Проект "Народные символы России"
проект (старшая группа)

Носова Надежда Анатольевна

Проект разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста. При реализации данного проекта дети познакомятся с такими не государственными символами, как  самовар, ложка деревянная, березка...

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №16»

НАРОДНЫЕ

СИМВОЛЫ

РОССИИ

C:\Documents and Settings\Сергей\Мои документы\Загрузки\йййййй.jpeg

ПРОЕКТ

ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Подготовила:

Носова Н.А.

г.Касимов, 2019

Паспорт проекта:

Вид проекта – краткосрочный.

Тип проекта  - информационно - практико –ориентированный, творческий.

По числу участников проекта – групповой.

Участники – дети старшей группы, родители, воспитатели.

Форма представления – видиопризентация.

Итоговый продукт деятельности: альбом «Народные символы»

Срок реализации проекта–март 2019г.

«Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

 какой ее ты в детстве увидал»

К. М. Симонов

Тема  проекта: «Народные символы России»

 Проблема:

Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране ни одного взрослого человека, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Большинство людей назовут флаг и герб. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, леса. Кому-то на ум придут сувениры: матрешки, самовары. Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя.

Мне стало интересно, а что ответят на данный вопрос дети? Смогут ли назвать какие- нибудь символы, предметы  с которыми у них  ассациируется  Россия?

Актуальность:

Без знания государственных символов невозможно говорить о гражданско-патриотическом воспитании. Отдавая почести символам государства, мы тем самым формируем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. 

Но помимо традиционных государственных  символов каждая страна имеет и ряд  национальных  символов,  которые являются специфическими, указывающими  на уникальность и самобытность  страны,  часто уходящие  корнями в национальную культуру (Красная площадь, матрешка, балалайка, деревянные ложки, самовар, лапти, русская тройка, белая береза  и др.)  

 И если человек является патриотом своей Родины, он обязан знать историю как официальных,  так и неофициальных символов.

Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство является самый благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.
В науке наблюдается тенденция возвращения к идеям К.Д Ушинского - народность,
приобщение к национальному,  как базе патриотического воспитания. Повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. (Е.А.Казаева, Е.К.Ревина, Л.А.Кондрыкинская).
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Гипотеза:  Знакомство дошкольников с неофициальной  символикой , будет способствовать  приобщению  к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа,  и позволит детям  увидеть себя потомками и наследниками России.


Цель:  Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства к  Родине, через ознакомление с неофициальной символикой, сформировавшейся  на основе исторических и природных  символах  России.

Задачи:

  1. Познакомить детей с неофициальными символами России

 (Красная площадь, матрешка, балалайка, деревянные ложки, самовар,  береза);

  1. Закрепить знания о государственной символике: герб, гимн, флаг;
  2. Уточнить понятие «символ» и его значением ;
  3. Способствовать развитию творческих способностей,  речи, памяти, внимания;
  4. Воспитывать любовь и уважение к национальной  культуре, интерес к русскому народному творчеству;
  5. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему Родины.
  6. Организовать сотрудничество с родителями.

Ожидаемый результат: За время реализации проекта планирую повысить познавательный интерес к культуре, истории  и природе родной страны у детей и родителей, побуждать к дальнейшему изучению данной темы вместе с родителями.

 Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми.

Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ по нравственно – патриотическому развитию.

План реализации  проекта:

1 этап - подготовительный

- Определение проблемы, постановка цели и задач

- Изучение литературы  и интернет ресурсов

- Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта

- Разработка планов-конспектов педагогических мероприятий по данной теме

- Подбор литературы и наглядного материала.

- Организация работы с родителями

2 этап – основной, организационно – практический

1 день:  Государственные символы РФ » (флаг, герб, гимн)

                «Красная площадь – народный символ России»

  • Беседа  «Москва – столица России»
  • Познавательное развитие:  НОД  «Государственная символика»
  • Конструктивно – модельная деятельность:  Красная площадь
  • Рассматривание альбома  «Достопримечательности Москвы»
  • Чтение худ. литературы: стихотворение И.Токмаковой «Красная площадь»
  • Строительная игра « Красная площадь и Кремль»

2 день:  «Люблю березу русскую»

  • Беседа  «Береза – символ России. Сокровище русской земли….»
  • Худ. – эстет. развитие: НОД  аппликация «Русская красавица»
  • Музыкальная деятельность: хоровод «Во поле береза стояла»
  • Чтение худ. литературы: стихотворения о березе (С.Есенин, И Агеева, И Наумова, Л.Коваляка)
  • Ознакомление с фольклором  о березе (приметы, пословицы)
  • Пальчиковая гимнастика « Березка»
  • Наблюдение за березой

  1. день: «Матрешка»
  • Беседа «Русские матрешки»
  • Рассматривание мини – выставки «Ах, матрешка хороша!»
  • Расскраска «Матрешки»
  • Худ. – эстет. развитие: НОД  лепка «Матрешка»
  • Музыкальная деятельность: танец «Русская матрешка»
  • Дидактическая игра  «Кто быстрее соберет матрешку»
  • Речевая игра  с движением «Матрешка, где ты?»
  • Подвижная игра «Шла Матрешка по дорожке»

       4 день: «Ложка деревянная да балалайка звонкая»

  • Беседа «Национальные музыкальные инструменты»
  • Худ. – эстет. развитие: НОД  декоративное рисование «Балалайка»
  • Прослушивание аудиозаписи: игра на балалайке «Уральская плясовая»
  • Ознакомление с фольклором о балалайки и ложках
  • Муз. игра «Угадай на чем играю?»
  • Мини – музей «Чудо – ложка»
  • Музыкальная деятельность: оркестр на ложках.

5день:  «Самовар»

  • Беседа «Самовар у нас начальник»
  • Познавательное развитие:  НОД  «Самовар – символ Руси»
  • Муз. игра «Самовар» под. музыку рус.нар.песни «На столике самовар»
  • Экскурсия в музей ДОУ «Дом вести не лапти плести»
  • Чаепитие с самоваром, баранками и сушками.

Работа с родителями:

Консультация « Народный символ»      

Совместный рисунок «Что для нас символ России»

Рекомендация: посетить музей «Русский самовар»

3 этап – заключительный

Создание плаката «Народные символы России глазами наших семей»

Альбом « Символы России»

Вывод:

В ходе реализации проекта дети приобрели знания о культуре, истории и природе родной страны. Закрепили сведения о государственной символике, узнали о том, что существует такое понятие, как негосударственная, народная символика. По словам родителей, данная информация их заинтересовала, дети постоянно спрашивали у родных знают ли они что символом России считается самовар, балалайка, береза…

Семьи  откликнулись на предложение создать в группе  альбом «Народная символика», который стал итогом коллективной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Презентация к занятию "Символы и нетрадиционные символы России"

Презентация к занятию по теме "Символы России"- традиционные и нетрадиционные....

Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развити...