Развитие мелкой моторики и творческого воображения в процессе лепки.
статья по аппликации, лепке на тему

Айтмаметова Гульнара Хабировна

Статья. в которой раскрыта необходимость использования лепки. как технологии эстетической направленности. в процессе совместной деятельности взрослого и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики в процессе лепки.

   

                                                                        Айтмаметова Г.Х.

Исследования А.С.Выгодского, А.В.Запорожца, В.В. Давыдова и др. доказывают, что раскрытие личности ребенка возможно в том случае, если учитывается его индивидуальность, развивается его творческий потенциал, свободно, без нажима со стороны взрослого, происходит его саморазвитие, основанное на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов Восприятие ребенка-дошкольника должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Средствами искусства и детской художественной деятельности у детей формируются такие качества как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижается напряженность, скованность, закомплексованность, поведение принимает характер открытости, детской непосредственности.

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают бурной фантазией, которая, к сожалению, с возрастом падает. Поэтому необходимо расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных детских способностей. От возраста к возрасту у ребенка увеличивается объем художественных представлений, знаний, изобразительных умений, через собственное понимание мира, свой личный опыт, через собственное “Я”.

Познание ребенком должно творчески трансформироваться и приобретать свой колорит, свои особенности, свою индивидуальность. Использование интеграции различных видов деятельности позволяет подводить детей к целостно осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательнообразовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности и к игре. При этом необходимо пользовать различные формы: создание салфетки в кукольный уголок, применение игровых и сюрпризных моментов, ситуаций   (слепить мишке друзей, угостить зверей колобком).

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображения предметов разнообразных форм, сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов проявляя творчество в дальнейшем. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представления о движении, производимых рукой, формируется в процессе зрительного и кингинистического (двигательно- осязательного) восприятия.

Формообразующие движения руки в рисовании и лепки различны. Пространственные свойства изображения предметов в рисунки передаются лишь линией контура, а в лепке объёмом и массой. Движения руки при рисовании различаются по характеру (силе нажима, размаху, длительности) Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации основывается на развитии одних и тех же психологических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, памяти, ручной умелости), которая развивается и в процессе изобразительной деятельности и в лепке

Во всех видах деятельности необходимо развивать самостоятельность и творчество детей. Следует побуждать их вспоминать что они видели интересного вокруг, что им понравилось, учить сравнивать предметы, спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали, побуждая ребенка для показа остальным детям.

Каждая совместная деятельность должна заканчиваться просмотром всех созданных работ. Важно чтобы дети видели общий результат, слышали оценку работ педагогом, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных предметов, явлений; чтобы ребенок видел свою работу среди других детей. В процессе оценки работ важно обращать внимание на наиболее интересные, вызывать положительные эмоции. Это способствует повышению интереса к лепке. При работе с определенной группой у воспитателя стоит задача осмысления особенностей этой группы корректировка работы в соответствии с уровнем подготовленности группы. Усложнения могут состоять в использовании более широкого круга материалов (включать больше цветов пластилина)увеличение количества деталей в предмете (шарик- пирамида- снеговик). Объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки хоровод, яблоки лежат на тарелке).

Процесс лепки можно использовать как часть интегрированной совместной деятельности воспитателя и детей. Интеграция основывается на общности психологических процессов, таких как эстетическое восприятие, развитие образных представлений эмоционально-положительного отношения к действительности ,а так же развитие памяти, внимания, позволяет создать модель организации педагогического процесса где ребенок постигает базовые категории(часть, целое)с различных точек зрения, различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой .,Интеграция как путь личностного развития дошкольника предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности.

Лепка - это создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов- пластилина ,теста, глины , снега и так далее.

Пластичные материалы представляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт - чувство пластики. Формы и веса. Учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объемных поделок.

Знакомство с материалами для лепки следует осуществлять постепенно. Начинаем с пластилина, который приобрел лучшие качества, сейчас он более пластичен и не липнет к рукам, имеет яркие цвета, что позволяет создавать прекрасные композиции и работы детей выглядят ярко и красочно, цельно. В старшем возрасте можно вводить глину, тесто, которое при запекании превращается в твердый предмет.

Прежде чем дать ребенку материал для лепки (глину или пластилин) необходимо познакомить со свойствами материала, с которым он будет работать. (Пластилин мягкий, он разминается, скатывается расплющивается)

Покажите, как можно работать с материалом - разминать его пальцами, ощупывать, раскатывать на столе, между ладошками, скатывать из него шарики соединять детали в сложную форму. Так же необходимо познакомить ребенка с тем реальным предметом, который он будет лепить.

Детям раннего возраста (2,6-3 года) важно, чтобы их работа была значима, поэтому то, что делает ребенок, должно иметь утилитарное значение (малыш может кормить кукол, зверей, помогать чем-то, что-то чинить). Начиная работу, не надо давать ребятам большой кусок пластилина, так как он плохо разминается и с ним трудно работать. Это может быть причиной отказа ребенка от работы. При планировании работы надо соблюдать основной принцип педагогики -идти от простого к сложного.

После окончания работы надо полюбоваться поделкой, похвалить ребенка, поаплодировать, порадоваться результатом работы вместе с детьми группы в которой находится ребенок. Это повысит его самооценку его значимость в коллективе сверстников.

Работу с пластилином можно сопровождать чтением стихотворений, потешек, сказок. Например: можно лепку шарика сопровождать рассказыванием сказки “Колобок”.

При регулярных занятиях к концу года пальчики ребенка станут более ловкими движения координированными, изделия узнаваемыми.

Вся работа с пластичными материалами сводится к 4 этапам:

1.        Знакомство со свойствами материла, правилами пользования рабочим материалом.

2.        Обучение основным техническим приемам работы с материалом.

3.        Раскатывание (папочек, цилиндров)

4.        Раскатывание (шаров, соединение нескольких форм.)

В совместной деятельности взрослого и детей при лепке помимо мелкой моторики, воображения, развивается и речь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослыми. Это развивает заинтересованность детей , обогащение словаря, эмоционально позитивно настраивает ребенка для достижения конечного результата любования поделкой.

Параллельно происходит ознакомление с окружающим миром. Необходимо подбирать сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка. Они позволяют уточнять уже усвоенные знания, расширяют их, применяют первые варианты обобщения. В процессе лепки дети получают знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном окружении.

После того, как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов при изготовлении поделок. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность.

Необходимо очень внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.  Нужно не забывать, что детям необходимо внимание значимого взрослого, его похвала, одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому нужно хвалить и не бояться перехвалить. Такое отношение в дошкольном возрасте позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. После каждой совместной деятельности можно организовать выставку работ, обсудить, что получилось, как красиво. Сравнивать, как выглядела работа, например, из пластилина, или теста, что общего, из какого материала изделия красивее.

При проведении совместной деятельности взрослым необходимо так же следить за мерами безопасности. Нельзя позволять разбрасывать тесто, пластилин, брать его в рот, размазывать его по полу и одежде. Можно воспользоваться призывом к аккуратности беречь маму, которая будет отстирывать пластилин от одежды. Для этого необходимо организовать место для работы, освободить от коврового покрытия пол, работать лучше на досках для лепки. Взрослому нужно руководить процессом, хвалить доказывать необходимые действия, следить за исполнением детей. Важно довести действия до логического завершения поделки и уборки места работы. Побуждать детей к необходимости помощи взрослому при уборке рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.Наверняка вы уже слышали, что мышл...

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»

laquo;Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»...

Аппликация, как средство развития мелкой моторики руки и воображения у детей дошкольного и младшкго школьного возраста

Аппликация формирует умение выполнять задание по образцу, развивает умение хорошо ориентироваться в пространстве и на плоскости, развивает внимание и мелкую моторику.     Аппликаци...

консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

quot;Лепка, как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...

Развитие мелкой моторики у дошкольников с использованием плоскостной лепки

Методы обучения детей лепке разнообразны, но все оно используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Выделяют следующие методы:- информационные (экскурсии, прогу...

Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Как показывает практика, приблизительно 70% детей сталкиваются с проблемой  -  не достаточно развитым уровнем мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики ...

«Лепка как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Лепка  как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»Начинать работу по развитию мелкой моторики...