. Зимец. «Здравствуй, Зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!». | «Зимние Святки» - рассказать о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год, Крещенье). «Веселая Коляда» - познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одариваниеколядовщиков, игры, гадания. Разучивание колядных песен - развивать умения выразительно исполнять колядки: хвалебную, просительную, корительную и знать порядок их исполнения. Подвижные игры «Игра с Колядой», «К нам коза пришла» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями. Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня. Игры «Волшебный клубок», «Мороз-красный нос» - развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры. «Зимние посиделки» - расширять знания о народных посиделках, формировать культуру общения на основе русских традиций. | Консультация «Как колядовали в старину». Помощь в подборе атрибутов в подготовке к колядкам в детском саду. Привлечение родителей к подбору фольклорного материала для проведения народных посиделок. |
Февраль. Стежень. Масленица-Комоедица. | Беседа «Как на Руси зиму провожали, весну встречали»- познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Слушание русских народных песен «Жаворонушки!», «Едет Масленица»- развивать восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа. Разучивание закличек– развивать эмоциональное восприятие текста, чувство родного языка. Подвижные игры «Горелки», «Малечина-калечина», «Гори, гори ясно»- обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности, воспитывать доброжелательные, партнерские отношения. «Широкая Масленица» -воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями. «Солдатушки, бравы ребятушки!» - дать понятие о смелости, храбрости, решительности, доблести защитников Отечества, о традиции охраны русской земли. | Консультация «Масленичная неделя». Папка-передвижка «Масленица». Оформить альбом «Рецепты блинов бабушки Матрены» |
Март.Протальник. «Полна хата детей, так и счастливо в ней». | Беседа «История возникновения имен, фамилий» - познакомить с историей возникновения имен, фамилий; развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми. Подвижные игры «Жмурка и бубенец», «Цепи», «Молчанка»- развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре. Обыгрывание обряда «Наречение имени»- обогащать представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Досуг «Театрализованные подмостки» – развивать и обогащать представления детей о театре. «Сердце матери лучше солнца греет»- развивать любовь к самому близкому человеку – маме, уважение к её труду, проявлять заботу. Мини-спектакль: «Сердце матери лучше солнца греет» | Папка-раскладушка «Имя – не просто слово». Общение родителей с детьми «История твоего имени». Изготовление паспорта «Мое имя». Помощь в изготовлении костюмов для спектакля. |
Апрель. Цветень. «Светлая Пасха». | Конкурс чтецов на «День книги» - воспитывать культуру чтения, любовь к книге, бережное отношение к ней. Беседы с детьми о дне шуток и розыгрышей «Веселье лучше богатства» - рассказать о «Первое апреля – никому не верим!» (исполнение небылиц, чтение потешек, пение частушек). Вербное воскресенье – рассказать о праздновании этого дня, о вербе. Пасха – рассказать о приметах, обычаях, когда высшие силы на радостях готовы исполнить все желания. Беседы с детьми: «Пасхальные обряды» - (крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей), «Легенды о крашенье и дарении яиц», знакомство с пасхальными песнями. Расписывание пасхальных яиц, изготовление пасхальных открыток. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко». Посиделки «Светлый день» - развивать эмоциональную отзывчивость на восприятие праздника, воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми. | Выставка детских работ «Весенняя капель». Консультация «Что читать ребенку дома». «Книга мастеров» -рецепты пасхальных куличей». |
Май.Травень. «Пришла весна, с радостью…». | Музыкальная гостиная «Уж я сеяла, сеяла ленок» –познакомить с музыкальными и поэтическими произведениями народного творчества, посвященным полевым работам, учить отгадывать загадки, проявляя смекалку и внимание, делать выводы и сравнения. Речевые упражнения – «Скажите наоборот», «Продолжи предложение». Проведение русских народных игр «Сиди Яша», «Протекала речка», «Козел», «Уж я сеяла ленок». Рассказ о празднике «День Победы» о традиции русского народа с давних времен защищать Родину-мать, познакомить с подвигом народа в Великой Отечественной войне. Разучивание стихов, частушек на военную тематику, песен. Объяснение пословиц и поговорок «С родной земли – умри не сходи», «Родина – мать, умей за неё постоять», «Не силой дерутся, а умением», «Тяжело в ученье, легко в бою». Мероприятие к дню Победы - воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества. Концерт «День семьи» - развивать способность испытывать удовольствие от встречи с близкими, радость эмоционального сотрудничества и сопереживания. | Консультация «Воспитание добротой». Папка-передвижка «Детская дружба». |
Предполагаемые результаты:У детей сформируются устойчивые представления об истории посиделок русского народа, интерес к устному народному творчеству, о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим, умение трудиться в коллективе; они будут свободно и раскрепощено держаться при выступлениях, импровизировать произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации, различать настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей. Установятся партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведении совместных посиделок и развлечений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рождественские посиделки" (календарно - обрядовый праздник, конспект)
Материал полезен, тем кто ищет конспект занятия по проведению календарно - обрядовых праздников....
Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»
Творческий проект...

Проект "Календарно-обрядовые праздники для детей дошкольного возраста"
"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искуство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия... в ароде н...

Досуг - развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Пряничные посиделки" (календарно-обрядовые праздники).
Давайте детям больш...

Детско-родительский проект "Календарно-обрядовые праздники в детском саду"
Проект направлен на знакомство и приобщение детей к фольклорному наследию русского народа через совместную деятельность детей, родителей и сотрудников детского сада....

Проект "Календарно-обрядовые праздники"
Проект музыкального руководителя по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
