Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Попова Елена Ивановна

Аннотация на образовательную программу (парциальную).

 

Программа кружка по лепке из соленого теста  «Мукосолька».

 

Разработала воспитатель Попова Елена Ивановна.

Программа не издавалась.

 

Программа принята на педсовете №1 от 30.08.2013 г. Программа утверждена на уровне организации директором школы.

Дата утверждения 30 сентября 2013 г.

 

Программа кружка разработана для детей подготовительной логопедической группы и может быть использована воспитателями старшей и подготовительной групп.

 

Цель: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат.

 

Основные принципы:

- от простого к сложному;

- связь знаний умений с практикой;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

Основные содержательные направления:

  1. Введение
  2. Актуальность лепки из теста.
  3. Сроки проведения.
  4. Цель
  5. Задачи.
  6. Принципы составления программы.
  7. Список детей, занимающихся в кружке.
  8. Тематическое планирование.
  9. Список литературы.

 Формы реализации: занятия.

 

 Отличительные характеристики:

 

Занятия по программе органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Изготовление поделок из соленого теста включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием теста, вспомогательных материалов, художественных красок (гуашь, акварель). Программа включает в себя не только обучение  лепке из соленого теста, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, для изготовления которых используются поделки из солёного теста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

       

 Согласовано                                                                        Утверждаю

Зам. директора по УВР                                                  Директор МБОУ ОСОШ №2 ___________Н.И. Туркина                                              _____________Э.В. Кокорина

«___»________________2013 г.                                       «___»__________2013 г.

Руководитель:

воспитатель

Попова Елена Ивановна

2013-2014 г. г.

 

        Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.

        Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
        Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
       Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

Актуальность лепки из теста

  • на занятиях в кружках дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
  • создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
  • во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
  • в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
  • получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
  • в кружках нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам;
  • по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
  • заинтересованный в конечном результате ребенок гораздо легче учится усидчивости и концентрации, чем при выполнении скучных упражнений по обведению кружочков в прописях;
  • свободное общение во время занятий в кружке дает предпосылки к коллективному творчеству;
  • само по себе тесто является теплым, экологичным, легкоотстирывающимся и доступным материалом.

Срок проведения: с 1 октября по 30 апреля

Возрастная группа: дети 6-7 лет

Периодичность занятий:

1 неделя – лепка из соленого теста;

2 неделя – раскрашивание поделки.

Форма организации: подгрупповая

Длительность занятий: 20-25 минут

Место проведения кружка: групповая комната

Цель кружковой деятельности:

раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов.

Задачи кружковой деятельности:

1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;

2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

4. Развивать коммуникативные навыки детей.

Принципы составления программы:

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с практикой.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Активность и  самостоятельность.
  • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Список детей занимающихся в кружке:

  1. Артюшин Артем
  2. Владимиров Юра
  3. Демьян Слава
  4. Ергина Аня
  5. Карелин Алеша
  6. Левина Моника
  7. Логутенко Рома
  8. Макаровская Лиза
  9. Пеньевская Даша

10. Пеньевской Артем

     11. Ширшова Олеся

     12  Молчанов Кирилл

Тематическое планирование по лепке из теста в подготовительной

логопедической группе "Теремок" на 2013-2014 г. г.

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

Знакомство с тестом.

Способы приготовления теста. Инструменты нужные для работы с тестом и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.

Фрукты. Труд взрослых в садах.

Овощи и фрукты для игры в магазин.

Учить детей лепить объемные фигуры. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. Закреплять знание фруктов и овощей.

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.  Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

Бабочка.

Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски. Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, зубочистки, кусочки ткани на проволоке). Воспитывать интерес к живой природе.

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Комнатные растения.

Подвеска – цветок.

Учить детей лепить подвеску. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. Воспитывать аккуратность.

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Домашние животные и их детеныши.

Символ года - сувенирная лошадка

Учить раскатывать тесто, вырезать форму по трафарету, украшать лошадку.

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Посуда.

Веселый чайник.

Учить задумывать свою работу, использовать полученные навыки, продолжать украшать поделку с помощью подсобных материалов, развивать творчество.

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Зима. Зимние месяцы. Приметы зимы.

Снеговик

Вызвать интерес к зимней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах. Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать аккуратность.

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Каникулы.

 

 

Животные северных стран.

Пингвин.

Закреплять приемы лепки фигурки из отдельных частей, продолжать развивать творчество при лепке деталей. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать аккуратность.

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Транспорт: наземный, водный, воздушный.

 Трактор.

Продолжать учить раскатывать тесто, учить вырезать форму не используя трафарет, украшать поделку.

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Наша Армия. День Защитника Отечества.

Подарок папе – кораблик.

Продолжать учить раскатывать тесто, вырезать форму не используя трафарет, украшать поделку, воспитывать добрые чувства к папе.

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Женский день - 8 Марта. Женские профессии.

Подарок маме – подвеска с цветком.

Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы.

Подводный мир.

Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Закреплять знания о рыбах.

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Сказки.

Пальчиковый театр по сказке "Теремок"

Продолжать учить раскатывать тесто, обворачивать тестом крышечки, лепить мелкие детали

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Наша Родина - Россия.

Кремль

Продолжать учить раскатывать тесто, вырезать по трафарету, украшать, лепить мелкие детали

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Родной поселок.

Дома.(Использовать   коробочки от йогурта).

   Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ  снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».

2 неделя

Раскрашивание поделки

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено

Скоро в школу.

Школьные принадлежности.

Цифры

Учить детей лепить цифры, соотнося цифру и количество предметов.  Закреплять знания цифр. Развивать технические умения и навыки. Воспитывать аккуратность.

Список литературы:

  1. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду, Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.;
  2. Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
  3. Чаянова Г. Н. Соленое тесто, М. , 2005 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по работе кружка «Тестопластика» (лепка из соленого теста) во второй младшей группе

Перспективное планирование куружковой работы  с детьми  в возрасте 3-4 лет лепкой из соленого теста....

Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чис...

программа кружка по лепке из соленого теста

программа кружка "Хлебосол" разработана для подготовительной группы и содержит тематическое планирование на год, приемы работы с соленым тестом, методы диагностики, а также значение работы с тес...

Развивающая программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"

Здесь размещены материалы по организации дополнительного образования в детском саду...

Программа кружка по лепке из соленного теста "Мукосолька" для возраста от 3 до 5 лет

   Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребн...

Программа кружка по лепке из соленого теста «МУКОСОЛЬКА»

Развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой....

Программа кружка по лепки из соленого теста Младшая группа «Волшебное тесто»

АктуальностьНародное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей ...


 

Комментарии

Ищенко Оксана Евгеньевна

Дети очень любят лепить! Отличный материал.