Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
статья по рисованию (младшая группа)

Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_batik.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей  дошкольного возраста

«Батик» – это роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Технология такой росписи возникла в Индонезии ещё в 16 веке.  Переводят слово «батик», как «капля», наиболее популярный способ нанесения рисунка на ткань.

    Занятия батиком требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия и цветового вкуса. Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются, как правило, в активных формах деятельности.

     Роспись по ткани оказалась очень интересным  занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффектным по результатам. Это продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизирует воображение, развивает  творчество, закрепляет и расширяет знания о форме, линии, цвете, композиции.  Детям  нравится создавать красочные работы на ткани, которые они могут использовать  в сюжетно – ролевых, режиссерских, театральных играх.

Цель: 

Развитие художественно-эстетического вкуса детей, наблюдательности, интереса к народному декоративно-прикладному творчеству, к изобразительному искусству.

Задачи:

 Образовательные:

- Познакомить детей с видом народного декоративно-прикладного  творчества – “батик” (роспись ткани) и цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основные – главные цвета и составные цвета, цветовые контрасты и цветовые нюансы.

- Сформировать представление о назначении декоративно-оформительского искусства его особенностях.

Развивающие:

 - Развивать изобразительные умения и навыки  в росписи по ткани разными техниками: печать пальчиками, ладошками, штампами; набрызг; рисование клеевой кистью; узелковый батик и другие.

- Развивать умение поэтапного планирования работы, умение предвидеть результат.

- Развивать технические навыки в работе с различными материалами и инструментами.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному  искусству, положительное отношение к труду взрослых.

- Воспитывать бережное отношение к тому, что сделано  руками человека.

- Воспитывать навыки организации и планирования работы.

- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.

- Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Этапы работы:

Предварительный

- педагогическая диагностика, анкетирование  родителей, самообразование, создание условий РППС

       2.  Основной

           - организация совместной и самостоятельной деятельности детей

           - работа с родителями  (мастер- классы,  консультации, сайт ДОУ,

               совместные выставки)

      3.   Подведение итогов

             - педагогическая диагностика, анкетирование родителей, диссеминация опыта работы на районном методическом объединении педагогов, курсах повышения квалификации.

Создание условий для  достижения планируемых результатов:

Необходимым условием является развивающая предметно - пространственная среда.

На предварительном этапе было организованно рассматривание альбомов декоративно-прикладного искусства росписи по ткани, просмотр видео роликов, презентации для детей. В работе по «батику» мы использовали акриловые краски «Батик». Они не токсичны, разводятся водой, их можно легко смыть пока краска не высохла. Их сложно удалить с ткани, если краска проглажена утюгом. Также можно  использовать гуашь или акварель. Ткань для батика подойдёт всех видов, но нужно учитывать, что на натуральных тканях волокна мягче и поэтому краска ложится плавней. Для классического батика используют шёлк. Можно ограничиться синтетическим материалом или взять  хлопчатобумажную ткань. В классическом батике ткань натягивают  и закрепляют на специальных рамах или пяльцах. Для дошкольников можно закрепить ткань на картоне при помощи степлера.

Результативность:

-  дети освоили различные техники выполнения работ, познакомились с историей батика, цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основными – главными цветами и составными цветами, цветовыми контрастами и цветовыми нюансами. Научились ассоциировать цвет с настроением, содержанием поэтических произведений, временем года и состоянием природы. Узнали о воздействии цвета на состояние человека и успешно использовали это в своих работах, создавая праздничные открытки и подарочные работы. У детей совершенствовались изобразительные навыки. 

- дети самостоятельно могут выбирать художественные материалы и инструменты в соответствии с поставленной задачей. Также  батик позволяет детям самостоятельно потренироваться в смешении красок, не боясь при этом испортить рисунок, дает возможность увидеть наиболее удачные, выигрышные сочетания цвета, что в свою очередь способствует развитию чувства цвета, эстетического вкуса, творчества, воображения.

- созданы условия для поддержки образовательной инициативы семей воспитанников в образовательной области художественно – эстетическое развитие.

- использование технологии « Батик» в образовательной деятельности позволяет обеспечить  качество дошкольного  образования в соответствии с современными требованиями.

Методическая часть:

В младшем дошкольном возрасте можно расписывать ткань,  используя трафареты, штампы, печатки, также активно в работе используется техника   печати пальчиками и ладошками, что позволяет ребятам создавать простые узоры и несложные композиции.

В старшем дошкольном возрасте я предлагаю использовать следующие техники: набрызг, рисование клеевой кистью, свободное рисование, узелковый батик.

Методы и приемы нанесения рисунка на ткань в технологии «Батик»:

1. «Набрызг»

- Составить на ткани композицию из различных плоских изображений (листья, цветы, геометрические фигурки и т. д.)

- Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в неё щётку. Держа щётку над тканью, проводим по ней расчёской.

- Дать краске высохнуть, затем снять трафареты.

- Дорисовать на ткани мелкие детали.

2. Печать штампами

- Недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиса…

- Долговечные штампы из бутылочной пробки, ластика.

- Узорами из штампов можно украсить скатерти, платочки, повязки и т. д. С их помощью можно создавать различные узоры и несложные композиции

3. Печать по трафарету

- Нарисовать на плотном листе бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно. Можно использовать фабричные, готовые трафареты.

- Налить в форму немного краски желаемого цвета. Окунуть чистый тампон из поролона или тычок в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном. Если рисунок ложится ровно, то можно начинать печатать на ткани, через трафарет.

 4. Печать листьями

- Сначала ребёнок должен продумать композицию.

- Воспитатель должен собрать необходимые листья различных деревьев или аккуратно срезать у красивых комнатных растений листочки, которые начинают вянуть.

- Намазать листочек гуашью со стороны прожилок. Прижать ладошкой листик закрашенной стороной к ткани.

- Осторожно снять листик, взяв за ножку.

- Дорисовать кисточкой остальной рисунок.

5. Печать ладошками

- На ладошку наносим краску и прижимаем к ткани.

- Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вверх, позволит увидеть в рисунке букет цветов, если дорисовать цветочки.

    С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину,  отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли.

6. Рисуем на ткани красками

- Продумать сюжет рисунка, его композицию. Можно перевести рисунок на ткань, взяв его из раскраски для дошкольников.

- Закрепив ткань, степлером  на картон рисуем задуманную нами композицию.

7.Узелковый батик

Узелковый батик-это не роспись ткани, а ее крашение. Применяется в основном для изображения цветов, круглых форм.

- На кусочке ткани сформировать пальцами «узелок» и туго перевязать крепкой ниткой. От натяжения нитей узелка зависит растекание краски в узле.

- На узелок нанести краску.  Узелков может быть столько, сколько сам захочет выполнить ребёнок. Они могут быть одинаковыми или разными по цвету, а могут быть и одновременно двухцветными: верхушка узелка – жёлтая, а низ – красный. Расположение узелков зависит от композиции рисунка и творчества маленького художника.

- Просушить, убрать узелки и прорисовать недостающие детали: стебельки, листья, а можно оставить и так.

Так же можно сделать в технике узелковый батик красивую салфетку. Суть состоит в том, что перед крашением ткань складывают, формируют  определенным способом и перевязывают нитками. После этого ткань красят. Затем изделие надо просушить, удалить узелки, наша салфетка готова.

Заключение:

Используя в работе с детьми технологию рисования по ткани «Батик», проводя педагогическую диагностику,  я вижу такие результаты как, ……

Дети испытывают  радость, от того что они сами могут приготовить подарок для мамы, бабушки, папы, расписав разноцветными узорами шарфики, салфеточки, платочки.

Список литературы:

Давыдов С.Г. «Батик. Энциклопедия. Техника, приемы, изделия»   АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005

С.К. Кожохина «Батик. Все о картинах на ткани»  Академия развития, 2005

М.О.Синеглазова «Батик»  МПС,2004

Л.М. Ковалицкая «Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет»   Айрис – Пресс, 2008                                                                                                                     А. Аверьянова «Детский батик (из серии "Мастерилка")» Карапуз, 2007                                                                                                       О.А. Абрамова «Искусство батика для детей 5-7 лет» Детство – Пресс, 2010                                                                                    

Интернет ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA http://irenabatik.ru/batik-obuchenie/batik-texniki/uzelkovyj-batik.html

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/591112/

https://infourok.ru/tehnika-batik-i-ee-primenenie-v-rabote-s-d etmi-na-urokah-izobrazitelnogo-tvorchestva-826133.html

http://ped-kopilka.ru/blogs/toporkova-natalja-yurevna/batik-netradicionoe-risovanie.html

https://zen.yandex.ru/media/id/5a55f3c548c85ef3503c9e0d/batik-5-sposobov-naneseniia-uzory-odejda-interer-batik-v-domashnih-usloviiah-5a65c0528139ba9cc8337488

https://stranamasterov.ru/node/54788


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта1. Вызвать у детей интерес к творческой...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены нетрадиционные техники рисования, как средство развития изобразительного творчества. В ней предоставлены определения, что такое нетрадиционное рисование, какие виды этого р...

Использование техники нетрадиционного рисования «Батик» как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

laquo;Батик» - техника росписи по ткани интересна и доступна, но еще недостаточно разработана и востребована в дошкольных образовательных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста. Озн...