Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»
проект на тему

Творческий проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_folklornye_prazdniki.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80» комбинированного вида

Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»

Выполнила: музыкальный руководитель

Новосадова Галина Николаевна,

первая квалификационная категория

г. Дзержинск, 2011 год

Тип проекта - творческий

По характеру контактов- коллективный

По продолжительности-1 год

 

Актуальность

 

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры   в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

 

Постановка проблемы

         Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.  Наблюдая за детьми во время проведения народных  фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления  о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

         Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

         Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец,  пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные  народные игры способствуют формированию  волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

 

Цель:  Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

 

Задачи:

 

  1. Формировать  у детей устойчивый  интерес к народному творчеству,   желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  6. Расширить  диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

 

В результате реализации проекта:

 

Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;

  • дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.
  • у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.

Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

 

Родители станут активными участниками.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

I.      Организационно-подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;

II. Основной

  • Непосредственно-образовательная деятельность с детьми .
  • Совместная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

  • Обобщение результатов работы;
  • Анализ деятельности;

Презентация итогов работы.



 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

 

этап

мероприятия

сроки

ответственный

Организационно-подготовительный

Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей,  музыкальных особенностей

Наблюдения

Май-сентябрь

Музыкальный руководитель,

воспитатели

     Основной      

Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста»

 октябрь

Музыкальный руководитель

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор – как средство развития творческих способностей»

 ноябрь

Музыкальный руководитель

Семинар –практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей»

 декабрь

Музыкальный руководитель

«Мастер – класс» для родителей «Народная музыкотерапия»

 февраль

Музыкальный руководитель,

воспитатели

Семинар – практикум для родителей  «Знакомьте малышей с фольклором»

 март

Музыкальный руководитель,

воспитатели

Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора  в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

 апрель

Музыкальный руководитель,

воспитатели

Культурно-досуговое мероприятие «Ярмарка»

май

Музыкальный руководитель,

воспитатели

 

 

Рефлексивно-диагностический

Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей,  музыкальных особенностей

Наблюдения

 июнь

Музыкальный руководитель,

воспитатели

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ

 

Мероприятия

Форма проведения 

Предварительная работа

Материал 

 Мамин день

 Праздник

Беседа о мамах, о семейных традициях и обычаях, о народных  приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.

 
Костюмы, музыкальные инструменты

 Рождественские Посиделки

 Музыкальная

гостиная

Беседа о святочных праздниках, об обычаях  рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями.

Иллюстрации с изображением ряженных

 Колядки

 Развлечение

Разучивание рождественских колядок, русских народных игр

Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты

 Эх, да Масленица!

 Русские гулянья

Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав.

Костюмы, музыкальные инструменты

 Вербное воскресение

 Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Заря – зареница»

Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе.

Веточки вербы, народные костюмы

 Пасха

 Праздник

Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц.

Костюмы, музыкальные инструменты,

макет горки,

пасхальные яйца

 Стоит Алена в русском сарафане

(Троица)

 Праздник

Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен.

Демонстрационный материал