«Методические рекомендации по лепке в ДОУ»
презентация по аппликации, лепке на тему

Елена Александровна Муратова

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации по лепке в ДОУ»

Слайд 1

Лепка – это вид скульптуры.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Слайд 2

Первая младшая группа

Занятия лепкой начинаются в группе детей третьего года жизни. Прежде всего необходимо познакомить детей с материалом. Воспитатель, показывая детям пластилин, говорит: «Это пластилин. От него можно отделить кусочек». Таким образом, знакомя детей с материалом, воспитатель обучает детей первому приему – отщипывание.  

Слайд 3

 Затем нужно учить детей придавать комочку пластилина более определённую форму, раскатывая между ладонями, сначала прямыми прямыми движениями. Происходит обучение детей первому формообразующему движению – раскатыванию.

Далее обучают детей изображению предметов округлой формы – скатыванию кругообразными движениями шара. Это наиболее сложный вид движения. Сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик.

Слайд 4

И еще один прием, которым детям необходимо овладеть – сплющивание. Взрослый показывает, как нужно отделять кусок пластилина и сплющивать его пальцами.

В первой младшей группе лепка носит предметный характер. Подбирая предмет для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет должен быть хорошо знаком детям, вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение.

Слайд 5

Обследование предмета следует проводить, исходя из принципиально важной последовательности, а именно:

  1. Восприятие целостного образа предмета.
  2. Вычленение основных частей этого предмета.
  3. Повторное целостное восприятие.

Эти принципы надо соблюдать всегда при обследовании предметов, которые выбираются для изображения.

Слайд 6

Для успешного проведения занятия требуются определенные условия. Воспитатель занимается с подгруппой детей, учит детей лепить, сидя за столом, не разбрасывать материал. Детям для лепки следует подкладывать специальные доски, пластилин давать в виде колбаски.

Вторая младшая группа

Технические умения, которые дети приобрели в первой младшей группе, закрепляются в первом полугодии. Затем детей обучают новым, более сложным умениям:

Слайд 7

Раскатыванию под углом и в вертикальном положении рук, соединению, прищипыванию; учат регулировать силу нажима руки на материал, координации и плавности движений; развивают произвольность движений ладоней с постепенным включением пальцев, особенно указательного и большого.

Тематика занятий в этой группе имеет в основном предметный характер. Дети лепят ягоды, фрукты, овощи, печенье, конфеты, булочки, блины, чашки, блюдца, вазы, мячи, шары, башенки, неваляшек и т.д. Основное требование к заданию в этой группе – множественность и повторность изображения одной формы.

Именно в этой группе закладывается фундамент многих навыков и умений, на основе которых будут формироваться умения более сложные.

Первые занятия посвящены закреплению и обучению детей техническим приемам (раскатывание, скатывание, свертывание, соединение).

В дальнейшем упражнение связано с получением шарообразной формы.

Слайд 8

Одновременно с обучением умению изображать решаются и воспитательные задачи.    

  1. Детей учат аккуратно пользоваться материалами.
  2.  Закатывать рукава перед работой.
  3. Лепить на дощечке.
  4. Выслушивать объяснения воспитателя до конца, отвечать на его вопросы.

Следующий этап обучения – видоизменение шара.

Слайд 9

Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев. Это очень важный этап, так как в последующих группах дети лепят в основном пальцам. Поэтому наряду с приемами прищипывания, оттягивания можно учить детей защипывать края формы или украшать форму с помощью защипывания, как, например, при лепке батона, пирожка.

Важно продумать организацию занятия. Перед лепкой нужно собрать ребят, предложить им закатать рукава и посадить за приготовленные для занятия столы.

Объяснение задания не должно занимать более 3 – 4 минут.

После объяснения воспитатель вместе с детьми рассматривает предмет, выделяет его форму, составные части, величину, предлагает взять в руки, обвести рукой его форму, при этом четко называет ее.

Дети этой группы нуждаются в положительной оценке работы. К анализу выполненных работ следует привлекать и детей. Пусть это будет еще очень общее суждение: красиво – некрасиво, нравится – не нравится, но оно помогает малышам осознавать свое отношение к работе.  

Воспитатель рассматривает с детьми все работы, отмечает образность, качество изображения, подводит детей к определенному критерию в оценке работы, учит их оценивать работы товарищей.

Средняя группа

Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах, и овладевают новыми.

Слайд 10

Тематика заданий становится сложнее – дети изображают животных и человека, всевозможную посуду и другие сложные предметы.

Дети овладевают такими приемами, как оттягивание и сглаживание.

Основное содержание заданий носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке.

Первым занятием по лепке может быть занятие по замыслу детей. Оно дает педагогу возможность выяснить уровень умений каждого воспитанника и в соответствии с этим построить дальнейшую работу.

Слайд 11

Построение и лепка всех перечисленных фигур одинаковы:

  1. Кусок пластилина делят на две равные части.
  2. Из первой части лепят конус (основание его выравнивают о доску).
  3. Вторую часть делят пополам.
  4. Из одной половины скатывают круглую голову, которую присоединяют

к вершине конуса.

  1. Вторую половину делят на две равные части: из одной раскатывают удлиненный цилиндр – это будут руки, другую дети используют для деталей – шапочки, воротника, пуговиц.

Дети учатся лепить посуду. Им показывают способы:

  1. Создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме.
  2. Отгибание краев у расплющенной формы.
  3. Наложение друг на друга колец и их скрепление.

Такие детали, как ручки, украшения ребенок выполняет, присоединяя и примазывая отдельные части к общей форме.

Вводится декоративная лепка.

Важным моментом руководства является объяснения.

Слайд 12

В объяснении можно условно выполнить три этапа:

I этап – определение и название цели лепки.

II этап – рассматривание натуры.

III этап – объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать.

За 5 минут до конца занятия нужно предупредить детей об этом. Так воспитывается внимательность, четкость в выполнении требований, вырабатывается чувство времени.

В конце занятия проводится анализ работ.

Старшая группа.

В программе старшей группы присутствуют три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная.

Предметная лепка дается с натуры и по представлению. Когда основной задачей является овладение новой формой, даем лепку с натуры.

Подводя ребят к сюжетной лепке обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов.

К декоративной лепке можно отнести изображение декоративных пластин, посуду с несложным декоративным узором, народные игрушки.

Слайд 13

Следующий этап обучения – лепка фигурки на ногах. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными.

Изображения животных требует новых способов лепки: туловище и голова или туловище и ноги из одного куска. Использование этого способа требует умения работать со стекой: сначала делается столбик, затем он сгибается дугой, после чего опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются.  Далее прикрепляются остальные части. Т

В старшей группе обучаем детей изображать фигуру в движении.

Интересной темой для лепки является изображение птиц.

В старшей группе появляется новый способ лепки посуды – соединение диска (дна) и лентообразной стенки – расплющенного цилиндра.

На первом этапе обучения лепке можно использовать лепку с натуры.

Анализ работ в конце занятия можно провести как беседу. Педагог ставит вопросы, чтобы дети учились оценивать четкость выражения формы, движения, композиционное решение.

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной группе лепка носит предметный, сюжетный и декоративный характер. Различные предметы изображаются либо с натуры, либо по представлению – после наблюдения и рассматривания. Дети лепят овощи, фрукты, посуду, животных, человека.

.

Во время лепки с натуры ребята должны сравнить свою работу с предметом, который стоит перед ними.

Лепка по представлению основывается на запасе знаний, представлений детей.

При лепке фигуры человека надо уделять особое внимание изображению пропорций. В подготовительной группе в качестве натуры, как правило бывает кукла. При изображении человека дети лепят не только с натуры (игрушки), но и по представлению.

В декоративной лепке дети изображают народные игрушки, посуду, декоративные пластинки.

Слайд 14

Другой способ лепки сосудов приемлем лишь при лепке из глины: выбирание глины стекой из шарообразной или цилиндрической формы.

При лепке декоративных пластинок дети учатся сначала создавать эскиз в виде рисунка, а затем по нему оформлять пластинку углубленным и высоким рельефом. Пластинку делают по размерам эскиза.

Прежде чем лепить дети много наблюдают, рассматривают предметы, картинки, иллюстрации в книгах. Детей водят на выставки, в музеи прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Лепка из соленого теста с дошкольниками. Методические рекомендации

Представленные методические рекомендации  познакомят педагогов со способами и приемами лепки из соленого теста, с основами техники, используемым материалом, даст представление о том, что и как ...

Методические рекомендации по лепке из солёного теста для воспитателей и родителей.

Лепить можно по старинке – из глины или пластилина, но интересно попробовать и что-то новое – например солёное тесто. ...

Декоративная лепка в детском саду. Методические рекомендации.

Цель. Рекомендации по декоративной лепке....

Методические рекомендации для родителей «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»

Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быт...

Методические рекомендации по проведению занятия «Лепка. Варежка»

Презентация занятия "Лепка. Варежка" для воспитанников ПНДДС ЦВЛ "Детская психиатрия" возраст 3-4 года...

Методические рекомендации "Обучение лепке в детском саду"

В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к события...