Методическая разработка мастер - класса для педагогов и родителей воспитанников ДОУ "Дом моей мечты"
план-конспект занятия

Кулясова Татьяна Анатольевна

Данный материал представляет собой методическую разработку мастер - класса для педагогов, специалистов и родителей воситанников ДОУ  "Дом моей мечты - это..."

Прилагается подробный конспект мастер - класса с использованием техники арт - терапии - коллажирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Красная Шапочка»

Городской фестиваль авторских методических разработок специалистов психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов) «Калейдоскоп профессиональных идей».

Номинация: «Актуальная практика».

Методическая разработка  конспекта мастер-класса для педагогов

«Коллаж, как метод арт-терапии.

 Дом моей мечты – это…»

Выполнила:

          Педагог-психолог

    Кулясова Т.А.

   

   

г. Новочебоксарск 2022 год.

У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность.

Александр Дюма

Целевая группа: педагоги и специалисты ДОУ.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить педагогов с опытом использования арт-терапевтических технологий – коллаж и применением на практике в работе с воспитанниками и их родителями;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, улучшение межличностных отношений;
  • профилактика эмоционального выгорания педагогов, родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

Методические приемы:

Наглядные: презентация, выставка работ;

Словесные: беседа, объяснение;

Практические: диагностические игры - упражнения, составление коллажа- макета.

Интерактивные компоненты: подборка успокаивающей и тонизирующей музыки, музыкальная колонка, интерактивная панель для демонстрации презентации, презентация.

Материалы и оборудование: изображения с различные эмоциональными состояниями, клей, ножницы, журналы, каталоги мебели, каталоги светильников, листы белой бумаги формат А3, лоскуты ткани, цветовой круг фитинга или колера с цветами, метафорические карты «Тропинка к своему я» Л.И. Кононова.

Количество участников: 5-10 человек.

Время проведения: 1 час 10 мин.

Пространство, где проходит встреча разделен на несколько зон:

  1. ая: Круглый стол, на котором разложены колера с цветами, цветовой тест Люшера, метафорические карты «Тропинка к своему я», Л.И. Кононова;
  2. ая: Два стола, на котором разложены колера с цветами, каталоги с мебелью, светильниками, интерьерные журналы, журналы с ландшафтным дизайном, картинки и фото с положительным эмоциональным содержанием.
  3. ья: Зона мини - вставки. Столы с пустыми подставками – мольбертами, на которые будут выставляться работы участников.

Предшествующая работа: с воспитанниками были проведены развивающие занятия с применением метода коллажа: «Мои любимые книжные герои», «Мое настроение». Фото прилагается, размещено в презентации, (Приложение 2, слайд № 11).

Вариативность: Данный мастер - класс можно использовать и в работе с родителями, особенно с семьями, находящимися в группе риска.

Актуальность:

      Понятие - эмоциональное выгорание было введено в психологию в 1974 году американским психиатром Гербердом Фрейденбергером. С годами оно становиться все более актуальным.

       Педагоги являются людьми группы риска по подверженности эмоциональному выгоранию, особенно, если они специалисты группы компенсирующей направленности для детей с особенностями возрастного здоровья. Человек словно «перегорает» как лампочка, истощается эмоционально, психически и физически. Возрастанию стрессогенной обстановки повлияла негативная эпидемиологическая обстановка (пандемия) и межнациональные конфликты.

       Пандемия ограничила передвижение человека в пространстве. Дом, квартира, комната для человека становиться и защитой, и местом «заточения».  Арт. – терапевтическая техника коллажирование в данной ситуации, может послужить волшебным способом приближения и реализацией своей мечты. Коллаж помогает понять себя, истинные цели и желания. Научиться строить свою реальность. Создавая коллаж человек, понимает, что важно для него. Во время работы с коллажем происходит упорядочивание мыслей, релаксация, актуализируются внутренние ресурсы личности.

       Дом становится тем местом, где он может расслабиться, отдохнуть, восстановить растраченный ресурс. Дома уютно тепло и безопасно.

        Работая над «Домом моей мечты» участник выбирает не просто обстановку, а визуализировать образ жизни. Создает свой мир, свое будущее.

        Постепенно уходит напряжение, расслабление и восполнение затраченного ресурса. Исходя, из вышеперечисленного можно утверждать, что коллаж – «Дом моей мечты» является одним из эффективных способов профилактики и коррекции эмоционального выгорания.

       

Ход мероприятия:

Установка: свободное передвижение на протяжении мастер-класса, располагаемся удобно.

Участники проходят в зал, где приготовлены столы и стулья, на столе выложены восемь карточек - цветовой тест Люшера. Звучит релаксационная мелодия. (Приложение 1)

Участники рассаживаются по местам.

Ведущий:

- Дорогие коллеги, рада приветствовать вас. Сегодня наша встреча будет состоять их двух частей. Первая-теоретическая, на ней я познакомлю вас с методом арт  - терапии – коллажирование. Вторая - практическая, мы с вами соберем коллаж – «Дом моей мечты».

Ознакомление с правилами проведения встречи, мастер - класса:

-Внимательно слушать друг друга и не перебивать;

-Уважать мнение друг друга;

- Я – высказывание;

- Правило «Не давать советов и не ставить оценок»;

- Активность и эмоциональная открытость;

- Правило «Стоп»;

- Конфиденциальность.

Ведущий:

 Предлагаю вам подойти к столу (Зона 1). 

Упражнение 1 «Образ внутреннего ребенка».  7 минут.

 Ведущий:

 На столе разложены метафорические карты «Тропинка к своему я», автор Л. И. Кононова. Внимательно просмотрите их и выберите то изображение, которое вам больше всего понравилось, близко вам здесь и сейчас. Возможно, ваш внутренний ребенок изображен на этой карте или вам хотелось бы, что бы он там был.

Присаживайтесь, пожалуйста.

Теперь ответьте себе на следующие вопросы:

- Кто главный герой этого изображения?

- Как его зовут?

- Какое чувство он у вас вызывает?

- Что в нем есть схожего с вами?

- Чем он занимается?

Это образ вашего внутреннего ребенка.

А сейчас представьтесь, как вас зовут и что вы хотели рассказать сегодня о себе! (ритуал приветствия).

Также ведущий просит выбрать пять цветов, которые ему в данный момент особо приглянулись.

Приступаем к демонстрации презентации. Время 15-20 минут. (Приложение 2)

 

Коллаж  (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом.

Коллаж – это наклеенные на лист картона газетные вырезки, куски обоев, фотографии, обёртки, ткань, гофрированная бумага, засушенные цветы, мех, природный материал, пуговицы, бусины, тесьма, ткань, нитки, ракушки, камушки, бросовый материал, акварель, гуашь, кожа, металл – всё это можно использовать при создании коллажей. (Слайд 2,3)

Целями составления коллажей являются:

Диагностические                             Психотерапевтические
- получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;
- выразить своё отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, своё понимание темы;
- развить художественные способности и повысить самооценку;
- чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;
- проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
- проработать мысли и чувства, которые дети привыкли подавлять;
- дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;
- работа над коллажем является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками);
- в групповом коллаже осознание своих партнёров по поведению в группе, социальных ролей, установок.  
(Слайд 4)

Разделяют следующие формы работы:

Индивидуальная и групповая.

Время работы: от 40 минут до 1,5 часов (мах. 3 часа), после 1,5 часов работы наступает пресыщение.(Слайд 5)

Виды коллажа:

  1. Самый простой вариант психологического коллажа — это «mood board»

 Механизм изготовления:

берете журналы разной тематики, вырезаете все понравившиеся или «зацепившие» картинки. Потом просматриваете всё, что вырезали, и отбираете самые интересные — те, что вызывают самые сильные чувства или которые связаны с самыми важными идеями и ассоциациями. И потом приклеиваете это всё на лист. (Слайд 6)

  1. Второй вид коллажа - «колесо баланса»

Чтобы создать такой коллаж, на большом листе нужно заранее обозначить области, отвечающие за ключевые области жизни — такие, как семья, работа, дом, деньги, любовь, ученичество и наставничество и др.

Иногда берут эти области жизни из Фэн-шуй и располагают по сторонам света .Выберите подходящие картинки и наклейте в пределах этих границ. (Слайд 6)

  1. Фокусированный (тематический) коллаж

Эта практика используется для поиска ответа на один конкретный вопрос. Такой коллаж создаётся вокруг конкретной темы, вокруг заранее сформулированного вопроса. Вопросы соответствуют вашим насущным проблемам в данный момент. Вы знаете, вопрос, но не знаете ответа. Коллаж при таком подходе становится как бы мудрым советчиком или способом гадания. Вы получаете ответ, пока делаете коллаж.

Глядя на такой коллаж, мы можем догадаться о каких-то неочевидных сторонах ситуации, получить подсказки от своего бессознательного. (Слайд 6)

  1. Мотивационный коллаж:

Тут у вас тоже есть проблема, но, в отличие от предыдущей ситуации, вы даже догадываетесь, как нужно её решать. Коллаж - «напоминалка», подбадривающий и настраивающий на нужное поведение, инструмент. (Слайд 6)

  1. Коллаж - самопрезентация, коллаж - высказывание

Этот инструмент похож на предыдущий, но только мы делаем его не столько для самих себя, сколько для того, чтобы что-то яснее показать другим.

 Необходимо обратить внимание на следующие моменты:

Первый — как коллаж выглядит. Второй — как человек о нем говорит. И третий — это несоответствия того, как что-то выглядит, и как это что-то объясняется. (Слайд 7)

  1. Коллаж –намерения.

Всего в практике «Коллаж намерения» есть три шага.  Для работы вам потребуются три больших (не менее А3) листа бумаги.

Подготовка: решите, какие области жизни наиболее важны для обдумывания именно сейчас (у кого-то это будет работа, у кого-то здоровье или отношения, и так далее). Определите пять — семь таких ключевых областей для вас.

Первый шаг. Используйте первый лист. Создайте на нём коллаж, отражающий настоящее . Воплотите наиболее правдоподобный образ того, что есть сейчас в этих областях.

Второй шаг и второй лист — это образ мечты. Создайте на этом листе коллаж, максимально убедительно  отражающий те состояния, те ситуации, которые вы хотите создать в своей жизни.

Третий шаг и третий лист. Расположите прошлое относительно будущего. Затем возьмите третий лист, и создаёте на нем «образ пути». Отразите в этом третьем коллаже те действия, те усилия и то намерение, которое приведет вас от нынешнего состояния — к мечте.

Затем скрепите и соедините вместе все три листа.
Повесьте на вертикальную поверхность (на стену) и внимательно рассмотрите с расстояния около полутора — двух метров.
Запишите свои чувства и мысли.

Анализ:
1) символика расположения прошлого и будущего.
2) Главное внимание уделите анализу третьего листа (про путь).
3) Как обычно, ищите подсказки в виде цветовых соответствий. Картинки, в которых есть сходные цвета, обязательно имеют внутреннюю связь друг с другом. Поймите, в чем суть этой связи.
4) Если есть слова и фразы в коллаже, отнеситесь к ним очень внимательно.

  • Что ярче — область настоящего, область мечты, область пути?
  • Какие образы доминируют в каждой из трёх областей? Как я к ним отношусь? Что они для меня значат? Как они взаимодействуют друг с другом?
  • Какое движение я вижу в коллаже? Чему это соответствует в моей жизни?
  • Какие свои сильные стороны и ресурсы я вижу в каждой из трёх областей?
  • Какие свои слабые стороны и ограничения я вижу в каждой из трёх областей?
  • Главный вопрос: действительно ли предлагаемый «Путь» ведет меня от состояния «Сейчас» в состояние «Мечта»? Если да — какие конкретные действия мне нужно совершать? Если нет — что мне нужно изменить? Запишите эти действия.

На этом основная часть работы с коллажем завершается, теперь его можно отложить на два-три дня, а спустя это время заново ответить на эти же вопросы. Вы увидите, что ответы могли измениться (и это означает, что коллаж выполнил свою работу: подтолкнул вас к осознанию каких-то вещей). (Слайд 7)

Анализ коллажа:

1. Отношение к своему продукту (коллажу) – нравится или нет.  Если коллаж не нравится, что мешало сделать свой продукт таким, каким хотелось бы.

2. Время, затраченное на процесс и аккуратность, и тщательность выполнения работы. Насколько мотивирован участник на работу и как следствие на психологические изменения или процесс обучения

3. Какие картинки (образы) выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы. Как правило, картинка, которая особенно выделяется в коллаже, является наиболее значимой.

4. Наличие или отсутствие на коллаже тех или иных сторон, отражающих тему (однобокость). Например, коллаж на тему «такой я» может состоять полностью из профессионального отражения себя участником. При этом все другие сферы жизни отсутствуют.

5. Чёткость вырезания картинок (например, все вырезки прямоугольной формы), наличие чётких рамок вокруг каждого изображения или, наоборот, выход за рамки листа, когда изображения накладываются один на другой, плотно наполняя весь лист, или под одним изображением скрывается другой и т.д.

6. Наличие пустых мест или, наоборот, ощущение переполненности, пестроты и хаоса от коллажа с отсутствием свободного места даже между картинками – очень часто можно проводить параллели с жизнью клиента (например, пустота, наличие белых пятен или насыщенность и суета в жизни). Очень часто человек заполняет свою жизнь до отказа, пытаясь таким образом «убежать от себя», от своих проблем, опознавания своей жизни – и через «такую мелочь», как вначале кажется участникам, можно выйти на достаточно глубокие темы.

7. Желание уничтожить свою работу как завершённую, так и незаконченный коллаж или рисунок, может отражать травматичный опыт, внутренний конфликт.

 8. Подводя итоги работы, участники с удивлением и удовлетворением отмечают, что коллаж, несмотря на кажущуюся простоту, проясняет скрытые потребности и желания личности, противоречия между поставленными целями и выбранными стратегиями достижения, расширяет границы видения человека. (Слайд 8)

 Приступим к практической части нашей встречи:

Упражнение 2 «Пять понравившихся цвета». 5 минут

Ведущий предлагает выбрать цвет, из предложенной палитры, который им на данный момент симпатичен. Оставить выбранный цвет у себя на рабочем столе. (Зона 2). Упражнение можно использовать с диагностической целью (Цветовой тест Люшера).

Ведущий раздает участника лист белой бумаги формата А3- рабочее поле.

Упражнение 3 «Визуализация»: 7 минут

 Ведущий:

 Закройте глаза. Положите руки на колени. Представите себе, что вы стоите перед входом в свой сегодняшний дом. У кого-то это подъезд, а может -это крыльцо родительского дома. Вы поднимаетесь по ступенькам, ваша дверь. Вы вставляете ключ в замочную скважину и прокручиваете его. Открыли дверь и вошли. Постарайтесь посмотреть вокруг себя. Нравиться ли вам запах? Какие звуки в доме вас успокаивают, а какие раздражают? Какие ощущения вы испытываете? Вы положили сумку, прошли в комнату, переоделись в домашнюю одежду или остались в той же. Посмотри те на себя, все ли вам нравиться? Пройдитесь по комнатам, все ли вас устраивает вокруг? Цвет, обивка на мебели, свет, окна. А какой вид из окна? Хочется открыть шторы и пустить солнечный свет или наоборот занавесить окно. Что вы чувствуете в доме? Радость, спокойствие, неуверенность, тревогу?

Откройте глаза.

 - Видели ли вы себя в своем современном доме или это дом вымышленный?

 - А может это дом ваших родителей или близких родственников?

-  Было ли там место для вашего внутреннего ребенка с той открытки, которую вы выбрали в начале нашего занятия?

При выполнении упражнения возможны  следующие эмоциональные реакции (слезы, отказ высказываться). Диагностическая ситуация. Если участник пожелает, может высказаться, то в нем вызвало такую реакцию.

Основная часть:

Упражнение 4 «Дом моей мечты» 25-30 минут.

Ведущий:

Дорогие коллеги, вот и настало время приступить к созданию дома своей мечты.

Для облегчения работы ведущий предлагает придумать название своего дома, например, «Домик в Палермо», «Деревенская идиллия», «Хайтек и шик», «Моя крепость» и так далее.

 Ведущий:

Возьмите пять цветов, которые вы выбрали и наклейте в центр вашего листа. Берите журналы разной тематики, вырезайте все понравившиеся или «зацепившие» картинки, (Приложение 3) близкие к названию или идее вашего дома мечты. Потом просмотрите все, что вырезали и отберите самые интересные - те, что вызывают самые сильные чувства или связаны с самими важными ассоциациями на тему «Дом моей мечты». Приклеивайте картинки на лист, так как вы хотите, интуитивно создавая пространство, которое более или менее утраивает.

Вырезать разрешается ножницами, рвать руками, использовать цветную бумагу, пряжу, пайетки, бусины, отрезы ткани. Ведущему следует обратить внимание на темп работы, способ вырезания, аккуратность, стихийность действий. Это показательный диагностический момент.

Коллажи выставляется на всеобщее обозрение, организуется мини -  выставка. (Зона 3)

Участникам разрешается встать и просмотреть всю экспозицию.

Упражнение 5 «Мои ожидания»: 5-7 минут.

Участникам встречи предлагается по очереди подойти к своему коллажу и представить свою работу. Ответив на следующие вопросы:

  1. Как называется дом вашей мечты?
  2. Легко ли вы справились с заданием?
  3. Какие были затруднения?
  4. Все ли получилось изобразить?
  5. Как на вас повлияло выполненное упражнение?
  6. Что из предложенного вы реализуете в ближайшие 10 дней?
  7. Что сможете реализовать в течение года?

Ведущий:

 Дорогие участники, сегодня мы составили фокусированный коллаж (тематический). Эта техника используется для получения ответа на один вопрос.

- Как может выглядеть дом моей мечты, чтобы там было комфортно и уютно вам, вашим близким и внутреннему ребенку, который живет в вас?

Коллаж - «мудрый советчик» или способ гадание, если хотите. Вы получаете ответ пока его делаете. Обратите внимание на цвета, которые я попросила вас приклеить в центре вашей работы.

Остались те же цвета или вы выбрали другие? Исходя из цветового теста Люшера ваш первый выбор- это те цвета, которые характеризует ваши желаемые состояния, а второй выбор цветов, это то, что вы действительно чувствуете. Конечно, мы должны сделать сноску, на то, что цвет стен и обивки в большей массе люди предпочитают спокойных оттенков, так как излишне яркие цвета в большом количестве могут спровоцировать нежелательную реакцию со стороны нашей психики.

Изображения, прикрепленные в верхней части символизируют осознанные образы и состояния, а низ листа - ближе к бессознательному. Правый край для правшей - будущее, левый- прошлое.

Сейчас я раздам вам листовки с интерпретацией цветовой гаммы.

Ведущий раздает листовки - подсказки для расшифровки цветовой интерпретации. (Приложение 4)

Ведущий:

 Техника коллажа предполагает, что ваша работа может дополняться новыми предметами. Поэтому вы забираете свои работы. Размещаете их на видном месте и дополняете понравившимися элементами. Вы можете приди домой, разместиться в тихом и удобном спокойном месте. Закрыть глаза и погрузиться в свой будущий дом, оглядитесь какой он не только внутри, но и снаружи. Какой вид из окна? Какой запах, а может вы слышите из окна приятную музыку или шум волн? Придумайте, кто рядом с вами. Что вы делаете вместе? Ведь дом - это место, где хорошо вам и вашим близким!

Если коллажирование «Дом – моей мечты» проводим с родителям семей группы риска (внутрисадовый учет или городской), встречу можно повторить. Сравнить работы, рассмотреть, что изменилось в коллаже – макете, а возможно произошли положительные изменения в семье (сделали свежий ремонт), дополнили коллаж новыми картинками- мечтами.

Заключительная часть (рефлексия)

Упражнение 6 «Открытка желаний». 10 минут.

Участникам предлагается выбрать понравившуюся открытку (можно использовать метафорические карты или доброкарты) и написать пожелание для себя, связанное с домом вашей мечты, положить в конверт. (Приложение 5)

Ведущий собирает все конверты в одну корзинку. Участники в произвольном (наугад) порядке вынимают конверты с открытками, зачитывают пожелание. Делятся впечатлениями.

- На сколько пожелание другого участника ему близко?

 Как правило, пожелания подходят другим участникам, словно оно было написано специально для него.

Ведущий:

Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы «творили» свою новую реальность, которая обязательно реализуется в жизни у кого – то частично, а у кого – то - полностью.

Спасибо и до новых встреч.

Участники забирают с собой коллажи, благодарят и расходятся.

 Мероприятие было реализовано с педагогами и специалистами с МБДОУ Детский сад «Красная Шапочка № 16» 22 марта 2022 года. (Приложение 6).

 

 Перечень используемой литературы:

  1. Жулдыбина Т.Ю. Арт – терапевтический прием «коллаж» как средство организации работы педагога – психолога с подростками группы риска.// Материалы региональной научно-практ.конференции «Мир человека и его измерение». - Березники.: Бер.филиал ПГУ, 2007
  2. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. -160с
  3. Практикум по арт-терапии. /Под. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.
  4. . Разумова Е.Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арттерапии.

            Интернет ресурсы:

  1. http://dolinova.blog/archives/358
  2. https://infourok.ru/trening-dlya-psihologov-i-socialnih-pedagogov-psihologicheskiy-kollazh-etapi-raboti-2187659.html
  3. https://znanio.ru/media/tehnika-kollazh-v-rabote-psihologa-2625739


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать.  Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....

Методическая разработка мастер-класса для педагогов . Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду «Все работы хороши!»

освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя...

Методическая разработка. Мастер – класс для педагогов и родителей: «Глиняные стихи»

В мастер-классе представлены приёмы работы с глиной с использованием авторских стихов....

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Это мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства среди ...

Методическая разработка мастер – класса для педагогов и родителей по изготовлению атрибута «Ромашки»

День семьи, любви и верности — праздник в России, который отмечается 8 июля и приурочен ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии....