Задачи развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Кротова Надежда Юрьевна

Здесь я помещаю свои размышления о подходах к преподаванию изобразительного искусства дошкольникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи изобразительного творчества детей дошкольного возраста.


Рисование для дошкольников и младших школьников — это способ рассказать о себе и о мире вокруг.

Поэтому очень важны те задачи, которые ставит перед собой учитель изобразительного искусства.

Целью уроков изобразительного искусства может быть развитие возможностей детей рассказать о мире и о себе художественными средствами.

Изобразительная деятельность существовала с момента появления человека разумного, Хомо Сапиенс, человека религиозного. Сначала это проявлялось в виде отпечатков ладони, изображений животных и людей на стенах пещер. Все изображения связаны с духовным миром человека, с обращением к силе, мощному Творцу, который и даровал им жизнь и все, что ее наполняло: охоту, плодородие, взаимоотношение с соседями и пр.

Эти свои функции изобразительное творчество не потеряло. Но в наше время духовное в искусстве практически не соотносится с Богом, а рассматривается очень узко в творчестве каждого конкретного художника. Но рассматривая творчество того или иного художника и пытаясь воспринять его угол зрения на мир, человека и на Бога можно присоединиться к вечным , фундаментальным истинам. Поэтому важно обращение к творчеству художников.

Очевидно, что большое значение имеет развитие изначальных способностей уже в очень раннем возрасте. К этому относится способность воспринимать и радоваться цвету, делать узнаваемое изображение с помощью линий и форм, создавать объемные пространственные изображения. Можно научиться передавать чувства, рассказывать о мире и себе.

Именно это важно для детей дошкольного возраста. В детях априори заложена потребность в том, чтобы изучать и отражать мир изобразительными средствами. У них есть к этому желание. В этом смысле они похожи на первобытных художников.

Мне хочется назвать и другие задачи (кроме задачи знакомства с творчеством признанных художников), которые можно решать на уроках изобразительного искусства. Задачей преподавателя изо может быть расширение художественных возможностей детей путем научения различным художественным средствам. Основными в этом смысле могут быть работа с красками- гуашью и акварелью; графическими средствами — пастелью, фломастерами, маркерами; работа с цветной бумагой; работа с материалами для лепки — соленое тесто, пластилин, воск; работа с различными нетрадиционными материалами. Если говорить о живописи, то педагог может как предлагать для композиции цвета, которые составляют красивые сочетания при их перемешивании, так и предоставлять определённую свободу для того, чтобы ребенок опытным путем определил красоту цветовых сочетаний. В возрасте 5-7 лет даются уже некоторые представления по цветоведению, тону в живописи. Работая с графическими средствами, помогать детям делать образ с помощью линии, точки, пятна, разных по толщине и фактуре линий. В мелкой пластике делать объемное изображение. Если педагог предлагает несколько видов художественной деятельности, то у ребенка есть большая возможность проявить свои способности. В этом еще одна задача педагога: развить изначальные способности к живописи, графике, лепке, декоративному искусству. В раннем возрасте ребенку важно просто оставлять следы на различных поверхностях, которые попадаются ему под руку. Но потом действия становятся более осмысленными. Ребенок начинает рисовать голованогов. На вопрос: «Кто это?» Звучит ответ: «Мама, , папа, Танюшка, зайка ...». И далее вместе с совершенствованием рисунка может расширяться словарный запас. Педагог может подсказывать какие-то детали, делая и изображение более подробным и реалистичным. При этом развивается внимательное отношение к окружающему миру. Детям по старше (5-7 лет) можно просить — нарисуй это или это. Ребенок начинает рисовать, обнаруживая в себе возможность это сделать. Что приносит ему радость и большую уверенность в своих силах. Что касается работы с цветом, то можно развить изначальные навыки к цветовому, декоративному решению. В возрасте 3-4 лет ребенок уже способен создавать красивые беспредметные композиции, целиком заполняя пространство листа. Это же касается и объемных композиций. До 3-4 х лет ребенок изображает не то, что себе представляет, а просто что-то рисует карандашом, изображает красками, лепит из пластилина, а потом говорит, что у него получилось то-то и то-то. Не все дети имеют ярко выраженные способности. Это проявляется не только в том, что есть какой-то видимый результат, сколько в постоянном желании изображать что-то тем или иным способом. Ребенок может иметь постоянное желание рисовать что-то конкретное — машину, самолет, динозавра, но при этом совсем не заинтересован в цветовом заполнении пространства, его декоративном решении. Важно на каждом занятии ставить методическую задача, которую дети должны решать сами. Для маленьких детей могут быть очень простые задачи. Например, при работе с акварелью можно ставить задачу научиться наносить на бумагу краску разбавленную водой и краску очень насыщенную, попутно решать задачу заполнить весь лист бумаги. Для более старших детей можно ставить задачу на приготовленный фон наносить прямые линии и превращать эти линии в деревья. Здесь важно учить изобразительному языку, но не показывать, как правильно, иначе ребенок привыкает к несамостоятельному творчеству. Педагог может просто показывать, дети повторяют, а потом все рассматривают и узнают, что же они нарисовали. Отсюда и еще одна задача: давать детям больше проявлять себя творчески. Педагог очень внимательно должен продумывать задание, простроить композицию. Дети становятся «сотворцами» педагогу. Например, педагог предлагает нарисовать фантастическую машину, используя лист цветной бумаги необычной формы. Этот лист должен быть такого цвета, размера, фактуры, чтобы он мог легко вписаться в предложенный формат листа с учетом дорисованных деталей и пр. Есть дети, которым нужно специально давать задания на творчество, на самовыражение. Еще одна задача помочь детям справиться с неуверенностью в изобразительном творчестве. «Завести" детей на творчество с помощью заданий. Необходимо развивать большую легкость в подходе к изображению. Дети, как и взрослые, иногда рационально подходят к рисунку, стараясь передать в линии свою мысль или чувство. Подходы могут быть разными. Можно не только выводить изображение одной рукой, но и рисовать сразу двумя руками (дети до 3-4 лет) и потом стараться увидеть какой-то образ. Составлять абстрактные композиции (5-7 лет), и так же пытаться увидеть в них что-то конкретное, «дорисовывать» эти композиции. Тогда преодолевается излишняя рациональность в работе и развивается более творческий подход, основанный на деятельности правого полушария.

Данные задачи, конечно, не единственные, которые решает педагог изобразительной деятельности в работе с дошкольниками. Но они помогают ребенку быть более свободным, адекватным себе в реализации потребностей, свойственных возрасту.