Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
статья по рисованию (младшая группа)
Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_batik.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
«Батик» – это роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Технология такой росписи возникла в Индонезии ещё в 16 веке. Переводят слово «батик», как «капля», наиболее популярный способ нанесения рисунка на ткань.
Занятия батиком требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия и цветового вкуса. Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются, как правило, в активных формах деятельности.
Роспись по ткани оказалась очень интересным занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффектным по результатам. Это продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизирует воображение, развивает творчество, закрепляет и расширяет знания о форме, линии, цвете, композиции. Детям нравится создавать красочные работы на ткани, которые они могут использовать в сюжетно – ролевых, режиссерских, театральных играх.
Цель:
Развитие художественно-эстетического вкуса детей, наблюдательности, интереса к народному декоративно-прикладному творчеству, к изобразительному искусству.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с видом народного декоративно-прикладного творчества – “батик” (роспись ткани) и цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основные – главные цвета и составные цвета, цветовые контрасты и цветовые нюансы.
- Сформировать представление о назначении декоративно-оформительского искусства его особенностях.
Развивающие:
- Развивать изобразительные умения и навыки в росписи по ткани разными техниками: печать пальчиками, ладошками, штампами; набрызг; рисование клеевой кистью; узелковый батик и другие.
- Развивать умение поэтапного планирования работы, умение предвидеть результат.
- Развивать технические навыки в работе с различными материалами и инструментами.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, положительное отношение к труду взрослых.
- Воспитывать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
- Воспитывать навыки организации и планирования работы.
- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Этапы работы:
Предварительный
- педагогическая диагностика, анкетирование родителей, самообразование, создание условий РППС
2. Основной
- организация совместной и самостоятельной деятельности детей
- работа с родителями (мастер- классы, консультации, сайт ДОУ,
совместные выставки)
3. Подведение итогов
- педагогическая диагностика, анкетирование родителей, диссеминация опыта работы на районном методическом объединении педагогов, курсах повышения квалификации.
Создание условий для достижения планируемых результатов:
Необходимым условием является развивающая предметно - пространственная среда.
На предварительном этапе было организованно рассматривание альбомов декоративно-прикладного искусства росписи по ткани, просмотр видео роликов, презентации для детей. В работе по «батику» мы использовали акриловые краски «Батик». Они не токсичны, разводятся водой, их можно легко смыть пока краска не высохла. Их сложно удалить с ткани, если краска проглажена утюгом. Также можно использовать гуашь или акварель. Ткань для батика подойдёт всех видов, но нужно учитывать, что на натуральных тканях волокна мягче и поэтому краска ложится плавней. Для классического батика используют шёлк. Можно ограничиться синтетическим материалом или взять хлопчатобумажную ткань. В классическом батике ткань натягивают и закрепляют на специальных рамах или пяльцах. Для дошкольников можно закрепить ткань на картоне при помощи степлера.
Результативность:
- дети освоили различные техники выполнения работ, познакомились с историей батика, цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основными – главными цветами и составными цветами, цветовыми контрастами и цветовыми нюансами. Научились ассоциировать цвет с настроением, содержанием поэтических произведений, временем года и состоянием природы. Узнали о воздействии цвета на состояние человека и успешно использовали это в своих работах, создавая праздничные открытки и подарочные работы. У детей совершенствовались изобразительные навыки.
- дети самостоятельно могут выбирать художественные материалы и инструменты в соответствии с поставленной задачей. Также батик позволяет детям самостоятельно потренироваться в смешении красок, не боясь при этом испортить рисунок, дает возможность увидеть наиболее удачные, выигрышные сочетания цвета, что в свою очередь способствует развитию чувства цвета, эстетического вкуса, творчества, воображения.
- созданы условия для поддержки образовательной инициативы семей воспитанников в образовательной области художественно – эстетическое развитие.
- использование технологии « Батик» в образовательной деятельности позволяет обеспечить качество дошкольного образования в соответствии с современными требованиями.
Методическая часть:
В младшем дошкольном возрасте можно расписывать ткань, используя трафареты, штампы, печатки, также активно в работе используется техника печати пальчиками и ладошками, что позволяет ребятам создавать простые узоры и несложные композиции.
В старшем дошкольном возрасте я предлагаю использовать следующие техники: набрызг, рисование клеевой кистью, свободное рисование, узелковый батик.
Методы и приемы нанесения рисунка на ткань в технологии «Батик»:
1. «Набрызг»
- Составить на ткани композицию из различных плоских изображений (листья, цветы, геометрические фигурки и т. д.)
- Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в неё щётку. Держа щётку над тканью, проводим по ней расчёской.
- Дать краске высохнуть, затем снять трафареты.
- Дорисовать на ткани мелкие детали.
2. Печать штампами
- Недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиса…
- Долговечные штампы из бутылочной пробки, ластика.
- Узорами из штампов можно украсить скатерти, платочки, повязки и т. д. С их помощью можно создавать различные узоры и несложные композиции
3. Печать по трафарету
- Нарисовать на плотном листе бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно. Можно использовать фабричные, готовые трафареты.
- Налить в форму немного краски желаемого цвета. Окунуть чистый тампон из поролона или тычок в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном. Если рисунок ложится ровно, то можно начинать печатать на ткани, через трафарет.
4. Печать листьями
- Сначала ребёнок должен продумать композицию.
- Воспитатель должен собрать необходимые листья различных деревьев или аккуратно срезать у красивых комнатных растений листочки, которые начинают вянуть.
- Намазать листочек гуашью со стороны прожилок. Прижать ладошкой листик закрашенной стороной к ткани.
- Осторожно снять листик, взяв за ножку.
- Дорисовать кисточкой остальной рисунок.
5. Печать ладошками
- На ладошку наносим краску и прижимаем к ткани.
- Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вверх, позволит увидеть в рисунке букет цветов, если дорисовать цветочки.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли.
6. Рисуем на ткани красками
- Продумать сюжет рисунка, его композицию. Можно перевести рисунок на ткань, взяв его из раскраски для дошкольников.
- Закрепив ткань, степлером на картон рисуем задуманную нами композицию.
7.Узелковый батик
Узелковый батик-это не роспись ткани, а ее крашение. Применяется в основном для изображения цветов, круглых форм.
- На кусочке ткани сформировать пальцами «узелок» и туго перевязать крепкой ниткой. От натяжения нитей узелка зависит растекание краски в узле.
- На узелок нанести краску. Узелков может быть столько, сколько сам захочет выполнить ребёнок. Они могут быть одинаковыми или разными по цвету, а могут быть и одновременно двухцветными: верхушка узелка – жёлтая, а низ – красный. Расположение узелков зависит от композиции рисунка и творчества маленького художника.
- Просушить, убрать узелки и прорисовать недостающие детали: стебельки, листья, а можно оставить и так.
Так же можно сделать в технике узелковый батик красивую салфетку. Суть состоит в том, что перед крашением ткань складывают, формируют определенным способом и перевязывают нитками. После этого ткань красят. Затем изделие надо просушить, удалить узелки, наша салфетка готова.
Заключение:
Используя в работе с детьми технологию рисования по ткани «Батик», проводя педагогическую диагностику, я вижу такие результаты как, ……
Дети испытывают радость, от того что они сами могут приготовить подарок для мамы, бабушки, папы, расписав разноцветными узорами шарфики, салфеточки, платочки.
Список литературы:
Давыдов С.Г. «Батик. Энциклопедия. Техника, приемы, изделия» АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005
С.К. Кожохина «Батик. Все о картинах на ткани» Академия развития, 2005
М.О.Синеглазова «Батик» МПС,2004
Л.М. Ковалицкая «Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет» Айрис – Пресс, 2008 А. Аверьянова «Детский батик (из серии "Мастерилка")» Карапуз, 2007 О.А. Абрамова «Искусство батика для детей 5-7 лет» Детство – Пресс, 2010
Интернет ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA http://irenabatik.ru/batik-obuchenie/batik-texniki/uzelkovyj-batik.html
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/591112/
https://infourok.ru/tehnika-batik-i-ee-primenenie-v-rabote-s-d etmi-na-urokah-izobrazitelnogo-tvorchestva-826133.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/toporkova-natalja-yurevna/batik-netradicionoe-risovanie.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5a55f3c548c85ef3503c9e0d/batik-5-sposobov-naneseniia-uzory-odejda-interer-batik-v-domashnih-usloviiah-5a65c0528139ba9cc8337488
https://stranamasterov.ru/node/54788
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс:«Нетрадиционные техники рисования ,как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов...
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»...
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта1. Вызвать у детей интерес к творческой...
Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
использование технологии батик в ДОУ...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассмотрены нетрадиционные техники рисования, как средство развития изобразительного творчества. В ней предоставлены определения, что такое нетрадиционное рисование, какие виды этого р...
Использование техники нетрадиционного рисования «Батик» как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
laquo;Батик» - техника росписи по ткани интересна и доступна, но еще недостаточно разработана и востребована в дошкольных образовательных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста. Озн...