Конспект по ознакомлению детей со скульптурой (старшая группа).
план-конспект занятия (аппликация, лепка, старшая группа) по теме

Брыкова-Лукьянчикова Юлия Александровна

Закрепить знание детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы, изготовляются скульпторы из разных материалов.

Воспитывать интерес к профессии скульптора. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое, учить правильно рассматривать скульптуру. Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей со станковой скульптурой, её специальным жанром – анималистикой; рассказать о памятниках собакам; учить передавать строение фигуры собаки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению детей со скульптурой

(старшая группа).

Воспитатель: Брыкова-Лукьянчикова Ю.А.

Цели: закрепить знание детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы, изготовляются скульпторы из разных материалов.

Воспитывать интерес к профессии скульптора. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое, учить правильно рассматривать скульптуру. Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей со станковой скульптурой, её специальным жанром – анималистикой; рассказать о памятниках собакам; учить передавать строение фигуры собаки.

Задачи: Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки  в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных  образов. Продолжать освоение скульптурного способа путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание).

Материал: скульптуры малой формы ( петушок, медведь, курица, ежи у гриба, бычок, собака и др.) из разных материалов, иллюстрации с изображением памятников и музейных скульптур, пластилин, дощечки, салфетки.

Ход занятия.

Организационный момент.

                                            Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

На доске (мольберте) иллюстрации (монум. скульптуры, парковая, малой формы).

- Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите?(скульптуры)

- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда?

- О чем же сегодня пойдет речь? (о скульптуре)

- Какая бывает скульптура? (монументальная и малой формы)

- Где можно встретить монументальную скульптуру?

- Как еще называют монументальную скульптуру? (памятник)

- Какие вы знаете памятники? (А.С.Пушкину, Ю.Долгорукому)

- Для чего делают памятники?

- Из каких материалов делают монументы? (металл, камень, бронза, гранит)

- Кто же делает скульптуры?

П.: Сначала скульптор делает эскиз, набросок, а потом уже воплощает задуманное в камне, металле, бронзе, дереве и т.д.

(Снимаю покрывало со стола).

- Посмотрите, что за чудесные фигурки у меня на столе? (скульптуры малой формы)

- Почему эти фигурки так называются?

- Для чего нужна скульптура м.ф.?

П.: Сделаны они из разных материалов.

- Из каких материалов делают эти скульптуры?

П.: Попытайтесь определить и назвать эти материалы (дерево, глина, фарфор, бронза, камень, стекло)

- Какой материал самый хрупкий;

самый холодный;

самый твердый?

- Из какого материала фигурки тяжелее?

П.: Скульптор делает эскиз, а на заводе уже запускают скульптуру в производство. У каждого завода есть свое клеймо, свой знак. Под Москвой есть завод Гжели, Вербилках (показать). Скульптор тоже оставляет свой знак.

П.: Среди скульптур малой формы чаще всего можно встретить скульптуры животных. Кого первыми стали изображать самые древние скульпторы? Как ни странно не человека, а животных. Первобытные люди понимали животных, чуть ли не лучше, чем самих себя. Ведь животное, добытое на охоте, служило им пищей и даже лекарством, их шкуры спасали от холода, а прирученный зверь становился другом и помощником. Изображение животных называется анималистикой.

П.: Отгадайте загадку:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Пробуждается от сна.

(Медведь).

- Давайте еще раз посмотрим на скульптуру Е. Чарушина «Медведь».

- Скажите, каким предстает перед нами медведь? (ответы детей)

- Давайте и мы передадим позу и характер медведя.

(Физкультурная пауза).

«Медвежата».

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(Руки на пояс, повороты головы вправо-влево.)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед.)

Вот болотце на пути,

Как его нам перейти?

Прыг да скок, прыг да скок,

Веселей скачи, дружок.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо- влево.)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали,

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

(Свободный танец.)

К небу потянулись,

К земле нагнулись,

Покружились – покружились

И на травку повалились. Бух!

П.: Е.Чарушин не только создавал скульптуры, но и был художником-иллюстратором, художником-анималистом, потому что изображал животных (показ книг с иллюстрациями Е. Чарушина).

- Чем отличаются нарисованные животные от их скульптурного изображения? (рисунок – изображение на плоскости, а скульптуру можно обходить и рассматривать с разных сторон).

 (Садимся на ковер в группе)

Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и создать скульптуру животного, а какого – вы узнаете, отгадав загадку.

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

(Собака).

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи.

  (Собака).

П.: Перед вами на доске изображения разных собак, и скульптура собаки. В мире существуют даже памятники собакам. В нашей, в городе Санкт-Петербурге, памятник собаке установлен в саду института экспериментальной медицины. В Москве есть памятник собаке лайке. Собаки этой породы первые побывали в космосе. В Париже установлен памятник собаке Барри. Этот пес спасал заваленных снегом в горах людей. Аляскинская собака Болто была вожаком упряжки, доставившей в метель, пургу лекарства умирающим людям. Ей поставлен памятник в Америке. Собаки принесли огромную пользу во время войны. Сколько раненых они спасли на поле боя?! Недаром говорят: «Собака – друг человека». Во многих домах можно встретить различные скульптуры собак. У нас в группе тоже есть такая скульптура собаки спасателя (показ).

А вот ныряльщик пес – в воде

Он проявляет выучку,

И если человек в беде,

Всегда придет на выручку.

И иллюстрации  собак.

- Какие они, одинаковые или разных пород? (разные)

Вперед! Сомнений нет!

Настроен пес решительно,

Сперва взяла собака след

И следом нарушителя (Овчарка).

Зал аплодирует, хохочет:

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду сахара кусочек,

Но труд артиста – ох не сладок(Пудель).

П.: Вот эта собака породы пудель, такса, овчарка.

- Какая она?

- Какое у нее тело, уши, хвост?

- В какой позе изображена собака?

- А как удается скульптору передать, что тело собаки покрыто шерстью?

А теперь раз мы так хорошо узнали все о скульптуре, мы свами поработаем скульпторами и попробуем вылепить скульптуру собаки. (Садимся за столы).

П.: Перед началом работы проведем небольшую пальчиковую гимнастику.

«Щенята»

У собаки нашей – Тяпки

Родились вчера щенятки.

(Руку поднять вверх ладонью к себе, пошевелить пальчиками).

Раз, два, три, четыре, пять –

(Несколько раз согнуть и разогнуть пальчики руки.)

Будем мы щенков считать:

(Руку направить ладонью к себе, пальцы выпрямить).

Раз – толстячок,

(Пригнуть большой палец).

Два - простачок,

(Пригнуть указательный палец).

Три – забияка,

(Пригнуть средний палец).

Четыре – кусака,

(Пригнуть безымянный палец).

Пять – весельчак.

(Пригнуть мизинец).

А теперь приступайте к работе, все необходимое имеется у вас на столах.

По окончанию работы рассмотреть получившиеся фигурки. (Выставить на отдельном столе. Дети рассказывают о своих работах.)

Итог.

- Что нового сегодня узнали?

- Что запомнилось больше всего?

- Как называют скульпторов и художников, изображающих животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Какие бывают профессии"

Цель: расширять и закреплять знания детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию....

Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Профессия - строитель"

Цель: развивать интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда....

Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Животные Океана».

Данный материал поможет расширить представления детей об окружающем мире и дать представление об океане, познакомить детей с некоторыми обитателями океана....

конспект по ознакомлению с окружающим, рисование старшая группа

конспект по ознакомлению с окружающим, рисование "Житель пустыни - верблюд",...

конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе по ТРИЗ-технологии

конспект  по ознакомлению с окружающим в старшей группе по ТРИЗ-технологии...

Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе. Путешествие в космос

Задачи:Образовательные:- организовать деятельность детей по расширению знания детей о космосе,- активизировать познавательный интерес, словарный запас по теме «Космос»,- побуждать детей к ...