Семинар практикум
консультация по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Тараскина Оксана Ивановна

ГБОУ детский сад №2683

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум

для педагогов ДОУ

"Истоки русской народной культуры"

 

 

                                     

                  

 

 

 

         Воспитатель:

Тараскина Оксана Ивановна

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва2014

Задачи:   

-       развитие творческой активности и инициативы педагогов;

-   повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре;

-   представление новых форм работы с детьми по активизации знаний о русском народном фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon wrl0003.tmp_.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад №2683

Семинар-практикум

для педагогов ДОУ

"Истоки русской народной культуры"

                                 

                

         Воспитатель:

Тараскина Оксана Ивановна

                                         

Москва2014

Задачи:   

-        развитие творческой активности и инициативы педагогов;

  • повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре;
  • представление новых форм работы с детьми по активизации знаний о русском народном фольклоре.

Материал:  использование средств ТСО ( музыкальное сопровождение), практическая часть (альбомные листы, краски, карандаши, клей, ножницы, цветная бумага, цветной картон, пластилин).

Ход семинара.

Здравствуйте! Сегодня у нас состоится мероприятие, посвященное русскому народному творчеству, народной культуре, народным играм.

Для начала, что бы настроиться на работу,  мы с вами поиграем в игру   «Поздороваемся» (цель: сплочение коллектива). Надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками. Всё под русскую народную музыку.

Свое выступление мне хочется  начать со слов академика Д.С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.
Многие педагоги, психологи (В.Г. Белинский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. 
За последние годы  наша жизнь, жизнь нашего государства, нашего народа очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого. Но эта переоценка проявила и то, что мы довольно поверхностно знакомы с народной культурой: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. А если мы знаем обо всем этом недостаточно, то что мы сможем передать младшему поколению, вообще, сможем ли мы возбудить желание узнавать об историческом прошлом. Чтобы донести все это до сознания детей, надо чтобы через наше сознание прошло то, что мы являемся носителями русской народной культуры, что детей необходимо воспитывать в национальных традициях. 
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Коммуникативное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи. 
«Мозговой штурм» (вопросы в виде теста) 
Как известно, все педагогические методы делятся на группы:
 -наглядные
 -словесные
 -практические 
Вопросы:

  • Назовите словесные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (чтение, рассказывание сказок, потешек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы, пение колыбельных, народных песен)
  •  Назовите наглядные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рассматривание иллюстраций и картин о прошлом, просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов)
  •  Назовите практические методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рисование элементов народно- художественных промыслов, лепка народных игрушек, аппликация жанровых сценок - макетирование).

Тест для педагогов семинара «Русское народное творчество»

Поставить знак напротив:
 (Н) наглядный метод,
(С)  словесный метод, 
(П)                                                практический                                       метод:

  • чтение произведений русского народного творчества; С
  • рассматривание иллюстраций и картин о прошлом; Н
  • лепка народных игрушек; П
  • демонстрация наглядных пособий о русском народном творчестве; Н
  • аппликация (рисование) какого-либо народного праздника, обычая, традиции; П
  • рассказ о русских праздниках, традициях, обычаях; С
  • беседа о русском народном творчестве; С
  • эпизодические  игровые приёмы по произведениям русского народного творчества; П
  • рассказывание русских народных сказок; С
  • просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов; Н
  • художественное слово: загадки, пословицы, поговорки; С
  • пение колыбельных, народных песен; С
  • рисование элементов народно -  художественных промыслов. П

Далее  вам будет дано задание – разделиться на 3 команды и изобразить потешку «Сорока-ворона» через рисование, лепку и аппликацию. Это будет  проводимая вами НОД с присутствием всех педагогических методов. Затем представьте план занятия нам. Обсуждение.

Заключение: Россия –наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Приложение .

Дидактическая игра « Цветы на платке»

Дидактические задачи: познакомить детей с элементами русского орнамента; закрепить у детей умение составлять узор из отдельных предметов; закрепить знание цвета; помочь детям сделать открытие, что все прекрасные платки- это произведения искусства.

 Детям предлагаются разрезные карточки с элементами русского орнамента. Для задания выложить из карточек (треугольной, квадратной, прямоугольной формы) платки с разными орнаментами. В эту игру могут играть 2-3 ребенка.

Дидактическая игра « Угадай сказку»

Дидактические задачи: продолжить знакомить детей с русскими народными сказками; научить называть сказку по сюжету; научить давать характеристику персонажам сказки; развивать творческое воображение, речь.

Всем участникам игры показывают карточки с иллюстрациями русских народных сказок. Каждый желающий берет одну из карточек, называет сказку и рассказывает отрывок из сказки. В конце игры подсчитываются фишки и выбирается победитель.

Дидактическая игра « Укрась сарафан»

Дидактические задачи: продолжить знакомить детей с русским народным костюмом; научить называть части костюма: сарафан, сорочка, кокошник, лапти; закрепить название цвета и формы; воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.

 Детям предлагаются трафареты кукол в русских  сарафанах и кокошниках разных цветов; наборы мелких геометрических фигур ( круги, квадраты, овалы, треугольники), пуговицы разных размеров, конфетти. Дети проявляют фантазию, творчество, украшая костюм своим орнаментом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...