Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ КВИЛЛИНГОМ
    статья по аппликации, лепке по теме

     Косар Любовь Васильевна

    Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ КВИЛЛИНГОМ

    Автор статьи: учитель-логопед Маркина Ольга Владимировна г. Протвино МО

    МБДОУ детский сад № 7 «Вишенка»

    Соавтор статьи: воспитатель Косар Любовь Васильевна г. Протвино МО

    МБДОУ детский сад № 7 «Вишенка»

    Мелкая моторика рук связана с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания. Умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом. Необходимо развивать мелкую моторику, так как ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные действия.

    THE DEVELOPMENT OF A SMALL MOTILITY OF HANDS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGETHROUGH CLASSES KVILLINGOM

    The author of the article: teacher and speech therapist Markin Olga V. g. Protvino MO
    MBDOU kindergarten № 7 «Cherry»

    Co-author of the article: teacher Kosar Love V. g. Protvino MO
    MBDOU kindergarten № 7 «Cherry»

    Fine motor skills hand is connected with the formation of independence of the child, and, consequently, the development of мелкомоторных functions, coordination of movements, the concentration of attention. The ability to bring the selected work to the end, to get pleasure from that it is very important for the formation of the personality of the person as a whole. It is necessary to develop fine motor skills, because the child will need the exact coordinated movements, to write, to dress, as well as perform various actions.

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

    В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

    В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе мы используем – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами и конечно, квиллинг.

    Бумажная филигрань — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». У квиллинга длинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань начиная с XVI века, использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов, как скромный заменитель золотой и серебряной филиграни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Англии, затем в Северную Америку. Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века. У этой техники много поклонников во всем мире.

    На первый взгляд техника бумагокручения, так ещё её называют, несложна. Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край ленты на кончик острого шила. Вместо шила с детьми используем зубочистку, имеющий раздвоенный кончик удобный для захвата бумаги. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента. Так можно подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая фигура (капля, глаз, полукруг, треугольник, квадрат, стрела, лист, утиная лапка). Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Существует множество типовых фигур, но всегда самому можно придумать новые, чтобы реализовать свои творческие возможности.

    Чтобы обучение у детей происходило эффективно необходимо соблюдать условия:

     Поэтапность и систематичность.

     Привлечение родителей.

    Работу с детьми по обучению квиллингу лучше, начинать со старшей группы.

    1 этап. Знакомство с инструментами и бумагой для квиллинга.

    Инструментом для скручивания бумаги является – зубочистка. В дальнейшем, при условии заинтересованности родителей, можно приобрести специальный инструмент для квиллинга. Инструментом также являются: пинцет (для приклеивания мелких деталей), клей, ножницы.

    Бумага для квиллинга – это бумажные ленты шириной от 3 до 7мм. Её можно приобрести в готовом виде, а можно и нарезать самим. Нарезание бумаги может быть и подготовительным заданием к занятию квиллингом. Например, во вторую половину дети нарезают бумагу, а на следующий день в первую половину дня, происходит непосредственно совместная деятельность – квиллинг.

    2 этап. Знакомство и выполнение основных форм в технике квиллинг.

    Основой для выполнения почти всех форм является – разреженный круг. Чтобы его выполнить, необходимо: кончик бумажной ленты вставить в специальную прорезь на деревянной зубочистке или инструменте, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившийся круг немного раскрутится, у этого круга заклеиваем кончик.

    Получив разреженный круг, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, квадрат, «капелька» и другие.

    В начале знакомства с выполнением форм, не стоит показывать детям технику выполнения сразу несколько форм. Сначала научите выполнять разреженный круг и плотный круг, а результатом такого занятия станет коллективная работа, например на тему «Гроздь винограда», «Снеговик», «Ледяная горка» или любой другой предмет, который можно составить из кружков. Освоив основную форму, можно научить выполнять ещё одну форму, например, «капелька» - разреженный круг прищипываем с одной стороны большим и указательным пальцами. Изготовив несколько «капелек », дети могут составить цветок, приклеив его на коллективную полянку или свою индивидуальную открытку.

    Научившись выполнять несколько форм, дети уже могут изготавливать поделки по образцу. Образцов должно быть несколько, чтобы ребёнок мог выбрать, какую композицию он будет составлять. Например, изготавливая открытку к 8 марта, ребёнок сам выберет какие цветы он будет выполнять на этой открытке, сам посчитает, сколько нужно полосок бумаги и какого цвета.

    Работа по обучению технике квиллинг, может проходить, как самостоятельная деятельность, а затем можно внедрять элементы квиллинга в разные виды деятельности. Например, в математические игры: изготовим столько-то кружочков, к ним прибавим столько-то квадратов, а ответ изготовим в треугольниках. Родители очень довольны такими занятиями, т.к. дети учатся задачки составлять, моторику развивают. Или, например, предлагаем ребятам завтра поиграть в сюжетно-ролевую игру «День рождения куклы Кати», а угощение изготовить сегодня: торты, сочни и булочки из картона украсить цветочками и листочками, выполнеными в технике квиллинг.

    Закреплять умения и навыки по квиллингу дети могут и в домашних условиях, для этого нужно заинтересовать родителей. Для родителей можно организовать «творческую мастерскую» и показать основы квиллинга. И если у ребёнка дома возникнут трудности при выполнении деталей квиллинга, родители смогут ему помочь. Смогут помочь и при выполнении поделок для выставок в детском саду.

    Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

    Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала. Материалы доступны и недорогие, а сувениры, картинки, поделки из них получаются очень красивые и оригинальные, и приносят много радости детям, потому что сделаны своими руками. Такая поделка достаточно эстетично смотрится: её можно подарить маме, бабушке.

    Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Вот почему в процессе систематических занятий рука воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.

    Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

    Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

    Тема: «Фрукты»

    Цель: продолжать учить обводить трафарет (яблоко, груши) и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «глаз».

    Оборудование: готовая ваза для фруктов (сделанная летом), трафарет (яблока, груши), ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга.

    Тема: «Осеняя береза»

    Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) - «капелька».

    Оборудование: лист бумаги с нарисованной березой, оборудование для квиллинга.

    Тема: «Сердечко»

    Цель: учить детей делать объемные предметы. Закреплять умение скручивать

    элемент (форму) «свободная спираль» и закреплять в двух сторон в виде сердца,

    «капелька», «глаз», «треугольник». Способствовать развитию мелкой моторике рук, воспитывать трудолюбие, усидчивость.

    Оборудование: бумага, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга.

    Литература:

    1. Белкина В. Н.Воспитателям и родителям. Ярославль: 1998.
    2. Дженкинс Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010
    3. Зайцева А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. 
    4. Савина,О. Техника изонити в детском саду /Дошкольное воспитание. 2010. - №3.
    5. Синицина, Е. Умные пальчики: пособие для родителей и воспитателей. – Москва, 1998.

    6. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. 
    7. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"

    Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...

    Мастер класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"

    Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Показать значимость развития кистевой моторики у детей.Познакомить с метода...

    Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

    Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

    В данной рекомендациях рассмотрены основные задачи, особенности и преимущества нетрадиционной техники рисования....

    Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

    Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

    Программа «Умелые пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через занятия пластилинографией.

    Авторская программа «Умелые пальчики» позволяет организовать конструктивно- художественную деятельность детей 4-7лет, стимулирующую развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, восприят...