Тема занятия: «Ажурная закладка для букваря»
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Иващенко Татьяна Петровна

Вид занятия: декоративная аппликация (прорезной декор)

Цель занятия: Познакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Ажурная закладка для букваря»

Вид занятия: декоративная аппликация (прорезной декор)

Тип занятия: на заданную тему

Цель занятия: Познакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором.

Учить вырезать геометрические и растительные элементы на полосе бумаги, сложенной вдвое. Раскрыть символику отдельных элементов и мотивов (круг и его вариации – солнце, прямая линия - дорога, волнистая линия - вода, зигзаг - молния, ромб - поле, треугольник - стрела, ряд треугольников - косица). Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной аппликации красиво сочетающиеся цвета).

Планируемые результаты:

Личностные: развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие.

Воспитывать любовь к декоративному искусству.

Метапредметные: познакомить детей с изделием ажурная закладка и ее видами, дать сведения о видах закладок и способах их изготовления.

Предметные: развивать умение использовать полученные знания в украшении ажурной закладки.

Материалы:

для педагога: цветная бумага, ножницы, клей, клеевая кисточка;

для воспитанника: полоски цветной бумаги, ножницы, коробочки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые и бумажные.

Зрительный ряд: слайды, образец работы, выставка закладок.

Литературный ряд: загадка, стихотворение.

План занятия

  1. Организационный момент с сюрпризом.
  2. Вопросы – парадоксы.
  3. Беседа о истории возникновении закладок.
  4. Физкультминутка.
  5. Практическая работа с пояснением.
  6. Подведение итогов, выставка работ.

Содержание занятия.

  1. Организационный момент с сюрпризом. Стук в дверь.

          – Ребята, посмотрите кто к нам пришел? Это Мальвина. (Слайд 2.) Она очень аккуратная девочка и у нее всегда и везде порядок. А пришла она с подарком. Хотите узнать, что это? Давайте откроем его и посмотрим, что в нём лежит. (Дети вместе с педагогом открывают подарок, достают книгу и рассматривают её. В книге лежит закладка. Рассмотреть с детьми закладку.)  (Слайд 3.) (Загадать  ребятам загадку про закладку.)

Я-подсказка и шпаргалка,

Но учитель только рад.

Если в книжке для порядка

Поселилась я-…( Закладка)

        (Стихотворение про закладку)

Я-красивая закладка,

Я нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай-

Где закладка, там читай! (В. Берестов)

  1. Вопросы-парадоксы.

– Ребята, как вы думаете, что это? (ленточка, шнурок, закладка)

– В качестве чего можно использовать. (Можно использовать, как закладки)

– Для чего они нужны?  (Для того чтобы заложить нужное место в книге.)

  1.      Беседа о истории возникновении закладок.

 Давайте посмотрим, как об этом написано в словаре.

«Закладка – это ленточка, полоска, вкладываемая в книгу, чтобы заметить нужную страницу».

– Закладка — это такая вещь, которую вкладывают в книгу на той странице, где человек перестал читать. И чтобы ему быстрее найти то место, где он читал, существуют закладки. Обычно их изготовляют из картона, чтобы они не мялись. Вот посмотрите, такие закладки для учебников покупают школьники. (Слайд 4.)

— А я читала в одной газете о необычных закладках, которыми пользуются люди. В Англии в г. Лондоне в одной из библиотек работники библиотеки стали собирать то, что люди вкладывают в книги вместо закладок. Этими предметами оказались: салфетки, туалетная бумага, лезвия бритв, кусочки сыра, ломтики хлеба. Чего только не находили сотрудники библиотеки в книгах! (Слайд 5.)

— А зачем, для чего закладываем страницу в книге? Загнём уголочек у странички, и всё. Закладка не нужна. (Так нельзя. Чтобы книги служили (жили) дольше, с ними нужно правильно обращаться.)

— Как надо обращаться с книгами? (Дети предлагают свои варианты ответов, а воспитатель делает обобщающий вывод.)

1. Нельзя загибать уголки, книга будет потрёпанной.

2.  Нельзя перегибать её.

3.  Листать нужно аккуратно, брать двумя пальцами за край страницы и её переворачивать.

4.  Смотреть или читать книгу нужно сидя за столом, а не на коленях или на полу. (Слайд 6.)

— Правильно ребята. А вы знаете, что закладки бывают разные: из бумаги, ткани, ленточки. (Слайд 7, 8, 9,10, 11.)

— Ребята, а ещё мне Мальвина сказала, что у её друга Буратино все книги помяты, уголки загнуты.

— Как вы думаете почему? (потому что у него нет закладок в книгах)  А давайте мы с вами сделаем закладки, и подарим их Буратино, а чтобы нам было веселей работалось, сделаем зарядку.

  1. Физкультминутка.

Покажите мне ладошки

И похлопайте немножко

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

На меня теперь смотрите

Точно так же повторите

Раз, два. Раз, два, три.

(показ любого движения).

А теперь покажем ножки

Раз, два. Раз, два, три.

Побежали по дорожке

Раз, два. Раз, два, три.

  1. Практическая работа с пояснением.

— Беру полоску бумаги, складываю её пополам по длине и вырезаю на сгибе узор: сначала треугольник, потом полукруг, опять треугольник и опять полукруг - чередую эти элементы до конца закладки. Раскрываю и получаю ажурную закладку.

Посмотрите, во что превратились треугольники? (В ромбы.) А во что превратились полукруги? (В круги.) А вы знаете, что означают эти элементы узора? Круг - это солнце, а ромб - поле (земля). И придумали это люди в давние-давние времена. Им хотелось, чтобы все вещи были красивыми и о чём-то рассказывали. Вот они и придумали специальные знаки-картинки. И стали украшать этими знаками самые разные предметы и вещи - посуду, одежду, ковры, полотенца. (Воспитатель помогает детям расшифровать элементы, вырезанные на закладке: прямая линия (дорога), волнистая линия (вода), зигзаг (молния), треугольник (стрела), ряд треугольников (коса). Воспитатель выставляет на доске или мольберте схему с элементами прорезного декора)

—   Ребята, давайте вырежем закладки, которые о чём-то «рассказывают». (Напомнить, что нужно выбрать полоску понравившегося цвета сложить пополам и вырезать узор на сгибе. По желанию дети могут вырезать две- три закладки и наклеить их на полоски бумаги другого цвета, чтобы получилось двухцветное изображение.)

После того как дети закончили работу, воспитатель предлагает отдать свои закладки Мальвине, что бы она передала их Буратино, и рассказала, как ими пользоваться.

  1. Итог занятия, выставка работ. 

—Что нового вы узнали? О чём была беседа? Чем занимались?

— Как пользоваться закладками, для чего они нужны, какие бывают закладки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6 – 7 лет. Тема: Аппликация «Ажурная закладка».

Задачи: Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной аппликации красиво сочетающиеся цвета). Развивать комбинаторные и композиционные умения: составля...

-10. ЗАКЛАДКА ДЛЯ БУКВАРЯ

Этот пошаговый материал поможет ребёнку сделать своими руками красивую закладку для букваря...

НОД в подготовительной к школе группе по теме: «Ажурные закладки для книг».

Цель: способствовать ознакомлению детей с новым приёмом аппликации – прорезным декором.Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое  развитие.Задачи приоритетной образов...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Ажурная закладка для букваря»

Данный конспект поможет воспитателю  познакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором....

Ажурная закладка для букваря

Аппликация, прорезной декор....

Аппликация " Закладка для букваря"

Цель: Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию Задачи: Обучающие: -закреплять умение детей отгадывать загадки; -совершенствовать технические навыки при создании композиций по...