НОД "Шапочка для Незнайки". ОО: Художественное творчество и речевое развитие.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Кучерова Татьяна Петровна

Поддерживать у детей потребность в познавательной и творческой деятельности. Продолжать учить детей работать в технике «торцевания». Продолжать развивать речь, обогащать словарь детей по теме «одежда, обувь, головные уборы», развивать память, воображение, мелкую моторику рук.

Задачи:

Образовательные:

1.     Развивать и закреплять знания детей об одежде, обуви, головных уборах;

2.     Закреплять знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей, обобщающее слово «одежда»;

3.     Закреплять навыки работы с ножницами, цветной бумагой, с неожиданным материалом (шерстяными нитками).

4.     Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.

 Коррекционные:

1.     Укреплять артикуляционный аппарат;

2.     Совершенствовать умения двигаться в соответствии с текстом;

3.     Активизировать у детей память и внимание, в том числе и слуховое.

4.     Развивать речевой слух.

5.      Совершенствовать общую и мелкую моторику

6.     Закрепить умение выполнять логоритмические упражнения, согласовывать  координацию речи с движением, быстроту реакции.

7.     Учить передавать своё настроение с помощью мимики;

Воспитательные:

Ø  пробуждение чувства удовольствия и радости от созданных новых художественных форм на основе жизненных впечатлений, радости фантазирования, радости от успешно завершенной работы, умение общаться друг с другом; Воспитывать бережное отношение к одежде.

 

 Художественно-творческие:

дать представление о деятельности художников-дизайнеров в оформлении витрин, художников-модельеров в шляпном производстве (беседы в предварительной работе);

Предварительная работа:

На занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи работа над словарем по теме «одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание одежды, обуви, головных уборов, разнообразных цветов, с разными узорами. Рассматривание одежды, головных уборов с мордовским орнаментом. Подготовка силуэтов шапок на каждого ребенка.вырезание элементов мордовского орнамента. Подборка и прослушивание музыкального сопровождения.

Материал:

карточки с изображением одежды, головных уборов, обуви;

разрезные картинки с одеждой для игры; картинки с одеждой, украшенной мордовскими узорами; силуэты шапок на каждого ребенка; цветная бумага; гофрированная бумага, нарезанная предварительно; нарезанные шерстяные нитки; элементы мордовского орнамента; стержни от авторучек; клеенки, кисти; клей; салфетки; ножницы; музыкальное сопровождение  

 

 

 

Ход   НОД

      Проговори чистоговорку:

Сшил мишутка шубки мышкам, чтоб не зябли мышки слишком.

Жила в норе шиншилла и шлепки шилом шила.

Шарф на шею повяжу и в окошко погляжу.

Ходит наша Глаша в шортиках на пляже,

Башмачки и башмаки любят длинные шнурки.

У Кондрата куртка коротковата.

Дети, у нас сегодня гость! Скажите, отгадав загадку, кто это?

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. ***

Да, правильно! Посмотрите, вот он !          (Показываю изображение Незнайки)

                

- Дети, давайте поздороваемся с ним по- мордовски. (Шумбрачи, Незнайка!)

Педагог.  Вы заметили,  как он интересно одет?   Опишите, что на нем?

(Дети описывают одежду)  (широкополая голубая шляпа с кисточкой,  желтые широкие брюки, ярко-красная рубашка с длинными рукавами и зеленый галстук)

-Назовите одним словом эти предметы? (одежда, головной убор)

 -Когда  (в какое время года) можно носить такую одежду?  (летом)

-Незнайка прибыл к нам из далекой, волшебной страны. У них там всегда тепло, поэтому, попав к нам, он замерз. Ведь сейчас мы носим, какую одежду?.... (осеннюю или демисезонную, теплую)

-Когда Незнайка шел по городу, он зашел в магазин и хотел приобрести себе что-то из теплой одежды. Но вот беда он не знает, что относится к демисезонной, зимней или летней одежде.

 

-Дети, я предлагаю помочь Незнайке, рассказать, какая бывает одежда. Давайте поиграем в игру «Магазин одежды».

Педагог. У меня есть изображение витрин для зимней (посмотрите – эта витрина со снежинкой), демисезонной (с желтым листом), летней (с солнышком)  одежды.  А у вас на столах есть картинки с  одеждой. Давайте назовем одежду и поместим картинку в тот «отдел», где она должна продаваться и объясним почему. (дети выполняют задание с объяснением:  - У меня сандалии и сарафан - это  летняя одежда. Я помещу их на витрину с солнышком.  Или:  - У меня сандалии и сарафан.  Я помещу их на витрину с солнышком, потому что,  это  летняя одежда.)

(дети выполняют задание)

Педагог.  Молодцы! Помогли Незнайке узнать, какая одежда бывает по сезону.

- Но одежда бывает разная  по назначению (показываю на витрину с картинками про спорт, семью, праздник, работа, ребенок, женщина, мужчина). Давайте уточним, какая еще бывает одежда?  (домашняя - одежда: это – халат, тапочки, пижама и тд) , спортивная, праздничная, детская, мужская, женская)

Педагог.  Молодцы дети! Я уверена, что Незнайка теперь разобрался, какая бывает одежда. Мы с вами еще знаем, как можно ухаживать за одеждой.

Ребята становитесь в круг,  мы сейчас отдохнем и выполним упражнение «стирка».

Физминутка.

·        Упражнение «Стирка» (на координацию речи с движениями)

Белочки белье стирали,

Полоскали, полоскали, (Имитация движений)

Выжимали, выжимали. (Имитация движений)

Ну а где сушить — не знали. (Развести руки в стороны, пожать плечами)

Там сучок, и здесь сучок.

Там грибок, и здесь грибок. (Указательным жестом поднять вверх правую руку, за­тем левую)

Зайчик к белкам подскакал — (Попрыгать, как зайки)

Голый кустик показал. (Присесть, поднять руки вверх, пальцы развести в сто­роны)

Хором. Стирали, стирали,

Стирали мы белье. (Имитация движений)

Повесили.

На кустике пусть сушится оно. (Имитация развешивания белья)

Давайте еще раз напомним Незнайке, что можно делать с одеждой, как за ней ухаживать. Поиграем в игру с мячом «Продолжи предложение »  (стоя)

Педагог.  Я буду бросать вам мяч, и говорить начало предложения, а вы продолжите его.

(Одежду можно шить,  рубашку можно стирать, брюки можно гладить, покупать, аккуратно носить, рвать, зашивать, вешать, складывать и т. д.)

Как ухаживать за обувью? (Сушить, чистить). А если не ухаживать то, что произойдет? (Будет грязная, порвется, испортится).

Педагог.  - Посмотрите, дети. Незнайка отобрал себе одежду, но какая-то она интересная. Что-то, в ней не так…  (Работа около отдельного стола)

Подскажите, что не так?  ( дети подсказывают: рубашка у которой нет 1 рукава и манжета на втором рукаве), (платье у которого нет кокетки), (сапоги у которых нет 1 каблука и 1 голенища). В этой одежде нет некоторых деталей.                                                                  

- Я предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая игра «Ателье»

 Присаживайтесь за свои столы (дети подходят к столам, где лежат картинки с изображением предметов одежды и обуви без каких-либо деталей, и «ремонтируют» (найти недостающие детали  одежды и обуви.)

 Дети комментируют свою работу

- Молодцы, дети! Помогли Незнайке отремонтировать  одежду! Теперь вся одежда красивая, удобная. Поиграем в игру:

«Мое настроение»

Педагог: Попробуйте показать, что вы чувствуете, если на вас надеты. Красивое платье или праздничный костюм, неудобная, маленькая одежда, мягкая, пушистая шубка, мятая кофта и сарафан или брюки, бальное пышное платье, а на мальчиках красивый праздничный костюм.

- Молодцы, дети!

Посмотрите, у Незнайки теперь есть теплая одежда и обувь.  Но чего-то еще не хватает. Догадались, чего?  (теплого головного убора). Скажите, какие головные уборы вы знаете. (ответы) (выставляю иллюстрации головных уборов)

Педагог. Как можно помочь Незнайне?  О.д.

-Давайте изготовим Незнайке и его друзьям подарки:– вязанные шапочки с помпоном, украшенные мордовским орнаментом. Дети, подскажите как можно сделать (изобразить) «вязанную» шапочку? (Какой материал можно использовать в работе?)  (о.д.: шерстяные нитки)

-Правильно, надо наклеить на форму шапочки разрезанные  шерстяные нитки. (показ воспитателем)

 

Я помещу перед вами образцы мордовского орнамента, скажите,  какие основные цвета в этом орнаменте. (Красный , черный, желтый.)

- Назовите элементы мордовских узоров. (крест, уголок, квадрат, треугольник)

- Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас квадраты, сложенные пополам. На них отмечена часть, которую нужно вырезать.  А теперь посмотрите, я покажу последовательность действий.

- Какой элемент у нас получился (крест),  если крест разрезать по линиям сгиба, то получится…? (уголок)

-Если, квадрат согнуть пополам по диагонали, мы получим какую фигуру?  (треугольник).

- Перед вами на столе прямоугольники. Согните  их пополам, затем разверните и разрежьте прямоугольники по линии сгиба, так, чтобы получились квадраты.

-Вам останется составить свой узор из всех полученных элементов .

Дети, как мы можем украсить помпон? (приклеить шерстяные нитки, или в технике «торцевания» (Показ воспитателем техники «торцевания»).

-Молодцы, дети, все вспомнили. Вам осталось только придумать свой узор и изготовить шапочку.

Воспитатель: Ребята, перед тем как начать работать, давайте с вами немного разомнем пальчики, чтобы они были подвижными и хорошо выполняли работу.

Физминутка:

Две подружки, две портняжки.                      (Показать ладошки)

Взяли в руки по катушке,                              (Сжать пальцы в кулачки)

Даже сшили сарафан,

Деду вышили кафтан,                  (Разжать по одному пальчику на обеих руках

Бабушке зашит жакет,

Больше дырочек в нем нет,

Дядюшке из юбки новой

Перешит жилет лиловый.

А девчонкам и мальчишкам

Перешито по штанишкам.

Педагог. Сели, ровно, подвинулись к столу, выпрямили свои спины, ровно поставили ноги.     Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.

Вырежьте и составьте узор из полученных элементов.

Самостоятельная работа детей (выполняется аппликативная работа шерстяными нитками, торцевание, приклеивание элементов мордовского орнамента (играет мордовская народная музыка)( воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами.)

Итог урока. Момент любования.

Итог: Молодцы, ребята, помогли Незнайке. Какие красивые шапочки получились у вас. Пусть наш подарок напоминает Незнайке о том месте, где он побывал. А побывал он где?  (В Мордовии. В г. Саранске).

-Дети, скажите, чем вам понравилось заниматься сегодня?

(Кто к нам приходил за помощью? Как мы помогли Незнайке? )

- Давайте попрощаемся со всеми по «мордовски»:  ВАСТОМАЗАНОК!
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.

Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...

Конспект интегрированного занятия художественное творчество (рисование)- сенсорное развитие-развитие речи

Конспект интегрированного занятия "Подарок кукле Катюше" для младших дошкольников...

Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями

Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Проект по изо-терапии «Волшебный мир красок» ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), (чтение художественной литературы) ОО «Речевое развитие» (развитие речи)

Актуальность проекта. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель –  моделирование эмоционального состояния и заботы о до...