КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) «Осеннее дерево»
проект по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Краткосрочный проект для детей раннего возраста

«Осеннее дерево»

Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.

Продолжительность проект: краткосрочный 1,5месяца

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный работник, родители.

Проект составила: воспитатель И.В. Моисеенкова.

Актуальность проекта:

Недостаточные знания у детей об изменениях в природе в осенний период времени, о некоторых деревьях, сезонными изменениями (береза, клен, рябина). Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому, важно с раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.

Чтобы решить проблему поставлена цель: расширять представления детей о многообразии деревьев осенью, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей; развивать сенсорные чувства, речь, внимание. Прививать интерес к осени, бережное отношение к деревьям через изготовление поделок по данной теме

 

 Чтобы реализовать поставленную цель определили задачи:

Познание: Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе  (подготовка деревьев, птиц к зиме), расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;

  Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Развивать умение работать совместно друг с другом при создании коллективной работы.

  Социализация: развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

  Художественная литература: развивать умения драматизировать небольшие отрывки из произведений.

  Художественное творчество: передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение наносить мазки (осенние листья на деревьях); развивать эстетическое восприятие. В лепке развивать мелкую моторику рук, отрывания небольших кусочков пластилина от большого, и раскатывания шариков между ладонями.

     Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.

             Оборудование: магнитофон, музыка "осень", стихи, муляжи фруктов и овощей, альбомные листы (для рисования), осенние  листочки, салфетки, краски, кисти, баночки с водой, картинки с изображением осенних деревьев, доски для лепки, пластилин.

       Конечный продукт: развлечение - праздник "Осень, осень в гости просим", выставка поделок "Осень золотая" (совместно с родителями), коллективная работа «Осеннее дерево» (дети и воспитатель).

       Предполагаемый результат:

1. Обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;

2. Пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;

3. У детей сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе.

 

         Ожидаемый результат:

 Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

 Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

 Дети знают и называют:

- овощи и фрукты, осенние деревья;

- осенние приметы и явления;

- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют пение песен, подвижные игр;

-закреплен навык отщипывание пластилина от большого куска и раскатывание между ладонями;

-сформировано умение  правильно держать кисть во время рисования (у большинства детей)

   Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

1.     Составление плана совместной работы с детьми, музыкальным работником и родителями.

2.     Подбор картинок с изображением осенних деревьев.

3.     Подбор методической литературы, дидактических игр («С какого дерева листочек», «Найди пару».

4.     Аудиозапись «Шум ветра и листьев», «Танец с листочками» Т.Суворова.

5.     Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью на прогулку».

 

Основной этап:

Коммуникация (чтение художественной литературы и развитие речи):

         А.К. Толстой "Осень", Г. Лагздынь "Дождь считает: Кап - кап - кап", "Мишка", РНС "Репка"

Беседы и ФЦКМ (формирование целостной картины мира): " Осень золотая", "Чудесные листья".

 Наблюдения: Наблюдения за листвой, как летят листочки, какого цвета, как они шуршат под ногами, как шумят листья при ветре.

ООД Рисование: Листопад, листопад листья желтые летят", "Дождик - дождик: кап - кап – кап.

ООД Лепка: "Собираем урожай: яблочки", «Осеннее дерево".

Дидактические игры: («С какого дерева листочек», «Найди пару».

Пальчиковые игры: "Вышел дождик на прогулку", "Дождик - дождик: кап - кап - кап", «Капуста».

Дыхательная гимнастика: «Чей листочек дальше улетит».

Подвижные игры: Солнышко и дождик", «Листопад".

Знакомство с аудиозаписью: «Звуки природы».

Рассматривание картинок с изображением осенних деревьев.

Музыкально-ритмичные движения под музыку Т.Суворова «Танец с листочками»

Заключительный этап:

- оформление выставки поделок «Осень золотая»;

- развлечение: праздник «Осень, осень в гости просим»;

-оформление совместной работы: «Осеннее дерево»;

 

 

Дидактическая игра «С какого дерева листочек»

Цель Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, жёлтый, зелёный), соотносить листок по цвету и по форме; способствовать развитию мелкой моторики.
Материал: Корзинки и листочки (клен, береза), вырезанные из картона, красного, жёлтого и зеленого цвета.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе перед детьми веточки клена, березы с одним листочком.

Предлагает  детям, расположить оставшиеся листочки из корзиночки на веточки.
 


ООД  «Изобразительная деятельность. Рисование

Тема: «Листопад, листопад листья желтые летят»»

 

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

О: - закреплять умение делать мазки;

продолжать знакомить детей с цветами: желтый, красный, зеленый. Закрепить знание понятий «много», «один», воспитывать аккуратность при пользовании краской.

Р: развивать мелкую моторику рук.

В: воспитывать интерес к рисованию.

СЛОВАРЬ: Активизировать словарь детей по данной теме.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Ø Альбомные листы А-5 с изображением ствола дерева

Ø Гуашь желтого, зеленого, красного цвета

Ø Кисти

Ø Салфетки

Ø Стаканчик с водой

Ø Кукла Катя

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Ø Рассматривание картины «Осеннее дерево»

Ø Наблюдение за деревьями, как опадают листья, какого цвета листочки.

Ø Дидактическая игра: «Собери листочки по цвету»

Ø Чтение стихотворений об осени.

Ø ООД рисование «Осеннее дерево»

МОТИВАЦИЯ: Нарисуем на дереве листочки

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В: Ребята, я приглашаю вас посмотреть картинки. (Педагог обращает внимание на картины на мольберте). Какое время года на картинках, кто догадается? (Побуждать отвечать: - «Осень»).

Мы ходили с вами на прогулку и наблюдали за деревьями, рассматриваем какого цвета листочки, когда дует ветер, листья падают.

                          Падают, падают листья,

                          В нашем саду листопад.

                          Желтые, красные листья

                          По ветру вьются, летят.

- Ребята посмотрите, сколько листочков на земле? (много) а давайте с ними поиграем. Надо собрать листочки желтые в желтую корзинку,  красные в красную корзинку,  зеленые в зеленую (дети собирают ). 

Молодцы, ребята.

Ребята, послушайте. Кто-то к нам стучится. Давайте, посмотрим, кто это?

 Да, это кукла Катя к нам пришла.

Давайте поздороваемся.

Д. Здравствуй, Катя!

    Катя: Здравствуйте ребята,  я вам принесла       альбомные листы, на них нарисованы стволы деревьев, но на них нет листочков, вы поможете мне нарисовать листочки?             

   В:- Поможем?

   Д:- Поможем.

Катя пока посидит, посмотрит, как мы будем рисовать.  Ребята, я правильно беру кисточку, окунаю ее в воду, лишнюю собираю о край баночки. Затем окунаю в краску, чтобы не капала, собираю о край. Приложила – убрала. Посмотрите, какие получились листочки .Кисточку промываю, сушу о салфетку и кладу на подставку. Проходите за столы,  а мы с Катей посмотрим, как детки рисуют.

Заканчиваем, несем свои работы к Кате на стол.

Что мы делали? (рисовали кисточкой листочки). Каким цветом… рисовал? (красный, зеленый, желтый). Как рисовали? (приложила – убрала). Понравилось вам?  И  Кате понравилось.  Давайте Кате подарим наши рисунки?

Катя говорит вам «спасибо», и предлагает вам потанцевать

 (Танец «Мишка с куклой бойко топают»)

В: - Катя говорит вам «до свидания!»

Д: - «До свидания!»

 

ООД «Изобразительная деятельность. Лепка.

Тема: «Осеннее дерево».

 

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

О: закрепить умение раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями. Прикреплять комочки к бумаги и расплющивать их.

Закрепить знание жёлтого, красного и зелёного цвета.

Р: развивать мелкую моторику рук.

В: воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца. Воспитывать интерес к лепке, коллективной работе.

СЛОВАРЬ: Активизировать словарь детей по данной теме.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Ø Ватман с силуэтом дерева без листьев, формата А 3.

Ø Доски для лепки на каждого ребенка.

Ø Пластилин жёлтого, красного и зелёного цвета, на каждого ребенка.

Ø Влажные салфетки.

Ø Иллюстрации деревьев

Ø Игрушка Заяц

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Ø Рассматривание листочков на прогулке.

Ø Рассматривание осеннего дерева.

Ø Дидактическая игра: «С какого дерева листочек»

Ø Рисование «Осеннее дерево»

Ø Чтение стихотворений и загадок об осени.

МОТИВАЦИЯ: слепим листочки для дерева.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В:Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик  льется,

Это время года осенью зовется.

-Ребята, какое время года сейчас? А как вы узнали об этом (ответы детей). Молодцы, правильно! Ребята, посмотрите, какие красивые деревья осенью (Показывает иллюстрации).

Появляется грустный мишка:

- Помогите!

В:-Здравствуй Мишка! Что случилось?

Мишка: - Помогите, ребята! В нашем сказочном лесу листочков на деревьях нет, (показывает дерево без листьев), все звери очень хотят увидеть листочки на деревьях.

Воспитатель:- Как жалко, ребята, что лесные зверюшки не могут, как и мы полюбоваться на красоту золотой осени! Поможем им?

Д: -Да!

(Объяснение с показом) Для того, чтобы слепить шарики, мы возьмем кусок пластилина -желтый, зеленый или красный, оторвем маленький кусочек.

Вот так скатываем между ладошек в шарик, а  теперь прикладываем его к дереву, сплющиваем! Вот и начинает дерево оживать, давайте все вместе слепим листья.

(Работа детей)

В: - А сейчас вместе с Мишкой отдохнем немного.

Физ. минутка:

-Мишка косолапый, по лесу идет (дети идут покачиваясь)

Шишки собирает, в сумочку кладет (наклоняются, имитируют, что собирают шишки),

Вдруг упала шишка, мишке прямо в лоб (рукой показывают лоб),

Мишка рассердился и ногою, топ (топают ногой),

-Ребята, вот какое дерево у нас получилось! Мы его расколдовали!

Мишка: - Спасибо, ребята! Я пойду домой! Обрадую зверей. До свидания!

Дети:- До свидания!

 

 

 

 

Прогулка «Рассматривание осеннего дерева».

 

Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине. Ход наблюдения

Поспевает рябина, стали дни холоднее,

 И от птичьего крика в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают прочь, за синее море,

 Все деревья блистают в разноцветном уборе.

 Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево.

Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.

Трудовая деятельность

Собирать листья граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить для чего это делается.

Цели: — воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;

 —прививать бережное отношение к природе.

 Подвижные игры «Птицы в гнездышках».

Цели: — учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; — быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Выносной материал:

 Детские грабли, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.

 

Список литературы:

1.Л.В. Кокуева Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ,2005 (развитие и воспитание)

2.Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2008

3.Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми  2-3 года. Конспекты занятий. Издательство «Мозаика – Синтез»2007

4.0т рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010

5.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и

методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005

6.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических

представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -

М. : Мозаика-Синтез, 2007

7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез,

8. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008

9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, пособие для воспитателей детского сада под ред. Новоселовой. Москва: "Просвещение", 1984

10.0т рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010

11. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С Комаровой. Первая младшая группа. Мозаика- Синтез 2о1о

12. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и

методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005

13.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических

представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -

М. : Мозаика-Синтез, 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» Тема: «Грузовик»

Конспектнепрерывно-образовательной деятельностидля детей второй группы раннего возраста (2-3 года)Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающе...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй группы раннего возраста "Прогулка в осенний лес"

Тематическое занятие направлено на создание условий для познавательной активности детей раннего возраста. Все задачи реализуются через игровые ситуации, включая различные виды детской  деятельнос...

Физкультурно-оздоровительный проект для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на тему: «Со спортом надо подружиться»

Физкультурно - оздоровительнй проект во второй группе раннего возраста "Со спортом надо подружиться"...

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие с Колобком» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года)

ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитиеЦель: формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью с помощью здоровьесберегающих технологий.Задачи:·...

Физкультурно-оздоровительный проект для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на тему: «Со спортом надо подружиться»

Аннотация.Данный проект предназначен для работы с детьми второй группы раннего возраста, направлен на формирование полноценного физического развития детей.Эффективность этого проекта в...