Экологический проект "Перелетные птицы"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Репина Наталья Анатольевна

Приобщение дошкольников к экологической культуре невозможно без знакомства с  национальной культурой, культурой своего народа. Знакомство  со сказками, старинными обрядами, ритуалами, заучивание потешек, закличек, прибауток погружает  детей в истоки национальной культуры, к русским корням. А ведь как известно, что именно через фольклор  передавались из поколения в поколение знания, в том числе и о природе, об отношении человека ко всему живому. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времен года, связанные с трудом и бытом человека.

Поэтому было решено познакомить детей  с перелетными птицами через связь с русскими народными обычаями и обрядами. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребенку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_pereetnye_ptitsy.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

село Борское детский сад «Колокольчик»

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители, воспитатели,

                                      музыкальный руководитель.

Авторы проекта:  Репина Наталья Анатольевна

                               

По доминирующей деятельности: игровой, познавательный, творческий.

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей двух групп

По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)

Постановка проблемы:

На нашей планете в последнее время все чаще наблюдаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого – деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Поэтому, чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, мы – педагоги ДОУ, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т.е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая, каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.

Проведенная предварительно диагностика показала, что дети не знают всех птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно.

Но приобщение дошкольников к экологической культуре невозможно без знакомства с  национальной культурой, культурой своего народа. Знакомство  со сказками, старинными обрядами, ритуалами, заучивание потешек, закличек, прибауток погружает  детей в истоки национальной культуры, к русским корням. А ведь как известно, что именно через фольклор  передавались из поколения в поколение знания, в том числе и о природе, об отношении человека ко всему живому. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времен года, связанные с трудом и бытом человека.

Поэтому было решено познакомить детей  с перелетными птицами через связь с русскими народными обычаями и обрядами. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребенку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

Цель проекта: формирование у детей представлений оь особенностях жизни перелетных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам; развитие у детей дошкоьного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознокомления с народными обычаями и традициями.

Задачи проекта:

  • расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелетных птиц;
  • расширить и закрепить представления о жизни пенрелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелета;
  • познакомить детей с понятиями : лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»;
  •  развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
  • воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
  • вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством(заклички, стихи-зазывалки, потешки, хороводные песни и т.д.);
  • развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
  • воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
  • активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Чтение художественной литературы
  • Музыка
  • Художественное творчество
  • Физическая культура
  • Социализация

Ожидаемый результат:

  • У детей сформируются знания о жизни перелетных птиц.
  • У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе, к культуре русского народа.
  • Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно-прикладного искусства народа.
  • Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
  • Создание презентации «Перелетные птицы»

Этапы проекта

1 этап. Организационный .

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме

Определить актуальные знания детей о перелетных птицах

За неделю до начала проекта

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Изготовление, подбор дидактических пособий по теме

Обеспечение проекта наглядными материалами

В течение недели до начала проекта

Написание конспектов занятий

Планирование предстоящей работы

В течение недели до начала проекта

2 этап. Планирование деятельности.

Проектная деятельность

Задачи

Д/и «Назови перелетных птиц», «Назови птенцов перелетных птиц», «Ай да птица, что за птица!»

Активизировать в речи названия перелетных птиц и их птенцов

Чтение рассказов Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г.Снегирев «Птицы наших лесов», В.Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше», Стихотворения_______ Разучивание наизусть ________

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. Развивать выразительность речи.

П/и «Птицы, гнезда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два», «Птички в гнездышках», «Бабка-Ёжка», «Жаворонок», «Утица».

Учить детей подражать голосу птиц

Загадки о перелетных птицах.

Учить детей отгадывать загадки о перелетных птицах, построенные на описании и сравнении.

Составление рассказа по картине А.К Саврасов «Грачи прилетели»

Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков.

Лепка из соленого теста и роспись «Жаворонок».

Учить детей лепить птицу, передавая овальную форму ее туловища, передавая форму головы, клюва. Развивать образное представление. Познакомит детей с видами росписи птиц «жаворонков».

Консультация для родителе «Хочу все знать»

Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Перелетные птицы»

Прослушивание музыки, подражающая голосам птиц, «Жаворонки»

Учить воспринимать и подражать гоосам птиц с помощью музыкальных произведений.

Аппликация «Перелетные птицы», «Ждем гостей»(объемная аппликация с элементами конструирования)

Учить создавать изображение птиц с помощью аппликации. Учить правильно создавать композицию.

Выставка книг по теме «Перелетные птицы» с иллюстрациями.

Формировать интерес к книге. Объяснить, как важны в книге рисунки, показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Беседа о жизни перелетных птиц, чем питаются, где выводят потомство, зачем птицам перелет в теплые края.

Формироватьт представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Д/и «Кто как голос подает?», «Чей хвост?», «Чей клюв?»

Активизировать глагольный словарь. Развивать способность к подражанию голосам птиц. Расширить словарь прилагательных по теме.

Аппликация нетрадиционной формы для выставки в детском саду «Грач», «Ласточка», «Лебеди», «Ледоход».

Продолжать учит передавать характерные особенности птиц  с помощью аппликации»

Заучивание потешки «птички-невелички», закличек «жаворонушки», «Весна-весна красная», пальчиковая гимнастика «птицы», хороводная песня «_______»

Развивать выразительность речи, моторику рук. Учить плавным движениям во время хороводной песни.

Создание альбома для рассматривания «Перелетные птицы»

Обобщить представления детей о характерных особенностях перелетных птиц.

3 этап. Заключительный

Проектная деятельность

Задачи

Развлечение «Жаворонки прилетите – весну красную принесите»

Обобщить и систематизировать знания о перелетных птицах. Формировать устойчивый интерес к живой природе, к русскому фольклору.

Выставка детских работ.

Представить результат творческой деятельности детей.

Презентация диска «Перелетные птицы нашего леса»

Способствовать желанию рассказывать о птицах, выражать свои эмоции.

Оценка результатов деятельности:

В ходе реализации совместного проекта «Перелетные птицы» достигнуты определенные результаты:

  • Сформированы устойчивые знания о жизни перелетных птиц.
  • Создан интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству.
  • Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта.

Литература:

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР

2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе

3. Гомзяк О. С. Говорим правильно, взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в

старшей логогруппе

4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая и подготовительная группы планирование, конспекты, методические рекомендации.

5. Морозова И. А. Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. 5-6 лет

6. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР

7. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «Птицы»

Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...

Экологический проект "Птицы"

Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....

Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"

Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...

Экологический проект "Птицы на кормушке".

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....