Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "Текстильная пластика"
статья по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Николаенко Галина Ивановна

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "текстильная пластика"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иллюстративный материал к статье «Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику «текстильная пластика». Николаенко Галина Ивановна у читель-логопед ГБДОУ детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Старшая группа «Радуга» Санкт-Петербург 2014

Слайд 2

Ни секунды без заботы – вот что нужно для работы!

Слайд 3

Загадки Чтобы два листа скрепить, Ты его не пожалей, Нужно на листок налить Липкий канцелярский.. . (клей) Чинишь рваную тетрадь? Им листы намажь скорей. Нужно крепко их прижать, Чтоб быстрее высох.. . (клей) Замечательный цветок, Словно яркий огонек. Пышный, важный, словно пан, Нежный бархатный ... (тюльпан) Ну, кто готов Свои две шпаги Скрестить Из-за клочка бумаги? (ножницы) Инструмент бывалый — Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет и стрижёт. (ножницы)

Слайд 5

« Клеют наши пальчики волшебные тюльпанчики!» Литвиненко Яна Наумова Дарья

Слайд 6

Были лоскуточки, а теперь цветочки!

Слайд 8

Лепестки приклеим сразу и букет поставим в вазу!

Слайд 10

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это натюрморт. М.Яснов «Натюрморт»

Слайд 11

Дружно пальцы потрудились, и тюльпаны распустились! Дети старшей группы «Радуга».



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Статья «Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику «текстильная пластика».

        

Учитель-логопед:        

Николаенко Г.И.

Санкт-Петербург 2014

Задачи:

  1. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
  2. Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
  3. Формировать художественные умения в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, аппликации.
  4. Развивать мелкую моторику и активизировать речевое развитие детей.
  5. Развивать словесное творчество детей с тяжёлым нарушением речи.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни детей. Знакомство с красотой в жизни и в искусстве не только воспитывает ум и чувства ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольников понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, способствует активизации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи.

Аппликация – один из видов воспитания дошкольников. Я работаю с детьми с тяжёлым нарушением речи 32 года и смогла убедиться в том, что чем более ловкими являются движения мелких мышц пальцев, тем лучше речь у ребёнка. Работая над мелкой моторикой, мы помогаем детям значительно активизировать речь, обогатить словарный запас. Я начала заниматься с воспитанниками текстильной пластикой – аппликацией из ткани. Сначала мы подобрали открытки с изображением цветов. Остановили свой выбор на тюльпанах в кувшине. Тёмно-бордовые тюльпаны на зелёных сочных стеблях в обрамлении длинных зелёных листьев смотрятся очень красиво. Оговорили с детьми цвет лепестков и листьев тюльпанов. Закрепили знания о том, что у каждого цвета есть несколько оттенков. Расширили представления об их названиях. Так, например, у зелёного цвета оттенки – салатовый, оливковый, изумрудный, аквамарин, фисташковый, болотный. Умение определить цвет и его оттенки, правильно подобрать сочетания цветов (основной фон, цвет скатерти и кувшина, цвет лепестков, стеблей и листьев) развивает цветоощущения, элементарный художественный вкус. Накладывая выкройку на ткань, затем на основу картины, дети учатся ориентироваться на листе бумаги, у них лучше развивается пространственное воображение. Дети с общим недоразвитием речи часто путают левую и правую руку. Для них является проблемой определить верхний правый угол, нижний левый. Путают понятия за-, из-за, из-под чего-то. Создавая картину из множества мелких деталей у ребят значительно улучшается пространственная ориентация. Детям приходится обводить детали, вырезать, раскрашивать, приклеивать и придавать им нужную выпуклую форму. Движения мелких мышц пальцев становятся более ловкими, что способствует улучшению звукопроизношения и активизации речевого развития. Общая работа с детьми, совместное творчество, чувство коллектива, взаимовыручка обогащают внутренний мир детей. Последний этап работы - оформление картины в раму, оговаривание всех этапов работы, что значительно обогащает активный словарь дошкольников с общим недоразвитием речи.

Эстетическое  восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определённым отношением к нему, желанием выражать свои чувства словом, фразой, развёрнутой речью, что так важно для детей с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Влияние биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние фи...

социально-коммуникативное развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Цель работы по активизации коммуникативной деятельности заключается в развитии коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи и формировании их поведения при общении....

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику «текстильная пластика».

В статье рассматривается формирование эстетического отношения к окружающему миру. Воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного . Рассматривается формирование художественного ум...

Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи

Статья посвящена проблеме усвоения письма   и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи....

Выступление на родительском собрании "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи"

Выступление на родительском собрании  "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи". Главной задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений к...

Использование Су-джок терапии для активизации речевого развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Использование Су-джок терапии для активизации речевого развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи...