Открытое занятие к МО "Государственные символы России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

В предложенном конспекте занятия представлен материал для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с государственными символами России и символами Алтайского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Нижне – Суетский детский сад «Голубок»»

Конспект

ООД по духовно - нравственному воспитанию

в подготовительной группе

«Государственные символы России»

Методическое объединение

«Дошкольное детство – как важнейший период становления

духовно – нравственных основ ребёнка».

Воспитатель: Божко О.А.

2017 г.

                                                                                                             

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: организованная образовательная деятельность

Возрастная группа: подготовительная

Интеграция образовательной деятельности:познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-эстетическое развитие.

Тема:«Государственные символы России »

Цель:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Программное содержание

Образовательные задачи:

Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и ее столицу. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; их особенностях.

Развивающие:

Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства. Развивать патриотические чувства, любовь к Родине.

Воспитательные:

Уважительно относиться к символике нашей страны.

Предварительная работа:

Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий  по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседа о дружбе; чтение художественной  и исторической литературы о России.

Словарная  работа:

Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.

Материалы и оборудование:

Географическая карта России, глобус, иллюстрации природы, изображение символики России, cимволов Алтайского края, флагов  других государств, материал для дидактическая игра «Собери герб и флаг России»,  аудиозапись гимна Российской федерации .

Ход деятельности

Ребята, мы свами живем в самой прекрасной, в самой большой стране. Наша страна нам очень родная. Страна не только природа, города и села, в которых живут люди. Страна – это государство, со своими традициями, и правительством.

Воспитатель читает стихотворение (Я. Абидова«Мать Земля»).

- Скажи мне, как правильно землю назвать?

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей: «Родная!».

Земля – наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик и ты…

Воспитатель:

- Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём?

(Ответы детей).

-Россия, какое красивое слово! Здесь слышится и роса, и сила, и синие просторы. Россия – это край, где мы родились и живём. Это наш дом, это всё то, что нас окружает. Мы знаем стихи о России.

Стихи:

1.Россия – как из песни строки,

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье – русая душа!

2.Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

3.Люблю за то, что понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то. Что называю

Одним широким словом – Русь!

-Много сложено пословиц и поговорок о Родине, давайте вспомним их.

Пословицы:

1.Родина любимая – что мать родимая.

2.Жить – Родине служить.

3.Родина – мать, умей за неё постоять.

4.Человек без Родины, что соловей без песни.

- А какие страны вы знаете?

(Ответы детей).

Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт»

Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран.

Воспитатель задает вопрос, дети отвечают.

 Кто живёт в Америке? - Американцы. Кто живёт в России? – Россияне и т.д.

А теперь наоборот, я называю жителей страны, а вы – страну.

Американцы – Америка, Китайцы – Китай и т.д.

Ребята, посмотрите,  у нас с вами глобус  и карта России.
На глобусе  видны страны. Все они разного цвета. Чёрные точки – это города. Видите, страна на карте огромная, а город – маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица.
- Как называется столица нашего государства?
(Ответы детей).

Кто может показать на глобусе, где находится  наша страна Россия. А сейчас посмотрим на карту России, где находится столица нашей Родины Москва?

Ребята,  в Москве в столице нашей Родины работают правительство Российской Федерации и наш президент.
Как зовут президента РФ?
- каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
- Что это за символы?
(флаг, герб и гимн).
- У России тоже есть государственные символы, и сегодня мы поговорим о них.
Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).
Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета
ввёл царь Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
- Вспомните, что означает белый цвет флага? – (ответы детей), (
мир и чистоту совести).
- Что означает синий цвет флага?- (ответы детей), (
верность и правду).
- Что означает красный цвет флага?- (ответы детей), (мужество и отвагу).
- А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?).
- Так какие же люди живут в России?
(
Ответы детей: миролюбивые, верные, правдивые, мужественные, отважные).
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?- (ответы детей).

 

Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ.

 Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

- Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня. Что это за песня?- (ответыдетей), (гимн).
- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны?
(Дети приводят примеры).
- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написал  А. Александров.
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей).
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей).

Физкультминутка

Мы разминку начинаем

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх

Отдохнем спина у всех.

Начинаем приседанья 1,2,3,4,5

А теперь 3 раза нужно,

Как лягушки проскакать

(Повтор 4 строк).

А теперь, ребята
- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?

-Орёл на гербе обозначает силу , значит, наше государство сильное и непобедимое. Орёл на гербе появился со времён князя Ивана Третьего.
- Почему у него две головы?

-Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.

-А как вы думаете. Что обозначает корона?

-Корона обозначает, что Россия живёт по своим законам, а охраняет закон царь (т.к. раньше государством правил царь).
-Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла
? (щит).
- Кто изображён на щите? (
всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как
покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (ответы детей).
- Чем всегда заканчиваются эти сказки? (ответы детей).
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

Дидактическая игра «Собери герб, флаг России» 

Так зачем же, ребята, нужны символы страны? (Ответы детей).
Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
Наша группа – это тоже большая семья
.
Какие у нас дети? (Ответы детей).
Ребята,  посмотрите на карту России , здесь расположен наш Алтайский край.

Это символы Алтайского края – флаг и герб.

Флаг Алтайского края установлен законом Алтайского края от 6 июля 2000 года «О флаге Алтайского края». Он представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с полосой синего цвета у древка во всю ширину флага и стилизованным изображением на этой полосе колоса желтого цвета как символа сельского хозяйства - ведущей отрасли экономики Алтайского края. В центре флага воспроизведено изображение герба Алтайского края.

Характеризуя цвета флага, следует иметь ввиду, что как самостоятельное административно-территориальное образование Алтайский край был создан в составе РСФСР в 1937 году.

Герб Алтайского края установлен законом Алтайского края от 1 июня 2000 года «О гербе Алтайского края». Он представляет собой щит французской геральдической формы, основание которого равно восьми девятым высоты, с выступающим в середине нижней части щита острием. Нижние углы щита закруглены. Щит разделен горизонтальной полосой на две равные части. В верхней половине щита на лазоревом фоне, символизирующем величие, изображена дымящаяся доменная печь 18 века как отражение исторического прошлого Алтайского края. В нижней части щита на красном (червленом) фоне, символизирующем достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение колыванской «Царицы ваз» (яшма с преобладанием зеленого цвета), хранящаяся в Государственном Эрмитаже. Щит обрамлен венком из золотых колосьев пшеницы, олицетворяющих сельское хозяйство как ведущую отрасль экономики Алтайского края. Венок перевит лазоревой лентой.

Итог занятия: Дети, о чём мы говорили на нашем занятии?

( Ответы детей)

Песня «Россия»

Список используемой литературы:

Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Воронеж 2014

Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы.

ИТД «Корифей» 2007

Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Москва 2010

Меремьянина О.Р. Давайте сохраним…Барнаул 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект открытого занятия “Пасхальные яйца – символ весеннего Солнца!”

Цели:~       познакомить с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца, с историей и особенностями этого древнего искусства;~       ...

занятие "Белая берёза - символ России"

познавательное занятие  для старшей группы...

Конспект открытого занятия "Кукла Матрёшка -символ России"

Матрешка – уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским самоваром является  символом нашей страны, России....

Занятие на тему "Символы России"

Воспитание любви к родной стране, обогащение знаний о государственных символах, расширение кругозора....

Конспект занятия "Познание" Государственные символы России"

Конспект занятия представлен для детей старшей группы....

Конспект занятия Белая береза- символ России

Ознакомление детей с одним из символов нашей Родины – березой, показать красоту, значение березы в жизни человека с помощью художественного творчества, поэтического и музыкального искусства....

Занятие "Коллекция народных символов России"

Конспект занятия с использованием техник сторителлинга и коллаборациив группе общеразвивающей направленности  для детей от 5 до 6 лет...