Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

На сегодняшний день детей, имеющих проблему с неразвитой  или недостаточно развитой мелкой моторикой очень много. Как мы знаем  мелкая моторика рук взаимосвязана с развитием психический процессов у ребенка, особенно огромную роль играет в развитии речи. В своей работе по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет я использую пальчиковые игры, различные виды рисования, лепки, аппликации, так же  провожу мастер классы, лекции по развитии мелкой моторики и ее взаимосвязи с психическими процессами ребенка  для родителей. Работа по развитию моторики обязательно должна быть систематичной, комплексной и с участием не только педагогического состава дошкольного учреждения, но и родителей тоже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Яговкина Ю.В.

воспитатель

Сухомлинский В.А. писал: «… истоки способностей, и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика рук взаимосвязана с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координация), воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью, речью.

Огромную роль развитая мелкая моторика играет в развитии речи ребенка. Невропатолог и психиатр Бехтерев В.М. писал, что движения руки всегда тесно связаны с речью и способствовали ее развитию [5, с.103].

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированных тонких движений пальцев рук. Следовательно, если идет отставание в развитии движений рук, то задерживается и речевое развитие.

Доктор медицинских наук профессор-физиолог Кольцова М.М. считает, что есть основания рассматривать кисти рук как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Ее исследования доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствует развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие сенсорной и моторной сторон речи [3, c. 116].

Выготский Л.С. писал, что моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального  дефекта [1, с. 14].

Сегодня многие практикующие педагоги отмечают, что у большинства детей мелкая моторика развита недостаточно. Начинать развивать мелкую моторику необходимо уже в младенческом возрасте. Но, к большому сожалению, многие родители не уделяют должного внимания данному вопросу и с ребенком не занимаются. Чтобы облегчить себе задачу родители часто выбирают обувь с липучками, кофты на молнии. И не принимают во внимание, насколько, полезно для развития мелких движений пальцев рук ребенка было бы, если ребенок учился завязывать шнурки на ботиночках и застегивать пуговки на кофте. В результате неразвитая мелкая моторика пальцев рук приводит к тому, что дети на первом этапе обучения в школе сталкиваются с множеством трудностей: быстро устает рука при письме, не получается правильно написать букву.

В процессе занятий по развитию мелкой моторики я не только занимаюсь развитием и укреплением мелкой мускулатуры пальцев рук, развитием зрительно-двигательной координации, но и развитием коммуникативных навыков, познавательной деятельности, а также  обогащением игровой деятельности. Работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематично, последовательно, используя разнообразную наглядность, следить за тем, чтобы  усвоение новых приемов и упражнений у детей было осознанно и проходило активно. Кроме того, важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

На начало года  дети средней группы (4-5 лет) испытывали сложности в выполнении упражнений по рисованию, лепке, аппликации. Больше половины детей группы совсем не умела пользоваться ножницами, кроме того, они испытывали сложность в обращении с карандашом, пластилином, кистью и красками, с приклеиванием деталей из цветной бумаги или картона на занятиях по аппликации. Также у детей отмечались сложности в навыках самообслуживания. Некоторые дети не могли помыть руки, испытывали сложности в обращении с ложкой и не умели одеваться.

В своей работе я использую различные виды деятельности для развития мелкой моторики. Большую роль для развития моторики играют пальчиковые упражнения. Я использую следующие виды упражнений:

  • Упражнения с предметом (игры с прищепками, скрепками, крупой, воображаемым предметом, мячиками и многими другими предметами).
  • Показ загадок с помощью пальчиков (ребенку загадывается загадка, которую он должен изобразить пальчиками, а остальные дети отгадывают).
  • Показ статичных фигур (флажок, дудочка, молоток и другие).
  • Рассказ с помощью пальцев рук сказок, стихов.
  • Изображение животных на тени с помощью пальцев.

Очень важно вызвать и поддерживать у детей интерес к данному виду деятельности и проводить все упражнения в игровой форме. Каждое задание нужно объяснять и показывать детям для лучшего усвоения и дальнейшего воспроизведения.

Пальчиковые игры и упражнения способствуют не только развитию мелкой моторики, но и речи, памяти, фантазии, внимания, мимики детей и учат общению. Необходимо включать упражнения на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях, а так же в утреннюю гимнастику.Это способствует развитию координации мелких движений пальцев руки, закреплению связи между словом и действием, активизации работоспособности головного мозга, профилактике утомляемости, совершенствованию психических функций.

Решая проблему по развитию мелкой моторики посредством продуктивной деятельности я использую следующие методы: лепка (комбинированный и конструктивный вид, с помощью жгутиков, с помощью размазывания, с помощью нанесения рисунка, модульная и др.), рисование традиционное и с использованием нетрадиционных форм (с помощью свечи и воска, рисование способами «набрызг» и «тычка», отпечатки руки, и др.) аппликации.Все задания я подбираю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В результате проделанной работы за год видна динамика в росте развития у детей мелкой моторики. Дети лучше и увереннее держат кисть и карандаш в руке, улучшились навыки работы с ножницами, легче справляются с заданиями по лепке. Также можно отметить, что полученные навыки способствовали формированию и развитию интереса у детей к занятиям по рисованию, аппликации и лепке, это связано с тем, что им намного легче стало справляться с заданиями. Немаловажным достижением является то, что у детей значительно расширился активный словарный запас. Им стало проще излагать свои мысли и общаться друг с другом. Добиться высокого уровня за один год я считаю сложно, поэтому в решении данной проблемы необходима систематичность, комплексность и работа не только воспитателей, логопедов, дефектологов, но и родителей. К большому сожалению, многие современные родители не находят времени и желания заниматься с ребенком. Поэтому очень важно проводить работу с родителями о роли мелкой моторики в интеллектуальном, психофизическом развитии ребенка, а также о вариантах пальчиковых игр и упражнений. В своей работе я использую различные формы взаимодействия с родителями: лекции, открытые занятия, мастер-классы, размещение информации на стендах и на сайте группы и другие. Использование такого многообразия форм работы необходимо для того, чтобы родители осознавали, насколько данная тема актуальна, а также научились различным видам деятельности, которые способствуют развитию мелкой моторики у их детей.

В самом начале учебного года я предлагаю родителям встречу в форме круглого стола, на которой мы обсуждаем актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. В дальнейшем я провожу с родителями ряд мастер-классов на различные темы: «Играем пальчиками»; «Аппликация из круп и ниток», «Нетрадиционные техники рисования»; «Виды лепки» и другие. На этих встречах я знакомлю родителей с  различным видами работы с привычными и нетрадиционными материалами, которые они смогут использовать дома, занимаясь со своими детьми, а также показываю, насколько эти занятия могут быть разнообразны.

Многолетние исследования доказали, что только целенаправленное обучение развивает все виды детской деятельности. Маленький ребенок познает мир в движении, стало быть, чем точнее и разнообразнее движения, тем глубже понимание им окружающего мира.

Список литературы

  1. Выгодский Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учеб.для вузов. Специальная литература / Л.С. Выгодский. -Спб.: Лань, 2003.- 656 с.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева  Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание[Текст]: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта /Е.А Екжанова,  Е.А. Стребелева .- М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
  3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка[Текст]/ М.М. Кольцова. -М., 1973. -193 с.
  4. Новиковская О. 1000 забавных пальчиковых игр[Текст]/ О. Новиковская. Изд. Астрель, Сова, ВКТ, 2010.-224с.
  5. Развивающие игры с малышами до трех лет [Текст]/Сост. Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 1998.-103с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...