Влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка дошкольного возраста
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

В данной работе присутствует теоретический метериал и практические занятия.

В занятиях используются игровые методы и указан особый акцент на изучение цвета и получения новых красок.

Приведены несколько занятий на разные темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minchenok_nadezhda_ivanovna_2.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Минченок Надежда Ивановна

Воспитатель ГБДОО детский сад № 11 общеобразовательный Невского р-на

г. Санкт-Петербург

Влияние изобразительной деятельности на развитие

ребенка дошкольного возраста

Занятие по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

В дошкольный период в условиях игры и изобразительной деятельности наиболее интенсивно фундаментальное психологическое новообразование дошкольного детсва – творческое воображение. Поэтому развитие творчества, продуктивного воображения является доминирующим на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности дошкольников. Основополагающими принципами отбора игр и игровых упражнений для формирования изобразительных навыков в рисунке у дошкольников являются общедидактические принципы доступности, системности, целостности, наглядности, занимательности, динамичности, сотрудничества (содеятельности педагога и ребенка).

Цель занятий – развитие художественных способностей у детей дошкольного возраста.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

- Формировать личность ребенка – дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности поведения ребенка, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

- Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.

- Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы.

- Формировать элементарные математические представления.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Развивать воображение и творческие способности.

Структура и содержание занятий

Предлагаемые занятия построены по принципу постепенного усложнения. Они интересны и доступны детям, могут заменяться или дополняться другими играми и упражнениями. Количество часов на каждую тему может варьироваться в зависимости от интересов детей и результатов наблюдений педагога.

Структура каждого занятия включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.

1 часть

Вводная часть – организационный момент, создание положительного эмоционального настроя у детей, игровые методы и приемы, словесно - практические: объяснение, показ способов изображения, рассматривание, обследование предмета, постановка игровой и учебной задач.

2 часть

Основная часть – самостоятельная творческая работа детей на заданную тему, индивидуальная работа по формированию изобразительных умений и навыков, развитие художественно – творческих способностей. Здесь используется меньше приемов, чтобы не отвлекать детей от работы. Важно поощрять детей во время выполнения задания, поддерживать их эмоциональный настрой.

3 часть

Заключительная часть – итог занятия, анализ работ, при максимальной активности детей. Используются игровые приемы, объяснение, рассуждение, оценка. Оценка, с учетом возраста детей, непременно должна быть положительной. Если у ребенка что-то не получилось, стоит обратить внимание именно на то, что ему удалось лучше всего.

Оснащение занятий:

Бумага; палитры; краски гуашь; акварельные краски; тушь; кисти; цветная бумага; картон; клей ПВА; цветные восковые мелки; фольга; шнур; трафареты; баночки для краски; зубные щетки; клеенка; ножницы; фломастеры; картинки; тычки; цветные карандаши; ватман; бумажные пакеты; открытки; кусочки ткани; коробочки с «ценностями»; белила.

«Забор вокруг заячьего домика»

Задачи: На основе игровой мотивации, при которой дети действуют в роли зайчат, формировать у них уверенность в себе и своих возможностях. Напомнить последовательность смешивания красок для получения голубого цвета, а если дети не владеют этим, то научить их. Увлечь детей возможностью повторного возвращения к совершенствованию своей работы на следующем занятии.

Материал: Полоски плотной бумаги размером 10X30 см, палитры, белая и синяя краски гуашь, кисти.

Ход занятия: Педагог предлагает детям: «Давайте с вами поиграем. Я буду мама-зайчиха, а вы кто?» Дети примут на себя определенную роль (зайчат, но не исключены и другие предложения).

Мама-зайчиха ставит перед детьми вначале игровую (попрыгать и т.п.), а затем учебную задачи: «Когда вы, зайчата, остаетесь дома одни, то мне за вас бывает страшно. Вдруг кто-нибудь подойдет к домику и вас обидит. Для того чтобы вы всегда были в безопасности, давайте обнесем наш дом прочным, красивым забором. Одной мне с этой трудной задачей не справиться; а вот если бы вы все нарисовали красивый, прочный забор (показывает полоски бумаги) и мы объединили бы вашу работу (показывает, как на полосках делаются наружные разрезы, но не более чем до середины, затем полоски вставляются разрез в разрез до предела), то получился бы длинный забор, за которым вы будете в безопасности».

Требования к передаче цвета мотивируются тем, что забор должен быть окрашен одинаково, предлагается использовать для этого краску голубого цвета, которую каждый ребенок сможет получить путем смешивания белого и синего цветов.

Получив согласие детей на выполнение данной работы, зайчиха предлагает им занять свой места за столами.

Начать работу она советует с подготовки краски соответствующего цвета. Затем объясняет, что для получения голубого оттенка надо вначале нанести на палитру большое пятно белой краски, после этого надо обязательно промыть и осушить ворс кисти, приложив его к тряпочке, затем кончиком кисти надо набрать немного синей краски и смешать ёе с белой.

Мои наблюдения показали, что в начале учебного года у многих детей даже хорошо сформированные навыки работы с краской оказываются частично утраченными. Кроме того, дети не в состоянии удержать в памяти всю последовательность работы. Поэтому на первом занятии я рекомендую объяснение последовательности работы сочетать с показом и осуществлением пошагового контроля за действиями детей. Так, например, после того как вы предложите детям нанести пятно белой краски на палитру, надо прервать объяснение и проконтролировать их действия. Убедитесь в том, что они правильно и полностью справились с работой, или помогите тем, кто испытывает затруднения, и только после этого продолжите объяснение.

Показ способов рисования забора осуществлять не следует. Педагог может предложить детям вспомнить, какие заборы им приходилось видеть, и посоветовать каждому зайцу изобразить забор по своему усмотрению. Главное, чтобы общий забор был достаточно прочным и покрашен одним голубым цветом.

В конце занятия зайчиха оценивает работу каждого ребенка и объединяет отдельные секции в общий забор. При этом очень важно подчеркнуть, что изготовление такого большого и красивого забора стало возможным благодаря общим усилиям всех детей, а одной зайчихе с такой работой не справиться. Надо отметить красоту цвета забора и подчеркнуть, что таким образом можно получить не только голубой оттенок, но и розовый.

«Моя новогодняя елочка»

Задачи: Вызвать у детей приятные воспоминания о новогодних праздниках. Побуждать доступными им средствами выразительности изобразить украшенную новогоднюю елку, которая была у них дома.

Материал: Цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, бумага.

Ход занятий: Педагог интересуется тем, как выглядели новогодние елки у детей дома, как они были украшены. Одному-двум детям предлагает более подробно рассказать о елочных игрушках, гирляндах. Затем советует на память об этом празднике каждому нарисовать свою елочку вместе с теми игрушками, которые ее украшали. Обращает внимание детей на расположение будущего рисунка на листе бумаги. Это может быть как горизонтальное, так и вертикальное расположение, но исключающее пустые, ничем не заполненые места.

Кроме того, педагог объясняет, что с выполнением рисунка не следует торопиться, вначале надо прорисовать елочку с пушистой верхушкой, со всеми ее многочисленными толстыми и тонкими веточками и множеством иголок, а на втором занятии «развесить» на них игрушки и праздничные украшения.

Важной частью этого занятия является рассказ каждого ребенка о своей елочке. Для того чтобы рассказы детей сохранились и педагог мог по желанию в любой момент воспроизвести их, рассказы лучше записать. Затем записи вместе с рисунками помещаются в специальный альбом, которому дети должны сами придумать название.

«Красивое панно для украшения группы к новогоднему празднику игрушек (коллективная работа)»

Задачи: Побуждать детей участвовать в планировании содержания общей работы, а затем доступными каждому ребенку средствами выразительности передавать то, что для него интересно или эмоционально значимо. Продемонстрировать детям выразительные возможности композиционного решения, при котором может быть передний, центральный и задний план. Продолжать учить детей выразительному использованию цветных восковых мелков и гуаши при рисовании снежинок и оформлении общей работы.

Материал: Большой лист бумаги для панно, украшенный красивой рамой, выполненной педагогом в холодной гамме цветов, отдельные листы бумаги на каждого ребенка, краска гуашь, цветные восковые мелки, зубные щетки для выполнения набрызга.

Ход занятия: Педагог напоминает о новогоднем празднике игрушек и предлагает продолжить эту работу. Для того чтобы игровой уголок выглядел нарядно и празднично, надо вместе сделать красивое панно для его украшения.

Дети рассматривают нарядную раму и обсуждают, что каждый смог бы нарисовать для создания общей композиции. Общим для всех сюжетом может стать изображение деревьев. Объединив деревья на общем панно, дети превращают их в сказочный заснеженный лес. Не менее интересным может быть сюжет новогоднего праздника или зимнего города. Посоветуйтесь с детьми! Пусть они сами примут решение! Задача педагога состоит в том, чтобы, объединив отдельные детские работы, добиться на общем панно выразительного композиционного решения.

Не менее важным является и декоративное оформление этой коллективной работы. По мере того как работа над общей композицией будет завершаться, можно напомнить об известном приеме создания изображения двумя изобразительными материалами (в данном случае цветными восковыми мелками и гуашью). Этот прием можно использовать не только при рисовании кожуры апельсинов, но и других предметов и явлений окружающей действительности. Так, например, восковыми мелками можно нарисовать снежки, снеговика, елочки и многое другое, а затем сверху закрасить их гуашью.

По окончании работы панно размещается в игровом уголке. На следующий день, до прихода детей в группу, педагог рассаживает игрушки вокруг панно таким образом, чтобы создавалось впечатление, что они любуются им и очень благодарны детям за такой замечательный подарок.

Занятие. Подбери по цвету (игра)

Материал: Две вазы, бумажные цветы синего, голубого, красного и желтого цвета.

Ход занятия: Педагог делит детей на две команды и говорит, что первая ваза у первой команды, вторая – у второй. Педагог говорит детям, что собрала букет цветов и нужно их расставить в вазы по соответствующему цвету (в первую вазу – холодные цвета, во вторую – теплые), объясняет, какие цвета являются холодными, какие теплыми. Дети подбирают по цвету и расставляют цветы в вазы, педагог наблюдает и определяет победителя (побеждает дружба).

Список литературы

1. Сакулина Н.П. и Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (Пособие для воспитателей). М., «Просвещение», 1973 г

2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Издательство: Карапуз-Дидактика, 2009

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду 1,2 части, М.: 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Я выделила одно из направлений  моей темы по самообразованию, которое мне хотелось изучить более глубоко и имеющее теоретическую и практическую значимость: формирование технических навыков и умен...

Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста.

Что такое изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл? Многие ошибки практики в методике обучения и развития детей в изо-деятельности идут от слабого пони...

Роль изобразительной деятельности в развития ребенка дошкольного возраста.

Роль изобразительной деятельности в развития ребенка дошкольного возраста....

Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста.

Что такое изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл?...

Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста.

Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста....

Влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.

Влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.Рисование - одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмо...

Влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладени...