АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Щербакова Нина Викторовна

Материал о значении аппликации для развития творческого мышления детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.

  Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – художественная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получилось, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.  Художественная деятельность наиболее благоприятна для становления в ее рамках мотива учебной деятельности и формирования познавательного интереса.

   Через освоение изобразительной деятельности у детей происходит формирование необходимых для учебной деятельности  компетенций:

  • ставить цель;
  • планировать;
  • готовить материал;
  • реализовывать план действий;
  •  проявлять упорство в реализации поставленной цели;
  •  испытывать удовлетворение от успешной деятельности или практического результата  и т. д.

   Выдающийся педагог  Флерина Евгения Александровна одна из первых дала определение детского творчества.

   Детское творчество - процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями.

Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л.С. Выготского. Он писал: “ Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка. Исследователь изобразительного творчества ребенка

Н. П. Сакулина писала: « Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда»[22].    В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

   И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
  • видение новой функции предмета (объекта);
  • видение проблемы в стандартной ситуации;
  • видение структуры объекта;
  • способность к альтернативным решениям;
  • комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.[12]   Наряду с другими видами художественной деятельности занятия аппликацией в полной мере способствуют развитию творческого мышления дошкольников.
    Например, японцы считают, что искусство работы с бумагой очень полезно для развития духовного и творческого развития детей, оно приносит душевное успокоение и физическое оздоровление.

   Аппликация, как и другие виды художественной деятельности, является средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, эти образы складываются в сознании ребенка. Включение в процесс восприятия и последующего изображения операций анализа, сравнения, уподобления, установления сходства и различия предметов, а так же обобщения, как показывают современные психологические исследования (Н. И. Чуприкова, Т. Д. Ратанова и др.), способствуют интеллектуальному развитию через развитие когнитивных структур мозга. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

   Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с различными материалами: разными видами бумаги, тканями, кожей, соломой, засушенными листьями и цветами, семенами растений и т. д., с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Они осваивают орудия человеческой деятельности: карандаш, кисть, ножницы и способы действия с ними, а следовательно, овеществленный в них общественно-исторический опыт человечества, что, как известно, очень важно для интеллектуального развития.

   Творческое мышление - это мышление, основанное на воображении. Оно создает новые идеи, новый взгляд на вещи. Оно связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали. Художественная деятельность и аппликация в частности является мощным средством для развития детского воображения. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившихся образных представлений, благодаря этому возникает уникальный, неповторимый образ, у каждого ребенка – свой.

   Широкие возможности для развития творческого мышления дает выбор темы в аппликации. Л. С. Выгодский писал «…Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»[5]. Накопление знаний, представлений позволяет ребенку наиболее ярко и полно применить творческую фантазию, получить оригинальные комбинации форм, частей, цвета. Выбор темы позволяет детям самим определять количество персонажей, их позы, взаимосвязь друг с другом, место действия, композиционный и цветовой строй аппликации Заданная тема должна нацеливать ребенка не на повторение какого-то образца, а на его творческую интерпретацию.

   В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Большие возможности для развития творческого мышления кроются в «подвижности» аппликативного изображения: трансформации силуэта для передачи движения объекта, различных поз, передачи настроения с помощью изменения положения частей тела, возможности передать перспективу – далеко, близко, за, перед и т. д. В отличие от рисунка, аппликативным изображением можно «играть», изменяя и трансформируя его, изменяя первоначальный замысел.    

   В процессе занятий аппликацией ребенок учится различать цвета, комбинировать и сочетать их, тренирует мелкую моторику рук, получает когнитивные (познавательные) навыки, улучшает координацию, понимает, что такое творческий подход к проблеме, развивает креативность путем изучения и подбора различных форм и форматов, а так же освоения различных способов действия:

  • силуэтного вырезывания;
  • симметричного вырезывания;
  • вырезывания из бумаги, сложенной разными способами: гармошкой, вдвое, вчетверо, в шесть и в восемь раз;
  • мозаики;
  • обрывной аппликации;
  • коллажей и т. д.

   Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших     геометрических     форм,     получают     представление     о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше), делении целого на части (две, четыре, шесть, восемь и т. д.). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

   В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.

   Аппликация - один из видов художественной деятельности, в котором большое место отведено коллективной работе. В коллективной аппликации усложняется характер выполнения заданий по содержанию и по техническим приемам передачи изображения, детям предоставляется большая самостоятельность в выборе материала, трактовке темы. Старшие дошкольники, сообща решая творческую задачу, проявляют инициативу, договариваются, распределяют работу – воспитывается коммуникативная культура, дают простор выдумке, фантазии, совершенствуя и развивая творческое мышление.

   Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: аппликация – важное средство развития творческого мышления детей, формирования их конструктивных способностей, эстетического вкуса, развития самостоятельности, фантазии и воображения – основных качеств творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников

В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...

Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников

В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...

Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Статья:"Метод сюжетного конструирования как одно из средств развития творческого мышления и воображения у детей 2-3 лет"

В статье рассказывается о роли сюжетного конструирования в развитии мышления и вооображения детей второй группы раннего возраста. Описываются типы и виды конструирования, работа в группе по этому напр...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...