Программа «Умелые пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через занятия пластилинографией.
рабочая программа на тему

Журавлева Евгения Леонидовна

Авторская программа «Умелые пальчики» позволяет организовать конструктивно- художественную деятельность детей 4-7лет, стимулирующую развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, восприятия, воображения, что является основой при подготовке ребёнка к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_plastilinografiya.docx52.81 КБ

Предварительный просмотр:

Журавлева Е.Л.

     Программа «Умелые пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через занятия пластилинографией.

 

  Авторская программа «Умелые пальчики» позволяет организовать конструктивно- художественную деятельность детей 4-7лет, стимулирующую развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, восприятия, воображения, что является основой при подготовке ребёнка к школе. Содержание программы «Умелые пальчики» содержит тематический план, критерии диагностики пальчиковую гимнастику используемую на занятиях. А также правила техники безопасности и особенности работы с художественными материалами.

 Программа «Умелые пальчики» адресована воспитателям дошкольных учреждений, родителям, гувернерам.

    I.Пояснительная записка.

Программа «Умелые пальчики» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по пластилинографии. Пластилинография новый вид декоративно- прикладного искусства. Программа рекомендуется для реализации в образовательных областях «Художественное творчество» и «Познание» в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись или пластилинография  в рамках продуктивной деятельности может стать необычным решением для  развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников.

 Она позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.

  • Актуальность  

Современные образовательные программы уделяют внимание развитию мелкой моторики пальцев рук детей, особенно в старшем дошкольном возрасте при подготовки руки к письму, но в основном вся подготовка сводится к деятельности похожей на школьные уроки, а ведь можно использовать нетрадиционные способы решения данной проблемы. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

   В ходе реализации программы у детей разовьётся координация рук и глазной контроль над движениями рук с тем или иным инструментом. Дети научаться ориентироваться на листе бумаги. Они свободно овладеют техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма. Разовьется способность ребёнка к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник. У детей сформируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит ему в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических и физических сил.

Программа актуальна тем, что занятия по пластилинографии развивают не только моторику рук, но на них дети получают  дополнительные знания об окружающем мире.

  • Новизна

Программа «Умелые пальчики» предполагает новый необычный подход для развития мелкой моторики пальцев рук детей, делая её более увлекательной и интересной. В ходе специально организованной образовательной деятельности  решаются не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Данная программа позволит каждому ребёнку проявить  активность, инициативу, творчество. Ключевая особенность содержания программы «Умелые пальчики»  заключается в особой организации учебного процесса, в котором  на первом этапе обучения (младший дошкольный возраст) предусмотрено освоение основных способов действия с пластилином: раскатывание  пластилина прямыми и круговыми движениями, раскатывание пластилина в тонкий жгут, выкладывание  жгута по контуру, размазывать пластилин внутри контура.

В дальнейшем на втором этапе обучения (старший дошкольный возраст), приобретённые навыки эффективно используется в данном виде деятельности. В совершенстве владеет навыками работы с пластилином.

Заинтересован, увлечен.

Самостоятельно выбирает способ изображения предмета с помощью пластилинографии.

Применяет полученные навыки не только на занятиях кружка, но и в повседневной жизни.

  • Цель программы:

развивать мелкую ручную моторику и зрительное восприятие у детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приёмы,  в данном случае пластилинографию.

  • Задачи  
  1. Развивать  точные и дифференцированные движений кистей и пальцев рук.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  3. Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;
  4. Знакомить со свойствами материала;
  5. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
  6. Развивать мышления и воображения, внимание, эмоции и фантазию
  7. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.
  8.   Развивать творческие способности ребенка
  • Принципы:
  1. Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
  2. Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  3. Принцип обогащения сенсорного опыта.
  4. Последовательности и систематичности.
  5. Личностно-ориентированный подход.
  6. Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по пластилинографии, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  7. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  8. Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
  • Концепция

Ученые, (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина), которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, занятия пластилинографией  помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, лепить, мастерить подарки своим близким.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Программа « Умелые пальчики»  позволяет развить мелкую моторику пальцев рук детей используя художественно – эстетическую деятельность.

  Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся  определенные задачи.

1 этап. Младший дошкольный  возраст. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.

2 этап. Средний возраст. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам; освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

3 этап. Старший дошкольный возраст. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

                               Учебно-тематический план младшая группа.

месяц

Темы занятий

цели

Количество часов

октябрь

«Покормим птичек».

Учить детей отделять маленькие кусочки от целого куска  и прикреплять их к основе, слегка прижимая, для получения образа. Развивать мелкую моторику рук

1

«Травка для зайчат».

1

«Падают, падают листья».

1

«Дождик идёт».

1

ноябрь

«Смородина красная и чёрная».

Учить детей раскатывать пластилин круговыми движениями; прикреплять его к основе.

Закрепить знания основных цветов. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых предметов, передавая их природные особенности, цвет.

Развивать мелкую моторику рук.

1

«Разноцветные шарики»

1

«Гусеница»

1

«Бусы для куклы»

1

декабрь

«Лесенка».

Продолжать учить детей раскатывать пластилин круговыми и прямыми  движениями, сплющивать, прикреплять к основе.

Продолжать отрабатывать умение детей в работе с пластилином, используя его свойства, - пластичность, податливость при раскатывании, сплющивание, сглаживание поверхности изображаемого объекта.

1

«Мой весёлый звонкий мяч»

1

«Снег идёт».

1

«Новогодние шарики».

1

январь

«Скатаем снежный ком».

Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями.

Упражнять в умении составлять узор из простых элементов.

Стимулировать активную работу пальцев рук.

1

«Неваляшка».

1

«Колобок».

1

«Составь узор».

1

февраль

«Самолёты».

Развивать игровой замысел. Продолжать учить работать в технике пластилинографии: раскатывать пластилин в тонкий жгут, растирать, размазывать, сплющивать, прижимать пластилин к основе.

Развивать моторику рук.

1

« Торт для Кати»

1

«Сосульки»

1

«Украсим скатерть для праздника»

1

март

«Солнышко»

Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения - рисование пластилином.

Продолжать учить детей раскатывать пластилин круговыми и прямыми  движениями, используя всю кисть и каждый пальчик, сплющивать.

1

«Букет цветов»

1

«Бусы для мамы»

1

«Украсим тарелочку»

1

апрель

«Листочки распустились»

Закрепить приёмы размазывания пластилина и раскатывать пластилин в тонкий жгут.

Упражнять в умении составлять узор на заданной форме.

1

«Нарядное платье для куклы»

1

«Травка для цыплят»

1

«Цыплята гуляют»

1

май

«Одуванчик»

Учить изображать  с помощью пластилинографии цветы– размазывая кусочки пластилина. Учить изображать  с помощью пластилинографии цветы– размазывая кусочки пластилина.

1

«Цветочки на лугу».

1

Диагностика

Выявить уровень умений детей

2


                             

 Учебно-тематический план средняя группа.

месяц

Темы занятий

цели

Количество часов

октябрь

«Во саду ли в огороде»(овощи)

Закреплять умение детей раскатывать пластилин прямыми  и круговыми движениями, сплющивать и прикреплять его на основу.

Продолжать учить детей наносить мазки пластилином

1

«Тучи по небу бежали».

1

«Кисть рябины, гроздь рябины».

1

«Листопад».

1

ноябрь

«Воздушные шары» (по контуру).

Учить детей раскатывать пластилин в тонкий жгут, выкладывать его по контуру, нарисованному воспитателем. Активизировать работу всех пальчиков рук.

1

«Мухомор» (по контуру).

1

«Яблоко» (по контуру).

1

  «Мой весёлый, звонкий мяч».

1

декабрь

«Бусы для ёлочки» на фоне

Создать праздничное настроение. Закреплять умение раскатывать пластилин круговыми движениями и в тонкий жгут, прикреплять его к основе, для получения нужной формы.

Учить использовать  крупу для украшения поделки.

1

«Ёлочки маленькие, большие» на фоне

1

«Рукавичка для снегурочки» (по контуру, на фоне)

1

«Наша ёлочка нарядная».

1

январь

«Снеговик».

Учить детей украшать квадратную форму. Упражнять в умении раскатывать пластилин прямыми движениями в тонкий жгут, выкладывая из них различные узоры.

1

«Морозные узоры.

1

«Коврик для кота»

1

«Наш аквариум»

Учить детей раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями. Учить детей делать рыбку из пластилина и прикреплять к основе.

1

 февраль

«Цветная пирамидка»

Продолжать учить детей раскатывать пластилин прямыми движениями, сворачивать его в колечки расплющивать и прижимать к основе. Закрепить знание об основных цветах.

1

«Разноцветные колечки»

1

« Красивый коврик»

1

«Снежные деревья»

Учить детей наносить пластилин мазками на основу (дерево, сделанное аппликацией), передавая снег повисший на деревьях.

1

март

«Цветы для мамы»

Учить детей изображать простые предметы. Закрепить умение раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, прикрепляя к основе.

1

«Чайный сервиз»

1

«Подснежники»

1

«Писанки»

1

апрель

«Живые облака»

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам.

1

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

1

«Листочки распустились»

1

«Солнышко покажись, солнышко улыбнись»

1

май

«Мак»

Продолжать учить не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам.

1

«Пушистые цыплята»

1

«Мухомор»

1

«Божьи коровки»

1

Учебно-тематический план старшая группа.

месяц

Темы занятий

цели

Количество часов

октябрь

«Загадки с грядки»

1.Учить детей создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы.

2.Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей.

1

Яблоко»

1

«Осенний лист» (лист дуба по контуру)

1

«Консервированные фрукты»

1

ноябрь

«Цветные зонтики»

1.Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки.

2.Продолжать учить детей самостоятельно наносить эскиз, раскатывать пластилин в тонкий жгут, выкладывать его по контуру.

1

«Грибы растут  в лесу»

1

«Ветка рябины»

1

«Золотые берёзки»

1

декабрь

«Снегурочка»

1.Создать праздничное настроение.

2. Продолжать учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - раскатывание, сплющивание, сглаживание, располагать детали  украшения по всему фону ёлочки.

1

«Варежки для снегурочки»

1

«Ёлочная игрушка» (по фону украшение)

1

«Ёлочка нарядная» (по фону зелёному украшение)

1

январь

«Снежинка»

1.Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

2.Развивать согласованность в работе глаза и руки. Готовить руку к письму. Воспитывать художественный вкус.

1

«Морозные узоры»

1

«Дремлет лес под сказку сна»

1

«Перо Жар - птицы»

1

февраль

«Рыбка».

1.Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление элементов бросового материала

1

«На дне морском» (водоросли, ракушки).

1

«По морям по волнам» (фон из пластилина, лодочка по контуру).

1

«Крошки – осьминожки»

1

март

«Солнышко покажись, солнышко нарядись».

1.Показать приёмы видоизменения и декорирования, с целью создания оригинальных образов.

2.Развивать творческое воображение, чувство цвета (контраст, нюанс) и композиция .

1

«Цветы для мамы».

1

«Золотой петушок».

1

«Подснежники».

1

апрель

«Весенние ручьи».

  1. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема — пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина.

1

«В далёком космосе»

1

«Божьи коровки».

1

«Розочки».

1

май

«Одуванчики».

1.Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема — пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина

1

«Луговые цветы».

1

«Радуга – дуга».

1

«Нарядные бабочки».

1

        

Учебно-тематический план подготовительная к школе  группа.

месяц

Темы занятий

цели

Количество часов

октябрь

«Яблоки поспели».

1.Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту.

  1. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков.

1

«Чудо – плоды».

1

«Консервированные овощи».

1

«Червячок в яблочке».

1

ноябрь

«Дождь идет»

Закреплять навыки работы с пластилином: создание полуобъемного контура, заполняемого потом бросовым материалом для придания объекту завершенности и выразительности.

1

«Бабочки на полянке»

1

«Кленовый лист».

1

«В лесу собрали мы грибы»

1

декабрь

«Снежинка».

Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

1

«Зимний лес».

1

«Новогодние игрушки».

1

«Новогодняя ёлка»

1

январь

«Дед мороз».

  1. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.

1

«Золотая рыбка».

1

«Аквариум».

1

«Анютины глазки».

1

февраль

«Кактус в горшочке»

1.Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объём и выступают над поверхностью основы.

1

«Красивый букет».

1

«Ёжик».

1

«Мамин портрет».

1

март

«Маме в день 8 марта подарю я свой букет» (астры)

  1. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.
  2. Развивать  мелкую моторику рук

1

«Натюрморт».

2

«Подснежники».

1

апрель

«Ландыши».

  1. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно-творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции.

2.        Способствовать развитию формообразующих движений рук
в работе с пластилином.

1

«В далёком космосе»

1

«Разноцветные бабочки»

1

«Фиалки».

1

май

«Полевые цветы»

1Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения — рисование пластилином.

  1. Побуждать детей передавать разнообразие природных форм цветов.

1

«Душистый снег».

1

«Мак»

1

«Одуванчики – цветы, словно солнышко желты»

1

II.Содержание

Программа «Умелые пальчики» носит  развивающий  характер  и  подходит  для  всех  детей  дошкольного  возраста.

Разработанная  авторская  программа  является  существенным  звеном  в  общей  системе  развития  мелкой моторики пальцев рук.

Она  представляет  собой  систему  организованной совместной деятельности  с  детьми 4-7  лет, рассчитана  на  4  года.

Формы подведения итогов – выставки коллективных и индивидуальных работ детей для родителей, детей и сотрудников дошкольного учреждения.

Совместная деятельность проводится  один  раз  в  неделю  во  вторую  половину дня. В младшем дошкольном возрасте длительность занятий 15-20 минут, в старшем дошкольном возрасте 25-30 минут.

Особенностью занятий по пластилинографии является то, что на каждом занятии используется пальчиковая гимнастика, для разминки рук.

Перед началом занятий проводится массаж рук и игры с предметами, которые помогают развитию     точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, согласованности движений обеих рук.

Совместная деятельность имеет  свою  структуру:

Структура

Содержание

Организационная  часть.

Настрой (психологическое вхождение в занятие, можно использовать ритуальную встречу, с использованием персонажей)

Игровые упражнения, направленные на развитие силы рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук.

Беседы, направленные на расширение кругозора детей.

Основная  часть

Практическая деятельность.

Пальчиковая гимнастика. Эмоциональный выбор темы.

Индивидуальная изобразительная работа, активное экспериментирование

Динамические упражнения на расслабление различных групп мышц, физкультминутки, зрительную гимнастику.

Музыкальное сопровождение творческой деятельности;

Заключительная  часть.

Анализ работ;

Эмоциональная поддержка продукта детской деятельности;

Психофизическая разгрузка (аутотренинг, ритуальное прощание, аплодисменты)

Начало занятия - настрой на творчество, состоит в подготовке детей к художественной деятельности. Для этого можно использовать различные упражнения, игры (пальчиковую гимнастику, массаж рук)

Основная часть - предполагает индивидуальное творчество, целесообразно включать музыку в сочетании с изобразительным творчеством. Музыка, как терапевтическое средство, по данным исследований отечественных и зарубежных ученых (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, К. Швабе и др.), регулирует настроение, улучшает самочувствие. Для занятия лучше выбирать малознакомые мелодии без текста, оркестровые произведения, с мягким мелодикоритмичным рисунком.

Заключительный этап - Каждому ребенку предлагается показать свою работу, поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, эмоциях, которые возникли у него в процессе деятельности.

  • Критерии оценки знаний, умений и навыков.

    Средний уровень:

  • Умение раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями
  • Умение раскатывать пластилин в тонкий жгут.
  • Умение выкладывать жгут по контуру.
  • Умение смешивать пластилин.
  • Умение размазывать пластилин внутри контура.
  • Внимателен, выполняет инструкции взрослого.
  • Активен, заинтересован.
  • Высокий  уровень:
  • В совершенстве владеет навыками работы с пластилином.
  • Заинтересован, увлечен.
  • Самостоятельно выбирает способ изображения предмета с помощью пластилинографии.
  • Применяет полученные навыки не только на занятиях кружка, но и в повседневной жизни.

          III.Ожидаемый результат

  • Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).
  • Дети научаться ориентироваться на листе бумаги.
  • Они свободно овладеют техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма.
  • Разовьётся способность ребёнка к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник.
  • При вдавливании различных мелких деталей в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью
  • У детей сформируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит ему в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических и физических сил. 

IV.Методический инструментарий.        

Программой предполагается использование разнообразных методов, приёмов и технологий

  • Методы

      Так как пластилинографии является  художественно – эстетической деятельностью, то в своей работе я использовала методы и приёмы применяемые в изодеятельности (информационно – рецептивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский).

Информационно-рецептивный метод (рецепция — восприятие), который иногда называют объяснительно-иллюстративным.

Этот метод используется во время предварительной работы, при организации рассматривания картин и иллюстраций, обследовании предметов, несущих информацию о предметах и явлениях, которые дети будут изображать. Особое внимание надо уделить предварительной работе. Если ребёнок получит полную, исчерпывающую информацию о том, что он будет изображать, то получится хороший результат.

Приёмы, относящиеся к этому методу:

  1. Наблюдения короткие по времени, но повторяющиеся 2-3 раза.
  2. Рассматривание картин, иллюстраций.
  3. Показ способов действия – используется для того, чтобы дети овладели формообразующими движениями рук, способами создания изображения, но лишь тогда, когда способ изображения встречается впервые.
  4. Анализ детских работ.

Репродуктивный метод. – Этот метод используется для закрепления полученных знаний, выработку навыков и умений полученных ранее.

Показ способов действий детьми, как раскатывать пластилин, размазывать, смешивать.

Упражнение в способах действия с пластилином, отрабатываются  при выполнении разных изображений. Например, изображая овощи на темы «Загадки с грядки», «Консервированные овощи», «Подарки с огорода», ребёнок изображает овощи, передавая части, строение, решает композиционные задачи

( располагая изображения на листе бумаги). Вместе с тем задачи каждый раз несколько меняются.

Вариативные образцы. В старшем возрасте детям даю  несколько образцов способов изображения предметов.

Выкладывание жгутика  по контуру и полностью закрашивают его,  « затирают».

лепка из пластилина нужной формы и прикладывание её  к основе. Таким способом можно вылепить лепестки цветов, овощи, фрукты, животных.

Исследовательский   и  эвристический  методы  в   обучении   пластилинографии дошкольников используются в единстве. Эти   методы   направлены  на   обучение  поискам  самостоятельного решения изобразительной задачи, т.  е.  на развитие творческого» мышления, воображения.

Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности.  Так,  например,   анализируя с детьми форму и строение предмета, который они будут затем изображать, можно предложить детям подумать, как нужно расположить лист бумаги и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел красиво.

Исследовательский  метод   применяется   тогда,   когда   дети   выполняют  творческие  задания, реализовывают   собственный   замысел «На морском дне», «В далёком космосе. 

Возрастные особенности детей 4—7 лет и специфика изобразительной деятельности требуют выделения игровых приемов обучения, которые применяются во всех группах. Игровые приемы на занятиях повышают интерес детей к пластилинографии, создают положительный эмоциональный настрой и вызывают желание  «рисовать» пластилином повышают эффективность процесса обучения.

Игровые приемы могут быть различного характера, и применяют их для разных целей. В младших группах для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности: кукла, игрушечное животное как бы оживают, разговаривают с детьми, через них воспитатель передает свои указания. Старшим детям можно предложить игровую роль: мастер, который лепит посуду; художник на фабрике, который выдумывает рисунки для тканей, и пр.

  • Средства обучения.

Основными средствами, которые используются в программе «Умелые пальчики» являются:

Художественные средства:

  • Художественные инструменты и различный художественный материал.
  • Бросовый и природный материал.

Наглядные средства:

  • Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
  • Образцы работ, фотографии.

Технические средства:

  • музыка,
  • видеофильм,
  • слайд – шоу, презентации.
  • Применение этих средств в работе  позволит повысить активность и внимание детей на занятиях,  развить  воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

  V.Методический аппарат.

  • Рекомендации.
  • При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики:
  • В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
  • Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
  • При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
  • Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
  • Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно пальцами обеих рук поочерёдно раскатывая пластилин.   Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
  • В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники.

 Инструкции.

Программа будет выполнена при условии чёткого взаимодействия формы работы, методов, средств обучения и тематическим планированием. Содержание работы может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей и от творчества педагога.

Список литературы:

  1. Г.Н. Давыдова «Пластилинография»
  2. И.А Лыкова Программа художественного воспитания  «Цветные ладошки».
  3. А.В. Белошистая О.Г. Жукова «Волшебный пластилин».
  4. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина «Развиваем руку – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: Академия развития,1997.
  5. О.А.Новиковская «Ум на кончиках пальцев» Москва 2006.
  6. Е.Карельская «Динамические паузы и пальчиковый игротренинг». Дошкольное воспитание 1999 №5
  7. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика  для развития речи дошкольников/
  8. М.: АСТ: Астрель, 2006
  9. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/
  10. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду – М.: Просвещение, 1997
  11. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/
  12. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр С.Ю. Афонькин. – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997
  13. Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина Ростов –на – Дону: Издательство «Феникс», 2003
  14. Узорова О.В. Физкультурные минутки
  15. Шорыгина Т.А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром.
  16. Развитие речи»/Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004
  17. Интернет ресурсы http://wiki-linki.ru/Page/1216179

VI. Заключение.

Развивать мелкую моторику пальцев рук детей можно не только традиционными заданиями, включающими в себя работу в тетради (штриховку, обводку, прописи и т.п.), но и используя художественно-эстетическую деятельность. В результате целенаправленного и систематического обучения на занятиях пластилинографии   дети научились ориентироваться на листе,  у них развилась координация рук и   глазной контроль над движением руки с тем или иным инструментом. Они свободно овладели техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит им избежать проблем с почерком и другими навыками письма. У детей развилась способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработался сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник. Сформировались понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит им в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических и физических сил. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ КВИЛЛИНГОМ

Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выпо...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Мастер-класс для родителей ДОУ «Умные пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Познакомить родителей ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей ДОУ «Умные пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания на практике...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при помощи пластилинографии".

Работа с пластилином  требует внимания и усидчивости. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой у детей....

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...