Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80» комбинированного вида
Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»
Выполнила: музыкальный руководитель
Новосадова Галина Николаевна,
первая квалификационная категория
г. Дзержинск, 2011 год
По характеру контактов- коллективный
По продолжительности-1 год
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Постановка проблемы
Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
Цель: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Задачи:
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
- Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
- Развивать воображение, творческие и актерские способности.
- Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
В результате реализации проекта:
Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;
- дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.
- у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.
Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Родители станут активными участниками.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
II. Основной
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми .
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности;
Презентация итогов работы.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
этап | мероприятия | сроки | ответственный |
Организационно-подготовительный | Анкетирование воспитателей Анкетирование родителей Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей Наблюдения | Май-сентябрь | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Основной | Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста» | октябрь | Музыкальный руководитель |
Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор – как средство развития творческих способностей» | ноябрь | Музыкальный руководитель | |
Семинар –практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей» | декабрь | Музыкальный руководитель | |
«Мастер – класс» для родителей «Народная музыкотерапия» | февраль | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором» | март | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» | апрель | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Культурно-досуговое мероприятие «Ярмарка» | май | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
|
| ||
Рефлексивно-диагностический | Анкетирование воспитателей Анкетирование родителей Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей Наблюдения | июнь | Музыкальный руководитель, воспитатели |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ
Мероприятия | Форма проведения | Предварительная работа | Материал |
Мамин день | Праздник | Беседа о мамах, о семейных традициях и обычаях, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. | |
Рождественские Посиделки | Музыкальная гостиная | Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. | Иллюстрации с изображением ряженных |
Колядки | Развлечение | Разучивание рождественских колядок, русских народных игр | Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты |
Эх, да Масленица! | Русские гулянья | Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав. | Костюмы, музыкальные инструменты |
Вербное воскресение | Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Заря – зареница» | Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. | Веточки вербы, народные костюмы |
Пасха | Праздник | Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. | Костюмы, музыкальные инструменты, макет горки, пасхальные яйца |
Стоит Алена в русском сарафане (Троица) | Праздник | Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. | Демонстрационный материал |