Программа дополнительного развития детей по нетрадиционным техникам аппликации младшего возраста «Волшебные штучки»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Капина Оксана Валериановна

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, кубики, мелки и т. д.  В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь ещё нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей детей. Ребёнок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных средств. С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей, когда деятельность приобретает творческий характер. 

Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnoe_obrazovanie.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 4» г. Всеволожска

Программа дополнительного развития детей младшего возраста

«Волшебные штучки»

Разработала:

Капина Оксана Валериановна

Всеволожск 2013-2014

Пояснительная записка

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.

Аппликация – один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме того, любой вид аппликации поможет вашему ребёнку изучить своими тактильные ощущения, особенно, если вы будете работать с различными видами аппликаций, и будете брать для своих поделок не только бумагу, но ткань, крупу, засушенные листья и цветы.

В творческом процессе малыш учится аккуратно пользоваться клеем, правильно держать кисточку, создавать на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Вызывать радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.

Программа дополнительного образования «Волшебные штучки» разработана для детей 3-4 лет. Она  имеет художественную направленность, она  включает в себя такой вид деятельности как аппликация.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Актуальность программы состоит в том, что первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, кубики, мелки и т. д.  В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь ещё нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей детей. Ребёнок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных средств. С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей, когда деятельность приобретает творческий характер.

          Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.

Цель программы – развитие мелкой моторики.

Задачи:

1.        Формировать интерес к аппликации;

2.        Учить природными материалами;

3.        Развивать чувство формы, цвета, пропорций;

4.        Учить составлять задуманный рисунок и оформлять его;

5.        Формировать навыки аккуратной работы.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, природные материалы и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

Методы работы -  игровой, информационно-рецептивный, репродуктивный и исследовательский.

Форма работы – совместная деятельность детей и педагога, а так же их самостоятельная работа.

Форма реализации итоговых мероприятий: выставка работ,  создание альбома работ.

Ожидаемые результаты. К концу года дети должны уметь: подбирать цвета, соответствующие предмету; вырезать из бумаги; наклеивать предметы на бумагу; составлять аппликацию; уметь украшать изделия, используя фломастеры.  Ребенок  должен владеет  приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Оборудование и инструменты:  белая бумага, цветная бумага, картон, ножницы, клей, листья, пшено, рис, греча, палочки, вата, ватные диски.

Срок реализации данной программы 1 год 2013-2014.

План работы

Месяц

Номер занятия

Тема

Цель

Сентябрь

1

Листья

-знакомство с листьями.

2

Крупа

-знакомство с фасолью, рисом, горохом.

3

Вата

-знакомство с ватой.

4

Пластилин

-знакомство с пластилином

5

Пластилин

-учить отделять от большого куска маленькие кусочки;

-развивать мелкую моторику.

6

Шишки

-знакомство с шишками.

7

Клей

-учить работать с клеем.

8

Клей

-учить приклеивать различные фигуры;

-развивать мелкую моторику.

Октябрь

9

Ежик

-развивать мелкую моторику;

-учить составлять композицию из листьев.

10

Ежик

-учить аккуратно приклеивать листья на заготовку.

11

Ежик

-учить оформлять композицию при помощи фломастеров.

12

Бабочка

-развивать мелкую моторику;

-учить располагать предметы на бумаге.

13

Бабочка

-учить аккуратно приклеивать листья на заготовку.

14

Бабочка

-учить оформлять композицию при помощи пластилина.

15

Узор

-развивать воображение;

-учить оформлять композицию.

16

Узор

-учить аккуратно приклеивать листья;

-развивать мелкую моторику.

Ноябрь

17

Дерево

-развивать мелкую моторику;

-учить рвать листья на мелкие кусочки.

18

Дерево

-развивать мелкую моторику;

-учить аккуратно приклеивать листья на заготовку.

19

Цветочек

-развивать воображение;

-учить составлять композицию.

20

Цветочек

-развивать мелкую моторику;

-учить аккуратно приклеивать листья на заготовку.

21

Цветочек

-учить делать из пластилина шарики и колбаски.

22

Цветочек

-учить оформлять композицию с помощью пластилина;

-развивать воображение.

23

Полянка

-учить оформлять композицию.

-учить аккуратно приклеивать листья;

24

Декабрь

25

Снег

-развивать мелкую моторику;

-учить отделять от ваты маленькие кусочки.

26

Сугроб

-учить оформлять композицию;

-учить аккуратно приклеивать вату.

27

Сугроб

-учить оформлять композицию с помощью фломастеров;

-развивать воображение.

28

Снежинка

-учить приклеивать вату на заготовку.

29

30

Новогодний шарик

-учить вырезать по контуру;

-развивать мелкую моторику.

31

Новогодний шарик

-учить скатывать из пластилина шарики и колбаски.

32

Новогодний шарик

-учить оформлять композицию;

-развивать воображение.

Январь

33

Елочка

-учить составлять композицию;

-развивать воображение.

34

Елочка

-учить приклеивать аккуратно листья;

-развивать мелкую моторику.

35

Елочка

-учить оформлять композицию при помощи пластилина.

36

Снеговик

-учить вырезать по контуру;

-развивать мелкую моторику.

37

Снеговик

-учить составлять композицию;

-учить аккуратно приклеивать бумагу.

38

Снеговик

-учить оформлять композицию с помощью риса.

39

Варежка

-учить скатывать из пластилина шарики и колбаски.

40

Варежка

-учить оформлять композицию;

-развивать воображение.

Февраль

41

Зайчик

-учить вырезать детали из ватных дисков;

-развивать мелкую моторику.

42

Зайчик

-учить составлять композицию;

-учить аккуратно приклеивать предметы.

43

Зайчик

-учить оформлять композицию при помощи фломастеров.

44

Овечка

-учить составлять композицию;

-учить аккуратно приклеивать предметы.

45

Овечка

-учить скатывать из ваты шарики;

-развивать мелкую моторику.

46

Овечка

-учить аккуратно приклеивать вату;

-развивать мелкую моторику.

47

Медведь

-учить аккуратно работать с гречей;

-учить приклеивать гречу.

48

Медведь

    Март

49

Солнышко

-учить рисовать солнышко;

-развивать воображение.

50

Солнышко

-учить аккуратно приклеивать пшено;

-развивать мелкую моторику.

51

Мостик

-учить складывать мостик;

-развивать мелкую моторику.

52

Мостик

-учить приклеивать палочки;

-развивать мелкую моторику.

53

Мостик

-учить оформлять картину с помощью фломастеров.

54

Облако

-учить вырезать по контуру;

-развивать мелкую моторику.

55

Облако

-учить аккуратно приклеивать предметы.

56

Облако

-учить оформлять картину с помощью ваты;

-развивать воображение.

Апрель

57

Цветочек

-закреплять умение делать из пластилина шарик и колбаску.

58

Цветочек

-закреплять умение составлять композицию.

59

Цветочек

-закреплять умение оформлять картину фасолью

60

Цветочек

-закреплять умение оформлять картину листьями.

61

Цыпленок

-закреплять умение работать с пшеном.

62

Цыпленок

-закреплять умение вырезать по контуру

63

Цыпленок

-закреплять умение  аккуратно приклеивать предметы.

64

Цыпленок

-закреплять умение оформлять картину с помощью фломастеров

Май

65

Рыбка

-закреплять умение делать из пластилина шарик и колбаску.

66

Рыбка

-закреплять умение составлять композицию.

67

Рыбка

-учить работать с чешуей шишки

68

Рыбка

-закреплять умение работать с чешуей шишки

69

Цветы

-учить вырезать детали из ватных дисков.

-учить составлять композицию;

70

Цветы

-учить аккуратно приклеивать предметы.

71

Цветы

-учить оформлять композицию при помощи красок.

72

Вручение детских альбомов

Список литературы:

1.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.  Программа воспитания и обучения в детском саду.: Москва, «Мозаика-синтез», 2006.

2.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.  Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.:  М. «Просвещение», 1992.

3.Дубровская Н. В. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет. «Природа». Вводные занятия: Учебно-методическое пособие для воспитателей. - Спб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

4.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И.  Воспитание ребёнка-дошкольника.: М. «Владос», 2004.

5.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990

6.Комарова Т.С.  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.: М. «Просвещение», 1991.

7.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: учебно-методическое пособие М.: ИД « Цветной мир», 2012

8.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В.  Аппликация в детском саду.: Ярославль, «Академия развития», 2006.

9.Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки.:  Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.    

10.Саллинен Е.В. Занятия по изобразительной деятельности . Младшая и средняя группы: Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- СПб.: КАРО, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Мастерилка" Программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Разроботана программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для детей 3-4 лет сроком на один год....

Программа дополнительного развития детей дошкольного возраста "Волшебные ножницы"

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЕ НОЖНИЦЫ»Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники аппликации  Актуаль...

Собственная методическая разработка «Развитие детей через нетрадиционные техники рисования» (младший возраст)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района...

программа дополнительного образования "Веселый художник" - нетрадиционные техники рисования

Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...

Образовательная программа дополнительного образования детей по нетрадиционной технике рисования «Юный художник»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, по...

Программа кружковой работы «Умелые ручки» Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук дошкольников

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий: Аверьяновой А. П. «Изобразительная...