"Утёнок из пластилина"
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Тимошенкова Людмила Ивановна

Занятие по лепке с дошкольниками младшей группы детей с нарушением интеллекта. Воспитанники учатся лепить утёнка из двух частей пластилина, но разной по форме и величине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Утёнок из пластилина"30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в младшей группе по лепке "Утёнок                                                            из пластилина"

        Цель занятия: учить детей лепить предмет - утёнка из пластилина, состоящего из нескольких частей.

        Коррекционно-образовательные задачи:                                                                                                   
- Закрепить знания детей о домашних птицах - утятах, о их внешних признаках, питании.

- Учить анализировать образец, выделять главное и второстепенное.

-  Учить детей передавать в лепке характерные особенности утят: тело и голова в форме овала и круга, вытянутый клюв и широкий плоский хвост, крылья.                                                  

- Развивать грамматический строй речи в процессе выполнения изделия.

        Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать мелкую моторику руки, внимание, восприятие, воображение.

- Закреплять умение делить пластилин на неравные части, использовать ранее усвоенные способы лепки (скатывать пластилин круглой и овальной формы; раскатывать между ладонями круговыми движениями; слегка оттягивать; прищипывать; прочно соединять части предмета, плотно прижимая части друг к другу).

- Подводить к сюжетной лепке через совместное составление композиции из отдельных работ.

- Осуществлять зрительный контроль.

        Коррекционно-воспитательные задачи:

 - Уметь воспроизводить заданный ряд последовательных действий, доводить дело до конца.

- Воспитывать эмоционально положительное отношение к собственным поделкам.

- Воспитывать сочувствие к игровому персонажу. Вызывать у детей желание помочь утке найти своих утят.

- Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

        Словарная работа:

Ввести в активный словарь слова: клюв, хвостик.

        Индивидуальная работа:

- В процессе лепки следить, чтобы дети делили пластилин на части, разные по величине.

- Добиваться более отчётливой передачи формы частей, соблюдать определённые пропорции.

- Учить отвечать полным предложением.

        Материалы: пластилин, клеёнки, глазки, стеки, салфетки, бантики для украшения.

        Демонстрационный материал:

Игрушка «Утёнок», образец поделки «Утёнок» из пластилина, сюжетная композиция для размещения готовых работ, показ презентации об утятах.

        Связь с другими занятиями и видами деятельности: Чтение стихотворения В. И. Мирясовой «Утка», рассматривание иллюстраций в детской литературе, заучивание потешки «Уточка», рисование и раскрашивание утят, проведение подвижной игры «Вышли утки как-то раз», игры детей в игровом уголке с уткой и утятами, музыкальное занятие (исполнение танца "Танец утят"), просмотр мультфильма по сказке В.Сутеева «Утёнок и цыплёнок», работа с тестом и шаблоном «утёнок», пазлы крупного размера «Утёнок».

        

I Ход занятия.  Вводная часть (создание положительной мотивации к предстоящей работе, включение игровой мотивации).

Восп.: : Начинаем занятие по лепке.

           Доброе утро , солнцу и птицам!

           Доброе утро, улыбчивым лицам!

Ребята, я рада видеть всех вас на занятии с хорошим настроением.

                Если у вас хорошее настроение-

               То и в лепке у вас будет только везение!

Восп: На прошлом занятии вы учились лепить из пластилина мяч. Скажите, какой формы мяч? (ответ детей). Мяч лепили из одной части пластилина.  Сегодня  мы будем учиться лепить из пластилина две части, но разной по форме и величине.

Чтобы узнать, кого мы будем лепить сегодня, вам надо отгадать загадку.

Ребята, на занятии старайтесь внимательно слушать меня, будьте активными и старательными, аккуратно выполняйте работу!  За правильные ответы и активное участие будете получать яркое солнышко! Я желаю вам удачи, у вас всё получится.

Загадка:

Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
                                 (Утёнок)

Восп.: Правильно ребята, это утёнок (проговаривают все хором).Тема нашего занятия называется «Утёнок». Сегодня мы будем учиться лепить утёнка из двух частей пластилина, но разной по форме и величине.

(Показ игрушки Утёнка или иллюстрации)

- Как вы думаете, утёнок-это животное? (ответ детей: нет, это птица).

- Скажите, почему утка – это птица?

- Скажите, кто из вас видел таких птиц? (ответ детей)

- Молодцы, ребята, это птица, и называется она домашней. Подумайте и ответьте, почему уточка называется домашней птицей? (ответ: уточки живут дома (во дворе), их кормит человек).

-  У вас дома живут такие же утята? (ответ детей)

Давайте ещё раз полюбуемся на этих маленьких и удивительно красивых утят.

Просмотр презентации "Утята"

Сопровождаю просмотр небольшим рассказом с вопросами.

Слайд 1

- Рождаются утята из яиц.

Слайд 2

- Вот они совсем ещё маленькие. Какого цвета утята?

Слайд 3

- Есть у них мама - утка. Она заботится об утятах.

 Скажите, если утка - это мама, а утята…(ответ детей-детёныши)

слайд 4

- Давайте рассмотрим утёнка.

 Что у него есть? (ответ: У нее есть голова, туловище, лапы; на голове - глаза, клюв; на туловище - крылья, хвостик)

- Чем покрыто тело утят? (ответ: сначала пушком, когда подрастут -пёрышками)

слайд 5

- А теперь внимательно посмотрите на взрослую маму - утку и на детёнышей – утят. Чем они отличаются?

По размеру утка – большая, а утята…(маленькие) (дети проговаривают слова «большой – маленький»)

слайд 6

- Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком.

 А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Ответ детей: Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

слайд 7

Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)

слайд 8

- Хорошо! А кто мне из вас скажет, что утята больше всего любят делать? (ответ: детей –плавать). Конечно же плавать в воде, пруду или в озере.

слайд 9

Животный мир вокруг нас… большой, удивительный. К ним надо относиться бережно.

слайд 10

И конечно же их надо любить!

Молодцы! Вы все верно ответили!

  • (1 оценивание детей- проставляю солнышко каждому)

Восп:. – Ребята, вы слышите, кажется, кто-то плачет...(дети слушают)

(показ сюжетной композиции «Пруд», на пруду игрушка утка и спрятанный под травкой утёнок из пластилина)

Восп:. Кря-кря-кря,

            Кря-кря-кря!

             Где мои утята,

             Милые ребята?

             По водичке я плыву,

             Кря-кря-кря- утят зову.

            Утята плавали, ныряли,

            А потом все вмиг пропали...

            Плачет мама уточка

            Не унять.

            Потеряла она всех своих утят

            В камышах утёночек остался,

            С места сдвинуться не смог,

            Он всего боялся!

(показываю утёнка из пластилина – образец).

Восп:. 

- Так вот какие красивые утята были у мамы -утки!

- Как вы думаете, на кого должны быть похожи маленькие утята? (ответы детей).

- Ребята, а детёныши могут жить без мамы? (ответ: нет)

- Вы хотите помочь маме Утке найти маленьких утят? А как мы ей можем помочь, ребята? (ответ детей). Что мы для этого сделаем? (ответ: слепим утят и вернём маме Утке).

- Из чего мы будем делать утят? (ответ детей)

Восп:       На занятии по лепке

                 Мы руками всё творим

                 Значит, в этом нам поможет…

                 Ну, конечно, пластилин!

(дети вместе проговаривают слово пластилин)

  •          (2 оценивание детей- проставляю солнышко каждому)

II Практическая часть (рассматривание и анализ образца изделия, установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы, добиваюсь полных ответов детей)

        

Показ образца утёнка из пластилина

- Давайте рассмотрим основные части. Из каких частей состоит утёнок?

 (ответ: голова, туловище)

- Какая часть самая большая у утёнка? (ответ: туловище)

- Какой формы туловище? (ответ: вытянутая, овальная)

- Какая поменьше? (ответ: голова)

- Какой формы голова? (ответ: круглая)

- Что ещё есть у утёнка? (ответ: хвостик, крылышки, клювик)

- Какого цвета утёнок? (ответ: жёлтого)

- Из чего выполнен утёнок? (из пластилина)

Восп.: А теперь закрепим основные части утёнка.

Дети выкладывают с помощью объемных моделей изображение утёнка.

Этапы выполнения поделки «Утёнок» (собственный показ и алгоритм поэтапного выполнения на доске с помощью технологической карты):

Скажите, ребята, сколько основных частей у утёнка?

Дети: Две.

Воспитатель: Значит, сколько нам потребуется кусочков пластилина?

Дети: Два - один кусочек пластилина, который побольше, будет туловищем; кусочек поменьше – голова.

-  Чтобы нам вылепить туловище утёнка, надо взять кусочек пластилина, который побольше, и скатать его прямыми движениями в ладошках в овал. 

Восп:. 

- Затем также мы лепим головку, раскатывая кусочек пластилина между ладонями круговыми движениями.

- Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма.

- Затем мы, ребята, прищипыванием делаем на головке утенка щирокий клювик и немножко его оттягиваем. А на туловище, где должен находится хвостик, мы его вытянем. Посмотрите, как у меня это получается! 
- Наш утёнок почти готов.
-Чего не хватает у Утёнка? (ответ: глаз и крылышек)

- Сколько крылышек будем лепить? (ответ: 2)

У мамы Уточки есть бантик, и у утёнка тоже есть бантик.

        Восп:. Чтобы сделать утят правильно и аккуратно, давайте приготовим свои пальчики для работы:

Пальчиковая гимнастика "Ладошки"

Вот, что делают ладошки (ладошками «тереть» между собой «вверх» и          «вниз»)

Наши маленькие крошки (ладошками «тереть» между собой «вверх» и          «вниз»)

Пластилин мы все возьмём (движения пальцев рук взятия кусочков пластилина)

И работать все начнём (хлопают в ладоши)

  • (3 оценивание детей- проставляю солнышко каждому)

(каждому раздаю подносы с необходимыми  материалами для работы)

        Восп.: Ребята, какой замечательный пластилин лежит у нас на тарелочках! Потрогайте, какой он? (ответ детей: мягкий, жёлтый)

        Восп.: - Все будем стараться лепить аккуратно, чтобы не только маме Утке  понравились ваши утята, но вы сами  в конце занятия оценили свою работу. Всем всё понятно, ребята? Тогда приступайте к работе! Мама – утка будет плавать в пруду и ждать своих утят.

Дети приступают к выполнению (звучит мелодия)

Воспитатель обращает внимание на посадку детей при выполнении работы

            Вы, ребята, посмотрите:
            Все ли правильно сидите?
            Быть прямой должна спина

            Как гитарная струна.

Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь детям при необходимости, затруднении (педагогическая поддержка)

III Итог (подведение итога занятия)

Задачи этапа: анализ успешности достижения цели, мобилизация детей на самооценку продукта своей деятельности, определение перспективы последующей работы.

Анализ занятия:

Восп: Ребята, кто закончил свою работу, скорее несите утят маме – Утке.

(Дети располагают готовые работы детского творчества «утят» на макете пруда).

Рефлексия

1) Выставление оценочного смайлика (педагог) около  фотографии (смайлик с улыбкой – отлично)
Самооценивание  творческих работ детей в таблице. Всё ли у вас получилось? У кого аккуратная работа?

Восп: Посмотрите, какие красивые утята у вас получились!

Костя, какой утенок тебе больше понравился? Почему?

Костя: Мне понравился этот утенок, потому что у него красивый хвостик.

Восп: Кирилл, а тебе какой утенок понравился больше?

Кирилл:  Вот этот. У него красивые крылышки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а вот у Ильи утенок получился симпатичным, но клюв у него недостаточно ровный. В следующий раз, ты, Илья, постараешься и у тебя получится намного лучше.

2) Подведение  итогов

Восп.: Сегодня вы все очень хорошо потрудились.

        - Чему учились на занятии? (ответ)

          - Из чего учились выполнять утят? (ответ)

          - Для кого делали утят? (ответ)

Восп:. Давайте, спросим у утки, понравились ей наши утята?

Утка: Вот и мои утята нашлись. Спасибо вам, ребята! Они мне очень понравились! (подарок детям: книжки-раскраски о домашних птицах)

Восп.:- Вот каких красивых утят вы научились делать сегодня на занятии и помогли маме Утке!

Занятие наше закончилось. На следующем занятии мы будем продолжать работать с пластилином. Будем закреплять умения и навыки, лепить предмет, из нескольких частей.

А сейчас убираем рабочие места. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчески-игровая деятельность "Утёнок и цыплёнок" с детьми 1 младшей группы

Творчески-игровая деятельность детейпо сказке В.Сутеева«Цыплёнок и утёнок»   1 младшая группа           Цель: 1....

Конспект совместной деятельности «Поможем утёнку Тиму» для детей старшего дошкольного возраста

В процессе совместной деятельности уделяется внимание развитию эмоциональной сферы дошкольников старшего возраста....

Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Поможем утёнку Тиму»

В процессе совместной деятельности дети в игровой форме могут закреплять умение определять эмоциональное состояние героев на изображении (радость, грусть, спокойствие)....

В.Сутеев "Цыплёнок и утёнок"

презентация книги для малышей...

приложение "Утёнок Тим"

приложение "Утёнок Тим"...

Конспект непосредственной деятельности. Образовательная область «Познание» Тема: «Цыплёнок и Утёнок»

В данном конспекте  путём использования проблемной ситуации и экспериментальной деятельности, дети и педагог устанавливают почему утки плавают в воде, а куры тонут....