Главные вкладки

    Предметная аппликация в нетрадиционной технике торцевание на пластилине «Бонсай» с детьми старшей группы
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

    Кривицкая Евгения Владиславовна

    Нетрадиционная аппликация из бумаги в технике торцевание на пластилине с детьми старшего дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предметная аппликация в нетрадиционной технике торцевание на пластилине «Бонсай» с детьми старшей группы

    Цель: создать условия для аппликативного изображения дерева Бонсай в технике торцевание детьми старшей группы.

    Задачи:

    Обучающие: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации – торцевание на пластилине. Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дерева Бонсай. Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить приём прикрепления «торцовок» к пластилиновой основе. Учить создавать объёмное изображение дерева Бонсай.

    Развивающие: Формировать творческие способности за счёт самостоятельного выбора материалов в процессе аппликации в технике торцевание на пластилине. Формировать чувство цвета и композиции при выборе цвета «торцовок» и размещения их в кроне дерева Бонсай. Развивать мелкую моторику рук в процессе работы с «торцовками».

    Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к природе через аппликативное изображение её образа в собственном творчестве.

    Материалы и оборудование:

    Для детей: листы гофрированной бумаги (цвета на выбор детей) для кроны, карандаш, ножницы, стаканчик, камушки для заполнения стаканчика, пластиковый ёлочный шар, толстый карандаш, пластилин (для основы), клей ПВА, кисточка для клея, крупные бусины для украшения – на каждого ребёнка;

    Для воспитателя: листы гофрированной бумаги для кроны, карандаш, ножницы, стаканчик, камушки для заполнения стаканчика, пластиковый ёлочный шар, толстый карандаш, пластилин, клей ПВА, кисточка для клея, крупные бусины для украшения, готовое дерево «Бонсай», выполненное в технике торцевание на пластилине, фотографии японского сада с Бонсай, живое дерево Бонсай.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций японских садов, рассказ о японском искусстве выращивания мини-деревьев «Бонсай», рассматривание иллюстраций с видами «Бонсай», наблюдение за деревьями на прогулке. Беседа о безопасности на занятиях по аппликации. Дежурные подготавливают рабочие места к занятию: раздают материалы и оборудование каждому ребёнку.

    Ход занятия:

    1. Организационная часть

    Воспитатель вносит живое дерево «Бонсай». Дети стоят возле воспитателя.

    Воспитатель: в далёкой Японии существует искусство выращивания живых деревьев в горшке, которые выглядят, как настоящие деревья, только очень маленькие. Ребята, кто знает, как называется такое дерево?

    Ответы детей.

    Воспитатель: «Бонсай» – миниатюрная копия природы, деревья, камни, мох – в цветочных горшках.

    Воспитатель читает стихотворение. Играет тихая мелодия «Музыка ветра».

    На диком склоне горной кручи,

    судьбу величием дразня,

    раскинул ветви дуб могучий,

    собою небо заслоня.

    А рядом с ним на том же склоне

    прижился маленький бонсай.

    Склонился в вежливом поклоне –

    и не заметишь невзначай

    такую крохотную особь.

    Но держат крепко корешки,

    и сквозь обветренную осыпь

    уже пробились черешки.

    Пусть между маленьких листочков –

    миниатюрные плоды.

    Не наберётся и мешочка,

    зато годятся для еды.

    Пусть дуб полнеба заслоняет,

    рождённый для иной судьбы.

    Но каждый из бонсаев знает

    о том, как валятся дубы.

    И пусть – любая непогода.

    Пусть буря завывает зло –

    внутри бонсаев хоровода

    уютно, тихо и тепло.

    И даже пусть зима-злодейка

    листочки с веточек собьёт,

    бонсаев маленьких семейка

    ещё не то переживёт.

                    (Демидов Игорь)

    Воспитатель: давайте посмотрим на «Бонсай». Как вы думаете, где растёт такое дерево?

    Ответы детей.

    Воспитатель: в Японии это дерево можно встретить в садах, а также и дома, на подоконнике. Сейчас в нашей стране некоторые люди тоже выращивают деревья «Бонсай» на подоконнике.

    Воспитатель: опишите это дерево. Какое оно?

    Ответы детей (красивое, маленькое, зелёное, похоже по форме на большое дерево).

    Воспитатель: из чего оно состоит?

    Ответы детей (лиственная крона наверху дерева овальной формы, прямой ствол, корни уходят в почву, которая находится в горшке).

    Пальчиковая гимнастика «Разные деревья»

    Всем в лесу на удивленье (Трут ладони друг о друга)

    Разные растут деревья: (Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья)

    Вот уперлась в небеса

    Вся смолистая сосна. (Локти соединить – ствол, ладони раскрыть – крона)

    Распустила ветви-косы

    Белоствольная береза. («Фонарики» с движением сверху вниз)

    Как во полюшке былинка,

    Тонкая растет осинка. (Показать указательный палец, остальные в кулаке)

    Дуб раскинул свои ветви,

    И не страшен ему ветер. (Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены)

    Липа цветом зацвела, (Пальцы рук собраны в щепотку – бутон)

    Пчелок в гости позвала. (Круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)

    Ель иголки распушила (Руки в стороны вниз, пальцы растопырены)

    И грибочки все закрыла. (Указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)

    Шелестят листвой деревья,

    Словно разговор ведут, (Трут ладони друг о друга – «шуршат»)

    Руки-ветви распустили, (Стряхнуть ладони)

    Птичек в гости к себе ждут. (Сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны – птицы)

    1. Практическая часть.

    Воспитатель: чтобы вырастить «Бонсай» самому, понадобится очень много времени. А дерево это такое красивое, что хочется украсить им свою комнату. Поэтому люди придумали делать искусственные бонсаи. Как вы думаете, ребята, из чего можно сделать искусственное деревце?

    Ответы детей (из бумаги, дерева, стекла, металла, и т.п.).

    Воспитатель показывает «Бонсай», изготовленный в технике торцевание на пластилине.

    Воспитатель: а я могу сделать вот такое деревце. Если хотите, я расскажу, как оно делается.

    Дети выражают желание сделать свои бонсаи.

    Воспитатель показывает технологию изготовления бонсай: сначала нужно подготовить основу для деревца. Для этого берём толстый карандаш, это будет ствол. С пластикового ёлочного шара убираем верхушку-держатель, в отверстие вставляем ствол-карандаш отточенным концом. Теперь у нашего дерева появилась крона. На дно стаканчика прикрепляем некоторое количество пластилина, достаточное, чтобы укрепить в нём ствол нашего дерева тупым концом. Засыпаем стаканчик камушками, чтобы закрепить деревце. Теперь нужно обмазать шар слоем пластилина. На него мы будем прикреплять торцовки-листья.

    Воспитатель: как заготавливать и делать торцовки, вы уже знаете. Кто напомнит нам, как?

    Ответы детей (свернуть лист гофрированной бумаги рулончиком, нарезать ножницами сначала на полосы, затем сделать из них квадраты примерно одинаковой величины, на полученный квадратик поставить обычный карандаш тупым концом, обернуть бумагу вокруг карандаша, слегка повернув, прикрепить получившуюся торцовку к основе).

    Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сама напоминает им способ действия.

    Воспитатель: чтобы из-под кроны не было видно шара-основы, нужно использовать для основы пластилин того же цвета, который вы выбрали для кроны. Какого цвета крона у вас будет?

    Ответы детей (тёмно-зелёная для летнего дерева, нежно-зелёная с цветочками для весеннего дерева, разноцветная для осеннего дерева).

    Физминутка «Во дворе стоит сосна»

    Во дворе стоит сосна, к небу тянется она. (Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх)

    Тополь вырос рядом с ней,

    Быть он хочет подлинней. (то же самое на другой ноге)

    Ветер сильный налетал,

    Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед-назад)

    Ветки гнутся взад-вперед,

    Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

    Будем вместе приседать –

    Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

    Мы размялись от души

    И на место вновь спешим. (Дети идут на места)

    Воспитатель: а теперь я предлагаю вам пройти к своим рабочим местам и приступить к работе.

    В процессе работы воспитатель напоминает детям способы действия. Дети сначала собирают основу из отдельных частей, скрепляют их, подготавливают к торцеванию. Затем из гофрированной бумаги заготавливают квадратики для торцовок (их понадобится много). Из-за большого объёма подготовительной работы и затем основной работы занятие рассчитано на 2 учебных часа.

    Воспитатель: когда ваше деревце бонсай будет готово, вы можете украсить его бусинками, приклеив их вовнутрь некоторых торцовок-листочков.

    1. Итог занятия.

    Воспитатель: молодцы, ребята! Вы отлично справились с работой. Теперь у каждого из вас дома на подоконнике будет своё маленькое деревце «Бонсай» (Рис. 13.1).

    Рис. 13.1. Деревья «Бонсай» в технике торцевание на пластилине.

    Физминутка «Деревья»

    Руки подняли и покачали-

    Это деревья в лесу.

    Руки нагнули, кисти встряхнули

    Ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно помашем

    Это к нам птицы летят,

    Как они сядут, тоже покажем

    Крылья сложили назад.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование использования нетрадиционных техник в занятиях по рисованию с детьми старших и подготовительных групп

    Данное перспективное планирование включает занятия с применением нетрадиционных техник рисования, которые проводятся два раза в месяц  в игровой форме. Занятия запланированы с  использование...

    Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

    Цель нетрадиционных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.Задачи:1.     Сформировать устойчивый интерес к художественной деятел...

    Методическая разработка. Аппликация в нетрадиционной технике (торцевание).

    Методическая разработка по ОО «Художественно – эстетическое развитие». Аппликация в  нетрадиционной технике (торцевание).Тема: «Ёжик в осеннем лесу»....

    открытое занятие во 2-ой младшей группе "Аленушка" подготовила воспитатель: Кейсинова А.Х. нетрадиционной техникой "Торцевание на пластилине"

    Открытый НОД "Друзья для ципленка" с использованием нетрадиционной техники "Торцеыание на пластилине....