Паспорт краткосрочного творческого проекта в детском саду «НОВАЯ КНИЖКА ДЛЯ ПЕТУШКА»
проект по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Ермолова Наталия Викторовна

Паспорт краткосрочного творческого прокта "новая книжка для петушка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт краткосрочного творческого проекта в детском саду

«НОВАЯ КНИЖКА ДЛЯ ПЕТУШКА»

Автор проекта: ЕРМОЛОВА НАТАЛИЯ ВИКТОРОВНА, воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51». 

        

                 Г. Новомосковск  2012 год.

 Актуальность проекта:

        Работая с малышами, я столкнулась с такой проблемой. Прочитав с детьми новую книжку и увидев, что она вызвала массу положительных эмоций,  но с огорчением обнаружила - на следующий день книжка была порвана. Это заставило меня задуматься. Ведь на самом деле ребятишкам нравится рвать бумагу, слышать при этом необычные звуки, ощущать в руках новый материал, исследовать его. Но книжки действительно рвать нельзя! Как объяснить ребенку, почему нельзя? Значит, малыша нужно научить рвать бумагу, «которую можно рвать», и одновременно представить книгу как ценный продукт деятельности, который надо беречь.

         Результатом проекта стала книга, которую делали мы с детьми в течение нескольких дней. Создавая книгу своими руками, мои подопечные не только испытывали радость, но и учились любить и беречь книги.

Тип проекта:        

По доминирующему методу: творческий.
По числу участников: групповой.
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов: ребенок и воспитатель, в рамках одной возрастной группы.
По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.

Возраст воспитанников:

Младший дошкольный (3-4 года).

Руководитель:

Воспитатель 2-ой младшей группы. 

Цель проекта:

Воспитание любви и бережного отношения к книге;

Продолжить знакомство с различными способами аппликации;

Развитие свободной творческой личности ребенка;

Способствование сотворчеству детей и взрослых.

Задачи проекта:

Развивающие:

Развивать воображение, интерес к оформлению книжек-самоделок

Развивать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Воспитательные:

Воспитывать интерес к книжной иллюстрации,

Бережное отношение к книгам

Обучающие:

Учить детей создавать коллективную аппликативную композицию по мотивам литературного произведения;

Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта

Совершенствовать технику аппликации

Основной раздел программы

Познавательное развитие, речевая деятельность, художественная литература, изобразительная деятельность, игровая деятельность.

Обеспечение проектной деятельности: 

 Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”,

“ Обруч” и др., С.Прудовская “Книжкины затеи” М., 2007

Методическое:
Консультация  для родителей «Какие книги и когда читать ребенку».

Материально-техническое:
Средства массовой информации – интернет.

Материал для художественной деятельности (большие листы бумаги, цветная бумага, салфетки, клей, кисти, крупа)

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей и презентацию книги

Дети: принимают участие в познавательной и продуктивной деятельности.

Ожидаемый результат:

Поднять интерес к художественной литературе; понимание важности книги в жизни человека; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой; повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи детей в процессе работы по изготовлению книги. Развитие мелкой моторики рук и навыков аппликации.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап.

Определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Изучение сайтов с образцами аппликации выполненных в разных техниках. Изучение литературы, содержащей образцы работ. Чтение книги Сутеева «Петух и краски»

 Основной этап

Беседы с детьми о книгах, правилам обращения с ними. Продуктивная деятельность совместно с детьми. (Изготовление станиц книги)

Завершающий этап.

Презентация книги родителям

План реализации проекта:

Подготовительный этап

Мероприятия

Ответственные

Ожидаемый результат

Подбор материалов по теме проекта

Воспитатель

Создание базы для реализации проекта

Составление плана основного этапа проектирования

Воспитатель

Разработана стратегия решения возникших проблем

Основной этап

Мероприятия

Тема

Задачи

Ожидаемый результат

Участники

Совместная деятельность

Чтение книг, рассматривание иллюстраций

Ремонт "заболевших" книг в книжном уголке "Книжкина больница".

 Путешествие по выставкам "Эту книжку я люблю!", "Моя любимая книжка!" (вернисаж обложек) - презентация любимой книги;

Формировать положительный настрой, Воспитывать интерес к книжной иллюстрации,

Бережное отношение к книгам

Воспитание любви и бережного отношения к книге;

Воспитание любви и бережного отношения к книге;

Дети имеют представления о внешнем виде книг, умеют обращаться с ними

Дети бережнее относятся к книгам

Дети бережнее относятся к книгам

Дети, воспитатель

Дети, воспитатель

Дети, воспитатель

Продуктивная деятельность

Изготовление страниц книги:

«Встреча с собакой»

«Отражение в воде»

«Дорога в лесу»

«Знакомство с красками»

Развивать творческие способности в создании продуктов деятельности

Дети, используя различный материал, создали страницы книги

Дети, воспитатель

Игровая деятельность

Настольные игры "Собери и угадай", "Исправь ошибку", пазлы "Русские народные сказки",

Развивать познавательных способностей детей

Дети закрепляют знания о героях прочитанных книг

Дети, воспитатель

Консультация

«Какие книги и когда надо читать ребенку»

Расширить знания родителей по теме проекта.

Родители изучают предложенный материал.

Родители, воспитатель

Завершающий этап

Мероприятия

Ответственные

Ожидаемый результат

Оформление выставки «Наша книга»

Воспитатель  дети.

Презентация результатов работы

Оформление паспорта проекта

Воспитатель

Приложение №1

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПРОЕКТА

Предварительная работа.

Чтение сказки В. Сутеева «Петух и краски», рассматривание иллюстраций.

Приложение №2

ВТОРОЙ  ДЕНЬ ПРОЕКТА

«Встреча с собакой»

1. Введение игровой ситуации.

2. Принятие решения - помочь петуху вернуть книжку.

Цель.

Создать страницу книги.

Задачи.

Развивать активную речь детей.

Побуждать произносить предложения, правильно называть и показывать части тела собаки.

Продолжать учить подражать голосам животных.

Поддерживать интерес к сказкам.

Учить правильно рвать бумагу и скручивать ее (развивать мелкую моторику пальцев рук).

Стимулировать интерес к подвижным играм.

Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать.

Формировать эстетическое отношение к продукту деятельности.

Материал: большой белый лист бумаги с нарисованным на нем черно-белым петухом - первая страница будущей книги; чистый лист - для второй страницы; цветные салфетки, клей.

Методические приемы:

Педагог приносит в группу лист бумаги с нарисованным на нем петухом.

Воспитатель. Из какой сказки этот петух? (Обращает внимание ребят на то, что петух не раскрашен.)

Дети (узнают сказку В. Сутеева). «Петух и краски»!

Воспитатель. Почему же у нас только одна картинка? Сколько, ребята, было картинок в книжке?

Дети. Много!

Воспитатель.:  Но кто-то порвал книжку так, что осталась всего лишь одна страница?

Вместе с воспитателем дети  принимают решение сделать новую книгу. Вспоминают, что  в сказке сначала была встреча с собакой. Дают описание собаки: называют части тела, говорят, какая у нее шерсть, показывают, как собака подает голос.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, каким способом можно изобразить собаку? (Ответы детей.)

Педагог предлагает малышам показать, какую «специальную» бумагу можно рвать на кусочки и полоски и как она может пригодиться для создания страницы книги.

- У собачки шерсть длинная, с кудряшками. А какого цвета может быть шерсть у собаки? (Дети выбирают цвет бумаги.)

Воспитатель показывает малышам, как отрывать полоски салфетки и скатывать шарики. Дети старательно рвут бумагу, скатывают шарики Взрослый поощряет всех. Готовые шарики приклеивают на лист бумаги (страницу книги, создавая силуэт собаки).

Подвижная игра «Собачки»

Цель:

развивать умение передавать в движениях настроение собаки, ее повадки, действия. (Спит, гуляет, сердится, кусается, лижется, виляет хвостиком.)

В заключение проводится анализ деятельности, планирование следующего занятия. Воспитатель хвалит детей:

- Какие вы сегодня молодцы! Сделали целую страницу нашей книги. Какая замечательная получилась у вас собачка, и даже шерсть у нее как настоящая!

Посмотрите, кажется, наш петух немного повеселел, потому что теперь с ним рядом собачка. А что сказала петуху собака, когда они встретились в сказке? (Ответы детей.)

- Но это еще не вся книга, нашему петуху надо встретиться с красками. Завтра приходите пораньше в садик: петушок вас будет ждать с нетерпением. Ведь нам нужно показать ему дорогу к краскам.

Приложение №2

ТРЕТИЙ  ДЕНЬ ПРОЕКТА

«Отражение в воде»

Цель.

Воспроизвести содержание следующей (третьей) страницы книжки и создать эту страницу.

Задачи.

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями.

Закреплять представления о домашних птицах (плавает - не плавает) .

Формировать представление о воде.

Упражнять малышей в аппликации.

Вызвать у детей положительные эмоции.

Побуждать самостоятельно находить решение проблемы и выражать свою мысль.

Предварительная работа.

Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Материалы: емкости с водой:  большой лист бумаги, краски, голубые салфетки, клей записи со спокойной музыкой; иллюстрации или фотографии реки.

 Методические приемы:.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они делали предыдущую страницу. Вызывает у малышей желание продолжить работу. Просит подумать, что же будет на следующей странице.

Воспитатель.  Дети  восстанавливают последовательность событий.

Воспитатель (напоминает). Петушок посмотрелся в воду. А где у нас в группе есть вода?

Дети. В чайнике! Течет из крана!

Воспитатель. Как же петух увидел себя в воде?

Переходят к игре с водой.

Игра с водой

Цель.

Показать малышам отражение в воде.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Ход игры.

Педагог вносит в группу большую емкость с водой. Все вместе переливают воду, слушают звук льющейся жидкости. Дети наблюдают в воде за своим отражением.

Воспитатель рассказывает, где есть вода в природе, показывает иллюстрации, рассматривает с детьми обитателей водоемов.

Потом просит малышей показать, как плавают рыбки. Дети под музыку имитируют движения рыбок.

Затем педагог предлагает ребятам изобразить на большом листе бумаги (следующей странице будущей книги) речку. Дети все вместе отрывают большие куски салфеток и приклеивают к листу.

Воспитатель. Вот и река готова, А как вы думаете, ребята, умеет ли петух плавать? А летать далеко он умеет?

Дети. Нет.

Воспитатель. Вот и следующая страница у нас готова. Молодцы! Вы сами сделали речку. Вы хорошо потрудились. Когда отдохнете, наберетесь сил, мы будем снова помогать петушку.

Приложение №3

ЧЕТВЕРТЫЙ  ДЕНЬ ПРОЕКТА

«Дорога в лесу»

Цель.

Создать четвертую страницу, указать петуху дорогу к краскам.

Задачи.

Познакомить детей со свойствами песка, обогащать их тактильный опыт.

Развивать мелкую моторику рук.

Побуждать самостоятельно придумывать движения для создания образа.

Формировать представления об объектах, которые можно встретить в лесу.

Обучать работе с природным материалом.

Вызвать желание экспериментировать с ним.

Предварительная работа.

Знакомство детей со свойствами песка,  работа по картинкам с изображением диких животных.

Материалы: блюдце с песком, вырезанные из цветной бумаги (зеленой) ладошки – кроны деревьев , шапочка лисы; большой лист бумаги - страница будущей книги.

Методические приемы:.

Педагог показывает детям предыдущие, уже сделанные ими страницы, хвалит за выполненную работу

 Дети вспоминают, что произошло дальше.

Воспитатель. Давайте, дети, вспомним, к кому пошел петух. (К краскам.) Дорога к краскам шла через лес.

- Помните, как мы рисовали дорожки? На чем мы их рисовали? (На песке.)

- Наш петух не знает дорогу к краскам. Покажем ему дорогу!

Педагог ставит на столы подносы с песком . Дети пальчиками рисуют на песке дорожки.

- Сколько в лесу дорожек? (Много.) Нарисуйте пальчиками много дорожек.

Но помните (показывает на схему, дорога в сказке шла через лес. А кого встретил петух в лесу? (Лисичку.)

Давайте и мы с вами поиграем в петушков и лисичку.

Подвижная игра «Петушки и лиса»

Цель.

Развивать внимание, умение двигаться не спеша, замирать по команде.

Поддерживать интерес к подвижным играм.

Ход игры.

Педагог берет на себя роль лисы. Дети - петушки. Они медленно настороженно оглядываются. По команде «Лиса идет» - замирают. Лиса нюхает, смотрит, чтобы петушки не двигались. Игра повторяется. Педагог хвалит детей за внимательность.

Воспитатель. Вот так и шел наш петушок по лесу. Что же будет у нас на новой странице?

Дети дают ответы. Предлагает сделать лес из вырезанных ладошек. педагог помогает расположить работы на странице. Советует проложить в лесу дорожку (аппликация из крупы) .

Воспитатель. Посмотрите, как вы постарались! Уже получилась новая страница. Завтра наш петух дойдет по дорожке к краскам. Интересно, какой будет следующая страница книжки? Сегодня вы все были такими дружными, и все вместе создали вот какой густой и нарядный лес!

Приложение №4

ПЯТЫЙТЫЙ ДЕНЬ ПРОЕКТА

«Знакомство с красками»

Цель.

Продолжать знакомить детей с основной цветовой палитрой.

Закончить книгу.

Задачи.

Учить сочетать аппликацию и оригами.

Развивать мелкую моторику рук.

Закреплять умение наклеивать готовые формы на большой силуэт, практиковать в обрывной аппликации.

Поддерживать радостное настроение в процессе работы.

Предварительная работа.

Обучение детей коллективной работе с готовыми аппликационными формами.

Материалы: сложенные из цветной бумаги цветные карандаши, цветная бумага, клей,кукла красная краска

Методические приемы:.

Педагог предлагает детям рассмотреть предыдущую страницу, где они нарисовали дорожки в лесу.

- Вот, ребята, сказка уже приближается к концу, осталось сделать совсем немного, а петух у нас так, и не раскрашен. (Показывает лист с изображением петуха.)

- А скажите-ка мне, что должно быть на следующей странице? Пришел петух в лес, пошел по дорожке и. (Встретил краски.)

- Что надо сделать, чтобы перышки у петушка стали цветными? (Покрасить, раскрасить)

- Правильно. А кто же нам поможет это сделать?

Сюрпризный момент: появляется Красная краска - кукла . Происходит встреча персонажей сказки.

Петух. Здравствуй, Красная краска! Раскрась меня, пожалуйста!

Воспитатель. Ребята, подскажите гостье, что у петуха красного цвета, (Гребешок и бородка.)

Краска. Мои сестры, разные краски, узнали про книгу, которую вы, ребятки, делаете, и прислали вам в подарок баночки с красками. Какого еще цвета вам нужна краска?

Воспитатель. Давайте вспомним, какого цвета были краски в сказке.

Дети. Синяя, желтая, зеленая.

Кукла-краска из-за ширмы дает малышам цветные листы бцмаги. Дети благодарят Красную краску за подарки.

Воспитатель. Дети, давайте вспомним, каким цветом надо покрасить петушка.

Физкультурная минутка

Игра «Кружок»(закрепление знаний о цвете)

Ход игры

Дети идут по кругу со словами:Ой, кружок, кружок, кружок,

Покатился наш кружок,

Он катился, он катился,

Вдруг кружок остановился.

Педагог вступает в игру, говорит, показывая на флажки, лежащие в центре круга:

Выйди (имя) в кружок,

Возьми (цвет) флажок.

Воспитатель показывает детям. как с помощью обрывной апплекации можно сделать перышки для петушка.Дети самостоятельно выполняют работу.

Воспитатель. Наш петушок стал веселым, потому что вы ему помогли - придумали для него новую книжку. Вы такие молодцы! Петух благодарит вас и просит, чтобы вы, ребятки, берегли книги, смотрели картинки аккуратно. Теперь вы знаете, как надо потрудиться, чтобы сделать книгу. А нашей книге давайте найдем место на полке!

                                                         Консультация для родителей

                                                       Тема :  Какие книги и когда ребенку читать

СЛУШАЯ СКАЗКИ, МАЛЫШ МЕЧТАЕТ, ИГРАЕТ, РАЗВИВАЕТСЯ И... ВЗРОСЛЕЕТ! СПЕЦИАЛИСТЫ НЕ СОМНЕВАЮТСЯ В ТОМ, ЧТО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ НУЖНО С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА. ВАЖНО ТОЛЬКО ПОМНИТЬ, ЧТО ЭТО ЗАНЯТИЕ ДОЛЖНО ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ВАМ ОБОИМ.

У детских психологов уже не осталось никаких сомнений: детям, даже самым маленьким, книги нужны не меньше, чем родительская любовь или хорошее питание. Хотя некоторые родители это утверждение до сих пор воспринимают скептически: для чего совсем маленьким детямсказки, если они даже смысла простых слов не понимают? Но у ученых есть все доказательства: книги не только помогают малышам взрослеть, но и на всю жизнь прививают им любовь к чтению.

В первом чтении

Первое время книга для малыша будет, прежде всего, объектом изучения, стимулирующим развитие всех пяти чувств, включая обоняние и вкус. Чтобы в этом убедиться, достаточно понаблюдать за поведением полуторагодовалого ребенка. Получив книгу в свое распоряжение, он сначала гладит ее, переворачивает вверх ногами, ставит на ребро, а потом нюхает, лижет и тянет в рот! Чтобы не прерывать знакомство в самый интересный момент, заранее позаботьтесь о том, чтобы выбранное вами издание было приспособлено для таких экстремальных способов «прочтения». Это несложно: сегодня многие издательства соревнуются в изобретательности, выпуская малоформатные книжечки «повышенной прочности».

Как в зеркале

Первые книжки не только приносят ребенку чувственный опыт и удовольствие от общения с родителями, но и учат его наблюдательности. Очень скоро малыш начинает рассматривать картинки. Именно они дают  ему представление об окружающем мире, поэтому иллюстрации пользуются неизменным успехом у детей: для них это азбука действительности. Малыш быстро осознает, что на картинках изображены реальные вещи и явления.

Исследования, например, подтверждают, что даже самые маленькие дети довольно редко путают верх и низ рисунка. В десять месяцев они уже понимают, что котенок, изображенный в книжке, и кот, свернувшийся на диване, - это совсем не одно и то же. Такой переход к восприятию символов означает запуск процессов мышления. Примерно в это же время маленький исследователь обнаруживает, что книга умеет «говорить»! На ее страницах «живут» не только картинки, но и слова. Разумеется, сделать это важное открытие без вашего участия у него не получится. Первая книга всегда говорит голосом мамы, и только через несколько лет его сменяет молчание печатного слова. Благодаря вашим интонациям сюжет приобретает для него особую эмоциональную ценность. Вам не хватает актерского мастерства и творческого подхода? Увлеченный слушатель простит вам эти недостатки. Главное, чтобы вы читали сказку с душой, тогда вашу стеснительность или оговорки он пропустит мимо ушей. К тому же, каждый день, тренируясь в декламаторском искусстве, рано или поздно вы обязательно откроете в себе такие таланты чтеца и рассказчика, о которых раньше и не подозревали.

Время для общения

Если в книжке есть картинки, вы можете описать их своими словами или придумать по ним свой сюжет, когда подписей под ними нет. Сначала опишите рисунок, потом задайте ребенку вопросы - такими нехитрыми способами вы сможете оживить новый для малыша образ. Даже в раннем возрасте ребенок вполне способен воспринять на слух небольшой рассказ, сложенный из самых простых слов. На эту роль идеально подходят сказки, слушая которые малыш будет постепенно пополнять свой лексикон. В этот период в загадочных и непонятных словах для крохи заключается целый волшебный мир. Не пытайтесь превратить чтение сказки в познавательную лекцию. Подробный разбор каждого слова с экскурсом в историю не оставит места для игры воображения. Если ребенок что-то не поймет, это не страшно. Если ему действительно необходимо понять значение незнакомого слова, он сам попросит у вас объяснений. А что делать, если времени и сил на чтение сказок не остается? Или душа к этому занятию совсем не лежит? Конечно, в мире существует немало родителей, которые с самыми благими намерениями каждый вечер насильно заставляют себя исполнять этот ритуал... В этом случае психологи дают два совета: не драматизировать ситуацию и перестать относиться к чтению как к обязанности. Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Не принуждайте себя только потому, что это полезно для развития малыша.

СТРАННЫЕ ЗНАКИ

Одно время считалось, что, пока ребенок не научился читать, у него нет ни малейшего представления о том, что такое письменный текст. Но исследования доказали обратное: уже в возрасте двух-трех лет человек интуитивно понимает, что написанные строчки несут в себе какой-то смысл. И поскольку ваш маленький Шерлок Холмс пока не знаком с механизмом письма, он начинает строить собственные гипотезы на этот счет. Часто забавные: дети говорят, что для слова «поезд» потребуется больше букв, чем для слова «машина»: ведь поезд намного длиннее!

Знакомые напевы

Знакомство с художественным стилем речи не просто обогащает детский словарный запас, но и задает ребенку определенные ориентиры. В отличие от языка повседневного общения, который почти всегда соотносится с настоящим моментом, история, рассказанная в книге, отсылает читателя и к прошлому, и к будущему. Кроме того, у рассказа всегда есть начало и конец, между которыми в логической последовательности разворачиваются перипетии сюжета - чем не модель самой жизни!

Еще одно важное для малыша качество: сколько бы раз ему ни читали одну и ту же книжку, из нее не пропадет ни единое слово. Эта неизменность и предсказуемость обнадеживает ребенка, дает ему уверенность в прочности собственного существования. Дедка обязательно вытянет репку, а курочка непременно снесет яичко и завтра, и через месяц, и через год. Если бы сюжет сказки менялся каждый вечер, что убедило бы расстающегося на ночь с родителями малыша в том, что папа или мама не станут другими к следующему утру? Именно потребностью в стабильности и объясняется тот факт, что маленький любитель сказок готов слушать знакомую историю по сотне тысяч раз.

Воспитание чувств

Хорошую книгу можно распознать прежде всего по тому всплеску эмоций и чувств, которые она у нас вызывает. Ребенок, как и взрослый, находит в ней отражение своих радостей, горестей, страхов, и порой там, где вы этого не ждете. Малыш, например, может разглядеть в углу страницы крошечную птичку и, не обращая внимания на остальные детали рисунка, настойчиво требовать от вас ответа на вопрос: «А почему синичка сидит на ветке одна?» И тут не мудрено растеряться: в сказке-то об этом ничего не сказано! Но такая реакция вполне естественна: ребенок дает выход своим душевным переживаниям, ведь его тоже тревожат вечные человеческие страхи одиночества, смерти, разлуки.

Страшные рассказы тоже выполняют воспитательную функцию, поэтому, если малыш просит вас почитать на ночь сказку про злого великана, не пытайтесь отговорить его от этой затеи. Запрещать такие книжки тоже не стоит: ребенок имеет право выбирать, что ему слушать. Если он заказывает вам страшную историю, значит, сейчас ему необходимо пережить ощущение страха. Чтобы избавиться от негативной эмоции, ребенок должен ее проиграть, а сказка как раз позволяет ему это сделать.

О душе и теле

Позвольте малышу слушать вас так, как он хочет. Если ваш полуторагодовалый малыш, едва вы успели прочитать первые два предложения, убегает в другой конец комнаты играть с машинками, не расстраивайтесь. Это не значит, что он никогда не полюбит книжки. Просто у некоторых детей потребность в двигательной активности выше, чем у других. Во время совместного чтения у крохи может внезапно возникнуть желание прижаться к вам поближе, но уже через минуту ему может срочно понадобиться сделать круг по комнате... Этими и многими другими способами малыш пытается пережить полученные от рассказа эмоции. Свои чувства он выплескивает в движениях и жестах. Но может случиться и так, что однажды вечером ребенку действительно не захочется слушать сказку. В этом случае его отказ нужно ясно расслышать и не настаивать на своем. Не стоит забывать, что на этом этапе романа, который у него завязывается с книгой, самое главное - удовольствие от процесса.

От 0 до 1 года

Малыш прекрасно воспринимает стихотворные ритмы и различает интонации. Для первых чтений выберите поэзию: она даст первое представление об особом художественном языке, отличающемся от повседневного. Поскольку смысл содержания крохе еще не доступен, читать ему можно любых поэтов. » Когда кроха научится сидеть и держать в руках предметы, можно дарить ему книжки-игрушки - матерчатые, резиновые, картонные, музыкальные. Главное, на одной странице должен быть изображен один персонаж, чтобы малыш мог с легкостью его опознать, показать, как мяукает киска, где у нее хвостик, ушки и усики.

Потешки, прибаутки, колыбельные помогают детям выстроить модель окружающего мира. Пригодятся также книжки, рассказывающие о повседневных событиях в жизни малыша: как он обедает, играет, спит.

От  1, 5 до 3 лет

Ребенок начинает говорить, понимает смысл многих слов и может представить, как «чайник за кофейником бежит». Самое время познакомить его со стихотворениями Маршака, Барто. Раннее чтение - это общение малыша не только с мамой, но и с автором книги и художником-иллюстратором. Ребенок пытается «раскодировать» картинки, поэтому ищите книги с красивыми рисунками и добрыми персонажами: по их лицам малыш будет учиться считывать эмоции. «Кислотные» расцветки и герои, нарисованные в стиле компьютерной графики - не самый удачный выбор. » Сюжет должен быть простым и связным, с началом, серединой и концом; мотивы поступков героев - понятны. Благодаря такой структуре текста малыш учится выстраивать последовательность событий и улавливать причинно-следственные связи. » Отдавайте предпочтение коротким рассказам. Начать можно со сказок с иллюстрациями «Три котенка», «Цыпленок и Утенок». Для 3 лет подойдут рассказы «Котенок по имени Гав» Григория Остера и «Приключения поросенка Петра» Людмилы Петрушевской. Параллельно можно читать общеизвестные сказки. » Аудиокниги можно включать с 2-3 лет. Главное их отличие от обычной книги - отсутствие живого общения с мамой.

От 3 до 5 лет

Есть соблазн обложить малыша познавательными энциклопедиями и азбуками. Но в дошкольном возрасте у большинства детей ведущую роль играет правое полушарие, которое отвечает за образное мышление и эмоциональное развитие. Левое полушарие, отвечающее за логические операции и обработку информации, созревает только к 6-7 годам. Перегруженность малыша знаниями может привести к нервным срывам.

Ребенок учится слышать и воспринимать художественный текст, наслаждаться музыкой стиха, видеть за словами образ. Здесь важны стихи и классическая детская проза с целостными сюжетами: рассказы Н. Носова, А.Раскина, В. Драгунского, сказки Андерсена и т. п.

Время для игровой поэзии (стихов-перевертышей): малыш уже способен смеяться над миром, опрокинутым вверх тормашками. Предлагать их раньше не имеет смысла: ребенок ничего не поймет и запутается в странных образах. Можно почитать А. Усачева, О. Григорьева.

 «Психотерапевтические» книги современных авторов о смерти, рождении детей и т. п. можно почитать малышу в том случае, если этот вопрос его волнует и он проявляет к теме повышенный интерес. Читать их в чисто познавательных целях или ради разнообразия не стоит. » Стоит избегать и книжек, где знакомые сюжеты изложены в стиле учебного пособия, с задачками вроде: «А теперь посчитай, сколько козлят осталось в домике!» Такая подача нарушает целостное восприятие художественного текста.

от 0 до 1,5 года

Полезная привычка

Если для взрослых чтение - это прежде всего способ отрешиться от реальности, совершить путешествие в придуманный мир или почерпнуть полезную информацию, для малыша книга представляет совсем иную ценность: она дарит ему минуты общения с близкими и их внимание, в которых он так нуждается. Однако со временем этот приятный совместный досуг принесет интеллектуальные плоды, если вам удастся привить малышу вкус к чтению. Главное - читать с выражением, чтобы малышу было интересно, и примерно в одно и то же время - так чтение войдет у малыша в привычку.

от 1,5 до 3 лет

Шире круг

Кроха начал говорить, и отныне книжка станет прекрасным подспорьем в пополнении словарного запаса и развитии речи Предлагайте ему разные книжки, даже если вы видите, что маленький «консерватор» прекрасно обходится парой-тройкой любимых сказок. Пробудить интерес к новым сюжетам можно прямо в книжном магазине. Полистайте вместе издания и позвольте ребенку выбрать на свой вкус. Если сюжет вам не понравится, не беда - по картинкам вы сможете придумать свою историю, ведь малыш еще не умеет читать.

от 3 до 5 лет

Яблоко от яблони

Важно не только выбрать «правильную» книжку, но и подать малышу личный пример. Если мама с папой годами не подходят к книжкой полке, им вряд ли удается внушить чаду любовь к чтению. Отбить у ребенка желание брать в руки книгу может, как ни странно на первый взгляд, раннее обучение чтению. Большинство психологов не рекомендуют покупать детям первый букварь до 6-7 лет: до этого момента малыши практически не способны понять смысл прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект в детском саду « Прогулка зимой» в средней группе.

Автор:Автор: Кураева Елена Анатольевна, воспитатель МДОУ Чертковский детский сад №1.Тип проекта:Творческий, краткосрочный.Цель:Пополнение предметно-развивающей среды групповой комнатыЗадачи:Учить созд...

Краткосрочный творческий проект в детском саду « Прогулка зимой» в средней группе.

Автор:Автор: Кураева Елена Анатольевна, воспитатель МДОУ Чертковский детский сад №1.Тип проекта:Творческий, краткосрочный.Цель:Пополнение предметно-развивающей среды групповой комнатыЗадачи:Учить созд...

Краткосрочный творческий проект в детском саду « Прогулка зимой» в средней группе.

Автор:Автор: Кураева Елена Анатольевна, воспитатель МДОУ Чертковский детский сад №1.Тип проекта:Творческий, краткосрочный.Цель:Пополнение предметно-развивающей среды групповой комнатыЗадачи:Учить созд...

Краткосрочный творческий проект в детском саду «Зимнее окно»

Краткосрочный творческий проект в детском саду «Зимнее окно»...

Краткосрочный творческий проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Зимнее окно»

Задачи:Учить создавать коллективную композицию из вырезанных фигурок детей на зимней прогулке.Показать возможность создания снегирей, снеговиков и снежного пространства из ваты.Расширять представления...

Паспорт познавательно-творческого проекта в детском саду: «Весна - красна»

Вид проекта:познавательно-творческий, игровой. Цель проекта: Создание необходимых условий для: развития у детей познавательного интереса, желания наблюдать исследовать, сравнивать, сопоставлять п...

Паспорт информационно-творческого проекта в детском саду: «Чему учат сказки»

Вид проекта: информационно-творческий, групповой.Цель проекта: ознакомление с русскими народными сказками, воспитание в детском сознании правильного восприятия борьбы положительных и отрицательных гер...


 

Комментарии

Альвухина Татьяна Викторовна

Замечательный материал!