Главные вкладки

    Развивающая программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"
    материал на тему

    Варлыгина Анастасия Александровна

    Здесь размещены материалы по организации дополнительного образования в детском саду

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mukosolka.docx48.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  Казенное Образовательное Учреждение

    Ключинский детский сад «Звездочка»

    Развивающая программа кружка по лепке из соленого теста

    «Мукосолька»

    Воспитатель:

    А.А.Варлыгина

    П.Ключи

    Срок реализации

    2015 – 2018г.г

    Замесили тесто, а оно ни с места,
    Замесили на дрожжах, не удержишь на вожжах.
    Взяли соль, воды, муки, налепили колобки.
    А из этих колобков лепим сказочных зверьков
    Девочки и мальчики развивают пальчики.
    Взяли кисть и краски, получилась сказка!

    Пояснительная записка.

    Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

    - быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

    - быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

    Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

    Особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

    В соответствие с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа дополнительного образования «Мукосолька» имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для разновозрастных  категорий воспитанников, имеет различные уровни её освоения: общекультурный, функциональной грамотности, профессиональной компетентности.

    Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

    Актуальность

    Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

    Развитие  детского творчества является  актуальной проблемой. Творчество – это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии с целями и  потребностями человека. Творческое  созидание – это проявление  продуктивной  активности  человеческого сознания

    Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

    Возраст от 3 до 7 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями..

    В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

    Лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. Лепка  так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство  прекрасного, умение  понимать прекрасное  во всем его  многообразии.

    Лепка как  деятельность в большей  мере, чем рисование или  аппликация, подводит  детей  к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению  целого ряда  математических  представлений.

    Еще одной специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

    Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной  литературой, с  наблюдением за живыми объектами.

    Создание ребенком  даже самых  простых  скульптур – творческий процесс.

    Цели и задачи 

    Кружок проводится 1 раз в неделю по 30 минут. В кружке занимаются 10 человек.

    Цель данной программы – научить лепке из соленого теста, развить художественные способности, абстрактное мышление и воображение.

    Задачи:

    Обучающие:

    1. Знакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
    2. Научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
    3. Закреплять и расширять знания, полученные на занятиях, изобразительного искусства и способствовать их систематизации;
    4. Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,    цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
    5. Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою     мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
    6. Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;

    Развивающие

    1. Развивать природные  задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
    2. Развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
    3. Развивать положительные эмоции и волевые качества;
    4. Развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;
    5. Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
    6. Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
    7. Формировать творческие способности, духовность культуры;
    8. Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
    9. Повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
    10. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;

    Воспитательные

    1.Приобщать детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

    2.Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как  высшей меры воспитанности);

    3.Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

    4.Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

    5.Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

    6.Воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

    7.Добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.

    В ходе творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

    Материал

    Специфику лепки определяет материал.

    Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который  для детской руки более удобен – он мягкий и для  ребенка представляет больший интерес, чем  пластилин.

    Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика».

     Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.

    Техника лепки проста, ее не трудно освоить, если под рукой есть: соль, вода, мука.

    Планирование занятий

    Сентябрь

    Цикл занятий «Красота осенней природы»( совместная детей и воспитателя)

    Задачи:

    1. Учить детей лепить объемные фигуры.
    2. Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
    3. Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.

    Октябрь.

    Цикл занятий «Овощи и фрукты»: «овощи», «фрукты», «капуста», «корзина с клубникой» (совместная детей и воспитателя).

    Задачи:

    1. Учить детей лепить объемные фигуры.
    2. Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
    3. Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.
    4. Закреплять знание фруктов и овощей.

    Ноябрь.

    Цикл занятий «Насекомые»: «гусеница», «божья коровка», «пчелка», «бабочка».

    Задачи:

    1. Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста.
    2. Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски.
    3. Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, зубочистки, кусочки ткани на проволоке).
    4. Воспитывать интерес к живой природе.
    5. Развивать способности к формообразованию.

    Декабрь.

    Цикл занятий «Готовимся к Новому году»: «снеговик», «новогодние игрушки», «тигренок», «елочка».

    Задачи:

    1. Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.
    2. Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.
    3. Развивать чувство формы, пропорций.
    4. Воспитывать аккуратность.

    Январь.

    Цикл занятий «Животные нашего края»: «ежик», «мышь», «бельчонок», «зайчик».

    Задачи:

    1. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.
    2. Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
    3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.

    Февраль.

    Цикл занятий «Мы играем»: «овощи и фрукты для игры в «Магазин», «хлебобулочные изделия для игры в «Магазин», «мебель для Барби», «Пальчиковый театр «Колобок».

    Задачи:

    1. Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.
    2. Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно-ролевых игр и пальчикового театра.
    3. Развивать наблюдательность.
    4. Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.

    Март.

    1 неделя: «Роза для мамы.

    Задачи:

    1. Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.
    2. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
    3. Воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.

    2- 4 неделя: «Лепим сокольскую керамику» (кувшин, блюдце, миска).

    Задачи:

    1. Знакомить детей с основными видами сокольской керамической посуды.
    2. Отрабатывать приёмы вдавливания, выгибания, сглаживания.
    3. Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.
    4. Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.

    Апрель – май.

    Цикл занятий «Цифры»: 1-9.

    Задачи:

    1. Учить детей лепить цифры, соотнося цифру и количество предметов.
    2. Закреплять знания цифр.
    3. Развивать технические умения и навыки.
    4. Воспитывать аккуратность.

    ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА:

    2 младшая группа:

    1. Отделять от большого куска небольшие  комочки;
    2. Раскатывать  комок теста  прямыми движениями;
    3. Раскатывать комок теста круговыми движениями;
    4. Сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
    5. Соединять концы;
    6. Сплющивать между ладонями комок теста;
    7. Соединять 2-3  знакомые формы;
    8. Защипывание краев формы кончиками пальцев.

    Средняя группа:

    1. Скатывание прямыми движениями;
    2. Скатывание круговыми движениями;
    3. Расплющивание;
    4. Соединение в виде кольца;
    5. Защипывание  края формы;
    6. Лепка из нескольких частей;
    7. Пропорции;
    8. Оттягивание части от основной формы;
    9. Сглаживание поверхности формы;
    10. Присоединение  части;
    11. Прижимание;
    12. Примазывание;
    13. Вдавливание для получения полой формы;
    14. Использование стеки.

    Старшая  группа:

    1. Лепка с натуры;
    2. Лепка по представлению;
    3. Лепка из целого куска;
    4. Сглаживание поверхности формы;
    5. Устойчивость изделия;
    6. Выразительность образа;
    7. Динамика движения;
    8. Лепка из нескольких частей;
    9. Пропорции;
    10. Роспись;
    11. Налепы;
    12. Углубленный рельеф;
    13. Использование стеки.

    Диагностика детей

    Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей.

    Мною предложены следующие критерии и показатели.

    Критерии

    1. Содержание изображения.
    2. Передача формы:
    • форма передана точно:
    • есть незначительные искажения;
    • искажения значительные, форма не удалась.
    1. Строение предмета:
    • части расположены верно;
    • есть незначительные искажения;
    • пропорции предмета переданы не верно.
    1. Передача пропорций предмета в изделии:
    • пропорции предмета соблюдаются;
    • есть незначительные искажения;
    • пропорции предмета переданы не верно.
    1. Композиция. В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей: «а» и «б»:

    а) расположение фигур:

    • по всей доске;
    • не продумана, носит случайный характер;

    б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет:

    • соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;
    • есть незначительные искажения;
    • пропорциональность разных предметов передана не верно.
    1. Передача движения:
    • движение передано достаточно четко;
    • движение передано неопределенно, неумело;
    • изображение статичное.

    Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.

    1. Цвет. (лепка из теста) В этом критерии выделяются две группы показателей: первая - «а» - характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая - «б» - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

    а) цветовое решение изображения:

    • передан реальный цвет предметов;
    • есть отступление от реальной окраски;

    цвет предметов передан не верно;

    Диагностическое обследование детей оценивается по 3х бальной системе:

    Например, критерий «передача формы»:

    • форма передана точно - 3 балла;
    • есть незначительные искажения - 2 балла;
    • искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.

    Анализ процесса деятельности.

    1. Характер лепки. В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:

    а) характер лепки:

    • по частям
    • из целого куска
    • комбинированным способам

    б) технические приемы

    1. Регуляция деятельности. В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

    а) отношение к оценке взрослого:

    • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности;
    • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается;
    • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

    б) оценка ребенком, созданного им изображения:

    • адекватна;
    • неадекватна (завышенная, заниженная);
    • отсутствует;

    в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

    • к предложенному заданию;
    • к процессу деятельности;
    • к продукту собственной деятельности.
    1. Уровень самостоятельности:
    • выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
    • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;
    • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается.
    1. Творчество:
    • самостоятельность замысла;
    • оригинальность изображения;
    • стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

    Материалы для занятий включают: авторскую разработку Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой -Зацепиной, 2008 г.; Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А., различные дополнительные источники: Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008.; Хананова И.Н. Соленое тесто. М., 2006.; Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007.; Чаянова Г.Н. Соленое тесто. М., 2005

     

    Работа с родителями

    1.Консультация- «Значение лепки в развитии ребенка дошкольного возраста»

    2.Познакомить родителей с работой кружка- «День открытых дверей»

    3.Тематическая выставка работ из теста

    4.Выставка литературы по тестопластике

    5.Конкурс на лучшую поделку из теста –«Лепим с мамой»

    Работа с воспитателями

    1.Консультация- «Тестопластика в детском саду»

    2.Мастер-класс по тестопластике

    3.Выставка детских работ

    4.Выставка литературы по тестопластике


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование по работе кружка «Тестопластика» (лепка из соленого теста) во второй младшей группе

    Перспективное планирование куружковой работы  с детьми  в возрасте 3-4 лет лепкой из соленого теста....

    Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"

    Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чис...

    Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"

    Аннотация на образовательную программу (парциальную). Программа кружка по лепке из соленого теста  «Мукосолька». Разработала воспитатель Попова Елена Ивановна.Программа не издавалась....

    программа кружка по лепке из соленого теста

    программа кружка "Хлебосол" разработана для подготовительной группы и содержит тематическое планирование на год, приемы работы с соленым тестом, методы диагностики, а также значение работы с тес...

    Программа кружка по лепке из соленного теста "Мукосолька" для возраста от 3 до 5 лет

       Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребн...

    Программа кружка по лепки из соленого теста «Волшебное тесто»

    Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и ...

    Программа кружка по лепке из соленого теста «МУКОСОЛЬКА»

    Развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой....