Готовим ребенка к школе.
методическая разработка по аппликации, лепке

Развитие детского изобразительного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvety_po_izo.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЛЕПКЕ

Значение лепки. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у ребенка формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт дошкольников. Своеобразие лепки в объемном способе изображения предметов.

Основные изобразительные средства лепки - пластичность, передача формы, движения.

До изобразительный период в лепке( дети 2-х лет) заключается в манипуляциях с глиной, изобразительный период начинается с Злет, когда появляется у детей образное мышление, дети осваивают основные примы лепки и у них формируются навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы.

Материалы и оборудование для лепки - глина, пластилин, тесто, песок, снег, бумажная масса, стеки, баночки с водой, дощечки для работы.

Организация занятий и методика проведения. Длительность занятий: младшие дошкольники- 15 минут, старшие дошкольники - до 30-35 минут. Занятия лепкой проводятся 1 раз в неделю. Занятие из 3 частей: ] часть - знакомство с предметом, обследование предмета и определение способов изображения предмета, 2 часть- основная часть занятия, происходит выполнение замысла, 3 часть занятия - анализ детских работ. После Занятия все детские работы выставляются красиво оформленные на доске.

Рассмотрим задачи, последовательность прохождения программного материала, методы и приемы руководства на примере одной возрастной группы ( по выбору студента).

Лепка во 2 младшей группе.

Задачи лепки ( см. Программу). Дети в этом возрасте должны освоить основные формообразующие движения и уметь применять их самостоятельно, они должны знать, как вылепить столбик, шарик, диск, соединить концы, к концу года - лепка предметов, состоящих из нескольких частей.

Распределение   программного   материала   ,   иллюстрируя   ответ   технологическими картами. Изображение простых предметов - столбики,  палочки,  карандаши.  Учатся работать согласованно    двумя    руками,    соразмеряя    нажим    ладоней.    Отработка    приема «раскатывание».

Изменение знакомого предмета для получения другого (видоизменение формы) - свернуть палочки в колечки, баранки, бублики. Для этого дети должны соединить два конца столбика и плотно прижать их один к другому, т.е. от знакомых действий ладонями дети переходят к работе пальцами.

Лепка предметов округлой формы ( яблоки,  шарики,  бусы др.).  Отработка приема «скатывание».

Изображение дискообразных предметов приемом расплющивания шарообразной формы между ладонями (лепешка, печенье, пряник) и украшение вылепленных изделий.

Лепка предметов, состоящих из нескольких частей: самолет, снеговик, неваляшка, птичка..

Количество деталей небольшое (снеговик из двух шаров, самолет из трех валиков и т.д.)

Происходит   усложнение   задач,   т.к.   необходимо   передавать   структуру   предмета.

Постепенно в процессе лепки включаются в работу пальцы.

Методы и приемы обучения лепки в младшей группе.

Основной метод в этом возрасте - информационно-рецептивный. Воспитатель на каждом

занятии рассматривает с детьми образец или игрушку и затем показывает способ действия.

Как  только  дети  усвоят  его,  воспитатель  перестает  показывать  и  только  словами напоминает, что нужно сделать.

Обследование предмета в определенной последовательности: от общего к частному и возвращаемся к общему обследованию.

Обследующий жест.

Рассматривание иллюстраций.

Наблюдения в природе.

Использование художественного слова на занятиях.

Использование музыки на занятиях.

Игровые приемы обучения.

Анализ детских работ.

В такой последовательности представляется материал по любой возрастной группе.

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В АППЛИКАЦИИ

Аппликация - способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Это один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Аппликация направлена на формирование у дошкольников определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации - аппликация дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно для создания изображений не только в аппликации, но и рисовании.

Приемы аппликации - сминание, скатывание, вырезывание разного вида ( разрезание по прямой линии для получения геометрических форм - квадрата и прямоугольника; срезание углов по прямой линии для получения трапеции; срезанце углов по округлой линии для получения кругов и овалов; вырезывание по контуру, силуэтное вырезывание; многослойное вырезывание), обрывание, плетение.

Материалы для аппликации - бумага разного цвета и сорта, ткань, природный материал (листья, трава, цветы, семена, плоды), мех.

Виды аппликации - предметная, сюжетная, декоративная.

Задачи аппликации( общие):

  1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных деталей, располагая их в определенном ритме на бумаге или ткане различной формы.
  2. Составлять изображение предметов из отдельных частей, изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение, а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания и пришивания.
  4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
  5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития детей. Занятия аппликацией начинаются со 2 младшей группы. Далее необходимо рассмотреть программные задачи аппликации и методы и приемы обучения аппликации на примере одной возрастной группы ( по выбору), иллюстрируя свой ответ технологическими картами и таблицами.

Аппликация во 2 младшей группе.

В этом возрасте у детей слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями, поэтому детям не даются ножницы. Аппликация выполняется из готовых форм. Только 2 вида аппликации - предметная и декоративная. Задачи обучения аппликации во 2 младшей группе.

Прохождение программы во 2 младшей группе. Занятия аппликацией - 1 раз в неделю. Все занятия в этом возрасте должны носить образный характер, а предлагаемые темы понятны, доступны и интересы детям.

Предметная аппликация. Носит простой характер. Дети учатся наклеивать предметные изображения на основе кругов, квадратов: шарики, бусы, разноцветные флажки и др. Затем тематика усложняется : грибок, мяч из 2 половинок, погремушка, снеговик, башенка, флажок, светофор и др. Тематика занятий носит вариативный характер, но программная задача при изображении разных предметов решается одна.

Декоративная аппликация. Выполнение на полосе, четырехугольнике, круге симметричных узоров. Эти фигуры детям представляются как предметы, которые надо украсить (платочки, салфеточки, шарф и др.)- Можно иногда давать детям для украшения простые силуэтные изображения (чашка, бабочка и др.)

Некоторые   темы   занятий   могут   быть   использованы   для   создания   аппликаций практического назначения ( украшение бабочками веранды, закладка для книги и др.).

Методы и приемы обучения аппликации во 2 младшей группе.

  1. Предварительная работа с детьми до занятия аппликацией - ознакомление с предметами, которыми предстоит изображать, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и др.
  2. Рассматривание предмета на занятии, определяя его форму, величину, цвет, уточняя строение предмета.
  1. Обрисовывающий жест.
  1. Образец (особенно в декоративной аппликации). Вариативные образцы ( например: как получить из одних и тех же элементов разные изображения).
  1. Показ способов выкладывания и наклеивания.
  2. Использование фланелеграфа для демонстрации способов составления изображения..
  3. Указания^лояснения, советы в ходе выполнения работы.
  4. Использование художественного слова на занятиях аппликацией.
  5. Использование музыкального сопровождения
  6. Игровые приемы обучения.
  7. Анализ детских работ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Виды     изобразительной     деятельности    дошкольников:     лепка, аппликация,       конструирование, рисование.

Типы занятий:  1. Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с   новыми способами изображения;

2. Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познание и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений; 3. Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

В каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности

Можно дифференцировать занятия по изобразительной деятельности не только по типам, но и по видам. Одно и тоже занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения:

*по  содержанию  изображения -  предметное,  сюжетное,  декоративное  ( лепка, аппликация, рисование),

  • по методу (способу изображения) изображения - по представлению, по памяти, с натуры,
  • по характеру выбора темы - на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком,

*        по   источнику   тем   замыслов   -   занятия   на  литературные   темы,   на музыкальные темы, на темы окружающей действительности.

Комплексные занятия - это занятия, на которых под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальная, художественно-речевая. Таких занятий не должно быть много, это скорее спектакль - отчет, праздник. Гораздо чаще и эффективнее сочетание двух видов художественной деятельности ( например занятия на тему поэтических или музыкальных образов).

Организация занятий. Занятиям изобразительной деятельностью отводится определенное время в режиме дня. Предварительная работа с детьми до занятия изобразительной деятельностью ( наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации и др.). Непосредственно перед началом занятия воспитатель готовит все, что подобрал накануне ( наглядный материал, изобразительный материал и др.). Дежурство детей на занятиях. Организация детей на занятиях - общегрупповые занятия, подгруппами, работа парами.

Основные принципы дидактики, на которых строится содержание программ обучения изобразительной деятельности.

  1. Воспитывающий характер обучения. Это принцип единства творческих и учебных задач.
  2. Доступность материала. Учитывается при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей каждого возраста. Отбираются темы, доступные пониманию ребенка. Учебный материал расположен с учетом постепенного нарастания сложности объектов изображения. Выполнение более сложных тем подготовлено постепенным освоением более знакомых и простых сюжетов.
  3. Построение программного материала от простого к сложному. Усложнение требований к изображению должно базироваться на постепенном развитии и уточнении представлений детей об окружающей жизни с учетом их возрастных особенностей.
  4. Повторность материала. Прочному усвоению знаний и закреплению навыков изображения способствует повторение выученного. Этот принцип осуществляется как на материале одной группы, так и в отношении преемственности между всеми группами( т.е. умения, приобретенные в одной возрастной группе, постепенно усложняются в других группах в качестве изображения и выразительности образов.). Принцип повторности осуществляется между сюжетными и предметными темами, т.е сюжетная тема дается тогда, когда уже умеют изображать предметы, входящие в сюжет. В предметном изображении - одни и теже умения детей закрепляются на изображении разных предметов. Принцип повторности соблюдается и между программами по разным видам изобразительной деятельности(леке, аппликации, рисованию)., например изображение предметов круглой формы в лепке, аппликации, рисовании.

Структурные особенности программы по изобразительной деятельности для ДОУ. Современные образовательные программы . Изобразительная деятельность в ДОУ следует рассматривать как один из разделов воспитательно-образовательной работы с детьми. Как один из разделов работы с детьми тесно связана с другими разделами, со всей жизнью детей в детском саду: с игрой, умственным воспитанием, развитием речи, чтением художественной литературы, музыкальными занятиями. Составляя план работы, воспитатель должен об этом помнить. Критерий усвоения детьми знаний, умений и навыков - выполнение ими требований программы по разным направлениям. В программе эти требования приведены.

Далее можете проанализировать программные требования по воспитанию и развитию ребенка в изобразительной деятельности в ДОУ ( программа по выбору)

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РИСОВАНИИ

Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении ( формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

В процессе рисования развиваются эстетическое восприятие и эстетические представления. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Эстетическое восприятие    →  Эстетические чувства → Эстетическое отношение к действительности

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.

В дошкольном детстве рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида : рисование отдельных предметов ( предметное), сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны свои задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения. Одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Разнообразные материалы и техники в рисовании( графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мелки, восковые цветные мелки, пастель, гуашь, акварель, сангина и др.).Дети знакомятся со свойствами различных материалов, их выразительными возможностями, приобретают навыки работы с этими материалами. Запас знаний детей о вариативном использовании материалов с возрастом расширяется.

Выделение в методике обучения детей предметного, сюжетного, декоративного рисования связано с проблемой определения содержания изобразительной деятельности.

Принципы отбора содержания для изобразительной деятельности:

  1. Принцип отбора тем. Темы для рисования отбираются с учетом эмоционально-интеллектуального опыта детей, сложившегося в процессе жизни.
  2. Формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы типичных, сходных по внешнему виду, форме, строению предметов. Все предметы, которые дети изображают разделены на большие типовые группы:

растения, животные, человек, транспорт, здания. Все конкретные предметы, входящие в ту или иную группу, сходны по внешнему виду, т.к. имеют общее назначение или условие жизни. Внешнее сходство предметов одной группы определяет и сходство в способах их изображения.

  1. Учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков.
  2. Учет необходимости повторения сходных тем, при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей для развития самостоятельности, творчества, образного отражения действительности. Повторение одной темы в разных вариантах или подбор разных тем изображения, но сходных по способам изображения предметов.
  1. Учет сезонных явлений местного окружения.

6.        Учет    индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта
детей.

Формы организации детей на занятии Занятия со всей группой детей, подгруппами, коллективные занятия, комбинированные др.

Рассмотрите задачи обучения рисованию и методику обучения рисованию на примере одной возрастной группы (по выбору студента):

  • виды рисования в данной возрастной группе,
  • задачи обучения рисованию в данной возрастной группе,
  • программа прохождения материала
  • методы и приемы обучения рисованию.

Свой ответ можете проиллюстрировать конспектами занятий по разным видам рисования в данной возрастной группе, анализом продуктов деятельности (рисунков) детей по методике Комаровой Т.С.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Самостоятельная изобразительная деятельность детей дошкольного возраста осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы. Т.е. она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника и в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности : он самостоятельно ставит цель, т.е. определяет тему изображения, средства ее достижения, выполняет работу и получает результат. Основное значение самостоятельной изобразительной деятельности -формирование у дошкольников самостоятельности. В условиях самостоятельной изобразительной деятельности происходит процесс саморазвития и становления личности.

Источники самостоятельной изобразительной деятельности дошкольника:

  • яркое впечатление от восприятия окружающей действительности,
  • различные виды искусства (живопись, музыка, литература, спектакли, кинофильмы, цирковые представления и т.д.),
  • желание сделать сувенир, подарок родителям, воспитателю, товарищу и др.,
  • желание поупражняться в способах действий, полученных на занятиях.

Самостоятельной изобразительной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня. Может быть организована как в помещении, так и на воздухе. Для эффективного развития ребенка в условиях изобразительной деятельности и активизации самостоятельной изобразительной деятельности в ДОУ должна быть создана предметно-развивающая среда.

Принципы построения развивающей среды:

  • принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта ( должно быть место для изобразительной деятельности, где ребенок смог бы уединиться в творчестве и в тоже время где возможно создание коллективных работ),
  • принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества. В размещении оборудования необходима вариативность ( стоды-«пятилистники», мольберты, шкафчики для хранения изобразительного материала и др.),
  • принцип стабильности-динамичности развивающей среды. В изобразительной деятельности - разумная смена и обогащение предметного содержания, его рациональное размещение в различной обстановке ( на улице, в группе, в изостудии и др.). Дети должны иметь возможность изменять эту среду по своему усмотрению. Зона изобразительной деятельности- это хорошо освещенное место, где размещен различный изобразительный материал , к которому дети имеют свободный доступ. Количество и качество материалов зависит от возраста детей. Новый материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним на занятиях. В группе необходимо иметь: стенд для демонстрации детских работ, тематические папки с рисунками всех детей или индивидуальные папки, папки с репродукциями картин известных художников, предметные и сюжетные рисунки, эстампы, открытки, произведения народного декоративно-прикладного искусства, дидактический материал.

принцип комплексирования гибкого зондирования, т.е. определенность места и расположения материала по изобразительной деятельности ( изостудии, специально отведенное место в группе). Должен быть специальный изобразительный материал и оборудование и на прогулке ( мел, палочки для рисования, природный материал, глина, переносные мольберты и др.). Организация выставок в группе и других помещениях ДОУ.

Руководство        самостоятельной        изобразительной        деятельностью.

Педагогическое руководство самостоятельной изобразительной деятельностью имеет свою специфику, т.к. воспитатель не осуществляет прямого руководства, а использует косвенные приемы косвенного руководства ( советы, наблюдения, корректировка, помощь и др.). Специфика руководства самостоятельной изобразительной такова:

  • обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов действий,
  • ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений в том числе от восприятия произведений искусства, предметов народного искусства, праздников и развлечений,
  • работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в семье,

создание     материальной     среды,     стимулирующей     и     обеспечивающей

самостоятельную изобразительную деятельность детей.

Проиллюстрируйте   свой   ответ   анализом   предметно-развивающей   среды   по изобразительной   деятельности   в  ДОУ,   в   котором   работаете   по   следующему вопроснику: 1 .Развивающая предметная среда: -

  • набор материалов, их разнообразие, предметы народного декоративно-прикладного искусства, альбомы репродукций, иллюстрации, открытки, фотографии и др.
  • системность обновления предметной среды, вариативность,

расположение оборудования материалов для труда, их доступность, привлекательность, соответствие гигиеническим, педагогическим технологическим требованиям.

  1. Выбор педагогом содержания детской деятельности, предусматривающего применение опыта, полученного на занятии.
  2. Выбор формы организации самостоятельной художественной деятельности вне занятий ( индивидуальные или групповые).

4.        Педагогическое общение, взаимодействие с детьми, обеспечение мотивов
деятельности, повышение уровня самостоятельности детей в организации и
осуществлении трудового процесса, побуждение детей к деловому сотрудничеству, к
творческому решению принятой или самостоятельно поставленной детьми
практической задачи.

В развитии самостоятельной изобразительной деятельности родители -незаменимые помощники воспитателя. Воспитатель должен раскрыть родителям смысл этой деятельности и ее значение для общего развития ребенка. Родителям необходимо рассказывать об условиях, которые необходимо создать ребенку в семье, приглашать на занятия, проводить беседы о бережном отношении к детским работам, приводить примеры их использования. Т.е. работа с семьей - один из путей косвенного руководства самостоятельной изобразительной деятельностью ребенка.

Проиллюстрируйте свой ответ уже подготовленной информацией для родителей ( оформленная ширма, наглядная информация на стенде, папка-передвижка и др):

  • о содержании интересов ребенка и возможностях реализовать их в условиях семьи,
  • о содержании и способах индивидуальной работы с ребенком в плане углубления его интересов,
  • о способах взаиморазвивающего общения воспитателя, родителей и ребенка.

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

        В дошкольном учреждении изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материалов и приемов работы с ними.

                    Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления творческой активности. Тематика рисунков  - самая разнообразная: отдельные предметы, сцены из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений и декоративные узоры и т.д.

        Рисование: предметное, сюжетное, декоративное.

 Выразительные средства рисунка – цвет, применяется для передачи сходства с реальными предметами, для выражения отношения рисующего к объекту изображения  и в декоративном плане.  Композиция. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.  

 Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы : цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, фломастеры и др. В старшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать дополнительные изобразительные материалы: угольный карандаш, сангина, пастель, цветные мелки и др. Эти материалы расширяют возможности детей.  

Лепка . Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности  заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым ( мрамор, гранит и др.). Дошкольникам доступно овладение приемами работы только с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки ( пластилин, глина, тесто и др.)  

Лепка: декоративная, предметная, сюжетная

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяет дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке – наиболее сложная задача, требующая длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается – объекты , как в реальной жизни, расставляются ближе, дальше, друг за другом и т.п. Вопросы перспективы в лепке снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке – передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут использоваться в детских играх, детям 5-7 лет доступна рельефная лепка, связанная с выполнением декоративных работ ( украшение декоративных пластин, посуды, украшений и др.).

Материалы лепки – глина, пластилин. Глина – легко поддается воздействию рук ребенка, изделия из глины хранятся долго. Пластилин – требует предварительного согревания, а в сильно разогретом виде теряет пластичность, прилипает к руках.

Аппликация: предметная, сюжетная, декоративная. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых вырезывают и наклеивают. В процессе занятий аппликацией у дошкольников:

- развиваются чувства цвета, ритма, симметрии, Детям не надо самим составлять цвета или закрашивать формы, им представляется бумага самых разных цветов и оттенков, у детей воспитывается умение подбирать красивые сочетания .С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшей группе при распределении элементов декоративного узора.

- способствуют развитию математических представлений ( названия и признаки простейших геометрических фигур, представление о пространственном положении предметов и их частей, Эти понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

- способствуют плановой организации работы ( сначала создают композицию и последовательно прикрепляются детали),

- способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе.

Взаимосвязь различных видов изобразительной деятельности. Все виды изобразительной деятельности тесно связаны друг с другом. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов деятельности ( транспорт, животные, дома и др.). При этом необходимо учитывать, владеют ди дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем  последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различным материалом. Пример : ознакомление с округлой формой предметов сначала в лепке, где она дается объемной, затем в аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур круга.

Поэтому при планировании работы воспитатель должен тщательно продумывать использование, какого материала позволит детям быстрее и легче овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Взаимосвязь определяется тематикой, последовательностью видов ( в лепке, в аппликации, затем в рисовании), последовательностью подвидов ( предметное предшествует сюжетному рисованию, как и предметная лепка – сюжетной)

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

        Программа дошкольного учреждения по изобразительной деятельности разработана на основе задач, стоящих перед обучением детей данному предмету. В ее основе – положение дидактики о том, что нормальное развитие ребенка зависит от правильно построенной системы воспитания и обучения, отсутствие системы в обучении влечет за собой случайность в развитии.

Воспитывающий характер обучения. Это один из основных принципов построения программы. В изобразительной деятельности основной задачей и обучения и воспитания является задача развитие способностей детей. Принцип воспитывающего обучения может быть сформулирован как единство творческих и учебных задач. Ребенка дошкольного возраста интересуют все окружающие предметы и явления, которые он стремится отобразить в своих работах. В процессе изображения ребенок всесторонне познает предметы и явления.

В программе из обилия явлений и предметов отобраны те, которые имеют значение для воспитания сознания и чувств ребенка. Пример: тема рисования «Дома». Воспитатель ставит цели занятия – правильно отображать предметы прямоугольной формы, располагать окна по одной линии. Но в тоже время ставить и воспитательную задачу – прививать уважение к труду, развивать эстетические чувства.

Доступность материала. Этот принцип учитывается при отборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей дошкольного возраста .Из всего многообразия жизненных явлений отбираются темы, доступные пониманию детей и изображению.

Учебный материал в программе расположен с учетом постепенного нарастания сложности объектов изображения от близких и хорошо знакомых ребенку предметов и явлений ко все более широкому кругу предметов и явлений.

Младший дошкольный возраст. Изображают хорошо знакомые предметы, которые могут подержать в руках, ощупать их форму, ощутить вес ( мячик, баранка, флажок и др.) Все эти предметы просты по форме. Представления о предметах у детей еще не точны, внимание неустойчиво и ребенку недостаточно для создания цельного образа только зрительных или слуховых восприятий. Простота первых предметов для изображений необходима, т.к. только несложные формы доступны для восприятия и воплощения в силу неразвитости руки и неумения провести анализ предмета.

Средний дошкольный возраст.  Предусматривается расширение материала по содержанию, т.к. изобразительные умения детей более развиты. Им доступно изображение фигуры человека.

Старший дошкольный возраст.  Кроме бытовых и природных тем, широко используются темы из общественной жизни и темы литературных произведений. Дети могут создавать сказочные, фантастические образы, уметь рисовать человека в движении. Выполнение этих сложных тем подготовлено постепенным освоением более знакомых и простых сюжетов.

Построение программного материала от простого к сложному.  Усложнение требований к изображению должно строиться на постепенном развитии и уточнении представлений детей об окружающем мире с учетом их возрастных особенностей.

Содержание программного материала по общим для всех групп тем ( изображение домов, деревьев и т.д.) будет различным в зависимости от возраста. Например, для младшего дошкольного возраста при изображении деревьев ставятся задачи – передать вертикальное направление ствола и горизонтальное направление ветвей. Для средней группы –задача усложняется – дети должны передать толщину ствола и ветвей, цвет листьев летом и осенью. В старшей группе – показать в рисунке форму ствола, расположение ветвей у лиственных и хвойных деревьев, цвет ствола, листвы. Так постепенно от передачи нескольких признаков предмета дети переходят к сложным формам изображения.

Принцип расположения материала от простого к сложному находит свое отражение и в отборе объектов изображения. Пример: для младших групп рекомендуется изображение предметов, имеющих простую форму ( ленточка- длинная, горизонтальная линия, баранка – замкнутая округлая линия и т.п.). Анализ этих предметов очень несложен, доступен детям. В средней и старшей группах изображаются предметы и явления, более сложные по форме и содержанию.

Повторность материала. Прочному усвоению знаний и закреплению навыков изображения способствует повторение выученного.Материал, воспринятый неоднократно, лучше запоминается и осваивается.

В программе воспитания принцип повторности осуществляется как на материале для одной группы, так и в отношении преемственности между всеми группами. Содержание занятий в первом квартале в каждой возрастной группе начинается с повторения материала, усвоенного в предыдущей группе, но с небольшими усложнениями. Например, дети всех групп рисуют фрукты, но в младшей группе в форме простого круга, в средней группе – закрашивают этот круг одним или двумя цветами, в старших группах дети передают особенности формы яблока в зависимости от его сорта.

Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. Сюжетная тема может быть дана в том случае, если основные предметы, входящие в сюжет, дети уже умеют изображать. Но это не простое повторение знакомой формы, а передача ее в действии, обусловленном  сюжетом.

Повторение изученного материала всегда должно включать элементы нового, что поможет избежать однообразия в обучении. Принцип  повторности соблюдается и между программами по разным видам изобразительной деятельности. Умения, приобретенные в рисовании, помогут ребенку создать объемную форму в лепке и т.п. Умения передавать правильные пропорции предмета закрепляются Ии в рисовании, и в лепке, и в аппликации. Задача воспитателя – решить, в каком виде работы ребенку легче освоить какой-либо прием и в каких видах изобразительной деятельности затем его закрепить.

Такое многократное повторение в разных вариантах одних и тех же умений способствует выработке правильных приемов работы и дальнейшему их развитию.

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В АППЛИКАЦИИ.

        Аппликация- это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Виды аппликации в дошкольном учреждении: создание декоративного изображения, изображение предметов или сюжетов.

        Материалы и оборудование для аппликации: бумага белая, цветная. Для фона – более плотная бумага. Клей, ножницы, готовые формы, обрезки цветной бумаги. Клеенка для намазывания форм клеем, тряпочка и подставка для кисти на каждого ребенка.

.Задачи аппликации/ см. в Программе/:

1.Формирование умения составлять декоративный узор из различных геометрических фигур и растительных деталей, располагая их в определенном ритме на основе различной формы.

2.Формирование умения составлять изображение предмета из отдельных частей, изображать сюжет.

3.Учить детей овладеванию различной техникой получения деталей для аппликации из различных материалов и техникой прикрепления их к основе.

4.Формирование чувства цвета, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5.Формирование чувства формы, пропорции, композиции.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

Занятия аппликацией проводятся с 1 младшей группы.

В аппликации применяется различная техника, доступная детям,: сминание, скатывание, разного вида разрезание( по прямой линии, срезание углов по прямой линии для получения трапеции, срезание углов по округлой линии для получения кругов и овалов, вырезывание по контуру, силуэтное вырезывание, многослойное вырезывание), обрывание, плетение.

В младшем дошкольном возрасте – наклеивание готовых форм. Виды аппликации – декоративная и предметная.

Со средней группы –вырезывание и наклеивание форм. Виды аппликации – предметная, декоративная и сюжетная.

Методы и приемы обучения аппликации.

  1. Рассматривание предмета и выделение его силуэта. На что обращаем внимание детей при анализе предметов: как называется, какого он цвета, из каких частей состоит, пространственное расположение частей в предмете и т.д  Особое внимание обращаем на контур предмета. В младших группах анализ необходим, в старших группах учим анализировать самостоятельно
  2. Использование образца. Образец воспитателя в младших группах.В старших группах – анализ натуральных изделий. Анализ серии образцов, выполненных одним способом
  3. Показ воспитателя. В младших группах необходим для выработки правильных умений и приемов работы у детей. Со средней группы давать частичный показ приемов выполнения задания, а со старшей группы показ только новых приемов работы.
  4. Использование фланелеграфа.
  5. Использование произведений искусства, выполненных аппликацией.
  6. Игровые приемы обучения.
  7. Использование художественного слова, музыки.
  8. Упражнения в начале занятия.
  9. Анализ детских работ.

Усложнение программного содержания обучения аппликации в разных возрастных группах.

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ АППЛИКАЦИЕЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аппликация – один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов ( одежды, посуды, мебели и др.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения. Изображения в аппликации обладают большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения ( рисунком и живописью). Для аппликации характерно – обобщенная форма, почти без деталей, использование локального цвета, без оттенков, один цвет от другого резко отличается.

Процесс  выполнения аппликации включает 2 этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества

.Виды аппликации в детском саду. Дети дошкольного возраста овладевают всеми процессами выполнения аппликации – вырезанием и наклеиванием форм. Для подготовки детей к аппликации проводят игры с мозаикой, при помощи которых дети знакомятся с особенностями геометрических форм, их цветом, способами расположения, принципами создания узора. Виды аппликационных работ – наклеивание готовых форм ( декоративное – из геометрических и растительных форм и предметное – из отдельных частей или силуэтов) и вырезание и наклеивание форм ( отдельных предметов, сюжетное, декоративное)..

Дошкольники могут вырезать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче. Силуэтное вырезание сложнее для дошкольников, т.к. необходимо при силуэтном вырезании сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому силуэтное вырезание предусмотрено только с подготовительной группы.

Материалы и оборудование для аппликации: бумага белая, цветная. Для фона – более плотная бумага. Клей, ножницы, готовые формы, обрезки цветной бумаги. Клеенка для намазывания форм клеем, тряпочка и подставка для кисти на каждого ребенка.

Задачи аппликации/ см. в Программе/:

1.Формирование умения составлять декоративный узор из различных геометрических фигур и растительных деталей, располагая их в определенном ритме на основе различной формы.

2.Формирование умения составлять изображение предмета из отдельных частей, изображать сюжет.

3.Учить детей овладеванию различной техникой получения деталей для аппликации из различных материалов и техникой прикрепления их к основе.

4.Формирование чувства цвета, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5.Формирование чувства формы, пропорции, композиции.

Методы и приемы обучения аппликации :1. Рассматривание предмета и выделение его силуэта. На что обращаем внимание детей при анализе предметов: как называется, какого он цвета, из каких частей состоит, пространственное расположение частей в предмете и т.д  Особое внимание обращаем на контур предмета. В младших группах анализ необходим, в старших группах учим анализировать самостоятельно

2. Использование образца. Образец воспитателя в младших группах.В старших группах – анализ натуральных изделий. Анализ серии образцов, выполненных одним способом

3. Показ воспитателя. В младших группах необходим для выработки правильных умений и приемов работы у детей. Со средней группы давать частичный показ приемов выполнения задания, а со старшей группы показ только новых приемов работы.

4. Использование фланелеграфа.

5. Использование произведений искусства, выполненных аппликацией.

6. Игровые приемы обучения.

7. Использование художественного слова, музыки.

8. Упражнения в начале занятия.

9. Анализ детских работ.

Усложнение программного содержания обучения аппликации в разных возрастных группах.

Занятия аппликацией проводятся с 1 младшей группы. Дети получают первые представления о способах изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием ножниц. Это овладение происходит через общение со взрослыми. Затем задачи усложняются. В среднем дошкольном возрасте рука ребенка тверже и увереннее действует, поэтому более сложными становятся способы вырезывания. Дети начинают пользоваться ножницами, самостоятельно делают детали ( овал, круг, закругляя углы прямоугольника и квадрата, разрезают квадрат по диагонали для получения треугольников). Если дети овладели ножницами, можно давать аппликацию из ткани и природного материала. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания – симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику. Расширяется и содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные композиции из геометрических и растительных форм. Предметная аппликация с большим количеством деталей. Дети могут выполнять многослойные аппликации из  бумаги, ткани и природного материала.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ

        В дошкольном возрасте рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное рисование, декоративное рисование. Каждому виду рисования свойственны свои задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача рисования – помочь детям познать окружающую действительность, развить у детей наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения. Одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

             

6.   Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.

7.  Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества

наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

8.  Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности: композиции, колорита и др.

9.  Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа , от используемых средств, способов изображения, то есть формировать способность художественного творческого восприятия рисунков.

Таким образом, задачи сюжетного рисования не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника. Сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознания ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе. Этот творческий процесс не ограничивается рамками занятия.

Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:

1.  Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлениях, развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.

2.  Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.

Общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:

1.  Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желания знать искусство местного края, различать Стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).

2.  Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

3. Формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений:

освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;

воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание - Готовим ребенка к школе

Данный материал поможет педагогам рассказать родителям на собраниях об основных программах, которые есть в школах. Как выбрать школу, какая программа для ребенка будет доступной, что необходимо знать ...

Готовим ребенка к школе.

Консультация для родителей, как подготовить ребенка к школьному обучению дома....

Буклет для родителей "Готовим ребенка к школе"

Знакомство родителей с понятием психоогической готовности ребенка к школе....

Готовим ребенка к школе. Что должен знать и уметь завтрашний первоклассник.

Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, как правило, бывают готовы к школе. Они уже знают буквы, цифры, владеют навыками самообслуживания. Даже при сегодняшних кадровых проблемах в детских сад...

Готовим ребенка к школе

В чем заключается готовность ребенка к школе? На этот и многие вопросы при подготовке ребенка к школе найдутся ответы в содержании данного материала, как информации на родительском собрании "Готовим р...

Консультация для родителей "Готовим ребенка к школе"

Уважаемые родители!Ваш ребенок находится на последней ступеньке перед школой. Мы советуем обращать внимание на словарь ребенка, на то, как включаются в него новые слова. Но теперь вас должны инт...

Готовим ребенка к школе

Рекомендации родителям, чьи детки идут в школу...