Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Государственные и народные символы России»
план-конспект занятия (старшая группа)

Наружная Ольга Викторовна

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию детей старшей группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennye_simvoly_rossii.docx35.32 КБ
Файл gosudarstvennye_simvoly_rossii.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский зад №1                                                                                                                     Выборгского района Санкт-Петербурга

Непрерывная образовательная деятельность                                                                                                      с детьми старшего дошкольного возраста

«Государственные и народные символы России»

Используемые образовательные технологии: проблемно-игровая, технология интеллектуально-творческого развития детей, здоровьесберегающие технологии, мультимедийная презентация

Автор-составитель

Наружная О.В.

Воспитатель

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания о государственном гербе, флаге, гимне (цветовое расположение полос, символическое значение, правила поведения во время прослушивания гимна).
  • Закрепить  умение находить государственный флаг России среди  флагов других государств.
  • Познакомить с народными символами - березкой, ромашкой, матрешкой.
  • Знакомить с русскими национальными традициями,  народными играми, промыслами, одеждой, музыкальными инструментами.
  • Активизировать словарь по лексическим темам «Природа», «Одежда»,  «Русские народные промыслы», «Моя родина Россия», «Государственная символика России».
  • Формировать умение составлять рассказ по опорной схеме.

Развивающие задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук, графические навыки.
  • Внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эмоционально-положительный отклик на красоту русской природы, талант русского народа.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, интерес к русской народной культуре.
  • Развивать осознание принадлежности к своему народу.
  • Воспитывать интерес к народным подвижным играм, формировать умение взаимодействовать в команде.

Реализуемые образовательные области:

 ОО Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

ОО Социально-коммуникативное развитие

ОО Художественно-эстетическое развитие

ОО Речевое развитие

ОО Физическое развитие

Предварительная работа с детьми:  рассматривание карты, глобуса, прослушивание гимна России, музыкальных произведений, иллюстрации по теме «Моя родина Россия».

 Чтение художественной литературы: «Флаг России» В.Степанов, «Герб России» В.Степанов, «Россия» И.Ягликова, «Родина» З.Александрова, «Что мы Родиной зовем» В.Степанов, «Необъятная страна» В.Степанов, «Березка» А.Прокофьев, «Моя первая книга о России» Т.Коти, «Белоснежный символ России» Г.Ужегов, «Матрешка» З.Медведева; продуктивная деятельность «Я люблю свою страну» рисование, «Флаг России» аппликация, «Осень золотая» рисование, «Ярмарка игрушек» аппликация.

  Дидактические игры : «Собери  герб России»,  «Собери флаг России», «Деревья России», «Символы России», «Народные промыслы России»

Используемые материалы: географическая карта России, иллюстрации по теме «Моя родина Россия», «Государственные символы России», «Деревья России», «Народные промыслы России», «Цветы России», «Народные символы России», аудиозапись «Гимн России», песня «Родина моя» музыка Д.Ф.Тухманова, слова Р.Рождественского. Презентация « Наша родина Россия», изображение флагов различных государств, алгоритм составления рассказа по теме «Деревья», большая бумажная  ромашка с заданиями на лепестках, картинка с изображением поля ромашек.

 Шаблоны матрешек, краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход совместной деятельности.

Организационный момент.

Звучит песня «Родина моя» музыка Д.Ф.Тухманова, слова Р.Рождественского.                                Дети становятся в круг.

Приветствие.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте! друг другу».

Нам здороваться не лень,

Всем « Привет!» и  «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!!!

 

Воспитатель.                                                                                                                                                   - Ребята, на планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?

Дети. Россия.

Воспитатель.                                                                                                                                         Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. Кто может показать границы России?

Дети показывают на карте Россию.

Воспитатель.

- Страна наша необычайно красива!

-Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

«Россия»

Россия, Россия, Россия! –

Так Родину нашу зовут!

Ее  рассмотреть ты не сможешь

На карте за пару минут.

А если с Востока на Запад

Ты в долгий отправишься путь,

Тебе и недели не хватит

Просторы ее обогнуть.

На Севере льды подпирают,

На Юге -  пустыни, жара…

Раздольна  –  от края до края

Огромная наша страна.

В России, в России, в России

Березки гурьбою растут…

В России могучие реки

К морям свою воду несут…

В России, в России, в России

Огней городов череда…

Но образ деревни родимой

В тоскующем сердце всегда.

Над белым ромашковым полем

Малиновый слышится звон…

О доме родном он напомнит

Всем тем, кто в Россию влюблен.

В России, в России, в России

Хорошие люди живут:

Гостей хлебом с солью встречают;

Душевные песни поют…

В.В.Баронова

-Вот как много места занимает территория нашей Родины.

-Ребята, каждое государство имеет свои отличительные знаки-символы. Назовите государственные символы России (герб, гимн и флаг).

 Дети.  Герб, флаг, гимн

РАССМАТРИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ.

Воспитатель.

-Ребята, а как выглядит флаг России? (Это полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех полос разного цвета)

-Давайте вспомним, что обозначают эти цвета.

-Что бывает белое? (снег, облака, морская пена). Что обозначает белый цвет? (чистоту души)

-Что бывает синим? (реки, моря, небо) Что обозначает синий цвет? (верность)

-Что всегда бывает красным? (огонь, кровь) Что обозначает, что символизирует красный цвет? (силу, храбрость, мужество, отвагу)

Ребенок читает стихотворение.

Флаг России

Белый цвет – березка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

В.Степанов

Дидактическая игра «Флаги»

-А сейчас я предлагаю вам посмотреть на флаги других государств. Посмотрите и определите, где Российский флаг. И объясните свой выбор.

РАССМАТРИВАНИЕ ГЕРБА РОССИИ.

Воспитатель.

-Что изображено на гербе России? (золотой двуглавый орел)

-Посмотрите на герб, что еще вы можете рассказать про золотого двуглавого орла? (Одна голова орла смотрит на восток, а другая -   на запад. Над головой орла три короны. Одной лапой орел сжимает скипетр, а в другой лапе - держава золотой шар с крестом сверху. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сам орел на солнце).

-Что обозначает изображение орла на гербе? (Обозначает силу,  что наше государство сильное и непобедимое).

-А кто кроме двуглавого орла изображен на гербе? (Воин на белом как пена коне, а за спиной у воина развивается синий плащ. В одной руке воин сжимает копье, которым поражает страшного дракона).

-Как зовут этого воина? (Георгий Победоносец) Георгий Победоносец защищает нашу страну от всякого зла и Россия всегда побеждает своих врагов.

-Государственный герб России символизирует победу добра над злом.

-Ребята, а для чего нужен герб  государству? ( Чтобы отличить одно государство от другого. Чтобы отличить денежные знаки одной страны от денежных знаков другой страны. Герб изображен на пограничных столбах, стоящих вдоль границы, на печатях, на грамотах, на дипломах).

Ребенок читает стихотворение.

Герб России

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад,  на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый,  он и гордый.

Он -  России дух свободный.

В.Степанов

 Дидактическая игра « Собери герб России»

Дети собирают разрезанные на несколько частей картинки герба России.

Воспитатель.

-Ребята, а про какой государственный символ мы с вами еще не поговорили? (про гимн)

-А что такое гимн? (это главная песня страны)

-Гимн это величественная, торжественная песня. У каждого государства обязательно есть свой гимн. В каких случаях исполняется гимн? (в торжественных: при поднятии флага, при вручении наград, при встрече иностранных гостей)

-И сейчас мы с вами будем слушать гимн России. Что мы должны для этого сделать? (встать) -Почему?(Этим мы выражаем уважение к своей стране).

ПРОСЛУШИВАНИЕ ГИМНА.

Воспитатель.

-Ребята, мы с вами поговорили о государственной символике. А есть еще и народные символы.

-Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку. Березы-красавицы русского леса. Посмотрите, какие они стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Береза-это символ и гордость русского народа! О березе сложено много песен, стихов. Давайте вспомним стихотворение о березке.

Я - березка русская,

Зимой стою я грустная.

А летом  расцветаю

И листьями играю.

Когда придут морозы,

Все листики, как слезы,

На землю упадут,

А весной они  опять придут.

-Под русской березкой часто водили хороводы и играли в игры. Давайте и мы сейчас поиграем в русскую народную игру "Березка".

Динамическая пауза: хоровод «Березка»

За руки сейчас возьмемся, (идут хороводом, держась за руки)

Вокруг дерева пройдемся.

Как березка высока,  (поднимают руки вверх)

Как березонька тонка… (сужают круг, подходят к центру)

Если руки поднимаем, (встают на носки, руки поднимают вверх)

До макушки не достанем.

Ветки тонкие свисают, (опускают руки, наклоняются вперед)

Даже землю задевают.

Если ветер налетает,

То березоньку качает:  (наклоны вперед, назад, вправо, влево)

Вправо, влево, взад, вперед,

А потом наоборот.

Только солнце пригревает,  (скрещивают ладони с расставленными пальцами)

Листья крону покрывают.  (складывают ладони лодочкой и открывают их)

Запах листиков вдыхаем,  (делают вдох носом)

Ртом тихонько выдыхаем… (делают выдох ртом)

Как березоньку мы любим,

Никогда не позабудем!   (кланяются березке)

Даже в дальней стороне

Будет долго сниться мне.

Воспитатель.

-Ребята, береза приносит людям очень большую пользу.

-Вот это березовое полено. Люди топят печки,  и  у них в избе становится тепло.

-А еще давным-давно, когда не было электричества, вечерами зажигали березовые лучины для освещения. И в горнице становилось светло.

-А еще из бересты делают, плетут лапти (обувь), корзины плетут по грибы и по ягоды ходить.

-А это березовый веник. Он нужен в бане, чтобы париться, а в избе, чтобы пол подметать.

-Вот ребята, сколько пользы от нашей березки. Живет береза около 150 лет, высота дерева 20-25 метров.

- А сейчас дети, попробуйте сами  рассказывать о березке.

Составление рассказа «Березка» по опорным схемам.

Дети составляют рассказ по опорной схеме «Береза»

План

1.Что это?

2.Из каких частей состоит береза?

3.Какого цвета части березы?

4.Где растет береза?

5.Как используются древесина березы, береста?

6.Каковы лечебные свойства березы и ее частей?

7.В каких художественных, музыкальных произведениях упоминается береза? (Образ березы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке.)

8.Почему мы любим березу?

Воспитатель.

-Демонстрирует детям большую ромашку. Этот цветок символ нашей страны, как он называется? За что мы любим ромашку?

Дети.                                                                                                                                                                    -Ромашка. Мы любим ее, потому что ромашка – цветок скромный, солнечный, красивый. Это символ нашей страны.

Воспитатель.

- Правильно, дети, а еще ромашка - символ  Дня семьи, любви и верности, праздника,  который отмечают в России 8 июля. Как вы думаете, почему выбрали именно этот цветок?

Дети.                                                                                                                                                                -Потому что у этого цветка вокруг сердцевины находятся лепестки, он похож на солнце, или на дружную семью, которая собралась за столом.

Воспитатель.

-  Ребята, а у меня ромашка не обычная, посмотрите, на каждом лепестке – задание для вас.

 Дидактическая игра «Подбери родственные слова к слову семья»

Дети. Родственные слова: семейка, семейный, семьянин.

 Дидактическая игра: «Собери дружную семейку слов»

Дети. Семейка слов: дружба, дружить, дружок, дружный, друг, подруга, дружище, дружненько, дружественный, любовь, любить, любимый, любимая, влюбиться.

 Дидактическая игра: «Подбери родственные слова к слову Россия»

Дети. Родственные слова: российский, россиянин, россиянка.

 Дидактическая игра: «Ромашковое поле» (Посчитать ромашки, которые растут на полянке.)

Воспитатель.

- На Руси есть обычай плести венок из ромашек. А мы с вами поиграем в игру «Венок из ромашек»

 Дидактическая игра: «Венок из ромашек» (цепочка слов). Нужно определить в слове-названии предмета, изображенного на картинке,  последний звук. Затем назвать предмет, который начинается на этот звук. И т.д.

Воспитатель.

- Отличные венки сплели, молодцы ребята. Отрываем следующий лепесток, на нем нарисована букашка.

                                                                                                                                                                    Проводится пальчиковая игра «Ромашка».

Посмотрите на ромашку:

Желто – белая рубашка.

Лепесточки посчитаем,

Дружно пальцы загибаем.    ( загибают пальчики на одной, потом на другой руке)

Что же это за букашка

Проползает по ромашке?

Лапки быстрые бегут,   (имитация пальцами движения лапок букашки)

Стебелек с собой несут.

Проползла и  вверх, и вниз,  (изображают, как ползет букашка)

И слетела на карниз.

А ромашка вверх растет,  (ладони сложить в «бутон», поднимают руки вверх, раскрывают                                                               ладони постепенно, изображая растущую ромашку)

Солнце ей свой свет дает.

Воспитатель.

- Россия славится народными промыслами «Дымково», «Гжель», «Жостово», «Городец», «Хохлома» и другими. Красивые, яркие  изделия наших мастеров известны всему миру.

-А сейчас я познакомлю вас с еще одним народным символом. Это матрешка. Когда в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно покупают матрешку на память о России. Всем она нравиться. Нигде в мире нет таких славных, красивых  матрешек. Это тоже символ России, народный символ. Делают матрешку из дерева липы. Их выпиливают на токарных станках. Сначала самую маленькую, а потом все больше и больше. Иногда их количество доходит до 50 штук, то есть в одной умещается еще 50.Давайте посчитаем, сколько у нас матрешек? Посмотрите, какие они красивые, сарафаны украшены розами да узорами, одна краше другой. А вот эти матрешки одноцветные. Давайте поможем им стать такими же красивыми.

Продуктивная деятельность: «Украсим сарафан матрешки» Дети  разукрашивают и    украшают матрешек.

Воспитатель.

- В нашей стране любят играть различные игры. Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

Подвижная игра:  «Золотые ворота»

Дети делятся на две команды. Изображают «ворота» становятся в круг, взявшись за руки и подняв их вверх, говорят слова:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Остальные дети, взявшись за руки, змейкой проходят в «ворота». «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Пойманные включаются в команду поймавших их «ворот».

Рефлексия.

Воспитатель.

- С символами какой страны  мы сегодня познакомились?

- Что нового узнали?

- Что вам больше всего понравилось?



Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский зад №1                                                                                                                     Выборгского района Санкт-Петербурга

Непрерывная образовательная деятельность                                                                                                      с детьми старшего дошкольного возраста

«Государственные и народные символы России»

Используемые образовательные технологии: проблемно-игровая, технология интеллектуально-творческого развития детей, здоровьесберегающие технологии, мультимедийная презентация

Автор-составитель

Наружная О.В.

Воспитатель

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания о государственном гербе, флаге, гимне (цветовое расположение полос, символическое значение, правила поведения во время прослушивания гимна).
  • Закрепить  умение находить государственный флаг России среди  флагов других государств.
  • Познакомить с народными символами - березкой, ромашкой, матрешкой.
  • Знакомить с русскими национальными традициями,  народными играми, промыслами, одеждой, музыкальными инструментами.
  • Активизировать словарь по лексическим темам «Природа», «Одежда»,  «Русские народные промыслы», «Моя родина Россия», «Государственная символика России».
  • Формировать умение составлять рассказ по опорной схеме.

Развивающие задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук, графические навыки.
  • Внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эмоционально-положительный отклик на красоту русской природы, талант русского народа.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, интерес к русской народной культуре.
  • Развивать осознание принадлежности к своему народу.
  • Воспитывать интерес к народным подвижным играм, формировать умение взаимодействовать в команде.

Реализуемые образовательные области:

 ОО Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

ОО Социально-коммуникативное развитие

ОО Художественно-эстетическое развитие

ОО Речевое развитие

ОО Физическое развитие

Предварительная работа с детьми:  рассматривание карты, глобуса, прослушивание гимна России, музыкальных произведений, иллюстрации по теме «Моя родина Россия».

 Чтение художественной литературы: «Флаг России» В.Степанов, «Герб России» В.Степанов, «Россия» И.Ягликова, «Родина» З.Александрова, «Что мы Родиной зовем» В.Степанов, «Необъятная страна» В.Степанов, «Березка» А.Прокофьев, «Моя первая книга о России» Т.Коти, «Белоснежный символ России» Г.Ужегов, «Матрешка» З.Медведева; продуктивная деятельность «Я люблю свою страну» рисование, «Флаг России» аппликация, «Осень золотая» рисование, «Ярмарка игрушек» аппликация.

  Дидактические игры : «Собери  герб России»,  «Собери флаг России», «Деревья России», «Символы России», «Народные промыслы России»

Используемые материалы: географическая карта России, иллюстрации по теме «Моя родина Россия», «Государственные символы России», «Деревья России», «Народные промыслы России», «Цветы России», «Народные символы России», аудиозапись «Гимн России», песня «Родина моя» музыка Д.Ф.Тухманова, слова Р.Рождественского. Презентация « Наша родина Россия», изображение флагов различных государств, алгоритм составления рассказа по теме «Деревья», большая бумажная  ромашка с заданиями на лепестках, картинка с изображением поля ромашек.

 Шаблоны матрешек, краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход совместной деятельности.

Организационный момент.

Звучит песня «Родина моя» музыка Д.Ф.Тухманова, слова Р.Рождественского.                                Дети становятся в круг.

Приветствие.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте! друг другу».

Нам здороваться не лень,

Всем « Привет!» и  «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!!!

 

Воспитатель.                                                                                                                                                   - Ребята, на планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?

Дети. Россия.

Воспитатель.                                                                                                                                         Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. Кто может показать границы России?

Дети показывают на карте Россию.

Воспитатель.

- Страна наша необычайно красива!

-Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

«Россия»

Россия, Россия, Россия! –

Так Родину нашу зовут!

Ее  рассмотреть ты не сможешь

На карте за пару минут.

А если с Востока на Запад

Ты в долгий отправишься путь,

Тебе и недели не хватит

Просторы ее обогнуть.

На Севере льды подпирают,

На Юге -  пустыни, жара…

Раздольна  –  от края до края

Огромная наша страна.

В России, в России, в России

Березки гурьбою растут…

В России могучие реки

К морям свою воду несут…

В России, в России, в России

Огней городов череда…

Но образ деревни родимой

В тоскующем сердце всегда.

Над белым ромашковым полем

Малиновый слышится звон…

О доме родном он напомнит

Всем тем, кто в Россию влюблен.

В России, в России, в России

Хорошие люди живут:

Гостей хлебом с солью встречают;

Душевные песни поют…

В.В.Баронова

-Вот как много места занимает территория нашей Родины.

-Ребята, каждое государство имеет свои отличительные знаки-символы. Назовите государственные символы России (герб, гимн и флаг).

 Дети.  Герб, флаг, гимн

РАССМАТРИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ.

Воспитатель.

-Ребята, а как выглядит флаг России? (Это полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех полос разного цвета)

-Давайте вспомним, что обозначают эти цвета.

-Что бывает белое? (снег, облака, морская пена). Что обозначает белый цвет? (чистоту души)

-Что бывает синим? (реки, моря, небо) Что обозначает синий цвет? (верность)

-Что всегда бывает красным? (огонь, кровь) Что обозначает, что символизирует красный цвет? (силу, храбрость, мужество, отвагу)

Ребенок читает стихотворение.

Флаг России

Белый цвет – березка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

В.Степанов

Дидактическая игра «Флаги»

-А сейчас я предлагаю вам посмотреть на флаги других государств. Посмотрите и определите, где Российский флаг. И объясните свой выбор.

РАССМАТРИВАНИЕ ГЕРБА РОССИИ.

Воспитатель.

-Что изображено на гербе России? (золотой двуглавый орел)

-Посмотрите на герб, что еще вы можете рассказать про золотого двуглавого орла? (Одна голова орла смотрит на восток, а другая -   на запад. Над головой орла три короны. Одной лапой орел сжимает скипетр, а в другой лапе - держава золотой шар с крестом сверху. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сам орел на солнце).

-Что обозначает изображение орла на гербе? (Обозначает силу,  что наше государство сильное и непобедимое).

-А кто кроме двуглавого орла изображен на гербе? (Воин на белом как пена коне, а за спиной у воина развивается синий плащ. В одной руке воин сжимает копье, которым поражает страшного дракона).

-Как зовут этого воина? (Георгий Победоносец) Георгий Победоносец защищает нашу страну от всякого зла и Россия всегда побеждает своих врагов.

-Государственный герб России символизирует победу добра над злом.

-Ребята, а для чего нужен герб  государству? ( Чтобы отличить одно государство от другого. Чтобы отличить денежные знаки одной страны от денежных знаков другой страны. Герб изображен на пограничных столбах, стоящих вдоль границы, на печатях, на грамотах, на дипломах).

Ребенок читает стихотворение.

Герб России

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад,  на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый,  он и гордый.

Он -  России дух свободный.

В.Степанов

 Дидактическая игра « Собери герб России»

Дети собирают разрезанные на несколько частей картинки герба России.

Воспитатель.

-Ребята, а про какой государственный символ мы с вами еще не поговорили? (про гимн)

-А что такое гимн? (это главная песня страны)

-Гимн это величественная, торжественная песня. У каждого государства обязательно есть свой гимн. В каких случаях исполняется гимн? (в торжественных: при поднятии флага, при вручении наград, при встрече иностранных гостей)

-И сейчас мы с вами будем слушать гимн России. Что мы должны для этого сделать? (встать) -Почему?(Этим мы выражаем уважение к своей стране).

ПРОСЛУШИВАНИЕ ГИМНА.

Воспитатель.

-Ребята, мы с вами поговорили о государственной символике. А есть еще и народные символы.

-Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку. Березы-красавицы русского леса. Посмотрите, какие они стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Береза-это символ и гордость русского народа! О березе сложено много песен, стихов. Давайте вспомним стихотворение о березке.

Я - березка русская,

Зимой стою я грустная.

А летом  расцветаю

И листьями играю.

Когда придут морозы,

Все листики, как слезы,

На землю упадут,

А весной они  опять придут.

-Под русской березкой часто водили хороводы и играли в игры. Давайте и мы сейчас поиграем в русскую народную игру "Березка".

Динамическая пауза: хоровод «Березка»

За руки сейчас возьмемся, (идут хороводом, держась за руки)

Вокруг дерева пройдемся.

Как березка высока,  (поднимают руки вверх)

Как березонька тонка… (сужают круг, подходят к центру)

Если руки поднимаем, (встают на носки, руки поднимают вверх)

До макушки не достанем.

Ветки тонкие свисают, (опускают руки, наклоняются вперед)

Даже землю задевают.

Если ветер налетает,

То березоньку качает:  (наклоны вперед, назад, вправо, влево)

Вправо, влево, взад, вперед,

А потом наоборот.

Только солнце пригревает,  (скрещивают ладони с расставленными пальцами)

Листья крону покрывают.  (складывают ладони лодочкой и открывают их)

Запах листиков вдыхаем,  (делают вдох носом)

Ртом тихонько выдыхаем… (делают выдох ртом)

Как березоньку мы любим,

Никогда не позабудем!   (кланяются березке)

Даже в дальней стороне

Будет долго сниться мне.

Воспитатель.

-Ребята, береза приносит людям очень большую пользу.

-Вот это березовое полено. Люди топят печки,  и  у них в избе становится тепло.

-А еще давным-давно, когда не было электричества, вечерами зажигали березовые лучины для освещения. И в горнице становилось светло.

-А еще из бересты делают, плетут лапти (обувь), корзины плетут по грибы и по ягоды ходить.

-А это березовый веник. Он нужен в бане, чтобы париться, а в избе, чтобы пол подметать.

-Вот ребята, сколько пользы от нашей березки. Живет береза около 150 лет, высота дерева 20-25 метров.

- А сейчас дети, попробуйте сами  рассказывать о березке.

Составление рассказа «Березка» по опорным схемам.

Дети составляют рассказ по опорной схеме «Береза»

План

1.Что это?

2.Из каких частей состоит береза?

3.Какого цвета части березы?

4.Где растет береза?

5.Как используются древесина березы, береста?

6.Каковы лечебные свойства березы и ее частей?

7.В каких художественных, музыкальных произведениях упоминается береза? (Образ березы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке.)

8.Почему мы любим березу?

Воспитатель.

-Демонстрирует детям большую ромашку. Этот цветок символ нашей страны, как он называется? За что мы любим ромашку?

Дети.                                                                                                                                                                    -Ромашка. Мы любим ее, потому что ромашка – цветок скромный, солнечный, красивый. Это символ нашей страны.

Воспитатель.

- Правильно, дети, а еще ромашка - символ  Дня семьи, любви и верности, праздника,  который отмечают в России 8 июля. Как вы думаете, почему выбрали именно этот цветок?

Дети.                                                                                                                                                                -Потому что у этого цветка вокруг сердцевины находятся лепестки, он похож на солнце, или на дружную семью, которая собралась за столом.

Воспитатель.

-  Ребята, а у меня ромашка не обычная, посмотрите, на каждом лепестке – задание для вас.

 Дидактическая игра «Подбери родственные слова к слову семья»

Дети. Родственные слова: семейка, семейный, семьянин.

 Дидактическая игра: «Собери дружную семейку слов»

Дети. Семейка слов: дружба, дружить, дружок, дружный, друг, подруга, дружище, дружненько, дружественный, любовь, любить, любимый, любимая, влюбиться.

 Дидактическая игра: «Подбери родственные слова к слову Россия»

Дети. Родственные слова: российский, россиянин, россиянка.

 Дидактическая игра: «Ромашковое поле» (Посчитать ромашки, которые растут на полянке.)

Воспитатель.

- На Руси есть обычай плести венок из ромашек. А мы с вами поиграем в игру «Венок из ромашек»

 Дидактическая игра: «Венок из ромашек» (цепочка слов). Нужно определить в слове-названии предмета, изображенного на картинке,  последний звук. Затем назвать предмет, который начинается на этот звук. И т.д.

Воспитатель.

- Отличные венки сплели, молодцы ребята. Отрываем следующий лепесток, на нем нарисована букашка.

                                                                                                                                                                    Проводится пальчиковая игра «Ромашка».

Посмотрите на ромашку:

Желто – белая рубашка.

Лепесточки посчитаем,

Дружно пальцы загибаем.    ( загибают пальчики на одной, потом на другой руке)

Что же это за букашка

Проползает по ромашке?

Лапки быстрые бегут,   (имитация пальцами движения лапок букашки)

Стебелек с собой несут.

Проползла и  вверх, и вниз,  (изображают, как ползет букашка)

И слетела на карниз.

А ромашка вверх растет,  (ладони сложить в «бутон», поднимают руки вверх, раскрывают                                                               ладони постепенно, изображая растущую ромашку)

Солнце ей свой свет дает.

Воспитатель.

- Россия славится народными промыслами «Дымково», «Гжель», «Жостово», «Городец», «Хохлома» и другими. Красивые, яркие  изделия наших мастеров известны всему миру.

-А сейчас я познакомлю вас с еще одним народным символом. Это матрешка. Когда в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно покупают матрешку на память о России. Всем она нравиться. Нигде в мире нет таких славных, красивых  матрешек. Это тоже символ России, народный символ. Делают матрешку из дерева липы. Их выпиливают на токарных станках. Сначала самую маленькую, а потом все больше и больше. Иногда их количество доходит до 50 штук, то есть в одной умещается еще 50.Давайте посчитаем, сколько у нас матрешек? Посмотрите, какие они красивые, сарафаны украшены розами да узорами, одна краше другой. А вот эти матрешки одноцветные. Давайте поможем им стать такими же красивыми.

Продуктивная деятельность: «Украсим сарафан матрешки» Дети  разукрашивают и    украшают матрешек.

Воспитатель.

- В нашей стране любят играть различные игры. Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

Подвижная игра:  «Золотые ворота»

Дети делятся на две команды. Изображают «ворота» становятся в круг, взявшись за руки и подняв их вверх, говорят слова:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Остальные дети, взявшись за руки, змейкой проходят в «ворота». «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Пойманные включаются в команду поймавших их «ворот».

Рефлексия.

Воспитатель.

- С символами какой страны  мы сегодня познакомились?

- Что нового узнали?

- Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Истории о символах»

Цель занятия:Формировать патриотические чувства. Познакомить детей с картой России.Знакомство с государственной символикой герб, флаг, гимн.Развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой. У...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»

laquo;Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».К. Паустовский     Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный дл...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Исконные символы России".

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с традициями, с социокультурными ценностями нашего народа. Беседа поможет закрепить знания...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР). «Москва- столица России».

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР).«Москва- столица России»....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Исконные символы России".

Автор: Беляева Ольга Борисовна воспитатель высшей категории ГБДОУ №100 Невского района.Описание: Беседа с детьми дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с т...