Детско-родительский проект "Календарно-обрядовые праздники в детском саду"
проект на тему

Щеглова Надежда Валентиновна

Проект направлен на знакомство и приобщение детей к фольклорному наследию русского народа через совместную деятельность детей, родителей и сотрудников детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детско-родительский проект

«Календарно-обрядовые праздники в детском саду»

Тип проекта – творческо-информационный

Продолжительность проекта: октябрь-июнь

 Участники проекта: дети 1 подготовительной, 1старшей и 1младшей групп, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить.

Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры   в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Постановка проблемы

Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.  Наблюдая за детьми во время проведения народных  фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления  о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

 Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец,  пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные  народные игры способствуют формированию  волевых качеств, активизирует память, внимание, снимают страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

Цель:  Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Задачи:

-Формировать  у детей устойчивый  интерес к народному творчеству,   желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

-Расширять представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

-Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

-Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

-Развивать воображение, творческие и актерские способности.

-Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

-Вовлекать родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество. 

 В результате реализации проекта:

-Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) поможет преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;

-возникнет  активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.

-у детей будут сформированы основы актерского мастерства, коммуникативные способности.

-дети создадут календарь народных праздников из своих работ

-воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.

-родители станут активными участниками.

Оборудование:
• компьютер,
• магнитофон,
• принтер,
• сканер,
• мультимедиа,
• фотоаппарат.

1 этап - Организационно-подготовительный

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

Определение цели и задач проекта;

Подбор литературы, пособий, атрибутов;

Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;

2 этап - Основной

А).Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников

русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах

-фольклорных праздниках и обрядах

-знакомство с различными формами устного народного творчества

Б). проведение народных праздников:

-Покров –встреча зимы

 -Рождественские колядки

-Изготовление атрибутов колядования совместно с родителями

-Интегрированное занятие «Русская изба»

-Ярмарка народных игр

- Эх, да Масленица!

-Пасха (народные игры, выставка пасхальных яиц)

-Благовещение или встреча весны

-Троица-праздник русской березки

В). Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по

проблеме

3. Заключительный

-Обобщение результатов работы;

-Анализ деятельности;

-Презентация итогов работы

-Информация на сайте детского сада

план мероприятий

этап

        

мероприятия

сроки

ответственный

Организационно-подготовительный

-анкетирование воспитателей

-анкетирование родителей

-мониторинг творческих способностей,  музыкальных особенностей

октябрь

музыкальный руководитель

воспитатели

Основной

Тематическое занятие «Покров – встреча зимы»

октябрь

музыкальный руководитель

Коннова А.Д.

Консультация и мастер-класс для воспитателей «Хороводы как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

ноябрь

музыкальный руководитель

Интегрированное занятие «Русская изба»(особенности русской избы, понятия сенцы, горница, красный угол…) 1старшая группа

декабрь

музыкальный руководитель

Гринева И.С.

Коннова А.Д.

Рождественские колядки (беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, разучивание рождественских колядок, русских народных игр, знакомство с костюмами ряженных, народными шумовыми инструментами)

январь

музыкальный руководитель

воспитатели

родители

Консультация для воспитателей 1мл.гр. «Народные потешки, песенки и игры для младшего дошкольного возраста»

Развлечение «Как у наших у ворот»

(изготовление элементов костюмов, атрибутов)

февраль

музыкальный руководитель

Григоренко А.Н.

Шарина Д.В.

родители

Развлечение «Ярмарка народных игр» 1мл.гр.

Эх, да Масленица !(русские гулянья, беседы о празднике Масленица, о традициях, обрядах. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.)

март

музыкальный руководитель

Григоренко А.Н.

Шарина Д.В.

воспитатели.

Пасха (Знакомство с праздником, обрядами, играми, поверьями, обычаями.

Раскрашивание пасхальных яиц)

Благовещение или встреча весны (знакомство с обрядами, играми, песнями, изготовление птиц)

апрель

музыкальный руководитель

воспитатели ст. и подгот. групп

родители

Троица – праздник русской березки (разучивание хороводов, игр, знакомство с обрядами, изготовление элементов костюмов и атрибутов)

май

музыкальный руководитель

воспитатели ст. и подг. групп

Заключительный

Мониторинг творческих способностей

Презентация проекта «Народные праздники в детском саду»

Информация на сайте детского сада

май-июнь

музыкальный руководитель

воспитатели

В результате реализации проекта:

-Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) поможет преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;

-возникнет  активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.

-у детей будут сформированы основы актерского мастерства, коммуникативные способности.

-дети создадут календарь народных праздников из своих работ

-воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.

-родители станут активными участниками.

-установятся партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Статья на тему: «Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи».

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста с помощью детско-родительских проектов....

Творческий проект «Мои первые рисовашки» в целях гармонизации детско-родительских отношений в первый год посещения детского сада детьми 2-3-х лет

Первый год посещения детского сада у каждого ребёнка начинается с адаптационного периода. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у ...

Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи.

Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи....

Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности де...

Статья «Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи»

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ....