Пояснительная записка Халиловой Г.Р. к презентации «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики»
материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Халилова Гульджиян Рефатовна

«Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Заветненский детский сад «Аленький цветочек»

Советского района Республики Крым

«Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики»

 

 Составил:

 воспитатель

старшей группы

Г.Р. Халилова

                                                       

                                           

                                                         с.Заветное

Пояснительная запиская

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность.

Актуальность: в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Важную роль  декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании,  отмечали многие  отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного  творчества (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова,  Т.Н. Доронова и  др.). Они убедительно показывают,  что ознакомление с произведениями народного  творчества,  побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова,  Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

 Новизна: основной задачей в работе с тестом - обучение детей творческим умениям и навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник лепки. Главным содержанием в рамках данной технологии выступает «процесс открытия мира» с использованием говорения на русском языке. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения с детьми представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем и конкретном продукте.

Цель : формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  2. Учить соблюдать правила техники безопасности;
  3. Учить стремится к поиску, самостоятельности;
  4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

  1. Научить лепке из соленого теста, развивая не только речь, художественные способности, но и абстрактное логическое мышление и воображение.
  2. Повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы , фактуры ,цвета, веса, пластики).
  3. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
  4. Развивать мелкую моторику, память, внимание, волю, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников

Воспитательные:

 1.Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к

     выставкам;

 2. Воспитывать умение четко соблюдать  необходимую  

        последовательность действий.

 3.Воспитывать умение организовать  свое рабочее место, убирать за    

       собой.                                                  

4. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Через углубление содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»,  путём    обучения детей лепки из солёного теста - формируются интегрированные качества личности ребёнка,  он способен решать интеллектуальные и личностные задачи.

 Принципы:

- принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития у детей логики «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей, возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Используемые методы:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

Предполагаемые результаты:

Дети должны знать:

  • историю возникновения лепки из соленого теста;
  • основные приемы работы с соленым тестом;
  • название, назначение,правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов;
  • правила техники безопасности.

Должны уметь:

  • определять последовательность действий при выполнении работы;
  • лепить конусообразные формы;
  • лепить используя «защип» и «оттягивание»;
  • изготавливать объемные изображения людей и животных, передавая их простейшие движения.

 Уровни для наблюдения (мониторинг):по методике Е.Торренса

1 уровень. Ярко проявляется увлеченность лепкой. Владеет различными изобразительными материалами, развиты технические навыки изображения объектов с помощью пластилина, глины и теста, проявляет умение самостоятельно подбирать материал для создания образа. Достаточно развиты творческие способности.

2 уровень. Проявляет интерес. Технические навыки изображения объектов с помощью теста недостаточно сформированы. Отмечается стремление создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но задуманный художественный образ с помощью теста в полной мере передать не может. Недостаточно развиты творческие способности.

3 уровень. Не проявляет выраженного интереса к лепке с использованием соленого теста. Технические навыки использования теста для изображения объектов отсутствуют. Слабо развиты творческие способности. Полученные данные представлены в презентацииии.

Исследование уровня развития творческих способностей детей показало, что количество детей с первым уровнем развития творческих способностей 30% от общего числа дошкольников. Количество детей со вторым уровнем – 30%. Число детей, относящихся к третьему уровню преобладает и составил – 40%. Итак, уровень развития творческих способностей детей на начальном этапе работы можно охарактеризовать, как недостаточный. Для более эффективного развития творческих способностей и ручной умелости детей дошкольного возраста я использую технику «Тестопластика». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики

"Истоки способностей и дарований  детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше маст...

«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....

«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....

Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

Презентация "Развитие эмоционального благополучия детй старшего дошкольного возраста посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды"

Эмоции детей развиты слабо, они маловыразительны и однообразны. Степень выраженности тех или инных нарушений может быть различна,но в любом случае это сказывается на поведении ребенка. В своей работе ...

Презентация " «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» "

В презентации проиллюстрированы коллективные и индивидуальные  формы работы  на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....