Занятие "Коллекция народных символов России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хорунова Елена Петровна

Конспект занятия с использованием техник сторителлинга и коллаборации

в группе общеразвивающей направленности  для детей от 5 до 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_simvoly_rossii.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Коллекция народных символов России»

Цель: Знакомство с неофициальными символами России: берёза, ромашка, матрёшка

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с почтовой открыткой;

-закрепить представления детей о государственных символах России (герб, флаг, гимн).

- познакомить с неофициальными символами России: матрешкой, ромашкой, березой;

- продолжать учить вести диалог с воспитателем, слушать, понимать заданный вопрос, отвечать на него;

- обогащать словарь детей по теме;

- закреплять умение группировать предметы по определенному признаку.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес и познавательно-исследовательскую деятельность 

- развивать игровую деятельность детей через знакомство с народными играми.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну;

 - воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

 

Расширять и активизировать словарный запас: коллекция, коллекционер, почтовая открытка, почтовый ящик, государственные символы, народные неофициальные символы, легенда, лучина, фруктовый, ягодный, клубничный.

Приемы руководства деятельностью детей при проведении занятия:

  1. Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей: постановка проблемы, решение проблемной ситуации.
  2. Приемы активизации деятельности детей на занятии: создание развивающей предметно-пространственной среды, постановка проблемы, беседа, вопросы, выводы, музыкальное сопровождение.
  3. Приемы организации практической деятельности детей:  деление на группы, взаимопомощь, музыкальное сопровождение, использование разных видов изобразительной деятельности.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: постановка проблемы, вопросы, обращение к личному опыту, использование наглядного дидактического материала, загадывание загадок, чередование видов детской деятельности, игровой прием.
  5. Приемы оценки и самооценки: рефлексия, игра «Ты и я – команда».

Создание среды для организации и проведения занятия: колокольчик, коллекция открыток, почтовый ящик, Альбом с символами России, веточка, иллюстрация ромашкового поля, Панно и фигурки для рассказывания легенды, матрешки для игры, кисти, салфетки, клеенки, краски, лепестки ромашки, клей, пластилин, незаконченные изображения ромашки, матрешки, березы, поднос, баранки, сушки.

Виды детской деятельности на занятии:

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская

Игровая.

Восприятие художественной литературы.

Изобразительная

Музыкальная

Двигательная

Ожидаемые результаты:

- имеют представление о назначении почтовой открытки;

- знают государственные символы России;

- сформировано представление о неофициальных символах России;

- могут вести диалог с воспитателем, слушают, понимают заданный вопрос, отвечают на него;

- обогащен словарь по теме;

- умеют группировать предметы по определенному признаку;

- проявляют  познавательный интерес, и  развивается познавательно-исследовательская деятельность; 

- проявляют интерес народным играм;

- формируется чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну;

- проявляют самостоятельность, умеют работать в коллективе.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1. Ребенок активно участвует в беседе, в обсуждении, в совместной деятельности.

2. Проявляет самостоятельность.

3. Эмоционально реагирует.

4. Действует в коллективе.

                                       Интеграция образовательных областей.

Область

Интеграция

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Знакомство с коллекцией

Знакомство с почтовой открыткой

Государственные символы России

Рассказ о березе

Рассказ о ромашке

Знакомство с легендой

Рассказ о возникновении матрешки

Игра «Собери семью матрешек»

Задание узнать о других символах России

Развивать познавательный интерес и познавательно-исследовательскую деятельность 

Расширять представления детей о государственной символике российского государства

Расширять кругозор детей 

Познакомить детей  с истории возникновения русской матрешкой

Учить группировать предметы по определенному признаку

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность

Социально-коммуникативное развитие

Просьба о помощи.

Объединение в одну команду для достижения цели

Совместная деятельность

Самооценка – игра «Ты и я – команда»

Формировать умение сопереживать.

Сплотить группу и построить эффективное командное взаимодействие

Помочь осознать себя одной командой.

Речевое развитие

Беседа, вопросы.

Отгадывание загадок

Пальчиковая игра «Ромашка»

Продолжать учить вести диалог с воспитателем, слушать, понимать заданный вопрос, отвечать на него. Развивать устную речь детей (грамматический строй речи, произносительную сторону речи, диалогическую форму речи).

Содействовать развитию словесного творчества детей через приобщение к фольклору.

Развивать мелкую моторику и речь

Художественно-эстетическое развитие

Завершение изображений символов под музыку, используя разные виды деятельности.

Развивать творческие способности и активизировать мышление.

Физическое развитие

Русская народна игра «Веточка»

Пальчиковая игра «Ромашка»

Знакомить с народными играми. Формировать у обучающихся потребности в двигательной активности.

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук

                                                        План занятия

Вводная часть:                                                                                           3мин

1. Введение в тему:

    Альбом с открытками

2. Мотивация деятельности детей:

    Открытка с государственными символами России

3. Целеполагание

    Постановка проблемы – создать коллекцию символов России.

4. Проектирование решений проблемной ситуации:

    Узнать о неофициальных символах России.

Основная часть:                                                                                           18 мин

 5.Выполнение действий, направленных на достижение цели.                                                                                        

Актуализация ранее приобретенных знаний :                                                                                    

   Государственные символы России.

Добывание (сообщение и принятие) нового знания:

   Загадка про березу

   Народная игра «Веточка»

   Загадка про ромашку

   Рассказывание легенды (технология сторителлинг)

   Пальчиковая игра «Ромашка»

   Загадка про матрешку

   Игра «Собери семью матрешек»

Самостоятельная деятельность детей:

   Завершение изображений символов.

   

Заключительная часть:                                                                                4 мин

6.Анализ результатов деятельности:

   Сопоставление результата с целью

7. Подведение итогов:

   Оценка деятельности детей.

   Самооценка – игра «Ты и я - команда»

8.Определение перспективы дальнейшей деятельности.                                                                          

   Узнать о других символах России

Длительность занятия                                                                                   25 мин

                                   

Ход занятия.

Части занятия

Содержание

Области

Вводная часть:                                                                                          

1.Введение в тему.

2. Мотивация деятельности детей:

3. Целеполагание

4. Проектирование решений проблемной ситуации

Воспитатель созывает детей колокольчиком.

Колокольчик мой звони,

Всех ребяток в круг зови!

- Ребята, посмотрите какой у меня альбом.  Давайте посмотрим, что в нём находится (открытки).

Да, это почтовые открытки. Их выпускают для того, чтобы можно было  поздравить с праздниками: С Днем рождения,  с Новым годом, с 8 Марта. Сейчас люди часто поздравляют друг друга по телефону. Но можно купить на почте открытку, написать поздравление, адрес, куда ее надо переслать, или вложить в специальный конверт и положить в почтовый ящик на почте. Работники почты заберут открытку и направят по нужному адресу.

Как вы думаете, а почему их так много? (их собирали). А как можно назвать все эти открытки одним словом? (коллекция). Правильно, а как вы думаете, что ещё можно собирать или если правильно сказать - коллекционировать? (фантики, игрушки, пуговицы, машинки, ракушки, камни.).

Какие у вас дома есть коллекции? (скрепышей, динозавриков, приколышей) А вы знаете, как называют людей, которые собирают коллекции? Их называют коллекционерами.

Воспитатель обращает внимание на открытку с государственной символикой. - В коллекции есть интересная открытка. Что на ней изображено? (Флаг, герб) Да, государственные символы нашей Родины. Мы не раз о них говорили. А знаете ли вы, что есть народные символы России? И их очень много.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли создать коллекцию символов России.

Вот у меня есть альбом, государственные символы я уже вложила (показывает альбом) А как мы можем узнать про другие символы нашей Родины (посмотреть в компьютере, в книгах, спросить у взрослых, посмотреть телевизор, подумать самому)

Я вам помогу.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

  Основная часть. 5.Выполнение действий, направленных на достижение цели:                                                                                        

- Актуализация ранее приобретенных знаний .

- Добывание (сообщение и принятие) нового знания:

-Самостоятельная деятельность детей.

   

Давайте еще раз повторим, какие государственные символы нашей Родины вы знаете? (ответы детей).

Флаг, герб и гимн есть у каждого государства.

Но у нас в России есть еще и  народные, неофициальные символами, по которым люди узнают нашу страну, даже если они никогда в ней небыли.

Чтобы узнать первый символ, отгадайте загадку:

На ней висят, не свесив ножек

Четыре тысячи сережек,

А белый ствол не от мороза,

Зовут красавицу-

Дети: Береза.

Открывается первое окошко, в котором нарисована береза.

Береза любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой, про нее сочинили много стихов и песен. Русские люди считали березу счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро. Вокруг березы девушки водили хороводы.

Предлагаем и нам поиграть.

А какую народную игру мы знаем, в которую играли жители Южного Урала? («Веточка»)

Проводится русская народная хороводная игра «Веточка»

Считалкой выбирается «веточка»

Дети идут в центр, напевая:

Есть веточка на дереве,

Я ее сорву.

 Кому же ее отдать.

 Никому, никому — только другу дорогому.

Выбранный с веточкой танцует импровизированный танец.

Ещё одним символом России является цветок. Отгадайте, какой?

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают,

Бабочки любят их, любят букашки -

Эти цветочки зовутся (Ромашки)

Правильно (открывается следующее окошко).

Ромашка, это полевой цветок. Это очень красивый цветок. Издавна девушки собирали ромашки и плели из них венки, а ещё гадали, обрывая лепестки, говорили: любит, не любит, придёт, не придёт.

Но самое главное ромашка это лекарственное растение. Ее добавляют в чай, в состав мыла, кремов и даже в состав зубной пасты.

Настоем ромашки полощут рот, когда болит горло.

Вот какой волшебный цветок.

Посмотрите, как красиво выглядит ромашковое поле.

А вы знаете, почему ромашка является символом доброты? Я тоже не знала. Но однажды я нашла легенду о том, как появилась ромашка и поняла, почему ромашка стала символом доброты. Сейчас я вам ее расскажу (техника сторителлинга)

Жила на свете лесная Фея. Она была очень добрая, умела лечить людей и зверей. Полюбила Фея молодого пастуха. Прилетала она на луг, где он пас стадо, и слушала, как он играет на дудочке. Пастух увидел лесную Фею и тоже ее полюбил. Стали они встречаться каждый день, и Фея научила пастуха лечить людей цветами и травами. Стал пастух лечить людей. И брал за это большие деньги. Перестал приходить к Фее, пасти стадо, разбогател. А Фея ждала своего пастуха. Она плакала, ведь ей было обидно, что пастух забыл про нее, а где ее слезы падали, там вырастали  ромашки. И чем больше она плакала, тем меньше становилась. И потом совсем растаяла. А у пастуха пропал волшебный дар, он не мог уже лечить людей. И вспомнил тогда пастух о своей фее. Пришёл он на луг, где они всё время виделись, а Феи нет, только всё поле ромашками усыпано. Ромашки это слезы доброты

Вот такая красивая легенда. А теперь давайте немного отдохнем.

Пальчиковая игра "Ромашка-краса"
(Сначала работаем правой ручкой, затем — левой.)
Вот ромашка-краса,
А в ромашке роса.
Как из чашки, из ромашки
Будут пить росу букашки.
Божья коровка приползла, водички попила.
(Мизинчиком потёрли о большой пальчик этой же ручки.)
Приполз муравей — и ты попей.
(Безымянный пальчик потёрли о большой пальчик.)
Кузнечик скок-поскок — и тебе глоток.
(Средний пальчик потёрли о большой пальчик.)
Майский жук прилетал — всю водичку расплескал.
(Указательным пальчиком стучим по большому пальчику)

Следующим символом является предмет.

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -…

Открывается следующее окошко.

Правильно. Матрешка тоже считается символом России. Давным-давно (сто лет назад) родилась расписная матрешка. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин.  Назвали игрушку в честь девушки Матрены, которая работала в доме  у художника, она была добрая и красивая. Выглядела первая русская матрешка вот так (показ иллюстрации) Самая большая - первая - изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находились фигурки мальчика и девочек. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая - была младенцем, завернутым в пеленку. После появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному.

Ситуация выбора:

У меня много матрешек разных есть. Выбирайте себе любую и по команде необходимо собрать всю семью матрешек  одинаковых по цвету.

У нас получилось три семьи матрешек. У вас на столах картинки  с изображением народных символов. Но они не закончены. И мы сейчас все  объединимся в команду художников и закончим изображение. Если какая- то семья матрешек быстро справиться с заданием, то можно будет помочь другой семье закончить изображение.

 (Каждая семья матрешек определяет символ и вид деятельности: рисование, аппликация, пластилинография).

Дети под музыку завершают изображение символов.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Заключительная часть:                                                                                

6.Анализ результатов деятельности.

7. Подведение итогов.

8.Определение перспективы дальнейшей деятельности.                                                                          

- Вашим творческим работам надо подсохнуть, прежде чем мы их вложим в папку. А пока, давайте повторим, с какими народными неофициальными символами мы познакомились.

Вы все молодцы, работали хорошо, дружно. А почему у вас все так быстро получилось? По тому, что мы? (команда) Проводится игра на создание коллаборативной среды «Ты и я – команда»

«Ты и я команда!»
Дети берутся за руки и делают большой круг. Потихоньку маленькими шагами, ребята приближаются в центр и произносят слова «Ты и Я» и так до тех пор, пока не получится маленький круг и их плечи не коснутся друг друга и тогда дети все вместе произносят « Команда!».

- Ребята, у нас еще остались не открытые окошки, а это значит, что есть и другие народные символы России.

Даю вам задание, узнать какие и мы тогда дополним наш альбом.

Ой, а я ведь еще одну загадку приготовила и совсем забыла.

Выпускает жаркий пар,

Древний чайник … (Самовар)

Правильно! Это самовар! Он большой, пузатый, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья и пили горячий чай. К чаю всегда подавали мед, пироги, блины, да бублики.

Стук в дверь. Входит Марфуша.

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы (с поклоном)

Воспитатель: А я тебя узнала, ты Марфушечка – душечка из народной сказки «Морозко»

 - Какие вы статные да ладные. Как звать, тебя, красна девица? Как звать, тебя, добрый молодец? (ответы детей)

Я вот услышала про самовар.

Я тоже люблю чай пить. Я завариваю разный чай.

Если я положу в чай фрукты, какой получится чай? (фруктовый)

А если положу ягоды? (ягодный)

Если заварю с клубникой? (клубничный)

 А я как раз бараночки испекла, да сушки. Вот они - с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Молодец Марфуша, ты тепер не ленишсь. Давайте скажем Мафуше спасибо.

Приходи еще к нам в гости.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Государственные и народные символы России".

Воспитание чувства патриотизма через изучение символики России....

ПРОЕКТ "НАРОДНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ"

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО  НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.ВЫЗВАЛ ИНТЕРЕС У ДЕТЕЙ И СОЗДАЛ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ....

Презентация "Государственные и народные символы России"

Презентация на тему "Государственные и народные символы России" для детей подготовительной группы. ...

Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Государственные и народные символы России»

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию детей старшей группы детского сада....

методическая разработка "Государственные и народные символы России"

материал по нравственно патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Народные символы России"

Проект разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста. При реализации данного проекта дети познакомятся с такими не государственными символами, как  самовар, ложка деревянная, бере...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Государственные и народные символы России»

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи:- Формировать патриотические чувства: любви к семье,  к де...