Методическая разработка. Мастер – класс для педагогов и родителей: «Глиняные стихи»
методическая разработка по аппликации, лепке на тему

Милостивая Галина Николаевна

В мастер-классе представлены приёмы работы с глиной с использованием авторских стихов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

(ДО КСПК).

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад  № 10

(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 10)

664О20, город  Иркутск, улица Новаторов, дом 38, тел: 32-57-54, факс (3952)32-57-54

E-mail:mdou10irk@yandex.ru

ИНН 3810034927   ОГРН 1043801428274

Мастер – класс для педагогов

и родителей: «Глиняные стихи»

Подготовила: Милостивая Г.Н. Воспитатель подготовительной

логопедической группы для  детей с ТНР

высшая квалификационная категория

Иркутск, 2014

Примерная концепция проведения мастер-класса для педагогов

Цель: Познакомить с интерактивными приемами в речевом развитии ребенка-дошкольника.

Этапы мастер-класса

  1. Вводное слово

Работая над темой: «Промыслы народов Сибири», выделила для себя работу с глиной, как приоритетное направление, так как работаю в группе компенсирующей направленности. Развитие пластических умений положительно сказывается на развитии речи детей.

По мнению скульптора И.Я.Гинзбурга, лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

Лепка приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благотворное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к письму.        

2.Описание технологии

Лепка в сопровождении рифмовок вызывает у детей интерес, повышает эмоциональный движений тонус, способствует развитию произвольного внимания, координации движений, воображения, образности мышления, чувства ритма, художественного вкуса.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Рифмовки в сочетании с лепкой помогают  в коррекционной работе для детей с нарушениями речи.

3.Особенности организации предварительной работы

Конечно, лепка, в сочетании с рифмовками, требует большой подготовительной работы. Чтобы глина стала не врагом, а другом, так как это достаточно капризный материал, предлагаю детям познакомиться с особенностями глины при помощи опытов, изготовления простейших поделок.

1. Сначала дети делают на куске сырой глины отпечатки разными предметами, изготавливают простейшие поделки: шарики, овалы, конусы, колбаски.

2. Затем учимся лепить детали: разнообразные уши (круглые, треугольные, овальные, короткие, длинные и так далее - «ушастики»); носики: острые, курносые, вытянутые, приплюснутые и т. д.- «носатики»; хвостики: прямые, крючком, толстые и тонкие и т.д.- «хвостатики».

3.Последующая работа - это лепка простых поделок под рифмовки: змейка, солнышко, мышка, ежик, неваляшка.

4.Затем переходим к более сложным поделкам: собачка, зайчик, поросенок, дракон.  

5.Учимся соединять детали, использовать для нанесения узора стеки,

трубочки, пуговицы и тому подобные предметы.

6.Обследуем предметы, выделяем основные части, обсуждаем способы лепки.

7.Читаем художественную литературу: стихи, загадки, считалки, сказки.

8.Лепка на тему литературных произведений.

4.Этапы работы с использованием рифмовок.

1.Чтение рифмовок.

2.Обуждение ожидаемого результата.

3.Совместное проговаривание и лепка.

4.Доработка(сглаживание, украшение).

5.Рассматривание работ.

6.Сушка изделия.

7.Роспись, раскрашивание.

Ниже привожу примеры рифмовок, которые мы используем в работе.

Рифма

Действие

Вот пузатый колобок

Скатываем шар

Носик вытянул он в бок,

Вытягиваем носик

А с другого ручка, ручка закорючка.

Вытягиваем ручку

Сверху шапочку надел.

Кто тут чаю захотел?

Формируем шишечку.

(выделяем крышку при помощи стека).

Ожидаемый результат: запарник

Лепим мы из колобка

Скатываем шар

Длинную колбаску

Раскатываем колбаску

Изогнем ее слегка

И прилепим глазки.

Ротик стекой обозначим,

Спинку бисером украсим.

Произвольно изгибаем колбаску.

Приделываем глаза (бусины, горошины, мелкие пуговицы)

Рисуем рот, украшаем спину.

Ожидаемый результат: змея

4.Практическая часть.

Мы предлагаем проследить и поучаствовать в процессе создания изделия.

Предлагаю рифмовку: «Дракон».

Из овала

Скатываем шар и раскатываем в овал

Смело тянем шею вместе с головой.

Вытягиваем шею, формируем голову

Дальше лепим все по два:

Рожки, уши и глаза,

Вытягиваем рожки, прищипываем уши (придаем нужную форму), вставляем бусины-глаза.

Две ноздри

Вдавливаем ноздри

И два крыла.

Вытягиваем и расплющиваем, придаем нужный размер и форму

Стекой нарисуем рот,

Рисуем, прорезаем рот

Вытянем мы мощный хвост.

Вытягиваем заостренный хвост

Не забыли мы про лапы,

Вытягиваем лапы

Получился…змей (дракон) крылатый.

От головы и до хвоста

Лепим гребень: тра-та-та

Прищипывание по всей длине тела Дракона

Ожидаемый результат: дракон

4.Рефлексия

  • Будет ли востребован представленный опыт в практике речевого развития ребёнка?
  • Представленный материал для вас новый, или вы раньше встречались с «Глиняными стихами» и использовали в своей практике?

Список литературы

  1. Лыкова И.А. Лепим с мамой. Азбука лепки. - М: ООО «Карапуз-Дидактика», 2007. - 75 с.
  2. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - М: Сфера, 2000. - 120 с.
  3. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования : методическое пособие / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
  4. Сказки из разных мест Сибири / Под ред. проф. М. К. Азадовского. — Иркутск: Власть труда, 1928. — VIII, 169 — (Тр. Кабинета рус. лит. при Пед. фак. Иркутск. гос. ун-та; Т. 1).
  5. Сударчикова С. Ф. Общие вопросы регионализации дошкольного образования  - Иркутск, 2003.
  6. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Сост. В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985.
  7. Халезова Н.Б., Пантюхина Г.В., Курочкина Н.А. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. - Ташкент: Укитувчи, 1991. - 190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать.  Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....

Методическая разработка мастер-класса для педагогов . Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду «Все работы хороши!»

освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

Методическая разработка мастер-класса для педагогов: поделка к Новому году «Конфетная елочка»

Цель: повышение творческой активности, фантазии и воображения педагогов.Материалы: картон, ножницы, клей, кисточка, карандаш, гофрированная бумага зеленого цвета, бусины, пайетки, конфеты....

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Это мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства среди ...