Открытое занятие. "Первые ступеньки нравственности. Символы России".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Горлова Татьяна Ивановна

Данная работа направленна на приобретение четких представленний о государственных символах России.
Углубление представления о России.
Обогащение экспрессивного словаря прилагательными.
Развитие диалогической речи, речевого слуха, координации речи с движением, развитие эмоционально - патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanitie_dokument_microsoft_word.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Начальная школа – детский сад «Сказка»

Открытое занятие

На тему «Первые ступеньки нравственности. Символы России».

(старшая группа)

                                         Горлова Т. И.

                                                учитель – логопед

                                                              высшей квалификационной

                                  категории

с. Дивное

2010


Коррекционно-образовательные цели.
Приобретение четких представлений о государственных символах России.
Углубление представлений о России. Активизация и актуализация словаря.
Совершенствование навыка анализа предложения. Обогащение экспрессивного словаря прилагательными.
Коррекционно – развивающие цели.
Развитие диалогической речи, речевого слуха, координации речи с движением, развитие эмоционально- патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству.
Коррекционно –воспитательные цели.
Воспитание познавательного интереса и уважения к символам России,
воспитание у детей интереса к природе родной страны, желание больше узнать о ней.
Предварительная работа.
Рассматривание карты России, глобуса. Беседа о гербе и флаге.
Разучивание хороводной игры «Ай , да береза».
Толкование и разучивание пословиц о хлебе.
Беседа о природе и жизни людей на Севере.


Ход занятия.

Логопед. Ребята сегодня в детский сад пришла посылка. Но на посылке есть указание: если правильно ответите на вопросы, посылка раскроет свой секрет.
1 вопрос. Как называется наша Родина?
Дети. Россия.
2 вопрос. Назовите главный город нашей страны?
Дети. Москва.
3 вопрос. Кто управляет нашей страной?
Дети. Президент.
Логопед. Ребята, вы правильно ответили на все вопросы, попробуем открыть посылку. Что же здесь лежит.
Дети. Глобус.
Логопед. Глобус-это земной шар в очень-очень маленьких размерах. Наша земля крутиться вокруг своей оси.
Смотрите на глобусе мы видим моря, горы, реки, города, страны.
Давайте найдем на глобусе, где наша Россия. Вот она (показываю).
Как же лучше рассмотреть нашу родину?
Давайте посмотрим на карту, здесь увидим мы много интересного.
Какая карта у нас разноцветная. (показываю карту)
Логопед. Какие цвета мы видим на карте? (показываю указкой)
Дети: белый, синий, коричневый, желтый.
Логопед. Цвета на карте обозначают природу. Что в природе бывает белого цвета? Что в природе бывает зеленого цвета? Что обозначают синим цветом?
Логопед. Коричневым цветом обозначают горы. Желтым- степи.
Логопед. Так что же есть в России?
Дети: леса, горы, реки, моря, степи.
Логопед. Ребята, давайте отправимся в путешествие по нашей стране с севера на юг. Чтобы проехать нашу страну на поезде с запада на восток, нужно ехать целую неделю, с севера на юг чуть меньше. Как же нам сэкономить время в пути?
Логопед. Вот что я придумала. Нам поможет ковер – самолет. Дети становятся на него, руки в стороны и под музыку летят. Самолет идет на посадку.

Дети приседают, закрывают глазки.

Логопед. Выходим из самолета.
Вот просторы Крайнего Севера. Ребята пошел снег, налетела метель и все краски исчезли на карте. Нам нужно восстановить ее.

Логопед. Здесь лежат разного цвета полоски, как вы думаете каким цветом обозначить север?
Дети. Белым.
(прикрепляем белую полоску)
Логопед. А почему белым?
Дети. Здесь, холодная, длинная зима и короткое лето.
Логопед. Какие животные здесь живут?
Дети. Белые медведи, моржи, тюлени…
Логопед. Найдите среди зверей, животных Севера и поместите их на льдины.
А еще здесь какого животного нет?
Кто догадался?
Дети. Оленя не хватает.
Логопед. (показывает его). И обращаю внимание на карту.
Зачем жители севера разводят оленей?
Дети. Они дают человеку мясо и теплую шерсть. Они заменяют человеку лошадь и машину.
Логопед. На севере растет мох. (показываю).
Потрогайте его. Какой он?
Это любимая пища оленей.
Как называют людей, которые ухаживают за оленями?
Дети. Оленеводы.
Логопед. Лето здесь короткое, а зима холодная, поэтому деревьев, цветов, трав очень, очень мало.
Чтобы нам не замерзнуть здесь, давайте отправляться в путешествие дальше.
Логопед. Дети становитесь на ковер – самолет (под музыку летим). Самолет идет на посадку. Дети приседают, глазки закрывают. Выходим из самолета.
Логопед. Дети куда мы прилетели?
Дети. В лес.
Логопед. А на карте каким цветом обозначают леса?
Дети. зеленым.
Логопед. Правильно, дети, ниже Севера находится зона лесов.
Логопед. Найдите нужную полоску и прикрепите к карте.
А какие деревья растут в лесу?
Дети. Ели, сосны.
Логопед. Как назвать одним словом ель, сосну и пихту?
Дети. Хвойные деревья.
Логопед. Как назвать одним словом дуб, березу, иву и рябину?
Дети. Лиственные деревья.
Логопед. В лесу растет много деревьев. Определите на карточке какие деревья лиственные, а какие хвойные. Помогут вам значки. Листок – значок, который обозначает лиственное дерево, хвоинка – обозначает хвойное дерево. Возьмите по фломастеру и проведите линии.
Логопед. Умницы ребята! Все справились с заданием.
Логопед. Ребята посмотрите, что это за дерево?
Дети. Береза.
Логопед. Чем отличается береза от других деревьев?
Дети. Белым стволом, зелеными сережками.
Логопед. береза не только красивое дерево, но и полезное.
люди любят березу, за березовый сок, дающий бодрость и силу, за березовые почки и веники, сохраняющие здоровье. О березе сложено много стихов, песен.
Вот поэтому береза является символом красоты русской природы.

Логопед. Предлагаю в круг всем встать, у березки станцевать.
(Хоровод «Ай да береза»)
Логопед. Наше путешествие продолжается. Становитесь на ковер – самолет. Самолет идет на посадку. Дети приседают, глазки закрывают.
Выходим из самолета.
Логопед. А теперь посмотрим вперед и скажите, что же перед нами желтого цвета.
Дети. Это поле пшеницы.
Логопед. А пшеница растет в степной зоне. Давайте дальше восстановим карту. Как вы думаете, каким цветом обозначают нашу степь?
Дети. Желтым. (прикрепите полоску)
Мы с вами живем в степной зоне.  В нашем крае большие поля, на которых выращивают пшеницу. Какой это большой труд. У меня здесь перепутались картинку. А теперь выложите их, что сначала, а что потом.
Логопед. Я беру первую картинку, трактор с плугом. Сначала пашут, а что потом….
Игра «Что сначала, а что потом?»

Логопед. Посмотрите, ребята, какой большой труд, чтобы вырастить хлеб.
Логопед. А какие пословицы о хлебе вы знаете?
Дети.

  1. Хлеб – всему голова
  2. Хлеб да соль и обед пошел
  3. Худ обед когда хлеба нет
  4. Хлеб бросать, силу терять

Логопед. Дети в России всегда хлебом, солью встречали дорогих, уважаемых, долгожданных гостей.
(показываю на рушнике хлеб).
Логопед. А какого цвета не хватает?
Дети. Коричневого.
(прикрепляем полоску).
Логопед. А на границе степей. Выше темных туч. Цепи гор стоят великанами. (показывают горы)
Логопед. Вот и проехали мы с вами с севера на юг, увидели всю нашу страну. (показываю указкой на карте).
Логопед. Дети, какая она?
Дети. Большая, красивая, великая, богатая, необъятная, разноцветная, удивительная, могучая, любимая.
(садитесь на стульчики)
Логопед. У каждого из вас есть имя, Фамилия.
у России есть тоже отличительные знаки, символы. Это флаг, герб, гимн.
Логопед. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
Дети. Из белого, синего, красного.
Логопед.

Белый цвет – означает цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни  на кого не нападает.
Синий цвет – означает веру и правду.

Красный цвет – цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.

Логопед. Возьмите конверты и составьте флаг России.
Логопед. У флага какого цвета верхняя полоска? А средняя полоска?
Логопед. Что такое гимн?
Дети. Это главная песня нашей страны.
Логопед. Он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране. Гимн полагается слушать стоя. Вот и мы с вами встанем и послушаем начало Гимна. (звучит гимн)
Логопед. Символ который состоит и двуглавого орла, а в середине находится Георгий Победоносец – это герб.
Логопед. Так какие же главные символы страны?
Дети. Флаг, герб, гимн.
Логопед. Как называется наше село, где вы живете?
Дети. Дивное.
Логопед. Дивное – это наша малая родина.

Логопед. А какое наше Дивное?
Дети. Большое, красивое, зеленое.
Логопед. Послушайте внимательно предложение.
Наше село Дивное очень красивое.
Логопед. Сколько слов в этом предложении?
Дети. Пять слов.
Логопед. Составьте схему предложения.



Назовите первое слово?
Дети. Наше.
-А почему вы положили полоску с высоким уголком?
Дети. Потому что первое слово в предложении пишется с большой буквы.
- 2 слово?
-3 слово?
-А почему третье слово с высоким уголком? И т. д.

Логопед. Молодцы ребята, справились с заданием.
Это было очень трудное задание.
Логопед. Ну, а теперь посмотрим, Что же еще есть в посылке.
Дети. Мяч.
Логопед. Посмотрите, какой красивый мяч прислали нам в посылке.
Давайте с ним поиграем, становитесь впереди меня.
-Я задаю вопросы и бросаю мяч, вы отвечаете и возвращаете мяч мне.

  1. Как называется наша родина?
  2. Сколько цветов у российского флага?
  3. Что такое Гимн?
  4. Как называют жителей России?
  5. Какое дерево является символом России?
  6. Что изображено на гербе России?
  7. Как называется малая Родина?

Итог занятия. Где же побывали мы сегодня? (на севере, на юге, в лесу, в степи). Где понравилось вам больше всего?

Дети, сегодня я хочу подарить вам шары цвета флага России и вот этого белого голубя, он является символом мира для всех стран.

Белый голубь несет чистоту, доброту, светлый мир.
Сегодня на прогулке, привяжите голубя к шарикам, отпустите его в свободном полете. И пусть он парит в небе России, как символ мира на всей земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия. Первый год обучения

План открытого занятия по английскому языку. Первый год обучения. Можно использовать как итоговое занятие по теме "Животные"...

Открытое занятие к МО "Государственные символы России"

В предложенном конспекте занятия представлен материал для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с государственными символами России и символами Алтайского края...

Конспект открытого занятия первой младшей группы. Чтение художественной литературы сказка Л.Н.Толстого "Три медведя". Миски для медведя.

Познакомить детей содержание сказки; развивать память, активизировать речь.Упражнять детей в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить делать углубл...

Конспект открытого занятия "Первые весенние цветы" для детей от 3 до 4 лет (2021 год).

Конспект  по ознакомлению с окружающим на  тему: «Первые весенние цветы»  для детей  3 – 4 лет....