Программа кружка "Оригами"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Титова Галина Николаевна

Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интелектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами,как художественного способа конструирования из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал о кружке "Оригами"26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад №1 «Улыбка» р .п. Озинки

Программа

развития художественно-творческих способностей у детей старшего возраста

«Оригами»

(художественно-эстетическая направленность)

2014 -2015 год

Пояснительная записка

   Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

   Кружок  «Оригами» проходит четыре раза в месяц во вторую половину дня. Длительность  занятия 30минут.

   Содержание кружковой программы «Оригами» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

   Занятия кружка «Оригами» направлены на всестороннее  интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

   При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка «Оригами» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.

   Цель программы кружка «Оригами» - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.

   Задачи программы кружка «Оригами»:

 Обучающие:

  1. формировать умения следовать устным инструкциям;
  2. обучать различным приемам работы с бумагой;
  3. знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол. Сторона, вершина и т.д.;
  4. обогащать словарь ребенка специальными терминами;
  5. создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

 Развивающие:

  1. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  2. развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  3. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  4. развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  5. развивать пространственное воображение.

 Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
  2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Методы, используемые на занятиях кружка:

  1. беседа, рассказ;
  2. рассматривание иллюстраций;
  3. показ образца выполнения последовательности работы.

   Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

   В результате обучения по данной программе дети:

  1. научаться различным приемам работы с бумагой;
  2. научаться следовать устным инструкциям;
  3. будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
  4. разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  5. разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
  6. разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  7. познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
  8. овладеют навыками культуры труда;
  9. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

   Формы подведения реализации кружка «Оригами»:

  1. Проведение выставок детских работ.
  2. Показ работ кружка «Оригами» на родительском собрании.

 Срок реализации программы:  с 1 октября 2014 года  до  31 мая 2015 года

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ОРИГАМИ»

Воспитатель :Титова Г.Н.

месяц

Тема занятия

Программное содержание

октябрь

1

Что такое оригами?

Знакомство детей с искусством оригами, демонстрация поделок, выполненных в технике оригами, рассказ воспитателя о свойствах бумаги.

октябрь

2

Базовые формы-заготовки: «Книжка», «Дверь», «Треугольник»

Демонстрация образцов, выполненных на основе этих базовых форм, самостоятельное изготовление базовых форм детьми.

октябрь

3

Базовая форма «треугольник»

Поделка «Мухомор»

Показать способы приготовления квадратов, поэтапное выполнение поделки вместе с детьми.

октябрь

4

Базовая форма «треугольник»

Поделка «Кошка»

Самостоятельное приготовление квадратов для работы, изучение схемы изготовления поделки.

ноябрь

1

Базовая форма «книжка»

Поделка «дом»

Поэтапное выполнение поделки вместе с детьми.

ноябрь

2

Базовая форма «книжка»

Поделка «Котенок»

Поэтапное выполнение поделки вместе с детьми, обучение приему «вогнуть внутрь».

ноябрь

3

Базовая форма «книжка»

Поделка «Мышка»

Закрепление приема «вогнуть внутрь».

ноябрь

4

Базовая форма «книжка»

Поделка «Слоник»

Обучение приемам «потянуть», «вытянуть».

декабрь

1

Базовая форма «воздушный змей»

Поделка «Еловая веточка»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей».

декабрь

2

Базовая форма «воздушный змей»

Поделка «Снегурочка»

Закреплять  умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

декабрь

3

Базовая форма «воздушный змей»

Поделка «Дед Мороз»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.

Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

январь

1

Поделка

 «Кукла»

Знакомство с приемом оригами: «раскрыть, расплющить карман».

январь

2

Поделка

«Неваляшка»

 Отработка приема оригами: «раскрыть, расплющить карман».

январь

3

Поделка

«Матрешка»

Закрепление приема оригами: «раскрыть, расплющить карман».

январь

4

Поделка

«Снеговик»

Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос).

февраль

1

Базовая форма «Блин»

Поделка

«Корона»

Познакомить с базовой формой «блин».

Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.

февраль

2

Базовая форма «Блин»

Поделка

«Стул»

Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин».

февраль

3

«Поздравительная открытка к 23 февраля»

Отработка складывания базовой формы «блин».

Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея.

февраль

4

«Кораблики в море»

(коллективная композиция)

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно.

март

1

«Мамин праздник»

(поздравительная открытка к 8 Марта)

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей.

март

2

Поделка

 «Колобок»

Закреплять  умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

март

3

Поделка

«Волк»

Закрепить умение отгибать один из уголков кверху наискосок.

март

4

Поделка

«Лиса»

Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «косынка» и прием «раскрыть, расплющить карман».

Дорисовать мордочку: глаза, нос.

апрель

1

Поделка

«Зайчик»

Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и  дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку».  

апрель

2

Поделка

«Медведь»

Поэтапное выполнение поделки из нескольких деталей, используя прием «вогнуть внутрь».

апрель

4

Поделка

«Бабушка»

Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы и приемы.

май

1

Поделка

 «Рыбка»

Познакомить детей с надувным оригами.

май

2

Поделка

«Тюльпан»

Поэтапное выполнение поделки, используя схему.

май

3

Коллективная работа

«Морское дно»

Изготовить рыбок, первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно.

Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаза.

Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки.

Сложить кусочки водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки».

Дополнить композицию, наклеив рыбок.

май

4

Моё любимое оригами.

Закреплять умение складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы.

Список  литературы

 

1.      Оригами для всей семьи, Т.И. Сержантова, Москва 2004г.

2.      Большая иллюстрированная энциклопедия, Москва 2004г.

3.      Школа оригами, С.К.Соколова, Москва 2003г.

4.      Сказочные поделки, Н.Малышева, Москва 2001г.

5.      100 оригами, Г.И.Долженко, Ярославль 2003г.

6.      Сказка оригами, С.Соколова, Москва 2004г.

7. Оригами для дошкольников, С.В. Соколова, Санкт-Петербург 2009 г.

8. Оригами с детьми 3-7 лет, В.Н. Дегтева, Москва 2012 г.

9. Оригами базовые формы, Т.Б. Сержантова, Москва 2012 г.

10. Модульное оригами, В.В. Гончар, Москва 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...