Выступление на районном МО «Лепка из глины. Филимоновская игрушка».
учебно-методический материал по аппликации, лепке на тему

Любовь Николаевна Борисова

Какие виды лепки используются в работе с детьми дошкольного возраста. История возникновения Филимоновской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_iz_gliny._filimonovskaya_igrushka._-_kopiya.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

      Выступление на районном МО

«Лепка из глины.  Филимоновская игрушка». 

                   (мастер – класс)

подготовила: воспитатель    БОРИСОВА Л.Н.

                           МАРТ 2014г.

  Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И.Я. Ганцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета…»

   Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Так, маленький кусок глины маленькому ребёнку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик – кольцом, баранкой. Во время работы с глиной ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

   Одновременно ребёнок осознаёт различные свойства глины и пластилина, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

   На занятиях лепкой из глины перед воспитателями  ставятся определённые задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.

    В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определённое место и имеет свою специфику. В результате обучения дети дошкольного возраста могут быть подведены к созданию выразительного образа, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические средства, но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей.

   Своеобразным является и содержание детской лепки, дети лепят почти все окружающие их предметы. Объясняется это тем, что дошкольникам часто непонятен смысл изображения предмета в пластике, они ещё не понимают красоты пластических форм, часто для них во время лепки существует одна цель – создать предмет, с которым можно играть. Дети старшей группы научились понимать, какие предметы получаются красивее из глины или пластилина, а какие лучше рисовать или делать из спичечных коробков, дощечек, палочек и т.д.

    В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждая из этих видов имеет свои особенности и задачи.

    В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым. Дети с интересом лепят фигурки людей и животных.

     Сюжетная лепка также имеет свою специфику. В лепке реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.

   Сюжетная лепка проводится лишь в старших группах, так как они владеют  разными приёмами изображения.

   Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщённые формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию.

    Обычно в детском саду для лепки используют глину или пластилин.

     Человек с давних времён знает, что из глины можно лепить, и с давних времён люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека, из неё готовят посуду, глиняными обожженными плитками покрывают крыши, стены и полы в домах. Глина - землистая масса, которая при смешивании с водой превращается в пластичный материал. Высохшая сохраняет форму, которую ей придают, и, если её обжечь, она становиться твёрдой.

   Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и даёт ребёнку возможность понять целостность формы предметов.  Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине часто не возможно. Глина имеет ещё одно преимущество над пластилином: глиняные изделия можно подвергать дальнейшей обработке в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яичного желтка или темперой.

    Таким образом, для работы с детьми нужно использовать и глину. Глину можно выбирать прямо из грунта или купить в магазине.

    Воспитателей затрудняет, а часто и пугает подготовка глины для лепки. На самом деле это не так трудно. Нужно лишь один раз правильно её заготовить, и в течение всего года глина будет пригодна для работы.

   Прежде всего, сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд и заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают со старыми работами детей, которые не нужны для дальнейшего сохранения и не подвергались обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два), то, на сколько возможно, нужно промешать её палкой и, долив воды, хорошо перемять руками, чтобы получилась густая глинистая масса, похожая на промешанное тесто, отстающая от рук. Подготовленную таким образом глину надо сложить в полиэтиленовый пакет, плотно завязать, чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, ведро и т.д. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и опрыскивают водой.

      Особое внимание уделяю народному прикладному искусству и приобщаю детей к нему: расширяю знания в области декоративно-прикладного искусства, знакомлю с творчеством народных мастеров, знакомлю с новыми приёмами лепки.

    Рассматриваем разные предметы народного декоративного искусства. Одним из таких предметов является Филимоновская игрушка.

    Немного расскажу об истории возникновения филимоновской игрушки.

Народным промыслом является деревня Филимоно Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку.  Из красной глины здесь делали кирпич и черепицу, а иссиня – чёрная (синика) шла на игрушки. Возможно, это и определило её промысел ( легенда говорит, что жил дед Филимон, он и делал игрушки). Но, в основном, игрушки лепили только женщины. Занимались они этим зимой для ярмарок. Лепили кукол – барынь, солдатиков, животных, всадников. Делали и свистульки. Брали особую пластичную глину и вытягивали всю фигурку из целого куска. Если при высыхании ГЛИНА «садилась», то фигурку опять вытягивали. Потом удлинённые фигурки обжигали в муфельных печах или земляных горнах. Игрушки становились белого цвета с оттенком розового, жёлтого, серого. Обожжённые фигурки расписывали куриным «пёрышком» (кисточкой). Роспись по схеме традиционна, цвета – красный, зелёный, синий (или фиолетовый). Сейчас в деревне организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки, где работают мастерицы. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны, как были и раньше  – это барыни, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны с тугозакрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

   У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи.

   Все игрушки очень весёлые, и когда их много – это праздник. Маленький ребёнок, прежде всего, видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество. Филимоновские игрушки, как правило, - свистульки и рассчитаны на то, чтобы ребёнок играл с ними.

   Прежде, чем начать лепить ту или иную филимоновскую игрушку, мы с детьми тщательно рассматриваем её. Так как в наличии мало экспонатов, рассматриваем игрушки по компьютеру  (показать слайд филимоновских игрушек). . Ведь филимоновскую игрушку нельзя лепить по представлению.

 А сейчас я покажу способы изготовления некоторых филимоновских игрушек. На экране дети видят каждый этап лепки игрушки и лепят. (показ слайдов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной педагогической августовской конференции

Первые шаги модернизации дошкольного образования: опыт, проблемы, задачи....

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...

Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска

В выступлении представлен опыт работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем"...

Выступление на районном методическом объединении на тему: «Методы, приемы и сенсорные основы лепки».

МАДОУ детский сад № 5 г. Туймазы муниципального районаТуймазинский район Республики Башкортостан      Выступлениена РМО       на тему: ...