Пояснительная записка Халиловой Г.Р. к презентации «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики»
материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
«Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Заветненский детский сад «Аленький цветочек»
Советского района Республики Крым
«Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики»
Составил:
воспитатель
старшей группы
Г.Р. Халилова
с.Заветное
Пояснительная запиская
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность.
Актуальность: в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании, отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества, побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Новизна: основной задачей в работе с тестом - обучение детей творческим умениям и навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник лепки. Главным содержанием в рамках данной технологии выступает «процесс открытия мира» с использованием говорения на русском языке. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения с детьми представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем и конкретном продукте.
Цель : формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
- Учить соблюдать правила техники безопасности;
- Учить стремится к поиску, самостоятельности;
- Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
- Научить лепке из соленого теста, развивая не только речь, художественные способности, но и абстрактное логическое мышление и воображение.
- Повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы , фактуры ,цвета, веса, пластики).
- Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
- Развивать мелкую моторику, память, внимание, волю, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников
Воспитательные:
1.Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к
выставкам;
2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую
последовательность действий.
3.Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за
собой.
4. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Через углубление содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», путём обучения детей лепки из солёного теста - формируются интегрированные качества личности ребёнка, он способен решать интеллектуальные и личностные задачи.
Принципы:
- принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития у детей логики «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей, возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Используемые методы:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
Предполагаемые результаты:
Дети должны знать:
- историю возникновения лепки из соленого теста;
- основные приемы работы с соленым тестом;
- название, назначение,правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов;
- правила техники безопасности.
Должны уметь:
- определять последовательность действий при выполнении работы;
- лепить конусообразные формы;
- лепить используя «защип» и «оттягивание»;
- изготавливать объемные изображения людей и животных, передавая их простейшие движения.
Уровни для наблюдения (мониторинг):по методике Е.Торренса
1 уровень. Ярко проявляется увлеченность лепкой. Владеет различными изобразительными материалами, развиты технические навыки изображения объектов с помощью пластилина, глины и теста, проявляет умение самостоятельно подбирать материал для создания образа. Достаточно развиты творческие способности.
2 уровень. Проявляет интерес. Технические навыки изображения объектов с помощью теста недостаточно сформированы. Отмечается стремление создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но задуманный художественный образ с помощью теста в полной мере передать не может. Недостаточно развиты творческие способности.
3 уровень. Не проявляет выраженного интереса к лепке с использованием соленого теста. Технические навыки использования теста для изображения объектов отсутствуют. Слабо развиты творческие способности. Полученные данные представлены в презентацииии.
Исследование уровня развития творческих способностей детей показало, что количество детей с первым уровнем развития творческих способностей 30% от общего числа дошкольников. Количество детей со вторым уровнем – 30%. Число детей, относящихся к третьему уровню преобладает и составил – 40%. Итак, уровень развития творческих способностей детей на начальном этапе работы можно охарактеризовать, как недостаточный. Для более эффективного развития творческих способностей и ручной умелости детей дошкольного возраста я использую технику «Тестопластика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-510809-1414697761.jpg)
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики
"Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше маст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-610643-1426798531.jpg)
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-610643-1426798531.jpg)
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/18/picture-794751-1474210590.jpg)
Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"
Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше; Теа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/03/picture-900864-1488517098.jpg)
Презентация "Развитие эмоционального благополучия детй старшего дошкольного возраста посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды"
Эмоции детей развиты слабо, они маловыразительны и однообразны. Степень выраженности тех или инных нарушений может быть различна,но в любом случае это сказывается на поведении ребенка. В своей работе ...
Пояснительная записка к методическому семинару на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности"
Данный материал может быть интересен дошкольным работникам при подготовке к аттестации....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1180393-1572107492.jpg)
Презентация " «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» "
В презентации проиллюстрированы коллективные и индивидуальные формы работы на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....