Первые ступеньки в лепке.
консультация по аппликации, лепке на тему

Бердникова Татьяна Николаевна

Создание условий педагогом  для поэтапного  формирования начальных навыков в лепке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация13.91 КБ

Предварительный просмотр:

Первые ступеньки в лепке.

Знакомство. Пусть ребёнок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему глину и пластилин.  Ничего не показывайте и не навязывайте, чтобы он делал всё сам, движимый естественным любопытством.

Первое открытие. Это какой-то очень интересный материал, который легко, без больших усилий изменяется, оказывается, он очень «послушный» и отзывается на любое движение рук, на нём остаются следы прикосновений. Можно обогатить опыт ребёнка, если расширить границы этого открытия. Дайте ему действовать с различными материалами. Он убедится, что некоторые из них – тесто, мягкий снег, влажный песок, жевательная резинка – обладают таким  же свойством, как глина и пластилин. их можно изменить по своему желанию, придав другую форму. В то же время многие другие материалы – сухой песок или снег, манка, мука  не имеют форму вне  какого-либо сосуда. Им невозможно придать форму  с помощью рук.

Старшим детям желательно объяснить, что те или иные свойства материалов зависят от особенностей их строения, что все вещества и материалы состоят  из мелких частичек (таких, например, как песчинки, или крупинки). В одних материалах частички связаны между собой, а в других не. Некоторые материалы, поэтому одни материалы пластичны и сохраняют форму, хотя бы в виде комка, а другие сыпучие и бесформенные.  Некоторые материалы  могут изменять свои свойства, что связано с изменением их состава. Так если в сухой рассыпчатый песок добавить воды, то из него  можно легко сделать куличики и или другие формочки и даже соорудить крепость или создать скульптуру. Объясняется такое превращение просто: вода соединила песчинки между собой.

Экспериментирование. Ребёнок осваивает пластические материалы и делает  новые «открытия» теперь он исследует не только свойства, но и сферу своих возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек глины или пластилина, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять  или расплющить, или скатать или вытянуть, или сделать что-нибудь ещё. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или дощечке. На нём можно что-нибудь, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет.

В экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами  на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.

Ассоциации. В какой - то момент у ребёнка возникают ассоциации: «Похоже на змею», «Ой, как будто телефон», «Посмотрите, у меня лодка получилась», «Как плюшка» и т.д. Если он не начинает фантазировать на темы форм, возникающих в его руках, помогите заменить сходство с чем-либо из реального мира. Мягко и очень заинтересовано задайте вопрос: «Что у тебя получилось?» или на что похоже? Предложите несколько своих версий.

Переход к изображению. Отпечатки ног на снегу и песке дают ребёнку первое наглядное представление о том, что некоторые вещества и материалы могут сохранить образ как определённую информацию. Вспомните блуждения Винни-Пуха и Пятачка по собственным следам в поисках ответа на вопрос «Кто же здесь бродил? Страшный он или не очень?», Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник (оставил этот след). «Следы» различных материалов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если её вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками?  А если процарапать брусок  пластилина или комок глины?

Отпечатки разных предметов – пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек – вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что же это такое?», «На что похоже?», «Чем ещё можно оставить» такой «след»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие. "Первые ступеньки нравственности. Символы России".

Данная работа направленна на приобретение четких представленний о государственных символах России.Углубление представления о России.Обогащение экспрессивного словаря прилагательными.Развитие диалогиче...

"Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста - первая ступенька на пути формирования толерантного сознания"

Программа направлена на формирование толерантности у детей дошкольного возраста, т.е. регулирование взаимоотношений детей, воспитание нравственного отношения к другому, формирование гуманных способов ...

Консультация для родителей «Первые ступеньки на пути изобразительной деятельности»

Консультация для родителей «Первые ступеньки на пути изобразительной деятельности»...

Первая ступенька к ЗОЖ – формирование гигиенических навыков

Важность формирования гигиенических навыков представлена в данном материале....

Имитационная игра к мастер-классу "Реализация проекта "Первые ступеньки ГТО""

Тематическая викторина – как одна из игровых педагогических технологий, включающая большую группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме игры....

Буклет "Первые ступеньки в лепке"

Сегодня пластилинография ярко используется в детском саду. Ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.Для занятий понадобится...