Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста средствами различных видов изобразительной деятельности в ДОО
статья по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Кожемякина Лариса Николаевна

На данном этапе  педагогического пути длиной в пять месяцев в своей работе я постаралась проанализировать  все изученные мною материалы по теме, разработать на основании  изученного собственный план работы с учетом ФГОС и начать воплощать его, продолжая  изучение  актуальной литературы и педагогического опыта коллег..Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия, и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns_portal_perva_statya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

АТТЕСТЦИОННАЯ РАБОТА

на тему

«Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста средствами различных видов изобразительной деятельности в ДОО»

Работу выполнил:

Кожемякина Лариса Николаевна

ГБДОУ №2 Калининского района

Санкт – Петербурга

г. Санкт-Петербург 2016 

 «К.Д.Ушинский провидчески утверждал, что опыт перенять нельзя, ибо он всегда личностен. Но можно и нужно взять идею опыта, применив ее к своим

возможностям, к условиям школы. Обобщение эффективного педагоги-   ческого опыта должно в первую очередь служить профессиональному обучению, помогать совершенствовать мастерство, удовлетворять профессиональную потребность учителя». ( Праздникова  Г.З  « Педаго- гический опыт: проблемы изучения и обобщения.»)

На данном этапе  педагогического пути длиной в три месяца в своей работе я постаралась проанализировать  все изученные мною материалы по теме, разработать на основании  изученного собственный план работы с учетом ФГОС и начать воплощать его, продолжая  изучение  актуальной литературы и педагогического опыта коллег.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст сензитивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, посвящены педагогические исследования Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей  в различные виды  художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Актуальность проблемы   определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

       Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую  музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Основная цель:

Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

— развитие творческого потенциала ребенка;

— развитие образного, ассоциативного мышления;

— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Специфика художественно-эстетического развития младших  дошкольников заключается в том, что педагогу, прежде всего, необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на восприятие эстетических явлений в искусстве.  Это достаточно сложная задача.

Для ее решения необходимо осуществлять непрерывную   непосредственную образовательную деятельность (ННОД) в следующих направлениях:

1. Развивать эстетическую восприимчивость, эстетические чувства и интересы.

2. Формировать элементы эстетического сознания. Это различные эталоны:

— сенсорные (форма, цвет, звуки);

— эмоциональные (радость, печаль, удивление);

— искусствоведческие (виды и жанры искусства, выразительные средства);

— эстетические (красивое, некрасивое, смешное, героическое).

3. Приобщать дошкольников к различным видам художественно-эстетической деятельности. В это направление входит:

— развитие эстетического восприятия;

— формирование умений и навыков исполнительской деятельности;

— формирование потребности у детей вносить элементы прекрасного в быт, отношения между людьми, в собственный облик.

4. Развивать у каждого ребенка общие и специальные художественно-творческие способности.

Основными формами взаимодействия воспитателя с детьми могут быть:

1. По развитию эстетической восприимчивости:

— восприятие и наблюдение за объектами и явлениями окружающей действительности;

— рассматривание (прослушивание) произведений искусства;

— творческие диалоги по сравнению или сопоставлению произведений искусства.

2. По формированию эстетического сознания:

– беседы, рассказы;

— экскурсии;

— прогулки с наблюдениями;

— игровые обучающие ситуации.

3. По приобщению к различным видам художественно-эстетической деятельности:

— показ способа действия;

— упражнения-тренинги;

— совместная продуктивная деятельность.

4. По развитию художественно-творческих способностей:

— проблемные ситуации;

— творческие игровые ситуации.

Согласно возрастным особенностям детей 2-3 лет, с которыми работаю непосредственно я, то моя работа направлена в первую очередь на выявление, поддержку и развитие творческой  индивидуальности  каждого ребенка средствами разных видов  изобразительной деятельности.

Основные задачи работы:

- Формирование интереса к изобразительной деятельности; постепенное расширение художественного опыта через обогащение  художественными  впечатлениями. Знакомство с основными  изобразительно-выразительными средствами доступными для практического освоения в совместной деятельности.

-Поддержание интереса к освоению изобразительной деятельности;

- Поддержка активности , самостоятельности и первых творческих проявлений  детей с учетом индивидуальных особенностей.

-Создание игровых и дидактических ситуаций для полноценного восприятия  произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства и  развития эстетических эмоций

-Создание условий для активного и самостоятельного освоения детьми  базовых техник в различных видах изобразительной деятельности и содействие формированию обобщенных способов  создания образов и композиций.

Для реализации задач художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста необходимые следующие условия:

• окружающая среда (игрушки, одежда, помещение) ;

• насыщенность быта произведениями искусства;

• самостоятельная активная деятельность детей;

• осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка, поэтому изобразительную деятельность можно назвать одним из ведущих средств художественно – эстетического развития младших дошкольников.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте.

Средства изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста являются:

• рисование;

• аппликация;

• лепка;

• конструирование.

 В рисовании  воспитатель  содействует зрительному восприятию, формирует четкие представления о предметах и явлениях окружающего мира, создает условия для их активного познания, обогащения художественного опыта, на основе которого дети:

-замечают «след», оставленный на бумаге карандашом, кистью, фломастером и постепенно  начинают понимать, что это образ ( изображение ) реального предмета;

-учатся держать карандаш, фломастер, мелок и оставлять свои «следы» на поверхности бумаги, картоне, доски и т.д.; осваивают способы создания линий и форм;

-понимают  назначение красок и кисти, как взаимосвязанных предметов, знают их особенности  и учатся  пользоваться ими( набирать краску, проводить линии, смачивать ворс кисти, ставить стаканчик на подставку и т.д.);

-воспринимают лист бумаги как пространство и видят его границы, могут действовать в его пределах;

-начинают передавать  свои представления и впечатления  об  окружающем мире и своем эмоциональном состоянии доступными средствами- графическими ( линия, форма)  и  живописными ( цвет, пятно)

- в самостоятельной творческой деятельности проявляют заметный интерес к  рассматриванию иллюстраций , рисованию в сотворчестве и раскрашиванию.

В лепке воспитатель  показывает детям разнообразие пластических материалов ( пластилин, масса для лепки, глина, соленое тесто, снег, влажный  песок и т.д), знакомит с их свойствами ( пластичность, масса, объем, величина, вязкость в отличие от рассыпчатых  материалов  таких как сухой песок , крупа.), расширяет возможности  воздействия на материал с помощью рук и различных приспособлений . Воспитатель создает  ситуации, в которых дети при поддержке педагога:

-осваивают  различные способы  преобразования пластического материала  (месят, разминают, отрывают, отщипывают кусочки, выдавливают силуэты с помощью формочек и т.д.)

-учатся наблюдать, узнавать и сравнивать формы предметов  по аналогии с предметами –эталонами( как шарик, как мячик ,как колбаска и т.д) ;

-сравнивать объекты похожие по величине, форме ( мяч и арбуз, бублик и колечко ит.д.)

- создают простейшие  формы и устанавливают  сходство с предметами окружающего мира

- приобретают опыт изменения формы  и превращения ее в другую : шар расплющивают ладошками в диск и получают печенье, цилиндр замыкают в кольцо  и получают бублик и т.д.

-создают фигурки, состоящие из двух-трех  частей, для этого соединяют части и видят целое ( грибок, неваляшка и т.д)

 Очень важно знать, что именно в лепке  дети быстрее переходят с доизобразительного этапа на  изобразительный  - начинают  узнавать изображение, сопоставляют его с реальными предметами, находят и воплощают свои первые замыслы. Это объясняется осязаемостью материала и объемностью форм - дети лепят фигурки, которые больше похожи на реальные предметы, нежели изображения в аппликации и рисовании.

 В аппликации  воспитатель знакомит детей с бумагой как художественным материалом, создает условия для экспериментального  освоения ее свойств (  легкая, тонкая, послушная , мягкая и жесткая и пр), способов изменения  в результате  различных действий ( сминается, складывается, разрезается, приклеивается и т.д) и на этой основе дети :

- создают  выразительные образы ( пушистые тучки, цыпленок, цветы и т.д.) из комков мятой и сжатой бумаги

- раскладывают и приклеивают готовые формы, создавая при этом выразительные образы, коллективные коллажи  и простые сюжетные композиции.

Метод наблюдений лежит в основе всей системы художественно – эстетического развития. От того насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

Исследования психологов и педагогов показали, что уже детям трехлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета.

Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображения вместе с ребенком, ведя его руку.

Игровые приемы воспитания - это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы воспитания будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.

Включение игровых моментов в изобразительную деятельность младших дошкольников является сильнейшей мотивацией для раскрытия творческих способностей.

Опыт работы показал, что все методы и приемы изобразительной деятельности, способствующие художественно – эстетическому развитию младших дошкольников более эффективны при комплексном их использовании.

Интегрированный подход в дошкольных учреждениях - одна из наиболее важных и актуальных задач. В этом процессе многое зависит от умения педагога формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности.

.

Важно, чтобы у  детей возник интерес к  изобразительной деятельности, и появилось желание  действовать с художественными материалами, создавать что-то своими руками. С этой целью в начале  учебного года я объединила детей в группы по 5-6 человек ( иногда 4 человека) в ходе непрерывной непосредственной образовательной деятельности подсаживаюсь за стол рядом с ними  и эмоционально вовлекаю в совместную деятельность. Продолжительность  совместного занятия варьируется от 8 до 10-12 минут, на основании проведенной  педагогической диагностики (мониторинга), данных листов здоровья и двигательной активности.

 

В Приложении 1 представлено  перспективное планирование Непосредственной Образовательной Деятельности на 2015 год ( сентябрь-декабрь). На основании перспективного планирования составляется календарный план и разрабатываются конспекты Непосредственной Образовательной Деятельности  с учетом интегрированного подхода.

Приложение 2. Представлены некоторые фотографии процесса и результатов непосредственной деятельности детей.

Подводя итоги,  хочется сказать, что нестандартные подходы к  организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение Аппликация из нестандартных материалов – вселяет уверенное желание познавать мир ,экспериментировать и создавать свои образы.  У детей на этом этапе работы ярко выражен интерес к изобразительным видам деятельности,  растет желание фантазировать и у некоторых  ребят начинает проявляться именно творческий подход к  рисованию. Из вышесказанного могу сделать вывод, что художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста средствами различных видов изобразительной деятельности и  использование разнообразных средств, методов и приемов способствуют  приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных  образов, развивают  эмоциональную отзывчивость на восприятие эстетических явлений в искусстве и  творческую  индивидуальность  каждого ребенка.

Список используемой литературы :

 1.Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования  от  17 октября 2013г. №1155

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду . Первая младшая группа.  Москва Издательский дом «Цветной Мир» 2014

3. Конспекты комплексно-тематических занятий  1-я младшая группа Интегрированный подход. Москва  Издательство СКРИПТОРИЙ»  2016

4. Лыкова И. А.  Программа «Цветные ладошки»   Москва  Издательский дом «Цветной Мир» 2014

5. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего  дошкольного возраста . Санкт-Петербург  «Детство-Пресс» 2014

6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. –М., 2000.

7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. –М., Сфера, 2005.

8. Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. -Ярославль, 2007.

9. Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду. 2008. №5 с. 43-45.

10. http://detstvogid.ru/fgos-do-hudozhestvenno-esteticheskoe-r/.htm

11. http://www.maam.ru/

12. http://nsportal.ru/