Познавательно-экологический проект в средней группе "Что нам осень принесла?"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Под педагогическим проектом понимается авторская разработка, направленная на решение конкретной педагогической проблемы в течение ограниченного промежутка времени с помощью специально разработанной системы средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nam_osen_prinesla.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-экологический проект «Что нам осень принесла?»

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели группы.

Тип проекта: познавательно-экологический, краткосрочный (сентябрь-ноябрь 2014г.)

Актуальность

        Приобщение человека к природе, к её познанию имеет глубокие научно-исторические корни.

        Человек издревле пытался постичь природу, вникнуть в суть происходящих в природе изменений, познать её влияние на свои эмоции и чувства. Учёные-педагоги прошлого видели в природе источник знаний, средство для познания себя, мира вокруг и отношений между людьми. Взаимодействие человека и природы продолжает волновать и современный мир.

        Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом в восприятии и познании основ природы. Любознательность детей впервые проявляется ещё в раннем возрасте при непосредственном общении ребёнка с объектами живой природы. В возрасте 4-5 лет у детей уже сформирован определённый запас знаний о природных объектах ближайшего окружения. В этом возрасте детям доступны не только получение новых, более сложных, знаний в это области, но и установление взаимосвязи между природными объектами: «живая и неживая природа», «растения и животные», «живая природа и человек». Общаясь с живой природой, ребёнок чувствует себя первооткрывателем, исследователем, осознаёт простейшие закономерности, осознаёт их непреложный характер.

Проблема: если в дошкольном детстве не заложены основы экологической культуры, экологического сознания, детьми не получены элементарные знания о природных объектах и взаимоотношениях между ними, то впоследствии эти знания приобретаются с трудом и теряют свою устойчивость и актуальность для всестороннего  развития личности.

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к изменениям в живой природе, происходящим в осенний период, вовлечь детей и родителей в исследовательскую работу.

Задачи:

  1. Для детей:

- закрепление и углубление знаний об изменениях, происходящих в живой природе в осенний период;

-формирование представлений о различных экосистемах: лес, город, сад;

- формирование понятийного аппарата: «листопад», «дары леса» и др.;

- систематизировать знания о деятельности человека в осенний период;

- учить правильному поведению в природной среде;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с живой природой в различных видах продуктивной деятельности;

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.

  1. Для родителей:

- повысить уровень экологической культуры личности родителей;

        - приобщение родителей к совместной деятельности с детьми в семье;

        - стимулировать творческую активность родителей;

        - способствовать установлению партнёрских отношений между родителями         и педагогами по вопросам современного образования и воспитания         дошкольников.

  1. Для педагогов:

- разнообразить формы работы по экологическому воспитанию дошкольников;

-обеспечить реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач через различные образовательные области;

- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по экологическому воспитанию.

Формы реализации проекта:

  1. Непосредственно образовательная деятельность.
  2. Беседы, рассматривание картин, компьютерные презентации.
  3. Различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие.
  4. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
  5. Исследовательская деятельность.

        Предполагаемые результаты: расширение и уточнение представлений детей о природе. Закрепление умения вести наблюдение. Закрепление представлений о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках, травах. Формирование представлений о чередовании времён года. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Закрепить представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений и человека. Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительно-мотивационный  этап
  2. Основной этап (практически-деятельностный).
  3. Заключительный этап (творческий).

Подготовительно-мотивационный  этап

Задачи

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные лица

Повышение собственной профессиональной компетенции

Педагогическое просвещение родителей

1.Изучение современной методической литературы, соответствующей требованиям ФГОС.

2.Анализ программных задач раздела «Ознакомление с природой».

3.Мониторинг знаний детей.

4.Составление плана работы с детьми и родителями.

5.Создание условий для реализации проекта.

1.Оформление экологической рубрики «Интересное рядом».

2.Подбор материалов для консультаций и бесед.

1-ая неделя сентября

Сентябрь

Воспитатели

Основной этап (практически-деятельностный)

1. НОД

    ЧХЛ «Война грибов с ягодами» обр. В.Даля;

     ФЦКМ «Осень»

     Коммуникация «Ранняя осень»

     ФЦКМ «У медведя во бору грибы, ягоды беру...»

     ЧХЛ «Под грибом» В.Г.Сутеева

     Рисование «Яблоко — спелое, красное, сладкое»

     Лепка «Подарки из леса от ёжика Феди»

     ФЦКМ «Зимующие птицы»

     Рисование «Золотые листики с дерева летят, кружит ветер листики – это листопад»

     Лепка «Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?»

2. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки

  • наблюдения: «Краски осеннего неба», «Шиповник осенью», «Фруктовые деревья осенью», «Осенний дождь», «прогулка в парк», «В лес за грибами», «Тонкая берёзка в золото одета. Вот и появилась осени примета», «Одежда детей осенью», «Здравствуй, Царица осень!», «Стучит, бренчит по улице»

3. Развивающие игры

  • дидактические: «Детки на ветке», «Назови правильно», «Загадки и отгадки», «Съедобное — несъедобное», «плоды и семена», «С чьей ветки детки?», «Какое небо осенью?», «Осенние изменения», «Выложи узор», «Мир цветов», «Дорожка для осени», «Так бывает или нет?»
  • сюжетно-ролевые: «Магазин овощей», «Магазин цветов», «прогулка в лес», «Как белочка грибы к зиме сушила»
  • творческие: «Красивый коврик», «Салфетка для осени», «Узоры из листьев», «Красиво, вкусно и полезно», «Грибочки в лукошко», «Составь осенний букет», «Грибок под листом», «Иллюстрации к осенним сказкам», «Осенняя гирлянда», «Осенний туман»
  • ТРИЗ: «Осень — это хорошо или плохо», «Что было бы, если из леса исчезли все...», «Сказка о дереве», «Сад-огород»
  • словесные:

4. Художественная литература

     И.Бунин «Листопад», Стихотворение Е.Кай «Осень на носу», «Осень в лесу» А.Гонтарь, «Осени приметы» Л.Преображенская, «Мы с мамой грибы собираем вдвоём», В. Бианки «Как звери готовятся к зиме»

5. Музыка

    «Огородная-хороводная» муз. Б.Можжевелова, сл. Н.Пассовой; «Осенняя песенка» муз. Е.Васильева-Буглая, «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского

6. Беседы, рассматривание картин, компьютерные презентации

  • беседы: народный праздник «Тит — грибник», «Гриб грибочку рознь», «Праздник Куприян - картофельный хозяин», «По лесным тропинкам», «Лес полон чудес», «Как мы в лес ходили?», «Сказки осеннего леса», «Ходит осень, бродит осень», «Овощи и фрукты — полезные продукты»
  • рассматривание картин: М.Кончаловский «Поднос и овощи», «Что нам осень принесла?» (натюрморты), «Праздник Арина — шиповница», «За что я люблю осень?»
  • комп. презентации: «Овощи», «Осень в лесу», «Времена года»

7. Исследовательская деятельность

    «Температура воздуха», «Тайны осеннего леса»

8. Труд

    «Соберём яблоки для компота», «Сбор овощей на огороде», «Сбор семян», «Разложи правильно», «Уборка цветника», «Осенние цветочки в корзинку соберу, для поделок разложу», «Сажаем чеснок»

9. Досуговая деятельность

    развлечение «В гостях у тётушки Осень», развлечение «Поможем зайке принести овощи с огорода», видеозал «Осень разноцветная», мультзал «Мешок яблок» В.Г.Сутеев

10. Акции

      «Добрые дела осенью»

       «Поможем птицам зимой не пропасть»

       «Укроем корни растений»

11. П/И «Листопад», «Съедобное-не съедобное», «Грибники», «Мы — осенние листочки», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору...»

12. Работа с родителями

       Поместить в папку – передвижку статью «Народные праздники и приметы в октябре»

       Поместить в уголок для родителей информацию «Грибы -  друзья и враги»

       Cоздание коллекции «Дары леса»

       Пополнить уголок для родителей загадками об осени

       Оформление фотоколлажа «Мы — грибники»

       Выставка детских работ «Природа в работах детей».

Заключительный этап (творческий)

1. Выставка детских работ «Осень глазами детей»

2. Выставка  коллекций «Дары природы осенью»

3. Фотоотчёт «Добрые дела осенью»

4. Утренник «Осенняя сказка»

Результат проекта

1. Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

3.Дети знают и называют:

- большое количество овощей и фруктов;

- осенние приметы и явления;

- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют песни, стихи, потешки, пальчиковые и подвижных игры на осеннюю тематику;

- используют полученные знания в сюжетно-ролевых играх.

4. У родителей появилась заинтересованность  к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для средней группы "Снова осень к нам пришла"

Проект для средней группы "Снова осень к нам пришла"...

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект для средней группы (2) «Осень золотая».

Программное содержание: - закрепить представления об осени и ее приметах;- развитие познавательных способностей детей в процесс совместной исследовательской деятельности;- закрепить и систематизироват...

Проект для средней группы "Золотая осень".

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Золотая осень».Задачи: углубленное представления об изменения в природе, об...

Проект для средней группы "Здравствуй, осень золотая!"

Цель для педагога: создать условия способствующие освоению детьми новой информации по теме «Здравствуй, осень золотая, месяц сентябрь».Задачи для воспитателя:1. Подобрать иллюстрации с пейзажами ...

Проект в средней группе " Золотая осень"

Проект в средней группе " Золотая осень"...

Проект в средней группе «Дары осени: фрукты, овощи, грибы».

Расширение представления детей об овощах, фруктах, грибах, их полезных свойствах; развитие сенсорных навыков, познавательного интереса, речи....

Проект в средней группе " Золотая осень"

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе ....