Программа по тестопластике "Веселое тесто"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Светлана Михайловна Волкова

Программа расчитана на дополнительное развитие творческих способностей детей,  художественно - эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_-_kopiya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМИТЕТА  ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

г.ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД №124

Авторская педагогическая разработка

Программа

 «Весёлое тесто»

 

Автор разработки:

Волкова Светлана Михайловна,

воспитатель

МБДОУ «Детский  сад № 124»

2015 год,

 город  Иркутск.

Пояснительная записка

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные лепные фигурки и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна. Лепка -  самый осязаемый вид художественного творчества: ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, и в любой момент изменяет поделку без ущерба для ее замысла и качества. Лепка дает ребенку удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в  пространственно – пластичных образах.

В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. Лепят везде – в школе, в детском саду. Новое увлечение быстро распространилось среди домохозяек. И это не удивительно. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. К тому же, все необходимые материалы  легко доступны: соль, мука и вода – всегда под рукой. А, слепив фигурку, ее можно разукрасить, покрыть лаком, если надо – нарядить в лоскутки, добавить природный материал.  

Актуальность

Соленое тесто – экологически чистый продукт, поэтому комок светлого, мягкого, теплого теста можно  смело доверить любому малышу. Этот комок дает ощущение чего то - живого. И лепка вызывает самые приятные чувства. Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Тесто – удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий,  в отличие от пластилина, не пачкает руки.

Обобщая опыт работы с детьми в области лепки из соленого теста. хочется поддержать интерес к данному виду декоративно – прикладного творчества. Типовых программ по  “ Тестопластике “ не существует. Это и явилось причиной разработки дополнительной программы  кружка по тестопластике «Весёлое тесто».

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям  представление о разных видах техники тестопластики. Сразу же хочется придумать что-то ещё, и ещё, и ещё!!! А если в тесто добавить пищевой краситель или гуашь, Ваша работа сразу же будет цветная!!!

Программа составлена  на основе анализа существующих программ по лепке Министерства образования и науки РФ, изучения научно – методической литературы, опыта коллег и личного опыта по данному направлению декоративно – прикладного творчества.

Урбанизация, чрезмерное внутреннее напряжение, конфликтность, свойственные современному обществу, разрушающе действуют на детскую психику, способствуя развитию у ребенка чувства нервозности, неуверенности, незащищенности. Эти негативные качества  подавляют самостоятельность мышления и фантазии, подчиняя их сиюминутным интересам. Эти внутренние конфликты во многом можно решить, смягчить, занимаясь творческим делом, например, лепкой из соленого теста.

Современное воспитание служит формированию общей культуры личности, ее  адаптации к жизни в обществе. Поэтому педагоги организуют новые методы обучения, применяют новые технологии с учетом личностно – ориентированного подхода к ребенку.

Занятия лепкой помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, и еще открывают детям прекрасный мир народного искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.

Цель программы - способствовать созданию условий  для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески – активной личности  через систему занятий по изучению техники лепки из соленого теста.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

Обучающие:

  1. Дать необходимые теоретические знания по данному виду творческой деятельности;
  2. Научить ребенка последовательной деятельности в  процессе создания художественного образа (работе с соленым тестом);
  3. Научить работать с соленым тестом различными способами и техническими приемами.

Развивающие:

  1. Развивать гибкость кистей рук и мелкую моторику;
  2. Развивать чувство цветовой гармонии, композиционного построения, основ познания формы, пластики и объёма;
  3. Развивать эстетические чувства, воображение, фантазию, глазомер.

Воспитательные:

  1. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, прививать навыки работы  в коллективе поощрять доброжелательные отношения друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, подарков, декоративных композиций;
  2. Воспитывать стремление к разумной организации своего собственного времени.

Методологическая основа разработки:

Программа  «Весёлое тесто» разработана для детей дошкольного возраста (6-7 лет), рассчитана на год. Занятия проходят 1 - 2 раза в месяц по 35 - 40 минут в группах по 10 – 12 человек.

Основная форма организации – творческое занятие, т. е. работа в мастерской. Это обусловлено логической поэтапностью работы процесса выполнения изделий из соленого теста.

Отличительные особенности программы

Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями  лепки - из пластилина, т.к. знакомство с лепкой на занятиях  начинается  уже в группах раннего возраста.  Для старших детей я решила дополнительно ввести новый вид лепки – из солёного теста, для этого я  составила перспективный план работы на год и соответственно ему разработала календарное планирование занятий.

        Прогнозируемые результаты и способы их проверки

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к лепке из соленого теста как форме коллективной и индивидуальной творческой деятельности и потребность в этой деятельности.

В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

Должны знать:

- название основных и составных цветов;

- виды и назначение изделий из соленого теста;

- необходимые материалы и инструменты;

- основные этапы изготовления изделий;

 - композиционные основы изготовления изделий;

 Должны уметь:

- приготавливать тесто для лепки;

- правильно использовать инструменты для лепки;

- изготавливать отдельные детали;

- соединять детали между собой для получения готового изделия;

- сушить изделие и наносить краски;

- составлять композицию из отдельных элементов;

 - проводить окончательную отделку изделия, лакирование;

- определять качество готового изделия.

Формы подведения итогов: Открытые занятия  для детей других групп в течение года, выставки работ.

Этапы работы:

1 этап:

  • базовый – обеспечение минимальных знаний, умений и навыков по овладению технологией лепки из соленого теста;

2 этап:

  • творческий - углубленное изучение технологии с выполнением творческих заданий;

3 этап:

  • продуктивный  - сотворчество педагога и ребенка на основе индивидуальных образовательных планов;

        Принципы обучения:

  • эмоционально положительное отношение детей к деятельности – основное условие развития детского творчества;
  • учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий;
  • последовательность усвоения материала – от простого к сложному;
  • удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей;

        Методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный  (объяснение  сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);

- эвристический (проблема ставится самими детьми , ими же предлагаются пути решения).

Структура разработки

Данная авторская разработка состоит из: пояснительной записки; методического обеспечения, включающего описание и комплексно-тематическое  планирование; приложения.

Комплексно – тематическое  планирование

№ п.

Тема занятия

Количество занятий

1.

сентябрь

I. Вводное занятие.

Тема : «Знакомство с техникой лепки – из соленого теста, с основными материалами и инструментами, с основными этапами изготовления изделий». 

Цель – познакомить детей с соленым тестом, способом его приготовления, с основными материалами и инструментами, необходимыми для работы, правилами безопасности; раскрыть этапы изготовления изделий: сушка, покрытие красками и лаком.

1

2.

октябрь

II. Лепка мелких деталей.

Тема: «Изготовление бус, браслетов, колечек, листочков, ягодок.

Цель – учить детей лепить мелкие детали путем отщипывания, катания, раскатывания,  вытягивания, прищипывания; развивать мелкую моторику, творческое воображение, мышление; воспитывать аккуратность и трудолюбие.

1

3.

ноябрь - декабрь

4.

январь - март

III. Составление композиции из отдельных элементов.

Тема: «Изготовление медальонов».

Цель – познакомить детей с техникой изготовления медальонов разной формы (круг, квадрат и овал),  учить составлять композицию из отдельных элементов: ягодок, колечек, листочков и т.д.; развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественно – эстетический вкус; воспитывать аккуратность, любовь и уважение к труду.

Тема: «Изготовление подсвечников».

Цель – познакомить детей с видами подсвечников, их назначением и этапами их изготовления; учить украшать подсвечники отдельными элементами: ягодками, колечками, листочками и т.д., ; развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественно – эстетический вкус; воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь и уважение к труду.

IV. Объемные лепные фигуры.

Тема: «Мышки на сыре», «Божья коровка на листочке».

Цель – учить детей лепить из теста объемные фигуры, придавать им форму, соотносить размеры; развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественно – эстетический вкус; воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь и уважение к труду.

1

1

4

5. апрель –

6.

Май

V. Полуобъемные лепные фигуры на плоскости.

Тема: «Поле подсолнухов». Коллективная работа.

Цель – учить детей лепить полуобъемны фигуры на плоскости, правильно располагать фигуры на плоскости, придавать форму; развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественно – эстетический вкус; воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь и уважение к труду.

VI. Выставка готовых работ.

Подведение итогов.

2

итого:

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Непоседливое тесто"

Программа разработана на 4 года, начиная работу по данному направлению с  детьми  второй младшей группы (3-4 года) и до подготовительной к школе группы (6-7 лет). Календарно-тематическое пла...

Рабочая программа кружка "Волшебное тесто"

Программа кружковой работы по тестопластике...

Программа кружка "Соленое тесто"

Программа "Соленое тесто" представляет собой систему дополнительного образования дошкольников, которая позволяет эффективно решать вопросы развития творческих способностей детей. Цель программы:...

Программа кружка "Волшебное тесто".

По данной программе работала в старшей группе. Дети с большим интересом и удовольствием работали на занятиях. Буду рада, если кому -то  материал пригодиться....

Рабочая программа кружка "Волшебное тесто"

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых дл...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

Программа кружка "Волшебное тесто" для подготовительной группы (6-8 лет)

Програма кружка "Волшебное тесто" имеет художественно-эстетическую направленность.Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу дошкольников....