Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста.
статья на тему

Каверзнева Наталья Вячеславовна

Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста.    

 

Что такое изобразительная деятельность? В чем ее смысл? И почему она так важна для полноценного развития ребенка?

Главный смысл изобразительного искусства заключается в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Известный психолог Л.С. Выготский считал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной).

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Появляются большие возможности для развития позитивного образа "Я" (знания о себе, о своих возможностях, положительные самоощущения, смелость в активном проявлении себя в процессе деятельности).

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для психического и личностного развития. В процессе детской изо-деятельности идет развитие ребенка по всем направлениям.

Какие техники изобразительной деятельности использовать?

В настоящее время существуют и широко используются в изо-деятельности нетрадиционные техники – батик; рисование пальчиками, ладошками; ниткография; тестопластика; рисование клеевой кистью, тычком; кляксография; монотипия; набрызг; печать листьями и многие другие.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Но все же не стоит забывать о традиционной художественной деятельности! Она была и будет основой  успешного освоения азов изобразительного искусства.

Использование различных приемов, техник на занятиях по изобразительной деятельности детей способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети могут осваивать художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс, взрослого и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Родители и педагоги должны развивать у ребенка творческие способности, заложенные природой, вместе рассматривать и восхищаться произведениями народных мастеров и великих художников.  Непосредственно через наблюдение знакомить малыша с окружающими предметами и явлениями, интересоваться действиями детей с материалами, вместе с ними познавать и совершенствовать новые техники и приемы изо-деятельности, читать и обыгрывать их рисунки, чаще хвалить их и поддерживать веру детей в свои силы.